Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного педагогического опыта.
Появление в настоящее время все новой компьютерной техники дало возможность преподавателям сделать урок разнообразнее, интереснее. Я применяю компьютерную технику при проведении интегрированных уроков, что дает возможность охватить широкий диапазон знаний из разных областей, тем самым способствовать всестороннему развитию личности, углубленному знанию. Такие уроки неповторимы, надолго остаются в памяти учащихся.
Интегрированный урок позволяет учащимся воспринимать картину мира в единстве и многообразии одновременно. Для совершенствования образования школьников, их художественно-эстетического развития большое значение имеет проведение интегрированных уроков, на которых соединяются сведения из исторических, литературоведческих наук, искусствознания, философии, лингвистики. Это способствует формированию личности, хорошо ориентирующейся в культурном окружении. Интегрированные уроки делают процесс интересным, представляют возможности выбора различных форм и видов индивидуальной творческой деятельности вплоть до воображаемого погружения в ту или иную эпоху. Интеграция представляет собой рассмотрение предмета изучения – будь то образ эпохи, вызвавшей к жизни то или иное литературное произведение, историческое лицо, художественный образ, культурное направление и т. д. – в единстве и целостности, при сопоставлении точек различных видов искусства. На интегрированных уроках сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета изучения в целом. Иногда в педагогический практике интегрированный урок носит условное название «урок – панорама», так как он предусматривает освещение предмета или образа с позицией различных наук или видов художественного творчества. Например: в разработке урока «Образ Екатерины II глазами историков, художников и писателей XVIII – XIX веков» анализируется образ Российской императрицы, который неоднократно возникал в литературных произведениях, освещался во многих исторических сочинениях, привлекал внимание деятелей изобразительного искусства разных времен.
Возможен и другой способ построения интегрированного урока, который назовем центрическим. При таком способе сведения из источников, принадлежащим разным научным дисциплинам и видам художественного творчества, группируются вокруг самого предмета обсуждения. Основная цель такой группировки – сопоставить эти сведения между собой, выявить общность и различия в подходах к эпохе, государственному деятелю или другому историческому лицу. Например: при комментировании текста поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», выразительно исполняемого чтецами, «историк» обращает внимание на даты, события, имена, реалии крестьянских реформ 1861 года, отношение к ней представителей различных общественных направлений. Литературовед комментирует при этом художественные приемы выражения авторской позиции, раскрывает роль приемов создания.
Интегрированный урок представляет собой синтетическое единство четырех основных видов деятельности: познавательной, ценностно–ориентационной, преобразовательной и коммуникативной. Для успешной организации деятельности учащихся на интегрированном уроке необходимо установление подлинно диалогических отношений. При котором собеседники нуждаются в друг друге, каждый внимателен к слову другого.
Я.А. Коменский в «Великой дидактике» писал: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению». Это пытаюсь делать и я на своих уроках. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.
Художественная литература служит для учащегося одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одновременно эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Вы спросите: «Почему?» Да потому что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся.
Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащихся всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых образах и конкретных ситуациях. Остановимся на конкретном примере. На уроке мы говорим о начале Великой Отечественной войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но материал учебника, как мне кажется, сух и недостаточно эмоционален. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, я зачитываю отрывок повести Бориса Васильева « В списках не значился» о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Ну, как здесь обойтись без примера? Есть ряд петровских преобразований, строительства Петербурга, значения этого города для исторического блага России. На эту тему можно долго и пространно говорить. Но зачем? Ведь есть Пушкин.
Я использую пространную цитату описательного или повествовательного характера. Примерами таких уроков могут быть: восьмой класс «Бородинское сражение, чтение отрывка из «Войны и мира» Л. Н. Толстого; девятый класс «Русско-японская война» и цитата из романа. А. Степанова «Порт – Артур и т. д.»
Это оживляет внутреннюю наглядность изложения, обогащает восприятие исторического материала, облегчает его осмысливание учащимися.
На повторительно–обобщающих уроках учащиеся получают отрывок из литературного произведения. И по нему они должны назвать события или исторического деятеля. И рассказать все, что им известно об этом событии.
В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся седьмого класса более четко представили себе облик Емельяна Пугачева, я зачитываю отрывок из «Капитанской дочки» Пушкина.
Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.
Произведения написанные современниками описываемых явлений и событий являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Яркими примерами таких произведений являются «Слово о полку Игореве», написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Колчака. Или «Сказание о Мамаевом побоище», посвященное Куликовской битве. Иные произведения дают нам средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала.
