представление собственного инновационного опыта

Описание
инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
Пироговой Ольги Александровны
1.1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая проблема, над которой я работаю с 2012 года «Формирование навыков правильного, беглого, осознанного чтения учащихся, развития речи у младших школьников».
Актуальной проблемой начального обучения была и остается проблема развития речи младших школьников. Каждый успешный человек, несомненно, должен обладать красноречием и уметь ясно выражать собственные мысли. Основные навыки владения речью закладываются в детстве, поэтому так важно уделять особое внимание развитию устной и письменной речи детей в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладываются навыки не только грамотного письма, но и грамотной речи.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целью которого является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, учет индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья. Требования жизни возрастают, поэтому и увеличивается объем, и усложняется содержание знаний, которые подлежат усвоению. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Обучение школьников умению свободно и связно выражать свои мысли и пользоваться разнообразными языковыми средствами для создания устных и письменных монологических высказываний является конечной целью всей системы обучения русскому языку и литературному чтению в школе. В начальной школе уроки развития связной речи являются наиболее трудными по подготовке и проведению, так как словарный запас школьников шести- семилетнего возраста невелик, большая часть учащихся приходит в школу с большими речевыми проблемами. Работа по развитию коммуникативных, регулятивных и предметных универсальных учебных действий, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), начинается с первого дня пребывания в школе и должна вестись на каждом уроке русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии изобразительного искусства.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Условием успешности является формирование ключевых компетентностей, одна из которых – коммуникативная, применять свои навыки в практической деятельности.
Перспективность опыта. Одним из наиболее важных качеств современного человека является, по моему мнению, активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Это всё важно и возможно только тогда, когда обучающиеся научены читать.
Приобщение обучающихся к ежедневному чтению художественной литературы, периодической печати с целью развития речи, памяти, мышления, воспитания нравственных качеств личности: любви к Отчизне, своему народу, его языку, природе. Для этого необходимо планомерно и целенаправленно работать на уроках литературного чтения над формированием навыков чтения, и от качественного решения этой проблемы зависит эффективное обучение по всем учебным предметам и всей внеклассной воспитательной работы.
1.2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Изучая опыт коллег- учителей начальных классов, учителей русского языка и литературы 5-11 классов, я пришла к выводу, что залогом успешности обучения является правильное осознанное чтение. Чтение-основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.
Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки литературного чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.
Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. А в Федеральном стандарте начального общего образования сказано, что к концу 4-го класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде.
Изменилось наше общество, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём занимают сегодня аудиовизуальные средства информации, компьютерные технологии.
Проведённый лично мной опрос показал, что ученик в среднем и старшем звене успевает по учебным предметам только при условии высокого темпа чтения.
Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем. Поэтому, беседуя с родителями я интересуюсь наличием детской библиотеки в доме. Удивляет то, что детских книг во многих семьях достаточно, но родители читают их с детьми редко.
Поэтому, у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем – к чтению определённой литературы.
В межаттестационный период, взяв за основу новаторские идеи В.Н.Зайцева по совершенствованию общеучебных умений в начальной школе, я разработала технологию, направленную на формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.

