Статья Представление собственного инновационного педагогического опыта.
Представление инновационного педагогического опыта Груниной Елены Васильевны.
Интеграция как способ активизации эмоционального и творческого восприятия текста.
Введение
Интегрированные уроки, я в этом уверена, являются наиболее эффективными и интересными для педагога и детей.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Современная система образования направлена на формирование высоко- образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения .Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.
Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают к поисковой и исследовательской деятельности.
Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей.
«Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».
Актуальность и перспективность педагогического опыта«
Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка,
тем богаче и разнообразнее его личность.
В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры. В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Литература – один из предметов гуманитарного цикла, нравственно-этический и эстетический курс. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.Любое художественное произведение знакомит нас с целями жизни героя. Стремления и поступки персонажей определяются системой их личностных ценностей. В наш век процветает бездуховность. Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель литературы – находить их. Литература – сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Выше сказанное определяет следующие цели и задачи уроков литературы Цель: нравственное воспитание и развитие детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоении учащимися основных литературоведческих знаний и практики читательской деятельности.
Задачи:
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- формирование обобщённых знаний и умений;
- воспитание эстетически подготовленного читателя, знакомство с языком искусства.
- создание у ребёнка широкого, яркого представления о мире, в котором он живёт, о человеке и обществе, природе и науке, культуре и искусстве;
- развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;
- формирование у школьников коммуникативных качеств, нравственных ценностей;
- развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения.
- воспитание культуры слушателя, эмоционального восприятия литературных произведений, музыки, живописи.
- обогащение словарного запаса детей, развитие фантазии и творческого начала, музыкального слуха.
Программа реализации
Условия работы
- интеграция искусств в учебном процессе в работе с учащимися;
- развитие живого сенсорного проявления личности;
- наполнение восприятия художественного образа благодаря развитию навыка переноса, преображения формы изучаемого литературного произведения в другую художественную модальность;
- активизация творческой самостоятельности и развитие творческой активности учащихся.
Направления работы
- проектно - поисковая деятельность учащихся;
- театрализация произведений художественной литературы;
- создание иллюстраций к изучаемым произведениям;
- организация творческих мастерских.
Формы организации уроков
- урок-викторина
- урок-смотр
- урок-экскурсия
- урок- путешествие
- урок-сказка
- урок обмена знаниями (учащиеся делятся сообщениями о своих изысканиях на заданную тему)
- урок взаимопроверки (идёт работа в группах и парах)
- урок творческого поиска ( дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы)
2. Концептуальность педагогического опыта(своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Но поставленные нами задачи будут выполнены, если учитель будет смотреть на этот предмет как на вид искусства и работать «на уровне искусства и по возможности его методами» (М.А.Рыбникова). Научить понимать текст! Понимание приходит с переживанием. Переживать, значит «сделать личным», «присвоить себе». Ребенок уже готов к осмысленной читательской деятельности. А главное, у него появляется способность наслаждаться художественным словом. Необходимо только пробудить в нем умение и желание думать над текстом. Это главная и первостепенная задача учителя. «Эстетически организованный языковой материал художественного произведения представляет собой систему языковых элементов и способов их организации, каждый из которых служит целям создания художественного образа» .(Ю.М.Лотман ) Изучение художественного произведения не сводится к «передаче» мысли с помощью слова. Мысль нельзя «пересадить» из одной головы в другую, т.к. нельзя просто «извлечь» содержание из художественного текста. Поэтическое слово побуждает нас к сотворчеству с писателем. Это непременное условие искусства слова. Необычность и нестандартность поэтических слов проявляются в их звуковой организации, необычном словообразовании, особом порядке в предложении, а главное, в гибкости, многоплановости их значений, которые позволяют творчески воссоздать образ из наших представлений.
Лирическая поэзия в школе представлена произведениями А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина и т.д. Это богатейший в воспитательном и образовательном отношении материал. Пейзажи русских классиков многогранны, динамичны. Они выражают разнообразные оттенки душевных переживаний человека. Чтобы помочь детям не просто механически заучивать стихи и на слово поверить в их гениальность, а действительно почувствовать их красоту, необходимо развивать художественную сторону их языкового сознания.
В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Таким образом, приоритетными стали идеи развивающего обучения, целью которого являются, прежде всего, интересы личности. Одним из вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система.
