МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Методические рекомендации по разработке бизнес-плана
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..3
1. Резюме проекта...5
2. Резюме инициатора7
3. Описание продукта9
4. Маркетинговый план.................................11
4.1. Маркетинговые исследования...11
4.2. Разработка маркетинговой стратегии...12
4.3. Описание целевой группы потребителей.18
4.4. Анализ существующих конкурентов...19
4.5. Ценообразование....20
4.6. План сбыта..21
4.7. План продвижения.....21
4.8. Стратегия и каналы сбыта.22
5. План производства....23
5.1. График реализации проекта..23
5.2. Производственная инфраструктура..24
5.3. Оборудование.....25
5.4. Затраты на сырьё и материалы (для производства)....26
5.5. Налоговое планирование...27
6. Человеческие ресурсы...30
7. Финансы и инвестиции.32
8. Управление рисками.35
Типичные ошибки предпринимателя..38
Представление бизнес-плана..40
ВВЕДЕНИЕ
Перед Вами методические рекомендации по разработке бизнес-плана. Составлены они, прежде всего, с целью помочь Вам разобраться с традиционным для всего бизнес сообщества форматом представления деловой информации об инвестиционном проекте.
Данные рекомендации одинаково хорошо подойдут и для доказательства инвестиционной привлекательности Вашего проекта стороннему инвестору, и для обоснования целесообразности проекта перед грантодателем, и для структурирования всей информации в единую «навигационную» карту Вашего бизнеса. Методические рекомендации ориентированы на начинающих предпринимателей, в связи с чем многие моменты планирования существенно упрощены.
Язык изложения не перегружен деловыми терминами и сложными оборотами, однако это упрощение не затронуло системности подхода к планированию и не изменило общих принципов российской и международной практики бизнес-планирования.
Качественный бизнес-план раскрывает целый ряд вопросов, среди которых: как и кому будет реализовываться товар (услуга), как будет развиваться производство, какие ресурсы необходимы для организации бизнеса, какие действия необходимо предпринять для достижения поставленной цели, какие риски и внешние условия стоит учитывать и т.д.
В связи с этим рекомендуемая структура бизнес-плана:
Резюме проекта
Резюме инициатора
Описание продукта
Маркетинговый план
План производства
Человеческие ресурсы
Финансы и инвестиции
Управление рисками
Процесс разработки бизнес-плана формально можно разделить на три направления:
Поиск, сбор и систематизация информации.
Обработка информации.
Представление информации.
Искать информацию возможно в любых источниках: это может быть информация, известная Вам в силу предыдущего опыта и знаний, информация от эксперта в какой-либо сфере, информация из Интернета или из периодического издания (газеты, журнала), или же информация «с полей» - от Ваших потребителей или конкурентов.
Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном или электронном виде, чтобы спустя день или неделю Вы не забыли важные факты. Для собранной информации важно указывать источник её получения, т.к. от этого зависит и степень доверия к информации, и возможность обновления устаревшей информации или перепроверки в случае утраты данных.
Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. Делать это нужно сразу. Как основу для систематизации следует взять структуру бизнес-плана. В целом, систематизация позволяет Вам сразу рисовать общую «картину» Вашего будущего бизнеса.
После того, как необходимый минимум информация найден, собран и систематизирован, его необходимо обработать и представить. Поиск, сбор, систематизация, обработка и представление не обязательно должны идти в данной последовательности, Вы сами определяете с чего Вам удобнее начать. Часто в процессе обработки становится ясно, какой информации не хватает, поэтому стоит заранее рассчитывать время.
Обычно общий срок разработки не превышает 3-х недель, при этом сырая версия бизнес-плана формируется к концу первой недели, а две оставшиеся уходят на уточнение и проверку данных, написание выводов и обоснований, удобное представление информации, а также на согласование итоговой версии проекта с конечным пользователем.
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Черновик бизнес-плана
Уточнение и доработка
Представление и согласование
В последующих главах мы отдельно остановимся на каждом из разделов Вашего проекта: определим ключевые вопросы, позволяющие найти нужную информацию; разъясним моменты, на которые стоит обратить внимание. В случае особых трудностей при разработке бизнес-плана Вы всегда можете обратиться к типовым примерам готовых проектов или к специалисту.
1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА
Резюме проекта – первое, что смотрят в проекте инвесторы или грантодатели. Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован проект. Здесь в сжатой форме описывается весь Ваш проект: от идеи до финансовых результатов. Данный раздел составляется в последнюю очередь, после того как все остальные разделы проекта будут завершены, т.е. основой для написания этого раздела служит информация, содержащаяся во всех разделах разработанного бизнес-плана.
