Конспект по МХК на тему Шедевры классицизма в архитектуре России (11 класс)


С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.
К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.
Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.
Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.
Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.
Архитекторы, шедевры русского классицизма
Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).
Баженов Василий Иванович (1737 или 1738—1799), архитектор.
Родился 12 марта 1737 или 1738 г. в селе Дольском близ Малоярославца (Калужская губерния); по другим данным, в Москве.
Детство и юность Баженова прошли среди древних построек Московского Кремля, где его отец служил дьячком одной из церквей. Первоначальное образование он получил в «архитектурной команде» Д. В. Ухтомского. Затем следовало поступление в гимназию при Московском университете.
В 1758 г. Баженов блестяще выдержал вступительные экзамены в Академию художеств в Петербурге. По окончании учёбы в 1760 г. как лучший ученик он был направлен на академические средства в Италию.
Вернувшись в Москву в 1765 г., архитектор получил звание академика за проект «увеселительного дома в Екатерингофе», а спустя два года приступил к созданию грандиозного проекта Кремлёвского дворца в Москве (1767—1775 гг.). В комплекс входили императорская резиденция, здания Коллегий, Арсенал, театр, главная площадь с амфитеатром для зрителей, а древние соборы Кремля оказывались как бы в обрамлении новейших построек.
Проект требовал громадных затрат, чего страна не могла себе позволить, — шла русско-турецкая война 1767— 1774 гг. Кроме того, начавшаяся разборка кремлёвской стены (на чём настаивал Баженов) вызвала резкий протест духовенства. Очень скоро Екатерина II сослалась на конструктивные просчёты и запретила дальнейшее строительство.
Разочарование не помешало талантливому зодчему продолжить воплощение новых творческих замыслов, среди которых особое место занимает дворцово- парковый ансамбль в Царицыне под Москвой (1775—1785 гг.). Царицынские постройки совмещали в себе элементы готики и древнерусского зодчества. Участь усадьбы в Царицыне также была печальной. Несмотря на красоту и своеобразие архитектурного решения, Екатерина, приехавшая на смотр своей подмосковной резиденции, повелела снести ряд корпусов ансамбля, а возведение центрального дворца поручила М. Ф. Казакову, сказав, что сооружение Баженова походит скорее на тюрьму, чем на дворец.
После очередной неудачи зодчий погрузился в работу над следующим проектом — домом Пашкова (1784—1786 гг.; ныне старое здание Российской государственной библиотеки). По чертежам Баженова были построены дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770 г.), ныне проспекте Мира, колокольня и трапезная церкви Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой улице (все 80-е гг. XVIII в.). Кроме этого, архитектор разработал проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге (1792—1796 гг.); он был сооружён в 1797—1800 гг. архитекторами В. Ф. Бренной и Е. Т. Соколовым.
В 1799 г. Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств, но не успел осуществить свои замыслы — он умер 13 августа того же года в Петербурге.
В истории искусства с именем этого архитектора связано становление и утверждение русского классицизма.
Построенный всего за два года - с 1784 по 1786 год, дом Пашкова является не только блестящим образцом русского зодчества, но и значимым архитектурным памятником своей эпохи.
Практически до самого конца XVIII века имение на Ваганьковском холме переходило из рук в руки, и наконец, в 1784 году богатейший помещик, сын Астраханского генерал-губернатора П.Е. Пашков приобрел этот участок, где запланировал строительство усадьбы. Авторство этой великолепной постройки долго не было достоверно установлено, в свое время оно приписывалось архитектору М.Ф. Казакову и французу Леграну. Только в середине XX века были обнаружены документы, которые убедительно доказали, что Дом Пашкова был возведен по проекту великого российского зодчего В.И Баженова.
Описание
Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.
Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Борозицкого холма, увенчанногоКремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.
Планировка зданияЗдание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигели. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадные двором. Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию Некогда перед особняком находился сад.
Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:
Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. "Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа. (Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799)
Классицизм в оформлении фасадовУ дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.
Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма
Внутренняя планировкаГлавные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения13
Перестройки зданияПервоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его материУ

Михайловский замок — бывший императорский дворе в центре Санкт-Петербурга на рубеже XVII!—XIX
веков построенный как замок на воде по заказу императора Павла I и ставший местом его смерти. Это здание — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века
В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров с водой, окружавший площадь Коннетабля спамятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам которого стояли пушки. За памятником — ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. «Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями»*2'.
Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.
Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов кордегардий, за которыми начинались предзамковые укрепления'81.
