Конспект занятия Структура бизнес плана
Тема: Методы бизнес-планирования и структура бизнес-плана.
Цели занятия: Планирование этапов реализации проекта.
- Формирование у учащихся практических навыков разработки бизнес - плана.
-воспитательные
Развить навыки общения
Формирование умения работы в парах и группах
Структура и ход урока:
1 этап: Организационный момент: 10 мин.
2 этап: Мотивационно-ориентировочный этап: 10 мин.
3 этап: Операционно-познавательный этап: 60 мин., из них
3.1. Восприятие нового материала: 20 мин.
3.2. Осмысление нового материала: 40 мин.
4 этап: Закрепление нового: 5 мин.
5 этап: Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов): 5 мин.
1 этап: Организационный момент.
Тренинг общения «Конфетки-бараночки»
Описание тренинга: Угощения разные пересыпать в одну большую емкость. Взять несколько себе и предложить всем присутствующим разобрать все угощения. Затем рассказать о себе что-то важное и интересное для слушателей. Заявлений должно соответствовать количеству угощений, которое оказалось на руках у выступающего.
Психологический смысл тренинга: Тренинг позволяет расширить представления об окружающих. Позволяет узнать об интересах и способностях членов коллектива.
2 этап: Мотивационно-ориентировочный
Учитель: Проведение структуры "Джот-тотс" - мозговой штурм по теме "Бизнес идея". «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманную идею по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
В процессе обсуждения возможных видов продукции, производством и реализацией которых будет заниматься школьная компания, важно учитывать многие параметры: наличие спроса на продукт, каналы сбыта, конкурентноспособность, кроме того, школьные компании должны принимать во внимание ограниченный "жизненный цикл" игрового предприятия (10 недель)
3 этап: Операционно-познавательный.
3.1. Восприятие нового материала.
Задание:
Итак, вы решили создать собственное дело. Расставьте в логической последовательности задания, которые вы должны для этого выполнить:
провести исследование рынка. - 1
выбрать технологию производства. - 6
выбрать продукцию, которую будет производить предприятие. - 3
определить цели и стратегию предприятия. - 4
выбрать поставщиков сырья. - 7
выбрать целевой рынок. - 5
выбрать организационно - правовую форму бизнеса. - 2
- Ребята, с чего начать создание собственного бизнеса? Что необходимо сделать, чтобы открыть малое предприятие?
- Какие цели мы на уроке сегодня поставим перед собой?
Давайте просмотрим мнения успешных предпринимателей.
1. Определитесь с выбором бизнеса, которым вы хотели бы заняться и узнайте о нем как можно больше.
2. Оцените все свои сильные и слабые стороны, как предпринимателя. Отнеситесь к себе критически и объективно
3. Проведите тщательный анализ своих будущей сферы деятельности, потенциальных клиентов, конкурентов, условий лицензирования и налогообложения.
4. Определите организационно-правовую форму вашей будущей компании (т.е. ИП, SRL, др.)
5. Оцените возможное расположение компании. Проверьте физическое состояние помещений, их пригодность, наличие транспортных потоков, развязок и мест для парковки. Определите стоимость коммунальных услуг.
6. Подготовьте всесторонний план деятельности, включите график проводимых вами мероприятий.
7. Раздобудьте необходимый стартовый капитал (сэкономленные средства, банковский кредит и др.)
8. Выберите название вашей компании.
9. Получите все необходимые разрешения и разрешающие документы от соответствующих организаций.
10.Зарегистрируйте в установленном порядке вашу компанию .
11. Получите фискальный код.
12.Откройте банковский счет. Подыщите такой банк и такие виды услуг, которые более всего отвечают вашим запросам.
13.Составьте штатное расписание, разработайте должностные инструкции (функциональные обязанности) и программу подготовки кадров.
14. Приобретите необходимые помещения, оборудование, мебель, вывески (рекламные щиты, знаки), принадлежности, складские помещения.
15.Отпечатайте визитные карточки, фирменные бланки и т.д.
16.Определите часы работы вашего предприятия.
17. Наймите необходимый вам персонал, используя современные методы подбора и найма персонала.
18. Выпустите информационные материалы по вашей компании, по вашей продукции или услугам. Рекламируйте ваше новое предприятие, продукцию, услуги, персонал.
- Если Вы молоды и предприимчивы, чувствуете в себе силы и уверенность, имеете желание организовать собственное дело, открыть свое дело не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. При выборе сферы деятельности, в которой Вы хотите начать свой бизнес, очень важно понять, достаточен ли спрос и предложение на данный вид услуг или товар. Решить этот вопрос можно с помощью нескольких простых, но важных правил, которых стоит придерживаться, перед тем как начинать свой бизнес.
Стать владельцем собственного предприятия – вполне посильная задача, достижение которой останется свидетельством вашей личной состоятельности.
Семья Варисовых.
Варисов Инсаф является одним из фермеров района, которой начал заниматься своим делом с нуля. Занимается пчеловодством и земледелием. Два года назад, в 2010 году на земле начал выращивать хлеб.
–В первый год посеяли 20 гектаров, обрабатывать землю было трудно. Да ещё этот год был засушливым – говорит фермер.
Первым делом Инсаф Варисов обзавелся трактором «МТЗ-80», плугом. В 2011 году машинный парк пополнился агрегатом для прессования сена «ППР-145С». Жена Алия, сыновья Гадел, Раис, братья Ленар, Рауф являются основными помощниками фермера.
Осенью в полном объеме провели вспашку зяби. В этом году Варисов вырастил 10 гектаров пшеницы, 60 и 30 соток были заняты под картофелем и луком, 4 гектара ячменя, на остальной площади – сено.
–Для нас самой главной проблемой являются дороговизна горюче-смазочных материалов и семян. Все остальное еще можно преодолеть, – говорит начинающий фермер.
Фермеру приходится обратиться за помощью на уборке выращенного урожая, поскольку не имеет «степного корабля».
–Спасибо другим фермерам. Они всегда помогают и техникой и советами.. Нет резона покупать комбайн за несколько миллионов рублей для 20 гектаров земли. Финансы не позволяют, – говорит Инсаф Варисов.
Кроме растениеводства, занимается и пчеловодством. Имеет 20 пчелосемей. На вопрос о том, в какой отрасли легче, фермер Варисов ответил: «Каждая требует большого труда. До поспевания земли заняты на пасеке. Затем начинаются полевые работы. Так и управляемся».
Правило № 1: браться нужно за дело, с которым Вы знакомы и которое Вы знаете в детальных мелочах.
Правило № 2: всегда следует изучать конкурентов и рынок, на котором Вы хотите работать. Имеет смысл привнести в этот рынок что-то свое новое, что-то, что будет пользоваться спросом.
Правило № 3: составьте свой бизнес план. Обязательно включите в него все моменты необходимые для своего бизнеса. В таком плане должны быть отражены юридические, финансовые вопросы, кадровые и управленческие, а так же другие организационные моменты. Определите поэтапно выполнение поставленных задач. Предположим, Вы планируете начать свой бизнес по продаже автомобильных весов. Естественно, автомобильные весы – это не товар повседневного спроса, однако и на него есть достаточный спрос. Ваша задача – выяснить, достаточен ли спрос на этот товар именно в Вашем регионе. И если достаточен – значит, бизнес будет успешным!
Бизнес-план
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Специалисты утверждают, качественно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – это залог успеха вашего бизнеса. Результаты исследования рынка, анализ затрат и прибыли, грамотное описание проекта, включая месторасположение предприятия – его основные разделы. Основательно продуманный бизнес-план, исходящий из реальных показателей исследования рынка, позволит оценить ваши силы и возможности, прибыльность вашей затеи.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором формируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работ. Как правило потребность в бизнес-плане возникает при реализации таких остро актуальных задач как: · подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов; · обоснование предложений по приватизации государственных предприятий; · открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы, основных направлений ее коммерческой деятельности; · перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов направлений и способов осуществления производственных и коммерческих операций; · составление проспектов, эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизированных и частных фирм; · выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
Целью разработки бизнес-плана является необходимость спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Содержание бизнес-плана и его объем зависят от цели предпринимательского начинания, выбранной сферы предпринимательской деятельности и предполагаемого читателя – владельца финансовых ресурсов.
