Обучение лидерству и стилю руководства персоналом современной организации — это долговременный процесс профессионального образования

Кудинов Ю. В.

Обучение лидерству и стилю руководства персоналом современной организации - это долговременный процесс профессионального образования

Морально-психологический портрет отечественного руководителя в ДНР еще формируется. Черты, которые имели так называемые номенклатурные руководители с прошлых времен, в новых условиях меняются. Те руководители, которые появились после перестройки, работают методом поиска и ошибок, приобретая собственного опыта. Уже есть первые попытки обобщить качества и стандарты поведения руководителей нового времени, однако этическая сторона их работы, психологические механизмы взаимоотношений с подчиненными пока проработаны недостаточно. На ранней стадии создания организации правила поведения в ней устанавливаются легко и просто. Однако с расширением деятельности организации, значительно увеличивается количество работников в ней, а, следовательно, клиентов и партнеров, с которыми устанавливаются определенные отношения. При таких условиях стандарт поведения руководителя должен соответственно меняться в направлении детализации этических норм и правил. Руководители всех уровней должны уметь разбираться в основах кадрового менеджмента, уметь профессионально оценивать отношения, состоящие в командах, направлять работу лидера таким образом, чтобы это служило интересам как организации в целом, так и каждого ее члена.
Лидер (от англ. Leader - руководитель, руководитель) - член группы трудового коллектива, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях; индивид, который способен выполнять центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Лидер может быть руководителем группы (трудового коллектива), а может им и не быть.
Выделяют следующие различия между лидером и руководителем:
руководитель назначается официально, а лидер выдвигается стихийно;
руководителю предоставляются законом определенные права и обязанности, он может использовать определенную систему официально установленных санкций, воздействуя на подчиненных, а лидер может и не иметь этих прав, эти санкции ему не предоставлены;
руководитель представляет свою группу во внешней сфере отношений, а лидер в сфере своей активности ограничен в основном групповыми отношениями;
руководитель в отличие от лидера несет ответственность перед законом за состояние дел в коллективе.
Исходя из функциональных и психологических различий между руководителем и лидером, в коллективе могут возникать такие ситуации, как:
лидер и руководитель - разные лица, которые не находят общих точек взаимодействия. Эта ситуация не будет способствовать гармонизации межличностных отношений;
лидер и руководитель - разные люди, которые на основе взаимоуважения и компромиссов находят точки взаимодействия. Такая группа может работать успешно и в ней будет царить дух соперничества, хотя коллектив будет выполнять роль буфера;
лидер и руководитель - одно и то же лицо. Группа будет работать как единая команда, преданная своему руководителю, то есть наиболее эффективно с точки зрения деятельности и наиболее гармонично с точки зрения межличностных отношений.
Для того, чтобы научиться лидерству, необходимо получить соответствующее образование, которое выходит за рамки основных предметов: менеджмента, маркетинга, информационных систем. Нужно изучать музыку, живопись, театр, историю, философию. Будущие лидеры должны оперировать значительным спектром знаний от науки к литературе, истории, психологии, религии, чтобы понять многоаспектность человеческой жизни.
Обучение лидерству - это долговременный процесс, который происходит примерно так:
генетические наклонности создают предрасположенность к лидерству;
образование с акцентом на гуманитарные науки формирует широкую основу знаний;
профессиональная подготовка придает внешнего блеска поведении в определенных ситуациях (например, в общении);
опыт руководства дает мудрость, которая возникает из практического применения знаний (особенно опыт поражений и неудач).
Таким образом руководство и лидерство - это два разных понятия. Однако для понимания сути лидерства в управлении целесообразно исходить из их сочетания. Способы выполнения руководителем управленческих функций, характеристика их отношения с подчиненными определяются стилем руководства.