Рекомендуемая структура резюме приведена в таблице ниже.
1. Название проекта
2. Суть проекта
3. Текущий этап реализации проекта
4. Структура капитала, в т.ч.
руб.
- собственные средства
руб.
- привлечённые средства
руб.
5. Финансовые показатели, в т.ч.
- чистая прибыль
руб.
- суммарный денежный поток
руб.
- рентабельность продаж
%
- срок окупаемости
мес.
6. Организационно-правовая форма
ИП / ООО
7. Особые формы налогообложения
УСН, ЕНВД, налоговые льготы
Основное требование к резюме - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объём не должен превышать 1 машинописной страницы. Для размещения большего количества информации на листе возможно отказаться от оформления в виде таблицы, однако все представленные в таблице данные необходимо отразить.
Помимо представленных разделов рекомендуется отражать самую важную информацию, которая может быть интересна пользователю (читателю) данного бизнес-плана. Например, для государственной субсидии важно отразить бюджетную (налоговую) эффективность проекта, т.е. сумму налоговых отчислений, которые принесёт проект в бюджет страны.
2. РЕЗЮМЕ ИНИЦИАТОР(А)ОВ
В данном разделе Вы доказываете пользователю (читателю) бизнес-плана уровень компетентности инициаторов проекта. Вы являетесь основным инициатором проекта (лидером), поэтому постарайтесь отразить Ваш опыт, ваши умения и навыки, которые помогут в создании и развитии будущего бизнеса.
Информация:
ФИО
Дата рождения
Контактный телефон
Адрес
E-mail
Желательно дополнить данную таблицу иными контактными данными, которые позволят гарантировано связаться с Вами. Данные об образовании позволяют понять возможный спектр ваших знаний. После таблицы возможно указать дополнительные курсы или тренинги, которые Вы прошли.
Образование:
Наименование учебного заведения
Год окончания
Специальность по образованию
В следующей таблице необходимо отразить место и продолжительность Вашей работы, а также функции (компетенции), которыми Вы овладели на данной работе. Обратите особое внимание на свой опыт управления людьми. Если у Вас был какой-либо опыт предпринимательской деятельности – обязательно его отразите.
Опыт работы:
Период
Наименование организации
Должность
Функции
Резюме инициаторов заполняется для каждого физического лица – инициатора. Если у Вас есть партнёры в проекте, для каждого необходимо заполнить предыдущие три таблицы. Раздел подытоживает таблица, описывающая всех инициаторов и их ключевые для бизнеса компетенции, функции и обязанности.
Роль в проекте:
ФИО
Компетенции / Функции / Обязанности
Иванов Павел Петрович
Подбор персонала, общее руководство проектом, работа с поставщиками
Заболоцкая Виктория Алексеевна
Обучение работников, разработка программы
Таким образом, в таблице будет отражена роль каждого инициатора проекта.
3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА
Данный раздел нацелен на описание сути, характеристики и содержания вашего продукта. Всё, что затрагивает ценность продукта для потребителя, должно быть представлено в данном разделе.
Описание продукта
Суть товара/услуги:
Характеристика товара/услуги:
Уникальные достоинства товара/услуги:
«Суть товара/услуги» представляет собой название группы товаров/услуг, в которую входят все Ваши товары/услуги. «Характеристика товара/услуги» описывает критерии, конкретизирует суть, т.е. уточняет те характеристики, которые отличают Ваш товар/услугу от других возможных товаров или услуг в данной группе, т.е. необходимо описать все характеристики, уточняющие, какой именно товар/услугу вы собираетесь предоставлять. Сюда могут быть включены:
технические параметры;
описание подвидов товаров/услуг;
в каких сферах может быть использован товар/услуга.
Отдельный подход следует использовать для описания «Уникальные достоинства товара/услуги»; его Вы можете заполнить сразу или после составления сравнительной таблицы с Вашими конкурентами (см. п.4.3.). В данном разделе следует указать те характеристики, которые являются уникальными для Вашего рынка. При этом каждый уникальный элемент следует расписать, т.е. уточнить его значимость и выгоду, которую приобретёт потребитель от данной уникальной характеристики товара/услуги.
Если номенклатура товаров/ услуг превышает 20 позиций, то в следующей таблице можно более детально описать группы, с описанием характеристик и состава группы. Это нужно для последующего ценообразования (см. п.4.4.)