Существует общепринятый круг сведений, которые обычно излагаются в бизнес-плане вне зависимости от сферы деятельности. Однако нет узаконенной каким либо документом структуры бизнес-плана, в рамках которой должны излагаться эти сведения. Каждая организация имеет собственные требования к структуре бизнес-плана, на которые должен ориентироваться предприниматель, желающий привлечь внешнюю финансовую поддержку для выполнения своего проекта.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
В мировой практике подготовка бизнес-плана происходит на основе стандартных требований к оформлению. В связи с этим существует типовая структура бизнес-плана. Она включает следующие разделы:
I. Титульный лист
II. Вводная часть (резюме)
III. Анализ положения дел в отрасли
IV. Сущность проекта
V. План маркетинга
VI. Производственный план
VII. Организационный план
VIII. Оценка рисков
IX. Финансовый план
X. Приложения
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Структура бизнес-плана связана с процессом бизнес-планирования. Пример блок-схемы бизнес-плана приведен на рисунке:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Титульный лист. Назначение раздела – дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно на титульном листе отражаются следующие данные:
полное название фирмы;
сведения о владельцах или учредителях;
краткая характеристика сути предлагаемого проекта;
общая стоимость проекта;
Название должно быть звонкое, краткое, оригинальное и единственное в этом бизнесе. Советуем избегать копирования названий крупных фирм. Не забывайте: мал золотник, да дорог!
Название фирмы должно раскрывать содержание или принципы ее работы. В этом поможет девиз предприятия краткое и мудрое изречение, которое может превратиться в мощное рекламное средство.
План маркетинга. В разделе в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства.
Маркетинговый план содержит полную информацию о формах и методах внедрения товара на рынок, ценовой и сбытовой стратегии фирмы в каждом рыночном сегменте (при сегментировании рынка), методах стимулирования сбыта и товарной политике. Раздел составляется на основе маркетинговой программы фирмы, подлежит обязательной корректировке и ежегодно предоставляется инвестору.
Раздел должен включать план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению намечаемой прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей. При разработке раздела должна быть соблюдена четкая маркетинговая ориентация на потребителя.
Производственный план. Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере производства, и способы их решения. При разработке раздела необходимо осветить следующие моменты:
производственные мощности;
описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам;
субподрядчики;
оборудование;
производственные площади;
сырье;
себестоимость.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Финансовый план. Задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств. В полном виде этот раздел включает ряд следующих финансовых документов:
сводный баланс доходов и расходов;
план денежных поступлений и расходов с такой же периодичностью;
балансовый план на конец первого года в его традиционной форме;
план по источникам.
Организационный план. Раздел дает подробное представление инвестору о фирме и ее менеджменте (не более 3 страниц) В разделе указываются:
· правовое положение фирмы;
· основные держатели акций, размер уставного капитала, количество простых и привилегированных акций (если организация создана в виде АО);
· имена, адреса, послужные списки и опыт работы членов совета директоров;
· резюме о менеджерах фирмы, включая низовое звено управления; обязанности и ответственность каждого руководителя, участвующего в проекте, его заработная плата и премии;
· организационная структура фирмы, функции каждого подразделения и полномочия уровней управления, методы и формы контроля их деятельности (присоздании нового отделения, филиала, дочерней или ассоциированной компании);
· кадровая политика фирмы (в случае создания новой структуры).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
3.2. Осмысление нового материала.
Практическая работа Упражнение «Резюме бизнес-плана».
Описание проведения упражнения:
1. Предложите учащимся просмотреть раздаточный материал по плану составления резюме бизнес-плана. Ответьте на их вопросы.
2. Предложите учащимся объединиться в малые группы по своим «предприятиям» и составить резюме бизнес-плана по образцу (приложение № 1).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Пример бизнес-плана
Описание предприятия.
Название школьной компании - «ШАНС» (Школьная Артель Нужных Советов)
Деятельность: создание презентаций Power Point на различную тематику, «Электронные уроки», организация праздников и вечеров, просветительская деятельность.
Описание товара (услуги).
Готовая продукция – презентация, записанная на диск. Услуги - просветительская деятельность по направлениям: здоровый образ жизни, грамотный потребитель, клуб почемучек; организация праздников и вечеров.
Анализ рынка.
Рынок подобных услуг мало освоен, существуют фирмы, занимающиеся организацией праздников и вечеров профессионально, однако их услуги очень дороги, услуги по созданию тематических презентаций, не предоставляются в данном населенном пункте, подобного рода продукцию можно найти только на сайтах сети Интернет.