Целостная педагогическая система обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания образования, создающего условия для реализации системно - деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Интеграция учебного материала осуществляется на разных уровнях:
– межпредметные связи внутри одной предметной области. Так, обучение филологии (русский язык, литературатура, иностранный язык) построено на единой коммуникативно-когнитивной основе, что позволяет учащимся осваивать в единстве логическую систему языка, коммуникативную культуру, умение работать с различными текстами и создавать свои в устной и письменной формах; – содержательные связи между разными предметными областями, в том числе овладение межпредметными понятиями. Например, в курсе технологии, который определен в ФГОС как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляется взаимодействие окружающего мира (создание образов живой природы), русского языка (развитие различных видов речевой деятельности), литературы(создание иллюстраций к литературным произведениям), изобразительного искусства (использование средств художественной выразительности) и др.;
– интеграция на уровне различных видов искусства: литературы, музыки, живописи, театра (включая инсценирование детьми литературных произведений, жизненных ситуаций и т.д.).
При интегрированном подходе к структурированию учебного материала во время изучения каждой темы актуализируются все прежние знания учащихся, что прямо выводит нас на многоаспектные задания, в которых сочетаются разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разделов курса и других учебных предметов. Знания представлены также на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом уровнях. Это дает каждому ребенку возможность проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные.
Организация поисковой самостоятельной деятельности ребенка, связанной с эмоциями и переживаниями, умением действовать в новой ситуации, – это суть развивающей системы обучения . В процессе поисковой самостоятельной деятельности школьник получает положительное эмоциональное подкрепление . Духовно-нравственное, личностное развитие обучающего находит свое воплощение в содержании, постановке процесса обучения и в той атмосфере, в которой протекает жизнь ребенка в школе. Его спокойное и уверенное самочувствие в классе является основным условием для продуктивной деятельности и показателем здоровьесберегающего характера обучения.
Связь с другими учебными дисциплинами
В преподавании любого предмета важна его связь с другими учебными дисциплинами, их взаимообогащение. Поэтому уделяется особое внимание интегрированному обучению в школе. « «Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся». Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. «В далёком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошёл процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Художественное слово более всего музыкально в лирике, передающей движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У неё есть ритм, внутренняя мелодия». Возникла необходимость интегрирования этих предметов. Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися.Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Мне кажется, что за интеграцией – будущее. Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. В своей работе попытаюсь обобщить опыт интеграции на уроках литературы. Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке. Тот, кто рисует, готовит оформление класса, создаёт декорации, эскизы. Тот, кто занимается в музыкальной школе, делает музыкальное сопровождение (играет на инструменте). Каждый учащийся может проявить свою активность, способности, интересы. Родители стремятся воспитать гармонически развитых, творчески одарённых детей. Привить чувство прекрасного способно искусство (литература, музыка, живопись). Литература – единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. На мой взгляд, возникла необходимость интегрирования таких предметов, как литература, музыка и живопись. Мне интересен синтез искусств. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.
В последнее время много говорят о слиянии русского языка и литературы в единый предмет – русскую словесность. Но нельзя согласиться с тем, что нужно эти предметы объединить. Цель обучения русскому языку – научить грамотно писать и разбираться в грамматических категориях. Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Часто на уроках литературы мы работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой. Но свести урок литературы к грамматическому разбору текста? Исчезнет эмоциональный настрой, чувство сопричастности. Поэтому уместно говорить о межпредметных связях русского языка и литературы. Они сближают два предмета, но и сохраняют их самобытность.Литература – 1) произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение; 2) письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма ). Выяснили, что литература – это искусство слова. В данной работе попытаюсь рассмотреть интеграцию трёх предметов: литературы – живописи – музыки. Интеграция позволяет учащимся иметь целостную картину мира. Необходимо «перейти от развития интеллекта в отдельных предметах к всестороннему и целостному развитию личности». Органическая связь литературы и смежных искусств представляет собой основу для интегрирования таких предметов, как живопись, музыка и литература. Использую на уроках записи музыкальных произведений. Часто привлекаю к уроку самих ребят. Они создают эскизы декораций, костюмов, сами подбирают музыку к произведениям. Каждый урок – творческий поиск. Главное – интегрированные уроки оставят яркий след в памяти детей, им захочется вновь пережить чувства, разбуженные искусством звучащего слова, чудесной музыкой, запоминающимися образами. Такой урок побуждает к мыслительной деятельности, учит понимать язык искусства, развивает потребность в чтении. Особенности интегрирования на уроках литературыИнтеграция осуществляет сопоставление произведений смежных искусств с литературными произведениями. Иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы в историко-функциональном освещении. Живопись и музыка на уроках литературы помогают постичь идейно-художественное своеобразие произведений.Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Во многом этому способствует интеграция музыки, живописи и литературы.