В комплекс сооружений замка входили:
Дворец
Воскресенский канал (засыпан, восстановлена часть под Трёхчастным мостом)
Трёхчастный мост
Горнверк, на котором был установлен памятник Петру I (современная площадь Петра Великого, ранее площадь Коннетабля)
Кленовая улица
Два павильона Кордегардий Михайловского замка
Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением "замок на воде" в стиле романтического классицизма'121. «Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма Однако именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I»1'1
Чтобы подчеркнуть, что Россия - великая морская держава, замок был окружён со всех сторон рвами с водой, подъемными мостами, брустверами, чугунными решетками. Воскресенский канал, получивший свое название от главных замковых ворот, проходил в непосредственной близости от главного фасада. Благодаря этому создавалось впечатление, будто замок поднимается из воды. Рядом с замком был возведён освящённый одновременно с замкомпамятник Петру I - создателю морского могущества империи. С юга по сторонам Воскресенских ворот помещены высокие гранитные обелиски, украшенные воинскими доспехами. В нишах у обелисков когда-то располагались статуи Аполлона Бельведерского и Дианы (ныне они находятся в Летнем саду). Через Воскресенские ворота по подъемному мосту можно было попасть на парадный двор. Но через Вознесенские ворота въезжать разрешалось только императору, членам его семьи и иностранным послам. Вопреки слухам о мании преследования императора свободный бесплатный доступ в резиденцию через другие ворота был открыт для всех его подданных - жителей Петербурга, для того чтобы они могли ознакомиться с произведениями искусства, стилем, модой, копировать.
Западный (церковный) фасад замка выглядел наиболее нарядно. Он был украшен декоративным лепным карнизом и аллегорическими скульптурами Веры и Надежды . На месте окон третьего этажа, которых при Павле здесь не было, располагались выполненные из белого каррарского мрамора медальоны с изображениями четырех евангелистов (Иоанна, Луки, Матфея и Марка). Сейчас эти изображения находятся на внутренних стенах храма.
Аттик завершался мраморными скульптурами святых апостолов Петра и Павла работы П Трискорни, теперь установленными перед главным фасадом лютеранской церкви святых апостолов Петра и Павла на Невском проспекте, и вызолоченным крестом.[131
«Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттикомнад ним»11 Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) —Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней (легенду о ней см. ниже). «Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже».1141
«Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый. В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком»'71. Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры.
«Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованы однотипно как подчиненные»'7'. В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем. Историки искусства отмечают успех архитектора, сумевшего справиться со сложной задачей
Царицыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.
Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь более 1-00 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада —Царицынскими прудами, с востока — комплексом оранжерей
Над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков . Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына^1.
Самозабвенная работа над царицынским ансамблем, ставшим одной из вершин творчества яркого13 и неординарного151 зодчего В. И. Баженова, обернулась для него в то же время тяжёлой жизненной драмой™.
Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей'91.
Шедевр отечественного мостового строительства, Большой мост через овраг (иногда его называют Готическим мостом) строился в 1778—1784 годах с перерывами. При возведении моста пришлось забить более двух тысяч свай для укрепления грунта, оказавшегося слишком зыбким. В 1784 году мост был закончен, недоставало толькопарапета. Баженову не удалось здесь полностью воплотить свой авторский замысел: парапет у моста появился лишь в начале XIX века и отличался от задуманного архитектором121.
Большой мост через овраг—: самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века. Он обладает уникальными художественными особенностями; мост производит впечатление цельности и гармоничности, массивная конструкция мастерски декорирована и визуально облегчена. Здесь в полной мере представлен баженовский «театр архитектуры»: утилитарное сооружение оформлено «не по статусу» богато. Стрельчатые арки центральной части моста имитируют порталы готических соборов; люкарны, розетты, орнаментальный пояс-зигзаг под карнизом создак(т неповторимую выразительную декорацию. Ряд декоративных деталей моста образно выражают масонскиеидеи Баженова: к символике масонов относятся солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки (намёк наВсевидящее Око — христианский символ, ставший также одним из главных масонских символов) и скрещенные мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость.
Архитектор выбирал местоположение моста с целью сделать его составной частью Берёзовой перспективы — одной из главных осей ансамбля. С Большого моста по замыслу Баженова начинался собственно дворцовый ансамбль: к нему подходило ответвление от Каширской дороги, идущей от Коломенского. С подъезда к мосту раскрывался северный фасад Царицына с ближних ракурсов12^.