Основные потребители – учащиеся, учителя и родители конкретной школы, а также других школ г. N.
Конкуренты – профессиональные фирмы по организации праздников, сайты сети Интернет (слабые стороны конкурентов – высокие расценки, многие сайты платные, трата большого количества времени на поиск фирм и необходимой информации в Интернете, услуги не отвечают потребностям потребителя; сильные стороны – наличие профессионального оборудования, профессиональное образование – артисты, дизайнеры.)
План маркетинга.
Ценообразование – средняя доступная цена, скидки в диапазоне 20% постоянным клиентам.
Реклама - информация в школьной газете, на информационном стенде в школе, на сайте, в местной газете, проведение ярмарок услуг среди учебных заведений.
Методы стимулирования продаж – скидки, оперативность выполнения работы.
Послепродажное сопровождение – реклама созданной продукции (презентация, электронные уроки, сценарии мероприятий и т.д) с целью дальнейшей продажи продукта коллегам учителям, родителям и одноклассникам по согласию с собственником продукции.
План производства.
Представитель компании принимает заявки от клиентов на выполнение презентаций и в течение одной недели (возможны и срочные заказы) создается работа. Продукция изготавливается на компьютерах в кабинетах экономики и географии, а также в кабинетах информатики (использование Интернета).
Для выполнения презентаций созданы 5 групп по следующим направлениям:
1) начальная школа
2)предметы естественно-научного цикла (биология, химия, физика, география)
3) предметы гуманитарного цикла (литература, русский язык, история)
4) предметы математического цикла (алгебра, геометрия)
5) иностранный язык
За неделю возможно выполнить 5 презентаций по разным направлениям.
Финансовый план.
Экономические расчеты (за 6 месяцев работы компании)
Вид продукции
количество
Цена за единицу
Предполагаемая прибыль
презентаций Power Point
120 штук
30 грн
1440 грн
Организация праздников и вечеров
4 мероприятия
5 гривен
560 гривен
Классные часы
Просветительская деятельность
Презентаций Power Point
Цена продукции =1 слайд презентации стоит 1грн + стоимость диска.
Средняя цена продукции – 30 гривен.
Количество произведенной продукции: 5 презентаций за неделю, 20 за месяц, 120 за 6 месяцев.
Выручка за месяц = 600 гривен, за 6 месяцев = 3600 гривен.
Затраты на производство единицы продукции = 3 гривны (стоимость диска).
Заработная плата = 50% от цены.
Затраты за 6 месяцев = 360 гривен (стоимость дисков).
Прибыль (за 6 месяцев) =3600 (выручка) – 1800 (зарплата) – 360 (сырье) = 1440 грн.
Организация праздников и вечеров
Цена входного билета -5 гривен
Предполагаемое количество проданных билетов – 70 штук
Выручка – 350 гривен
Затраты – ( 30% от выручки – 105 гривен используются на покупку призов и оформление помещения, 30% от выручки – 105 гривен – заработная плата)
Прибыль – 350-(105+105) =140 гривен (за 1 мероприятие)
Прибыль (за 4 мероприятия) – 560 гривен
Прибыль школьной компании предполагается инвестировать на подписку журнала «Экономика в школе», покупку оргтехники, ремонт классов.
Организационный план.
Состав школьной компании - 10 человек (ученики 8-10 классов) Руководители компании: учителя географии и экономики, информатики.
Анализ рисков
Компьютер может сломаться, что потребует затрат на ремонт.
Могут подорожать диски.
Уменьшение количества клиентов.
Высокая цена, которую не смогут заплатить потребители.
Юридический план
Возможная организационно-правовая форма – акционерное общество закрытого типа.
4 этап Закрепление нового материала
Экономические ребусы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Собственность) (Деньги)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Налог) (Кредит)
РЕЗЮМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Вопросы:
1. Род предприятия (отметьте и опишите):
торговля, производство/переработка, распространение, услуги, другие.
2. Какие товары/услуги оно будет предлагать?
- Чем они уникальны?
- Решают ли они важную проблему?
- Представляют ли они большую возможность?
3. Каков статус вашего предприятия? (отметьте и опишите):
образование, приобретение уже существующего предприятия, расширение, другой.