В энциклопедии книжного клуба XXI века нахожу определение. Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись стремится и к раскрытию сущности исторических процессов, и к постижению внутреннего мира человека, и к выражению отвлечённых понятий. Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись». Далеко не каждый может описать картину. Как не позавидовать горожанам, которые имеют возможность посетить музей, услышать живую речь экскурсовода. Ученикам, посетившим выставку, будет легче составить рассказ по картине. Задача учителя – научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины.В начале урока необходимо провести словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Постараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал).Музыка на уроках литературыНаиболее часто использую этот вид интеграции на своих уроках. Иногда можно подолгу говорить о композиторе, о характере музыки. Временами не следует перегружать детей вопросами, и тогда музыка будет только фоном, придающим задушевный тон уроку, ведь «во многие эпохи проявилось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки и искусства в целом». Обращаем внимание на музыку, выясняем, каков её характер, какие чувства передаёт мелодия. Музыку можно использовать на уроках изучения биографии писателя. Мы знаем Грибоедова как умного дипломата, мы узнаем его как талантливого писателя, но лишь немногие знают его как музыканта (звучит вальс).А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (11-й класс). В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями Веры. В этих нежных звуках – жизнь, гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой.Разговор о С.Есенине уместно будет начать с музыкальности его произведений. Многое поэт берёт от песни, даже частушки, всё пронизано духом народной песни. Его стихи словно созданы для музыки. Некоторые стихи Есенина стали песнями. Вместе с учащимися вспоминаем, можно даже напеть их.Басни Крылова (5-й класс). Класс разбиваем на группы. Каждая команда готовит инсценировку басни, изготавливает костюмы, самостоятельно подбирает музыкальное сопровождение.Ход урока. Выступление команд. Обсуждение.1. Чьё выступление понравилось больше всего?2. Кого можно назвать лучшим актёром?3. Какой группе удалось наиболее точно уловить настроение басни и правильно подобрать музыку?Как показывает опыт, такие уроки не пропадают бесследно. Они эмоционально насыщены, помогают погрузиться в атмосферу художественного произведения. И литература, и музыка имеют много общего в настроении, в передаче чувств человека.Цикл интегрированных уроковИнтегрированные уроки позволяют изучить тему на основе нескольких учебных предметов.В 2012-2013 учебном году был разработан интегрированный урок в 7-м классе на определённую тему: «Времена года в искусстве» Рассмотрим данный опыт на примере этой темы.На уроке литературы дети читают стихи и отрывки из прозы: Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке», О.Лебедушкиной «Весна начинается с неба», И.Бунина «Сосед», «Первая любовь», И.Никитина «Утро на берегу озера»…
Прослушивают музыкальные произведения: из цикла П.Чайковского «Времена года», С.Рахманинова. Ребята обращают внимание на мелодию, выясняют, какой темп, определяют характер музыки.Затем ребята рассматривают репродукции картин русских художников – «Большая вода», «Золотая осень» И. Левитана; «Грачи прилетели» А. Саврасова; «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Цветы на опушке леса» И. Шишкина; «Осень» В. Поленова; «Февральская лазурь» И. Грабаря; «Березовая роща» А. Куинджи. Учащиеся работают над эпитетами. Такие уроки доставляют учащимся истинное удовольствие. Итог работы – сочинение «Моё любимое время года» В течение урока изучается одна тема. Говорим о художественных особенностях произведения, дети знакомятся с особенностями картин, выявляют связь между словесным и изобразительным произведениями. Урок помогает создать эмоциональный настрой, учит умению выразить музыкальные впечатления. В результате у ребят создаётся целостное представление о мире, поддерживается интерес к искусству в целом.Проблему интегрирования школьных предметов считаю основополагающей в своей педагогической деятельности. Думаю, что опыт очень актуален и перспективен.Результаты работы частично сказываются уже сегодня. На таких уроках даже пассивные ребята пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное – удалось заставить говорить . На уроках поэзии учащиеся охотно сочиняют стихи, используя предложенные рифмы. Нужно в полную силу использовать детские дарования, постараться найти применение знаниям и умениям, полученным ребятами в детской школе искусств.Интегрированные уроки требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием. Дети чувствуют себя творцами. Не берусь утверждать, что все учащиеся станут в будущем композиторами и художниками, но данный опыт существенно расширит кругозор учащихся, воспитает интерес к живописи и музыке, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения.
Наличие теоретической базы педагогического опыта
1. Исторический аспект процесса интеграции предметов в современной
школе
Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. В основе своей идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала.
Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи". К идее межпредметных связей обращаются позднее многие педагоги, развивая и обобщая её. Так, у Д. Локка идея сопряжена с определением содержания
образования, в котором один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. И.Г.Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он исходил из требования: "Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе". Песталоцци отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого. В классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование о дидактической значимости межпредметных связей дал Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Он считал, что "Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь".
К. Д. Ушинский оказал огромное влияние и на методическую разработку теории межпредметных связей.
Что же касается непосредственно процесса интеграции, то об этом можно узнать, прочитав статью И. Богуславского "От ребёнка - к миру, от мира - к ребёнку»
Со второй половины 80-х годов интегративные подходы в отечественном образовании вновь начинают играть доминирующее значение.