3. Теоретическая база опыта
Теоретическую основу опыта составляет:
1)Концепция Образовательной системы «Школа2100»
Учебно-методический комплект образовательной системы «Школа 2100» соответствует современным требованиям ФГОС НОО.
Комплект «Школа 2100» - источник интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, его познавательных интересов, умения общаться с взрослыми и сверстниками. Сквозная цель образовательной программы «Школа 2100» - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления.
По мнению авторов, основателей «Школы 2100» грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты, рефлексировать на содержание текстов:
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
а затем использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Проблемно-диалогическое обучение по мнению авторов оюразовательной системы «Школы 2100»– это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом. I этап. Работа с текстом до чтения . II этап. Работа с текстом во время чтения. III этап. Работа с текстом после чтения
2. Идеи К.Д. Ушинского, в основе методики которого стремление соединить с чтением сообщение детям разнообразных элементарных знаний, и который ввёл в свои книги «Родное слово» много статей общеобразовательного содержания.
3. Последователи К.Д. Ушинского, среди которых Д.И. Тихомиров, давший конкретное указание по разбору прочитанных статей и изложивший методику работы над выработкой сознательного чтения.
4. Опыт педагогов-новаторов, работавших и работающих в этой области В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амоношвили, С.Н. Лысенковой и педагогов, которые делятся своими наработками на страницах журнала «Начальная школа».
5. Усовершенствованные программы по литературному чтению, в которых проведён строгий отбор произведений с учётом их познавательной деятельности, художественного совершенства, воспитательной значимости.
6.. Интернет сайт http://school2100.com/
Идеи формирования навыка полноценного чтения нашли свое отражение в работах:
технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);
технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);
технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);
технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).
система коррекционно-тренировочных упражнений Н.А. Цыпиной.
В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова, Е.А. Адамович, К.Т. Голенкина, В.Г. Горецкий, М.И. Оморокова и др. отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность.
При отработке навыка правильного чтения наиболее эффективной, по моему мнению, является система коррекционно-тренировочных упражнений Н.А. Цыпиной.
Данная система направлена на освоение, отработку и автоматизацию чтения слов, преодоление разнообразных ошибок и затруднений учащихся с задержкой психического развития, совершенствование навыка понимания прочитанного. Система упражнений используется во фронтальной работе и на индивидуальных занятиях с учениками.
Анализ методической литературы позволил оценить систему обучения оптимальному чтению Зайцева В.Н., направленную на овладение учащимися оптимальным темпом чтения.