Так, например, на уроке в седьмом классе по теме «Полтавская битва», описывая решающий момент сражения, я всегда цитирую Пушкина. Этот отрывок очень органично вплетается в рассказ, и от этого урок, несомненно, выигрывает, «… идея, воплощенная в персонажи, доступнее для разумения». О. Бальзак
Эстетическое отношение к уроку можно привить с помощью искусства, которое на протяжении всей истории человечества формировало у людей чувство прекрасного.
Проблему эстетического восприятия на уроках истории призваны решать наглядные пособия. Это позволяет развивать у учащихся чувство прекрасного, образную фантазию, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать. Наглядное обучение является незаменимым способом создания у школьников четких, исторически правдивых представлений о прошлом. Наглядность служит опорой глубокого понимания сущности исторических событий и явлений, эффективным способом формирования важнейших исторических понятий и способствует эстетическому развитию школьников.
Я провожу уроки с использованием компьютерной техники и широко использую «интерактивные наглядности». Наглядное обучение формирует эстетические взгляды и чувства учащихся. Так в 5 классе неизгладимый след у школьников оставляет знакомство с произведениями античной скульптуры и архитектуры. Ученики представляют свои аппликации древних сосудов. В 6 классе ученики с большим интересом узнают о замечательных произведениях искусства эпохи Возрождения. В 7 и последующих классах они с увлечением изучают впечатляющие памятники отечественного и зарубежного искусства. В результате эмоциональных переживаний и наглядного изучения памятников прошлого ученики проникаются чувством прекрасного и вместе с тем приобретают умение разбираться в произведениях искусства.
Проведены интегрированные уроки на следующие темы: «Русское зарубежье», «Советский тыл в годы войны», «И грянул бой, полтавский бой…», «Отечественная война 1812 года», «Оттепель в духовной жизни», «Дворянство в произведении Д.И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина», «Сталинградская битва», «Правовые основы брака и семьи», мероприятие «История в стихах». Выступила на педагогическом совете с докладами «Переход на гуманитарный профиль в обучении», «Патриотическое воспитание на базе школьного музея»; на методическом объединении с докладами: «Межпредметные связи», «Интеграция на уроках истории и обществознания», «Использование компьютерных технологий на уроках истории» и др.
Список используемой литературы
1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. \\ Школьные технологии.-2004.-№5.
2. Современный словарь иностранных слов - СПб., 2001
3. Сиротин В. И. “Природопользование” М.: Просвещение, 2005 с.3
4. Смоктунович Т. Л. “География культуры” М.: Просвещение, 2004 с.6
5. HYPERLINK "mailto:%20%3Cscript%20language=%27JavaScript%27%20type=%27text/javascript%27%3E%20%3C%21--%20var%20prefix%20=%20%27mailto:%27;%20var%20suffix%20=%20%27%27;%20var%20attribs%20=%20%27%27;%20var%20path%20=%20%27hr%27%20+%20%27ef%27%20+%20%27=%27;%20var%20addy39616%20=%20%27editor%27%20+%20%27@%27;%20addy39616%20=%20addy39616%20+%20%27ict%27%20+%20%27.%27%20+%20%27edu%27%20+%20%27.%27%20+%20%27ru%27;%20document.write%28%20%27%3Ca%20%27%20+%20path%20+%20%27%5C%27%27%20+%20prefix%20+%20addy39616%20+%20suffix%20+%20%27%5C%27%27%20+%20attribs%20+%20%27%3E%27%20%29;%20document.write%28%20addy39616%20%29;%20document.write%28%20%27%3C%5C/a%3E%27%20%29;%20//--%3E%20%3C/script%3E%3Cscript%20language=%27JavaScript%27%20type=%27text/javascript%27%3E%20%3C%21--%20document.write%28%20%27%3Cspan%20style=%5C%27display:%20none;%5C%27%3E%27%20%29;%20//--%3E%20%3C/script%3E%D0%AD%D1%82%D0%BE%D1%82%20e-mail%20%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81%20%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BD%20%D0%BE%D1%82%20%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BC-%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2,%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D1%83%20%D0%92%D0%B0%D1%81%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD%20%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%20Javascript%20%3Cscript%20language=%27JavaScript%27%20type=%27text/javascript%27%3E%20%3C%21--%20document.write%28%20%27%3C/%27%20%29;%20document.write%28%20%27span%3E%27%20%29;%20//--%3E%20%3C/script%3E" Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.editor@ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов.