Урок русского языка. Тема: Творительный падеж 3класс Школа России


Русский язык. 3 класс
Урок 86.
Тема: Творительный падеж имён существительных.
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного
в форме творительного падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и
предлогу.
Задачи:
Обучающие:
актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;
дать представление о творительном падеже имён существительных;
Развивающие:
развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;
развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом.
Воспитательные:
создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и толерантности
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
устанавливать алгоритм распознавания падежа имени существительного;
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Формирование личностных результатов:
понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Оборудование:
интерактивная доска, мультимедийный проектор;
электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык, 3 класс;
презентация к уроку;
учебник + рабочая тетрадь «Русский язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.
Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте!
- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами наметим в ходе урока.
Личностные результаты:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
развитие этических чувств (доброжелательности)
ΙΙ. Актуализация знаний.
Начинаем конференцию на тему « Имя существительное»
За 1 минуту придумать вопросы участникам конференции на тему « Что мы уже узнали об имени существительном»
( Выходят к доске 4 ученика и готовятся к конференции. Остальные готовят в течение минуты вопросы и задают им.) Примерные вопросы.
Что… ( называется именем существительным? Что такое падеж?)Сколько… ( падежей в русском языке?)
Как … ( изменяются имена существительные?)
На какие …( вопросы отвечают имена существительные? вопросы отвечают существительные в …падеже?)
Какие … ( предлоги употребляются с … падежом?)
Какую …( роль в предложении выполняют существительные…?)и другие.
2)Определи падеж по вопросам.
Учитель читает вопросы, а дети записывают падеж.
Кого?что?; Кто?что?; Кого?Чего?; Кому?Чему?; Кем?Чем?; О ком? ОЧем?; Кого?Чего? и т.д .
Ученики пишут: В.п, И.п., Р.п., Д.п, Т.п, П.п, Р.п., и т.дУкажите падеж
Построили теремок …
Пришёл волк …
Выглянул из окошка …
Подошёл к волку … Регулятивные УУД:
принимать и сохранять в памяти учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Формулирование темы и постановка учебной задачи.

Введение в тему урока.
Работа в группах.
Вдоль гря_ки, на праз_ник, без в_ды, про со_нце, на _кно, без фла_ка, от доро_ки,
под лес_ницей, с тр_пинкиУ.: Прочитайте и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова?
Д: слова с парными согласными и с непроизносимыми согласными, с безударными гласными в корне.
У.: Распределите в 3группы и укажите падеж имен существительных

У.: Как определим падеж у имён существительных?
Д.: по вопросу и по предлогу
У.: Сделайте вывод
Д.:Существительные стоят в родительном и винительном падежах .Словосочетание под лестницей не относится к этим падежам
У.: Над чем будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Д.: Творительный падеж имён
существительных.
У.: Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным
Надо всё теперь понять
В падеже творительном. ( Т. Рик)
- Какие задачи вы поставите перед собой на сегодняшний урок?
Д.: расширить знания об особенностях творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении…
У.: По ходу изучения сегодняшней темы мы с вами составим кластер («гроздь» - представление информации в графическом оформлении) Поможет нам в этом информация, находящаяся в учебнике стр.53
(открывается на доске) Регулятивные УУД:
прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу;
Коммуникативные УУД:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
Развитие умения извлекать информацию из текста.
На основе анализа объектов делать выводы.
IV. Построение проекта учебных действий.

Фронтальная работа с классом
У.: Какую информацию мы можем сразу внести в кластер?
Д.: вопросы, вспомогательное слово, роль в предложении) 1)Упр.94, с.52 прочитайте задание и в паре составьте план работы над упражнением:
1.Вставить пропущенные буквы
2.Поставить вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж.
3.С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
4.Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.
5.4-ое предложение разберите по членам:
Первые 3 человека подходят к учителю для проверки и назначаются консультантами. Для проверки ученики обращаются уже не к учителю, а к консультантам.
-Какие орфограммы встретились?
_Какие окончания у существительных творительного падежа?
-каким членом предложения являются?
( Заполнение таблицы-кластера)
Сделайте вывод.

Физкультминутка. Регулятивные УУД:
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД:
Развитие умения слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.. ениемо..113а полях тетради.граммой:буквы нужно писать на месте пропусков. ым звуком оглушается
Познавательные УУД:
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
 Обобщать и классифицировать по признакам.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Фронтальная работа.
Упр. 96 (устно)
– Назовите имена существительные в творительном падеже?
– Найдите в предложениях сравнения. Какой частью речи выражено сравнение в каждом предложении?
Сделайте вывод и дополните таблицу
Подготовка и запись под диктовку.
Самопроверка
У.: Откройте рабочую тетрадь,
3) Упр.81,с.38.Проверь себя, как понял тему.
Прочитайте. Назовите слова, называющие признаки имён существительных в Т.п. и впишите вопросы в карточку
Д.: вопросы: кем? чем?
Предлоги: перед, под, над
Вспомогательное слово: доволен Познавательные УУД:
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
Регулятивные УУД:
выполнять действия по намеченному плану;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
слушать собеседника и понимать речь других;
Упр.85. Устный словарный диктант с самопроверкой (с сигнальными карточками):
Смириться с неволей, клевал руку, кружить под потолком, вылетел на улицу, суп с лапшой, ветка осины, вьюга кружила. Познавательные УУД:
пользоваться знаками для решения учебных и практических задач;
обосновать свой выбор;
VII. Обобщение знаний о творительном падеже.
У.: Ребята, давайте сделаем вывод. Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
слушать собеседника и понимать речь других;
VIII. Рефлексия Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока?
Как вы думаете, достигли мы цели?
Как можно определить падеж имён существительных?
– Всё ли получалось сегодня у вас?
– В чём испытали затруднения?
Самооценка
1 Участие в конференции. Как я владею информацией об имени существительном?
2 Участие в формулировке темы урока и постановке задач.
3 Знание и определение падежей.
4 Знание орфограмм. Умение проверять орфограмму и классифицировать в группы слова по определенному признаку.
5 Письмо без ошибок.
6 Умение определять падеж
7 Умение пользоваться информацией в учебнике для составления таблицы в тетради о творительном падеже.
8 Упражнение 94.Что не удалось?
9 Письмо под диктовку упр.96
10 Самостоятельная работа в печатной тетради. Вывод :как я усвоил сегодняшнюю тему и смогу ли я рассказать ее родителям?
Итог:
Критерии оценивания: «5»-48-50балов
«4»-35-48 баллов
«3»-26-34 балла
Ниже 25-тему не понял.
Регулятивные УУД:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
Домашнее задание Упр. 95, таблица в тетради- рассказать дома родителям. Приложение
Лист самооценки
1 Участие в конференции. Как я владею информацией об имени существительном?
2 Участие в формулировке темы урока и постановке задач.
3 Знание и определение падежей.
4 Знание орфограмм. Умение проверять орфограмму и классифицировать в группы слова по определенному признаку.
5 Письмо без ошибок.
6 Умение определять падеж
7 Умение пользоваться информацией в учебнике для составления таблицы в тетради о творительном падеже.
8 Упражнение 94.Что не удалось?
9 Письмо под диктовку упр.96
10 Самостоятельная работа в печатной тетради. Вывод :как я усвоил сегодняшнюю тему и смогу ли я рассказать ее родителям?
Итог:
Критерии оценивания: «5»-48-50балов
«4»-35-48 баллов
«3»-26-34 балла
Ниже 25-тему не понял.