Основные группы товаров/услуг и их детализация
Группа : характеристики группы : продукция (услуга) 1; продукция (услуга) 2;
Не стоит перегружать данный раздел деталями, желательно вынести в приложения:
патент на продукцию;
подтверждение опыта оказания подобной услуги;
фотографии продукции или процесса оказания услуги;
подробные технические параметры и спецификацию.
4. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
Деятельность Вашего предприятия сегодня сопряжена с постоянной работой на различных рынках. Именно поэтому важно заранее изучить ситуацию и выбрать верную стратегию. А для того, чтобы определить наиболее эффективные инструменты продвижения и сбыта, стоит обратить внимание на взаимосвязь уникальных достоинств вашего товара/услуги с характеристиками и поведением Ваших потребителей.
На данном этапе руководителю важно сформировать обменное мышление: «Что я должен дать, чтобы получить?», т.е. Вы должны сформулировать предложение группе, от которой что-то хотите получить.
4.1. Маркетинговые исследования
В современной концепции маркетинга изучению рынков придается особое значение. Эти исследования служат основой разрабатываемой предприятием стратегии и тактики выступления на рынках, проведения целенаправленной товарной политики.
Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации, разработке прогноза развития рынка.Исследование рынка - не самоцель, а источник информации для принятия эффективного управленческого решения.
Виды и этапы проведения маркетинговых исследований
Первичные данные - представляют собой только что полученную информацию для решения конкретной исследуемой проблемы или вопроса.
Цели исследований могут быть поисковыми - сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу и причинно - следственной связи.
Вторичные данные - информация, которая уже где-то существует во внешних источниках информации интернете, СМИ, различных отчетах и публикациях, которая собрана ранее для других целей.
Процесс проведения маркетингового исследования в общем случае состоит из 5 основных этапов:
1) Выявление проблем и формулирование целей исследования.Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель маркетингового исследования являются залогом его успешного проведения.
2) Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации. Основным и важнейшим источником внутренней вторичной информации для большинства фирм служит компьютер. Внешние источники вторичной информации.
3) Планирование и организация сбора первичной информации.
Определение объекта исследования.
Определение структуры выборки.
Определение объема выборки.
4) Систематизация и анализ собранной информации.
Инструментарий
Большинство маркетинговых исследований предполагает сбор первичных данных. Для сбора первичных данных следует разработать специальный план. План должен предусматривать предварительные решения относительно метода исследования, орудий исследования. Важными являются план и методика составления выборки, способы связи с аудиторией.
Анкета - самое распространённое орудие исследования при сборе первичных данных. Анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета - инструмент очень гибкий, вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала её широкого использования. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования.
Интервью по телефону - лучший метод быстрого сбора информации. В ходе его интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Два основных недостатка телефонных интервью: опросить можно только тех, у кого есть телефон, и беседа должна быть краткой и не носить личного характера.
Личное интервью - универсальный метод проведения опроса. Можно задать много вопросов, дополнить результаты беседы своими наблюдениями. Это самый дорогой из тёх методов. Он требует более тщательного планирования и контроля.
Фокус группы - приглашают не более 10 человек для беседы со специально подготовленным интервьюером о товаре, услуге, организации или проблеме.
4.2. Разработка маркетинговой стратегии
Прежде всего, стоит разобраться с условиями, на которые Вы не сможете влиять и в которых будет вынужден функционировать Ваш бизнес, а именно, с макро условиями. Одним из возможных подходов является STEP (PEST) – анализ.
Для этого стоит рассмотреть 4 группы факторов макроокружения:
Социальные, Технологические, Экономические, Политические.
К политическим можно отнести: выборы, изменения в законодательстве, государственное регулирование в отрасли.Например: -Выборы президента РФ в 2012 году. -Изменения в таможенном законодательстве, образование таможенного союза.-Ожидания изменения налогового законодательства.
К экономическим можно отнести: инфляцию, курс валюты, изменение затрат на сырьё, оплату труда, динамику роста отрасли, сложившийся уровень спроса, сезонные факторы и т.д. Например: -Ожидается повышение тарифов на эл/энергию во втором полугодии.-Укрепление курса рубля.-Падение спроса в отпускной период.
К социальным можно отнести: демографические факторы, изменение в стиле и уровне жизни, религиозные факторы, культурные и религиозные особенности.Например: -Больше 90% населения трудится на самом крупном предприятии города (моногород).-Активная деятельность РПЦ в районе.-Большая часть населения трудится по скользящему графику.-Более 30% жителей района живут на значительном удалении от районного центра.