4. Как долго действует предприятие (или находиться в развитии)?
________ месяцев _________ лет.
5. Какая форма организации? (отметьте и опишите)
единоличное владение, общество (тип?), корпорация (тип?).
6. Где будет находиться предприятие?
- В чем преимущество этого местонахождения?
7. Кто и что будет вашим основным рынком?
8. Какой процент существующего рынка вы охватите?
- Каков ваш план и стратегия проникновения на рынок?
9. Кто ваши конкуренты?
- В чем их сила и слабость?
- Какова их доля рынка?
10. Кто собирается управлять предприятием?
- Какая квалификация необходима для управления предприятием?
- Каков опыт, стаж и образование управляющих?
11. Каковы сроки основных этапов достижения целей?
12. Сколько средств необходимо, чтобы сделать предприятие успешным?
- Сколько средств необходимо для улучшения товара?
- Сколько средств необходимо для маркетинга?
- Сколько средств необходимо для эксплуатации предприятия?
13. Какой вид финансирования вам нужен? (отметьте и опишите)
ссуда (кредит), акционерный капитал (инвестиция).
14. Что вы предлагаете взамен? (отметьте и опишите)
право собственности (сколько?), доля прибыли (прогнозируемая прибыль через 3-5 лет), обеспечение возврата кредита, другое.
15. Каков срок окупаемости инвестиций?
16. Сколько средств вложено на сегодняшний день?
17. Каковы ваши интересы (финансовые и др.) и долгосрочные цели?
18. В чем сильные и слабые стороны вашего предприятия (что сделает его успешным)? (отметьте и опишите)
менеджмент, квалифицированный и опытный персонал, уникальный товар/услуга, постоянный источник поставок, небольшое производство/низкие накладные расходы, высокая прибыль, хорошее обслуживание, упор на качество.
19. Какие ограничения/ недостатки у вашего предприятия? (отметьте и опишите)
капитал, менеджмент, персонал, материалы, другие.
20. Каковы долгосрочные цели, направленные на рост и расширение предприятия?
Рефлексия.
Оцените по десятибалльной системе всю работу команды на занятии с трех позиций:
Ш Я (личный вклад собственного труда)
Ш Мы (работа всего класса)
Ш Дела (степень новизны темы)
Домашнее задание - Проанализировать свои шаги при организации собственного дела с точки зрения своей роли в команде.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ РАБОТЫ С «БИЗНЕС-ИДЕЯМИ»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Предварительная оценка бизнес-идеи
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Критерии оценки бизнес-идеи
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Как сделать презентацию бизнес-идеи
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Как оценить прибыльность бизнес-идеи
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Идеи в малом бизнесе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Правила написания бизнес плана
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Советы при составлении бизнес-плана, советы по оценке рисков
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Виды бизнес-планов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Оценка идеи по модели RAMP
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Как оценить идею для бизнеса
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Оцениваем бизнес-идею
Е Кабинет светлый, расположен на южной стороне с широкой доской, вмещающей большое количество информации и наглядного материала. Сам наглядный материал яркий, заметен с последних парт. Информация на доске написана четко, достаточно крупно.
Д Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в обсуждение проблем), увлеченность новой темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (в подборе литературы, выявлении основных мыслей высказывания), высказывании собственного мнения. Работа над совместным бизнес планом способствовало включению учеников в беседу в каждой компании.Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.
С В соответствии с целями урока, были подобраны дидактические материалы (карточки с заданиями), использовала цифровые образовательные ресурсы в виде медиапрезентации и электронных часов.
А Учащиеся совместно со мной определили цели урока. Это было сделано в ходе небольшой беседы, где я помогала детям наводящими вопросами. Так как цели формулировались не только мной, а совместно с детьми, то дети вникли в них, и приобретение знаний стало осознанным. Цели, предложенные детям на урок, соответствовали содержанию материала. Цели урока достигнуты, время распределено рационально, занятие проведено по плану.
===
В начале занятия ученики прослушали отрывок произведение Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" и актуализировались на новую тему. Судя по рефлексии учащихся можно сделать вывод о том, что ученики определили свои первоначальные знания по теме. самостоятельно восполнили пробел в своих знаниях и поделились друг с другом своими мнениями.
13PAGE 141515
13PAGE 14315