Как правило, используются четыре основных подхода:
- объединяют содержание образования отдельных дисциплин в интегративные ресурсы (родиноведение, мир сведение);
- решают все дисциплины изучать только в творчески развивающей парадигме (интеграция по методу);
- переводят образовательный процесс на компьютерную основу
(интеграция по технологии);
- договариваются об общих для всех педагогов способах коммуникативного общения с учащимися на уроках (герменевтика).
И в настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и образования.
Однако, судя по вышесказанному, интеграция как явление появилась прежде всего в Большой науке, в фундаментальных и прикладных её отраслях. А в настоящее время под интеграцией в современной школе понимается одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.
2. Интеграция предметов как одно из средств активизации познавательной деятельности школьников.
Принимая во внимание тот факт, что тема интеграции учебных предметов очень мало разработана, а также, что интеграция есть самая высокая ступень воплощения межпредметных связей, которые широко изучены педагогами, психологами, методистами. Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного автора активизации учебно познавательной деятельности учащихся. Исследования психологов показывают, что межпредметные связи на первоначальных этапах их включения в познавательную деятельность ученика играют роль ситуационного или пускового, побуждающего стимуле. Решая межпредметные познавательные задачи, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей. Знания, полученные в результате предшествующего опыта усвоения межпредметных связей, становятся регуляторами познавательной активности побуждающего стимула.
Проблема познавательной активности получила широкое распространение в психологии. Рассмотрением этой проблемы заняты многие психологи.
Понятие "познавательной активности" М. И. Лисина определяет следующим образом: "Понятие "активность" примерно одинаково часто применяется в психологии для обозначения трёх неодинаковых явлений: 1) определённой, конкретной деятельности индивида; 2) состояния, противоположного пассивности; 3) для обозначения инициативности или явления, противоположного реактивности.
Итак, активность - деятельность, активность – готовность к деятельности и активность - инициативность. Общим, совпадающим является указание на наличие энергии и её мобилизованность. Синонимом "активности" выступают такие словосочетания, как "умственная энергия" и "нервно- психическая энергия".
В психологии активность постоянно связывают с деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с такими её звеньями, как потребность, интерес, мотив.
Общие виды познавательной деятельности потому и называются общими, что они используются при работе в разных областях, с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать её выполнение. К общим относятся и все приёмы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.). Они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний".
К специфическим видам познавательной деятельности относятся такие, которые используются только в данной области знания. Естественно, что содержание, как тех, так и других видов познавательной деятельности должно выделяться и фиксироваться в процессе ученья. Без этого учитель не может целенаправленно формировать намеченную познавательную деятельность. Вместе с тем выделение содержания каждого вида познавательной деятельности - особая задача, нередко исследовательская. Учитывая это, мы специально остановимся на содержании начальных логических приемов мышления, покажем, какие умственные действия входят в их состав, кроме этого, опишем специфические виды деятельности.
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен
развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится и в объяснительных записках к учебным программам, и в методической литературе, однако конкретной программы логических приёмов мышления, которые должны быть сформированы при изучении каждого данного предмета, нет. В результате развитие логического мышления учащихся идет "вообще" - без знания системы необходимых приёмов, их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно.
Большинство учащихся не овладевает начальными приёмами мышления даже в старших классах, а эти приёмы необходимы : без овладения ими полноценного усвоения материала не происходит.
В результате этого допускается масса ошибок. Причина всех ошибок - неумение пользоваться логическими приёмами. К ним относят: действие подведения под понятие. Отнесение любого объекта к тому или иному понятию предполагает установление у этого объекта признаков данного понятия. Формированию этого приёма предшествует усвоение целого ряда логических знаний и требующих их использования действий. Учащиеся учатся выделять понятие, под которое нужно подвести данный объект, после этого устанавливают, при каких условиях данный объект может относиться к данному понятию. Затем устанавливают, обладает данный объект этими признаками или нет. Для этого, прежде всего выделяются в предметах свойства, далее идёт процесс сравнения: находят отличительные свойства и общие свойства, существенные и несущественные. Далее на этой основе можно формировать уже более сложные приёмы логического мышления.
При построении содержания обучения необходимо предусмотреть всю систему логических приёмов мышления. Важно отметить, что хотя логические приёмы формируются и используются, на каком-то конкретном предметном материале в то же время они не зависят от этого материала, носят общий, универсальный характер. В силу этого, логические приёмы, будучи усвоены при изучении одного учебного материала, могут в дальнейшем широко применяться при усвоении других учебных предметов как познавательные готовые средства.
Следовательно, при отборе логических приёмов, которые должны быть усвоены при изучении какого-то предмета, следует учитывать межпредметные связи.
Полноценное усвоение знаний предполагает так же формирование таких познавательных действий, которые составляют специфические приёмы, характерные для той или иной области знаний. Своеобразие их в том, что формирование этих приёмов возможно только на определенном предметном материале. Так, нельзя сформировать лингвистическое мышление без работы над языковым материалом. Без формирования специфических действий, характерных для данной области знаний, не могут быть сформированы и использованы и логические приёмы.
Эти приёмы познавательной деятельности, отражая специфические особенности данной научной области, менее универсальны, не могут быть перенесены на любой другой предмет. Однако и специфические виды познавательной деятельности нередко могут быть использованы в целом ряде предметов.. Особо следует отметить, что иногда необходимо формировать такие специфические приёмы познавательной деятельности, которые выходят за рамки изучаемого предмета, в то же время определяя успех в овладении им.
При изучении любого предмета надо заботиться не о количестве изученных фактов и не о количестве выработанных навыков, а о формировании обобщённых видов познавательной деятельности - логических и специфических.
Овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности не только повышает уровень познавательных возможностей учащихся, качество усвоения знаний, но и сокращает время, необходимое для обучения.
Познавательную деятельность надо формировать не вообще, а в строго определённом порядке, считаясь с содержанием слагающих её действий, и использовать при этом все средства и методы для достижения наиболее эффективного воздействия познавательной деятельности на ребёнка при формировании его как личности. В процессе учебной деятельности учащиеся проявляют ту или иную активность, направленную на получение знаний, умений. В ходе осуществления различных видов деятельности у школьника
возникают новые качества психического развития – психические новообразования. Эти новообразования состоят в проявлении у
ребёнка нового отношения, порой позиции к изучаемому объекту. Такие отношения выступают как познавательная активность школьника.
"Познавательной активностью называют все виды активного отношения к учению как к познанию; наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, к способам их приобретения, стремление к самообразованию); цели, реализующие эти познавательные мотивы, обслуживающие их эмоции.
Широкая познавательная направленность (интерес к знаниям, к преодолению трудностей) формируется всем ходом обучения в школе. Учебно- познавательные интересы, как более глубокие, требуют для своего формирования особой работы. Ещё более кропотливого труда требует воспитание мотивов самообразования. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса: совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, расширение форм самостоятельной работы на уроке, активизация учебной деятельности на уроке, а также обновление содержания и укрепление межпредметных связей. Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу изучения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно- познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний. Перечисленные формы работы активизируют все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых, более"взрослых" форм работы, они создают атмосферу непринуждённости и раскованности школьников, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели.
Перед учителем стоит вопрос как помочь ребёнку повысить уровень познавательной активности? И можно ли вообще целенаправленно её изменить?
Здесь можно согласиться с B.C. Мерлиным: «управлять действиями человека в отличие от действий машины можно только посредством управления мотивами».
Проблема учебно-познавательных мотивов не является новой.
Значительным фактором обучения, определяющим мотив учебно-познавательной деятельности школьника, является познавательный интерес.
Рассматривая интерес с его содержательной стороны, Г.И. Щукина выделяет несколько уровней:
- непосредственный интерес к фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации. Это элементарный уровень интереса;
- интерес, к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более широкую и часто невидимую их внутреннюю суть;
- интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях.
Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
В познавательном интересе находит своё выражение ряд значительных для обучения и развития моментов:
- В нём выражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности.
Любой учебный предмет и познавательная задача имеют объективные интересные свойства, заключённые в новых фактах, неизвестных явлениях, в связях и закономерностях, заставляющих по-иному рассматривать мир.
Познание невозможно без активной мысли, поэтому наиболее значительными для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые как бы вбирают в себя эмоциональные процессы, переживания, не оставляют мест холодной рассудочности. В познавательном интересе мысль ищет выхода, она активна, устремлена на решение познавательных задач.
Необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей.
Л.И. Божович, анализируя снижение интереса к учению у детей, высказала предположение, что одна из причин "лежит в недостатках содержания и организации школьного обучения". Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Недостаточное удовлетворение познавательной потребности - одна из причин снижения интереса к учению.
Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы поиска, проявляющиеся в познавательной деятельности.
На основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки, которые в свою очередь и активизируют интерес учащихся к предмету.
-Учитывая специфику интегрированных уроков, новая информация, получаемая от учителя на уроках литературы и русского языка, должна быть занимательной, оригинальной, безусловно, вызывающей активность детей.
Например, даже сказку учителю необходимо преподнести детям, максимально активизируя все их психологические функции, чтобы помочь им её понять. Для этого восприятие сказки следует разнообразить творческими заданиями, применяя в этом случае интеграцию предметов чтения и изобразительного искусства.
3. Интеграция предметов в современной школе.
В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.
Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем ее совершенствованием, преодоление недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.
Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять "частные" знания, умения при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам.
Создание у школьника целостного представления об окружающем мире рассматривается как цель обучения. Интеграция как цель должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Интеграция также - средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний.
В первую очередь она призвана дополнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие связи между ними.
Она направлена на развитие эрудиции обучающихся, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.
Для интеграции существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Эти факторы во многом определяют тактику интеграции. К позитивным факторам следует прежде всего отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребёнка, которые в традиционном обучении используются недостаточно.
Первый же негативный фактор - ограниченное число учебных предметов
- можно компенсировать тем, что содержание небольшого объёма усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей.
И второй негативный фактор - трудность изложения интегрированного курса так, чтобы детали данного возраста были понятны и интересны.
Как видно, проблема интегрированного содержания образования имеет свои трудности.
При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. Снимается проблема отношения учащихся к "мелкому", "второстепенному" предмету и существенно облегчается система контроля. Интеграция способствует формированию научной картины мира.
Когда возможна интеграция предметов?
Она предполагает выполнение трёх условий:
- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции предметов.
4. Ведущая педагогическая идея
Работая над проблемой целостности искусства, предполагаю, что ребенок никогда не поймет того, что оторвано от жизни человека. Делая первые шаги в Мир Литературы, в Мир Искусства, ребенок практически все пытается сравнить со своими собственными ощущениями. И если ему не помочь, то исчезнет самое главное – связь с жизнью.
Изучая художественные произведения нужно помнить, что литература – искусство, вызывающее положительные эмоции, несущее гедонистическую функцию. Этого достигнуть помогает преподнесение материала различными способами. Особенно помогают – философские рассуждения о красоте и правде, добре и зле, когда дети, высказываясь, опираются на свой жизненный опыт. Очень часто история создания произведения, исторические события вызывают огромный интерес у учеников.
Взаимосвязь искусств на уроках – это кладовая произведений, которые, открывают для нас новое видение мира, внутренний мир самого ученика.
5. Оптимальность и эффективность средств
Для активизации творческого потенциала учащихся и более глубокого усвоения необходимых знаний о взаимосвязи литературы, музыки и живописи на уроках литературы необходимо использовать творческие задания.
Творческая деятельность на уроках литературы представляет собой единую систему не только последовательно развивающихся, но и творческих заданий, раскрывающих специфические связи искусства с окружающим миром.
Творческие задания пронизывают весь урок с начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.
В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь:
- от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства;
- от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;
- от сотворчества к самостоятельному творчеству.
Каждое из заданий предполагает:
- углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциативного мышления и воображения;
- выработку навыков художественного анализа и усвоение важнейших понятий в области литературы;
- активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству.
Вся система творческих заданий служит достижению единой цели – на основе художественно – творческой деятельности школьников способствовать формированию навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, духовного мира человека, воплощаемых в совокупности различных видов искусства.
Систему творческих заданий на уроках литературы целесообразно рассматривать в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно обращаться к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.
Вот типы заданий, обусловленные определенными творческими установками.
Первая установка связана с познанием целостности предложенной темы, в многообразии ее художественных решений. Она реализуется через несколько видов заданий на выявление образно-поэтического единства различных произведений, объединенных по каким- либо общим признакам (стилистическое родство, жанр, сюжет и т. Задание 1.
Объединение различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, например, «Времена года в искусстве»: стихи и отрывки из прозы (Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке», О.Лебедушкиной «Весна начинается с неба», И.Бунина «Сосед», «Первая любовь», И.Никитина «Утро на берегу озера»); «Образ родной природы в картинах И. Левитана, И. Шишкина и др.», «Тема мира у П.Пикассо и С. Прокофьева», «Весна в произведениях П. Чайковского, С. Рахманинова, К.Дебюсси, И.Стравинского».
Задание 2.
Сравнение стихотворений разных поэтов, написанных на одну и ту же тему, в один период времени.
Задание 3.
Сочинение текста по прослушанной музыкальной композиции
Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.
Задание 4.
Составление художественных коллекций из произведений различных видов искусства с целью развития умения видеть их эмоциональную общность.
Задание 5.
Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов к картинам, например А.Айвазовского, А.Матисса, И.Левитана и др.
Задание 6.
Нахождение различного в сходном. Сравнение, сопоставление литературных художественных произведений и музыкальных для развития способности находить внутренние эмоциональные связи в различных творениях искусства, близких по замыслу и в то же время отличающихся образным решением.
Задание 7.
Сравнение различных способов художественного воплощения одного и того же сюжета (например, «Руслан и Людмила» А.Пушкина и М.Глинки», а так же его исполнительских интерпретаций. Задание 8.
Сочинение самостоятельного словесного продолжения к предлагаемому рассказу, живописному полотну
Вторая установка ориентированна на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.