1.4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

В межаттестационный период, взяв за основу новаторские идеи В.Н.Зайцева по совершенствованию общеучебных умений в начальной школе, я разработала технологию, направленную на формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.
Цель обучения мне видится в следующем: активизация познавательной деятельности учащихся через уроки чтения.
Исходя из этого, поставила задачи:
развитие навыков чтения: осознанность, выразительность, беглость;
развитие общеучебных умений и навыков: самостоятельность, умение
работать в группе, паре;
развитие речи учащихся;
развитие познавательного интереса младших школьников.
Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открывать мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. Я не учу ребёнка любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать ещё больше.
Важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.
Чтобы дети с желанием, интересом учились, помогает атмосфера на уроках, в которой дети не боятся высказать своё мнение по поводу чтения своего товарища, его ответа, могут дать советы.
Даже изучению новой буквы у детей должно предшествовать ощущение праздника, радостного, волнующего ожидания. Дети на уроках отгадывают с помощью загадок, ребусов, шарад, какой звук предстоит им изучать, отрабатывают его в скороговорках, пословицах, придумывают слова сами с этим звуком. Они встают, поднимают руки, хлопают в ладоши, если услышат нужный звук в словах. Играем на уроках в разные игры, например, “Буква заблудилась”, “Доскажи словечко”. Интересные игры “придумывают” для ребят и сказочные персонажи – Айболит, Вини-пух, Мурзилка и др. Приходит в гости и Весёлый карандаш, умеющий рисовать картинки, оживающие с помощью детей.
Занимательный материал на уроках я даю в виде сюжетных картинок, поэтических минут, игровых и проблемных ситуаций: игр, связанных с перестановкой букв в слове, с прибавлением к слову или исключением из него буквы или слова. Игра словом, “воспитание словом”, по выражению С.Маршака, помогает раскрывать в ребёнке творческие начала, воспитывает чувство юмора и развивает его всесторонне.
Набирая 1-й класс, я на подготовительных занятиях выявляю для себя уровень подготовки ребёнка к школе. И уже, начиная учебный год, готовясь к урокам, учитываю индивидуальную подготовку ребят. Нечитающих детей беру на особый контроль, много занимаюсь с ними индивидуально, и когда ребёнок, преодолев трудности, наконец, начинает правильно по слогам читать, у него появляется радость успеха. Чувство своей силы рождает интерес к предмету, к чтению.
Для меня очень важно, работая с детьми нечитающими, не упустить тех детей, которые хорошо читают. Для них я готовлю задания посложнее, они каждый вслух читают перед классом карточки (на них печатаю отрывки из рассказов, небольшие стихотворения, загадки), книжки-малышки, рассказы из детских книжек (сами приносят), что вызывает восхищение у остальных. Некоторые становятся моими помощниками, они учатся слушать своих одноклассников, помогая им овладевать навыками чтения.
Для развития фонетического слуха и артикуляции провожу “речевую зарядку”, используя пословицы, поговорки, скороговорки.
Чтение невозможно без звуко-буквенного анализа – ему уделяю большое внимание. На всех уроках чтения обязательно провожу работу над трудными словами и сочетаниями. Я их выписываю перед уроком на доске или карточках. Значение слов объясняют сами дети, если же они не могут объяснить, учу пользоваться толковым словарём, объясняю сама. Эта работа помогает детям приобрести навыки уверенного чтения.
В своей практике использую резервы обучения чтения, предложенные В.Н.Зайцевым. Это ежеурочные пятиминутки чтения, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения, работа с деформированным текстом, чтение слов справа налево.
Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения.
Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.
Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность.
Для формирования правильности чтения обеспечиваю на уроках
- предварительное чтение многосложных слов,
- постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых словах,
-предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.
Для формирования беглости чтения обеспечиваю многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ: – чтение текста про себя, комментирование его; – чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части; – чтение жужжащее; – чтение хором; – чтение в темпе скороговорки; – “прыжки” (чтение через слово) – круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз)
Для формирования выразительности использую такие упражнения: – артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов; – чтение труднопроизносимых слов; – выделение голосом то одного, то другого слова в предложении; – чтение одного предложения с разной интонацией; – “эхо”: учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией; – чтение по ролям.
Для формирования осознанности чтения использую группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов подбор синонимов, антонимов), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам пересказа.