Мост эксплуатировался по прямому назначению до 1975 года. К началу реставрационных работ находился в аварийном состоянии; Реставрация проводилась в 1985—1995 годах с помощью польских специалистов1-1.
Удивительная по красоте, не имеющая аналогов в храмовой архитектуре России Владимирская церковь построена в 1789 г. на границе села Быкова и усадебного парка. Заказчиком строительства был владелец села и усадьбы сенатор М.М. Измайлов. Автором считается выдающийся московский архитектор Василий Баженов. Он работал под началом Михаила Измайлова в Кремле и Царицине, их связывала и принадлежность к ордену вольных каменщиков. Усадебные постройки 18 - сер. 19 в. были заменены новыми. Архитектурная жемчужина усадьбы - церковь сохранилась, рядом с ней появилась колокольня.
Церковь построена в оригинальных формах псевдоготики и имеет редкую для этого периода облицовку белым камнем. Удивительная гармония облика здания создается сложным многоголосием оригинальных объемных форм.
Овальный в плане храм, прямоугольная трапезная и башнеобразные колокольни западного фасада увенчаны небольшими купольными ротондами со шпилями в завершении. Шпили окружают ротонду основного объема. Южный и северный фасады церкви дополнены подобием портиков с беседками во втором ярусе. Обилие вытянутых стрельчатых форм, многочисленные шпили и пинакли, взятые из арсенала готической архитектуры, создают эффект устремленности сооружения ввысь.
Особо выразителен главный, западный, фасад храма. Башни-колокольни по его сторонам отсылают к архитектуре средневековых западноевропейских базилик. Расширения в их нижней части подобны контрфосам. Однако вынесенная вперед торжественная, изящно выгнутая лестница с двумя маршами близка к стилистике светских построек барокко. Она ведет в верхнюю церковь - Владимирскую. Между ее маршами - вход в нижний храм Рождества Христова.
Артистично, в формах классицизма оформлен интерьер верхнего храма. Уникально использование вместо традиционных столпов, несущих свод, 16 колонн, собранных по четыре. Особую нарядность интерьеру придает бело-розовый искусственный мрамор в облицовке стен.
Против западного фасада церкви на его оси стоит колокольня, дополнившая комплекс в середине 19 в. В ней нет легкости Владимирского храма, но в декоре фасадов повторены его детали.
Матвей Федорович Казаков М.Казаков - яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 – 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса. Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий. Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм - здание Сената в Кремле (1776 – 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма. Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол. Голицынская больница на Калужской улице (1796 – 1801гг.). Арх. М.Казаков. Петровский путевой дворец на Петербургском шоссе - не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле. Петровский путевой дворец. Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы. Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой
Усадьба Демидова состоит из главного трехэтажного корпуса и двух расположенных по его сторонам небольших служебных флигелей. Центр главного корпуса подчеркнут шестиколонным коринфским портиком, выступающим на фоне гладких массивов стен. Вся усадьба Демидовых, и в частности главный дом, являются типичными для застройки Москвы последней четверти XVIII в. и позволяют представить, как выглядели парадные залы и жилые комнаты богатых москвичей того времени. В нижнем этаже находились главным образом хозяйственные помещения и «людские покои». Почти все помещения этого этажа были со сводами и отделаны предельно просто. Помещения верхнего, третьего этажа, использовали для повседневных целей: личные комнаты на случай приезда гостей и комнаты, где размещалась господская прислуга. А вот второй этаж занимал Большой парадный зал, от которого начиналась анфилада парадных комнат, где проводились торжественные приемы и званные обеды. Парадные комнаты зажиточных москвичей того времени были призваны показать богатство, достоинство и звание именитого дворянина. Парадные комнаты демидовского дома носят название «золотых»,поскольку их карнизы, мебель, камины, двери украшены искусно выполненной,тончайшей деревянной резьбой, покрытой тонким слоем сусального золота по собственным рисункам Казакова. Они поистине отличались дворцовой пышностью. Несмотря на то, что дом Демидова несколько раз перестраивался и снаружи и внутри, архитектура здания сохранилась почти без изменений. Лишь исчезла балюстрада, завершающая фасад, да превращена в вестибюль арка в его центре, которая вела с улицы к прудам и оранжереям. Золотые комнаты и многие другие из великолепных залов (Голубая, Малиновая, Изумрудная гостиные) отреставрированы и дошли до нас в первоначальном виде. Дворец прославился поразительной роскошью и красотой интерьеров, в которых проявилось безупречное художественное чутье Казакова. Это одно из наиболее известных творений великого русского зодчего.