Существует несколько вариантов ее реализации.
1. Перевод образа из одного художественного ряда в другой.
2. Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.
3. Построение заданий от конкретного аспекта темы к раскрытию ее художественной целостности и многомерности, т.е. от частного к общему.
Задание 1.
Изобразительное воплощение словесных текстов – передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа ( например: «Какой краской можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество, радость и т. п.?»; «Чем отличаются интонации и краски добра и зла, веселья и печали ?»).
Задание 2.
Найти цветовое выражение эмоциональной программы данного литературного произведения, создать пластический образ человека.
Задание 3.
Варианты цветового моделирования литературы:
составить цветовую композицию из предложенных учителем цветов;
стать художником и с помощью волшебных красок нарисовать словесный образ самостоятельно придуманными цветами;
создать картину с использованием сочетания заданных и придуманных цветов;
зафиксировать в красках процесс движения, развития художественных образов, т.е. смоделировать произведение как интонационный процесс с использованием цветных карточек.
Задание 4.
Словесное рисование (например: «Как бы ты нарисовал героя художественного произведения?»). Поэтическое моделирование пейзажей, портретов героев, интерьеров места действия. Сочинение литературных портретов к изучаемым художественным произведениям. Описание природы и внешнего облика персонажей в программных литературных произведениях.
Задание 5.
Словесное рисование, суть которого состоит в формировании умения охарактеризовывать с помощью словесной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние.
Варианты заданий:
изобразить с помощью невербальных средств общения (мимики, жестов и т.д.) героев сказок, басен;
мелодизировать стихотворение и прозаические тексты;
придумать соответствующую интонацию, которая может послужить своеобразным эпиграфом к литературному произведению;
Задание 6.
Импровизация на домысливание увиденного (например, словесная интонация к произведениям изобразительного искусства).
Эти задания развивают воображение, речь, чувство стиля, ассоциативное мышление, красочное, многогранное постижение художественного образа. Словесное и музыкальное рисование должно опираться на воображение, лишь при этом условии наиболее полно развивается художественное и его творческая, дорисовывающая функция. Для развития воображения полезно также сравнивать иллюстрации одного и того же эпизода и портрета какого-либо литературного героя, выполненного школьниками и известными художниками. Выявленные сходства позволяют более отчетливо увидеть и уточнить свои зрительские представления о том или ином эпизоде, персонаже, его характер.
Постановка творческих заданий на уроках литературы имеет определенные закономерности. На первичном уровне важно показать, как действует человек при решении конкретной творческой задачи. Затем он должен научиться находить собственные средства и способы решения продуктивных проблем и, наконец, учиться самому их ставить и воплощать в развернутой художественной форме. Естественно, что выбор того или иного творческого задания зависит от возрастных особенностей школьников, от степени развития их эмоциональной культуры, воображения, от художественных умений и навыков.
Важно, чтобы ребенок получал на занятиях образно-эмоциональный импульс. Вначале «перевод» чувств, психического состояния происходит интуитивно. Дети бессознательно воспроизводят свой литературный опыт. Со временем появляется возможность более конкретного осознания школьниками интонационных особенностей текста, их ритмического построения.
Основополагающим психологическим фактором, стимулирующим процесс художественного поиска, является соответствующая установка учителя и ученика на творчество во всех видах деятельности. Способность к творчеству может развиваться только в обстановке, нацеленной на выявление свободной инициативы, самостоятельности в поиске, на создание нового и оригинального, а не на повторение и копирование.
График направленность на творчество
15%
65%
20%
%
5 КЛАСС - 2012г.
%
6 КЛАСС - 2013г.
40%
50%
10%
10%
Уровни развития
НизкийСреднийВысокий
Данные результаты свидетельствуют, что при использовании различных видов искусства на уроках литературы, уровень развития творческого потенциала и направленности на творчество у детей повышается.
Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.
Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Взрослые должны быть терпимы порой, к «странным» идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней «рациональное зерно». Надо не замуровывать в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его «почему» и «отчего». Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы.
6. Результативность опыта
В результате мной были сделаны следующие основные выводы:
1.Слияние искусств на уроках литературы, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися.
2.Уроки интеграции литературы, живописи и музыки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Формируют интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.
3.У ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира, создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен свою нужность на уроке. Тот, кто рисует, готовит оформление класса, создаёт декорации, эскизы,тот, кто занимается в театральной студии. Каждый учащийся может проявить свою активность, способности, интересы.
4.Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, так что эти уроки способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний.
Об этом свидетельствуют количественные показатели. Так уровень успеваемости по литературе составляет 100%, качество знаний учащихся в среднем –75%.