Вместе с библиотекарем гимназии проводим библиотечные уроки с целью формирования у учащихся умения самостоятельно пользоваться различной литературой. Все мои учащиеся имеют тетради для записей, рисунков, составляют план к текстам, вопросы к прочитанному. Также дети делают зарисовки к отдельным моментам (чаще всего это домашнее задание). Записи вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть внимательными к чтению текста, к предложению, обогащается словарный запас детей. Самые активные книголюбы “творят” свои книжки, сочиняют свои рассказы о животных, стихи о своих семьях.
Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие познавательного интереса к чтению, я пользуюсь следующими формами организации учебной деятельности:
Урок-игра;
Урок-викторина;
Урок-путешествие;
Урок-зачёт;
Урок-тестирование;
Интегрированные уроки:
Одним из главных звеньев в обучении детей беглому и выразительному чтению, привитию детям любви к книге являются уроки внеклассного чтения. Цель этих уроков – руководство самостоятельным чтением учащихся разнообразной и доступной по содержанию литературы.
Большое место отвожу работе с родителями. На родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Убеждаю, что необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку.
Важным направлением при формировании у учащихся умения беглого чтения является организация эффективного контроля за достижениями. Практикую на родительских собраниях анкетирование. Родители отвечают на такие вопросы:
Где ребёнок берёт книги?
Какую книгу читает он сейчас?
Как вы помогаете ребёнку полюбить книгу?
Даю рекомендации родителям, как помочь ребёнку научиться плавному слоговому чтению, как привить интерес к книге:
читайте вслух маленькими порциями по 5 минут 3 раза в день;
читайте с ребёнком в темпе скороговорки;
читайте перед сном.
Быструю оперативную связь между мной и детьми обеспечивают такие формы организации учебной деятельности, как парная и групповая.
Парную применяю при проверке домашнего задания – в 3–4-х классах (взаимопроверка), при проведении занимательных упражнений, при кратком пересказе, при чтении диалогов, стихотворений.
Групповую форму применяю при проведении познавательных игр, при работе над большим текстом (у каждой группы своё задание, своя часть), в минитеатре у каждой группы – свой герой, учащиеся дают ему характеристику, изображают его. С целью повышения интереса к чтению, воспитания толерантности, развития речи учащихся, кроме традиционных форм использую элементы драматизации и театрализации.
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.
Развитие устной и письменной речи детей стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:
    -  личностно - ориентированному  обучению - так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика. Личностно- ориентированное обучение предполагает совершенствование работы по предмету и должно быть обеспечено при условии гуманистической личностно - ориентированной направленности.
   -  дифференцированному обучению - для меня учебная деятельность немыслима без индивидуально - дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учёта тех самых неповторимых особенностей каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность. Используя данный метод работы и для более плодотворной индивидуальной работы с детьми мной ведётся разработка необходимых дидактических материалов для обеспечения индивидуальной работы учащихся по русскому языку и чтению. 
      -  индивидуальной работе - своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, настойчивость, умение классифицировать и обобщать, умение управлять своим поведением. Использование вышеуказанных технологий на уроках  способствует: развитию индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ученика, помочь ему познать себя, самоопределится и  самореализоваться. 
    -  проектному обучению - в образовании метод проектов применяю на этапе творческого применения материала на уроках мир вокруг, истории, риторики, когда учащиеся подготовлены в рамках определённой тематики к использованию в его прямой функции – формирования и формулирования мыслей. В этом случае уроки превращаются в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей  культуры страны.
  - исследовательской работе - через данный метод работы пытаюсь дать ученикам возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Участие в исследовательской работе даёт моим ученикам возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.
 - практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания. Учащиеся расширяют свой кругозор дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта.
С первых уроков я знакомлю детей с требованиями к урокам обучения грамоте, урокам чтения. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного, умение излагать мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в конце учебной четверти, учебного года.
Описанные выше упражнения и приемы ускоряют процесс формирования осознанного чтения, способствуют синтезу восприятия слова и понимания его значения.
Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения. Чем старше становятся обучающиеся, тем сложнее и объёмнее тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия.