Стиль руководства это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности руководителя по отношению к подчиненным. По признаку целевой ориентации выделяют две категории стилей руководства коллективом: руководство, ориентированное на задание и на сотрудников. Первая категория направлена на достижение цели деятельности путем строгого выполнения процедур планирования, организации и контроля на предприятии, а вторая - предусматривает создание наиболее благоприятных условий для творческого труда и использует методы делегирования, мотивации и коммуникации для регулирования человеческих отношений в коллективе. На практике необходимо их сочетать.
Каждый руководитель отличается своей индивидуальностью, то есть имеющимися у него деловыми, моральными, социальными и психологическими качествами. Однако все разнообразие индивидуальных особенностей руководителя можно свести к определенным типам, пользуясь таким классификационным признаком, как отношения руководителя с подчиненными. С этих позиций различают три типа руководителей: автократический, демократический и либеральный.
Автократический тип руководителя стремится подчинить весь коллектив своей воле, не выносит возражений и не прислушивается к мнению других, часто вмешивается в работу подчиненных и жестко контролирует их действия, требует пунктуального выполнения своих указаний. Совещания проводит лишь для соблюдения формальности, поскольку решение у него подготовлены заранее. Критики и своих ошибок не признает, однако сам любит покритиковать. Придерживается мнения, что административные взыскания -лучший способ воздействия на подчиненных в целях достижения высоких показателей труда. Сейчас, при возрастающей роли субъективного фактора и интеллекта работников, жесткий автократический руководитель становится не принятым.
Демократический тип руководителя в отличие от автократа стремится к предоставлению подчиненным, самостоятельности в соответствии с их квалификацией, и функций, которые они выполняют, привлекает их к таким видам деятельности, как определение целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, создает необходимые для выполнения работы предпосылки и справедливо оценивает их усилия, с уважением относится к людям и заботится о них. Демократический руководитель стимулирует творческую активность подчиненных; способствует созданию творческой атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, в которой люди осознают свою значимость и ответственность перед коллективом. Демократический подход совершенно не затрудняет осуществление единоначалия и не ослабляет власти руководителя. Наоборот, его реальная власть и авторитет возрастают, поскольку он управляет без грубого нажима и ненужного преувеличения роли атрибутов административного воздействия, опираясь на способности людей и уважая их.
Либеральный тип руководителя отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения и их последствия. Руководитель - либерал мало вмешивается в дела подчиненных и не проявляет достаточной активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами. Руководитель либерального типа не обнаруживает четко выраженных организаторских способностей, нерегулярно и слабо контролирует и регулирует действия подчиненных, и, как следствие, его решения проблем системы не отличаются достаточной результативностью.
Важное качество руководителя - лидера, это владение разными стилями и умение их применять в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики задач, социально-психологических особенностей как сотрудников, так и личных качеств. Для того, чтобы определять, как нужно действовать лидеру в организации, необходимо понять, что неотъемлемым и особо важным компонентом эффективности лидерства выделяют доверие. Доверие формируется постепенно и люди не доверяют лицу, ничего о ней не зная. Положительное ожидание предполагает наличие сведений о человеке или близкого знакомства с ней. В основе доверия лежат такие составляющие, как порядочность (честность и добросовестность); компетентность (технические знания и навыки межличностного общения); последовательность (надежность, предсказуемость и способность принимать правильные решения); лояльность (готовность защищать и сохранять репутацию личности); открытость (готовность к свободному обмену информацией и идеями). Самым главным из них считают честность. Доверяя, человек надеется, что другая сторона не воспользуется своей возможностью поставить ее в невыгодное положение. Сегодня доверие является одним из основных атрибутов лидерства, потому обеспечивается на эмоциональных связях. Стороны понимают намерения и взаимно уважают стремления и желания друг друга. Именно до такой формы доверия стремятся руководители организаций и предприятий.
Анализ основных стилей руководства персоналом современной организации свидетельствует, что в сфере производственных отношений происходит отход от командно-административной структуры взаимоотношений между руководством и подчиненными и переход к системе сотрудничества.

Список литературы

Кудинов, Ю.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие/ Ю.В. Кудинов. – Алчевск: ДонГТУ, 2004. - 436 с.
Кудінов, Ю.В. Ділове спілкування сучасного керівника: навч. посібник/ Ю.В. Кудінов. – Алчевськ: ДонДТУ, 2011. - 518 с.

15