Список литературы
3. Асимов М.С., Турсунов А. Современные тенденции наук // Вопросы философии . -1981.- №3.- С. 57-69
4. Балахметов К.Ж. Школа на пути обновления. - А.-А.: Казахстан, 1985., 138с.
7. Берталанфи Л. Общая теория. Исследование по общей теории систем. -М.: Прогресс.- 2013.- С.520
8. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 2006
9. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Вологда, 1988,-202 с.
10. Ващенко В. Инновационность и инновационное образование.//-М., 2000.- "Вестник высшей школы" №6, 23 с.
13. Головинская Е., Лазарев Д. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук.// Перспективы.-1986.- №8.-С.25-28.
15. Грищенко Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам // Начальная школа. -1995.- №11.-С. 21-28
16. Груздева Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования). Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. /.-СПб., 1996.- С. 70-80.
17. Давыдов Е.Е. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика.- 2013.-204 с.
18. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система// Педагогика. .-1997.- №4.-С. 24-28.
19. Дик Ю.И., Пинский А.А. Усанов В.В. Интеграция учебных предметов// Советская педагогика.- 1987.- №9.-С.42-47.
21. Закон РК "Об образовании" ст.3./Принципы государственной политики в области образования. П.9 .-1999.
22. Зверев И.Д. Интеграция межпредметных связей в общем и региональном экологическом образовании. // Региональные системы экологического образования/ Под ред. Л.П. Симоновой, А.Н. Захлебного, Н.В. Скалона. -М., Тобол.- 1998.- С. 144.
23. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе – М., Педагогика.- 1977.- 178 с.
24. Ибраева А. О формировании иноязычных умений и навыков в школьной практике средствами межпредметных.- М., 1989г.
26. История педагогики: Учебник для студентов пед. институтов./ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева, -5-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение.- 1982.-447с.
27. Кириллова Г.Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. -СПб.: Образование.- 1996.- С. 6-7.
28. Коложвари И., Сеченникова Л. Как организовать интегрированный урок. // Народное образование. –1996г.- №1.-С.87-89.
31. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. // Нач. школа.-1990. - №9. – С.28.
32. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах. Т.1- М. Педагогика.- 2016. – 656с.
35. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 6-ти томах. Т.2- Под ред. А.М. Арсеньева, Н.К. Гончарова, П.В. Руднева. М. – Педагогика, 1978. -Т. 2 –462 с.
37. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции. -СПб.: Образование, 1998.- 47 с.
38. Куписевич Основы общей дидактики. -М.: Высшая школа, 1986.- 368 с.
39. Лялина В.Н. Интегрированные уроки – одно из средств развития интереса к учебным предметам. // Нач. школа. – 1995. - №11.-С. 21-25.
40. Майорова М.Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения // Нач. школа. -2001.- №12.- С. 60-61.
41. Максимова В.Н. Интеграция образования как научно-педагогическая проблема // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. Ч.2 -СПб., 1994.- С.9-11.
42. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебном процессе совершенной школы. – М.: Просвещение, 1987.- 160 с.
43. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебном процессе, его совершенствование. – М.: Просвещение, 1984.- 155с.
44. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся. / Под редакцией. Сорокина. – Тула: 1983.- 190 с.
49. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика, 1997.- №5.- С. 52-55.
51. Неусыпова Н.М. Работа над языковыми понятиями на интегрированном уроке. – М.: 1981.-191 с.
52. Неусыпова Н.М. Толковый словарик на уроках русского языка, как способ установления межпредметных связей.//Нач. школа. – 1995.- №5-6.- С. 13-66.
53. Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке. М.: Спорт Академ. Пресс, 2000.- 440 с.
55. Педагогическая энциклопедия. -Педагогика, 2003.- 1560 с.
57. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
61. Суравегина И.Т. Интеграция разных областей знания как проблема общего среднего экологического образования // Проблемы интеграции в естественно научном образовании. Ч.1. -СПб., 1994.- С.44-46.
62. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах. – Педагогика, 1981.- Т.3.-С.125-129.
63. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика, 1975.-301 с.
65. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды: В 8-ми т. Т.6 – М.: Педагогика, 1978. – 508 с.
66. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах. Т.6/ Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990.-528 с.
67. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. Л.: РГПУ, 1989.- 94 с.
68. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе, А – А: Мектеп, 1984. –С.252.
69. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Под ред. Алексеева А.Н. – М.: Просвещение, 1972. - 478 с.
70. Чернова Г.Б. Интеграция учебных занятий на краеведческой основе. // Нач. школа. – 2000.- №7. -С. 10
72. Шалова Г.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982.–С.211.
- актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость);
- концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов);
- наличие теоретической базы опыта;
- ведущая педагогическая идея;
- оптимальность и эффективность средств;
- результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых);
- возможность тиражирования