Анализ результативности
Анализируя результаты, достигнутые мною, а также, учитывая позитивные данные о том, что мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене, полагаю, мне удаётся достаточно эффективно формировать навыки осознанного, выразительного правильного чтения; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах исследовательских работах и творческих проектах учащихся.
Самым главным критерием результативности опыта работы учителя является внешняя оценка по литературному чтению.

Год
Класс
Средний балл
%качества
%успеваемости

2013
2
4,3
89
100

2014
3
4,2
89
100

2015
4
4,3
89
100


Результаты административного контроля техники чтения, которые проводятся 2 раза в год, показывают, что большинство обучающихся имеют высокий темп чтения:
Год
Класс
Норма
Выше нормы
Ниже нормы

2013
2
27%
68%
5%

2014
3
11%
84%
5%

2015
4
10%
85%
5%

Мои ученики ежегодно становятся победителями школьного этапа Всероссийской олимпиады и представляют гимназию на муниципальном уровне.
Обучающиеся достигают определённые результаты в конкурсах, проектах.
Так во время защиты исследовательского проекта «Моя семья - моя опора» на межшкольной научно – практической конференции исследовательских работ ученица 3 Б класса Булеева Ангелина стала победительницей в своей категории.
В мае 2014 года ученица моего класса Шамонина Ольга заняла 2 место по Республике Мордовия, 6 место в РФ во Всероссийской викторине «По дорогам сказочной страны». А Афанасьева Наталья заняла 2 место в Международном дистанционном конкуре по русскому языку проекта «Новый урок».
В ноябре 2014 года мои ученики приняли участие в муниципальном конкурсе литературных работ «Искусство слова», где Якунин Александр занял 2 место в номинации «Проза. Жанр «Сказка».
В ноябре 2014 года Булеева Ангелина участвовала во Всероссийском конкурсе «Творчество М.Ю.Лермонтова», где заняла 6 место по РФ.
Кроме того, принимают активное участие во Всероссийских и Международных конкурсах: «Человек и природа», «Кит - компьютеры, информатика, технологии», «Кенгуру»,«Русский медвежонок – языкознание для всех» ,«Муравей» ,«Ёж» ,«Новый урок, «Наша планета», «Вундеркинд», «Умка», «Разнобой». Многие являются победителями данных конкурсов (подтверждено копиями дипломов). Я убеждена, что участие в подобного рода мероприятиях является хорошим доказательством того, что у них сформированы навыки чтения.
В течение нескольких лет, мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются, в первую очередь, во внеурочной деятельности учащихся. Мои ученики принимали участие:
- в муниципальной межшкольной научно – практической конференции исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура, этнос»;
- в конкурсе сочинений «Правила дорожного движения»;
- в конкурсе «Защитим лес» Номинация «Творческая работа»;
- в конкурсах рисунков и сочинений
-в районном семинаре «Новогодние и Рождественские традиции народов мира»,
- в выставочном проекте Краеведческого музея п. Зубова Поляна «Детских рук мастерство»
- в ХIХ и XX Международном творческом фестивале «Рождественская звезда»;
- во II Международном конкурсе «Пасхальное Воскресенье»;
Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей. С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях РМО и ШМО учителей начальных классов.
То есть, ещё раз убеждаемся, что от техники чтения зависит грамотность письма, понимание математических заданий, осознанное понимание прочитанного по истории, природоведению, иностранному языку. Целенаправленное обучение сознательному чтению влияет на разностороннее развитие школьников, их способностей.

1.6.Трудности и проблемы при использовании опыта
При использовании данного опыта я столкнулась со следующими трудностями: обучающиеся, получив определённые навыки и знания в школе на уроках литературного чтения, не закрепляют их в семье, дома по ряду субъективных и объективных причин (трудовая занятость родителей, отсутствие опыта у родителей и самое главное, то, что в семье и сами родители мало читают, и тем самым не являются примером для своих детей.) Современный читатель в условиях господства телевидения, кино, Интернета теряет интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развивать мышление и доставить наслаждение от встречи с любимыми персонажами.

1.7.Адресные рекомендации по использованию опыта.
Свой опыт по формированию навыков осознанного чтения рекомендую начинающим педагогам и всем учителям, кто испытывает трудности по формированию навыка техники чтения.
Принимаю активное участие в работе школьного, межшкольного и районного методических объединений учителей начальных классов.
С опытом моей работы, разработанными уроками, мероприятиями, составленными презентациями, проектами учащихся можно познакомиться на моем личных сайтах - http://nsportal.ru/pirogova-olga
http:// учительскийсайт/Пирогова-Ольга-Александровна
и в сборниках по материалам выступлений на конференциях различного уровня в г. Саранск.
Ежегодно даю открытые уроки, участвую в научно-практических семинарах, в работе районных методических объединений. Провожу мастер-классы и принимаю активное участие в научно-практических семинарах.
В 2007-2008 учебном году участвовала в конкурсе «Учитель года» и вошла в четвёрку лучших педагогов.
За годы работы в школе я пришла к убеждению, что в ней, кроме уроков и перемен, отметок и дневников есть то главное, что остается спустя многие годы в памяти, в жизни, в душе. Это атмосфера, уклад. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

8.Наличие наглядных обоснованных приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися.
1. Конспект открытого урока по русскому языку в 4 б классе по теме «Фразеологизмы»
2. Видеозапись урока по русскому языку в 4 б классе по теме «Фразеологизмы»
3. Презентация к уроку по русскому языку в 4 б классе по теме «Фразеологизмы»
4. Стихотворение Афанасьевой Натальи, предоставленное на XX Международный творческий конкурс «Рождественская звезда»
5. Сочинение Петуровой Полины «Война – самое страшное явление», принимавшая участие в муниципальном конкурсе литературных работ «Искусство слова».
6. Сказка Якунина Александра «Медведки и три мушкетёра», занявшая 2 место в муниципальном конкурсе литературных работ «Искусство слова».



15