К технологическим можно отнести: наличие и степень проникновения новых технологий в Вашей отрасли.Например: -Высокое проникновение сети интернет среди жителей.-Для обогрева помещений используются печи с высоким КПД на отходах от производства пиломатериалов.-Быстрый рост живой массы происходит за счёт протеиновых пищевых присадок.
Необходимо отметить только те условия макросреды, которые влияют на Ваш проект, а также описывать взаимосвязь одних условий с другими.
Например: -Изменения в таможенном законодательстве повлекут повышение цен на необходимые для производства ресурсы.
-Политика поддержки малого предпринимательства ожидаемо снизит налоговую нагрузку на малые предприятия.
-Сложность в поиске кадровых ресурсов необходимой специальности и квалификации, т.к. 90% населения трудится на градообразующем предприятии и не имеет необходимой квалификации.
-Желательно организовать 24-х часовой режим предоставления услуги, т.к. большая часть населения трудится по скользящему графику.
-Такие факторы, как высокое проникновение сети Интернет и удалённость большой части населения от районного центра, повышают эффективность дистанционного образования.
Более конкретно оценить влияние можно по методике «5 сил Портера». Данный подход позволяет сделать первичное описание ситуации на рынке для последующего анализа или для предварительных выводов о положении фирмы. «5 сил Портера» составляется для одной (и каждой) отрасли, в которой присутствует данная фирма.
Анализ ситуации вокруг проекта:
5 сил Портера
Угроза появления новых игроков на рынке:
Угроза со стороны продуктов-заменителей:
Власть покупателей на рынке:
Власть поставщиков на рынке:
Интенсивность конкуренции на рынке:
Выделяются пять групп факторов, названных силами.
1. Угроза появления новых игроков на рынке
Прежде всего, это угроза снижения прибыли Вашего будущего бизнеса. При этом прибыль может падать не только из-за (1) уменьшения доли рынка, но ещё и за счёт (2) «проседания» средней рыночной цены из-за появления нового игрока.
В этой группе факторов рассматриваем барьеры входа на рынок по издержкам, предпочтениям потребителей, влиянию третьих сил и наличию технологий (методик, компетенций).
Ключевые явления данной силы:
Экономия на масштабе. Сможет ли более большая организация начать производить подобный товар (услугу) с меньшими затратами на единицу? Сможете ли Вы конкурировать по затратам на единицу продукции (услуги), при появлении конкурента?
Дифференциация. Есть ли у Вашей продукции существенные особенности, которые не смогут перенять конкуренты? Могут ли у новых конкурентов возникнуть особенности товара (услуги), которые Вы не сможете перенять?
Дополнительные издержки. Какие на Вашем рынке существуют дополнительные издержки? Смогут ли новые конкуренты сэкономить на них или это будет для них барьером? (Виды дополнительных издержек: затраты на обучение персонала, организация после продажной поддержки, разработка дизайна, приобретение особого оборудования.)
Дистрибьюция. Сюда входят все расходы и барьеры, связанные с продажей, продвижением и размещением своих товаров (услуг), с которыми столкнутся вновь появившиеся конкуренты.
Патенты, лицензии. Технологии, методы, компетенции, знания и права на их использование.
Сторонние субсидии, содействие фондов. Наличие или отсутствие поддержки со стороны государства или иных фондов, лиц.
2. Угроза со стороны продуктов-заменителей
Рассматриваем продукты из других отраслей (рынков), которые способны конкурировать с нашей отраслью, т.е. находим такие товары/услуги, которые могу стать альтернативой Вашему.
Примеры продуктов-заменителей:
Свинина – Говядина – Курятина
Апельсин – Мандарин – Грейпфрут
Бензин – Дизельное топливо – Газ
Молоко – Сухое молоко – Сливки
Майонез – Сметана – Соус
Ключевые явления данной силы:
Насколько легко потребителю будет переключиться на товар(услугу)-заменитель?
Что теряет клиент при переходе на товар(услугу)-заменитель?
Готов ли клиент перейти на товар(услугу)-заменитель?
3. Власть покупателей на рынке
Рассматриваем покупателей как конкурентов, т.к. в сделках они желают снизить цену, получить более качественную услугу.
Примеры влияния покупателей:
-Крупные торговые сети добиваются от фермеров существенного снижения цены закупки.
-Несколько VIP-клиентов, формирующих большую часть выручки, могут требовать удешевления услуги, угрожая уходом.
-Переход клиентов на продукцию конкурентов сопряжён с необходимостью переоборудования.
Ключевые явления данной силы:
Какое минимально достаточное качество товара (услуги) необходимо покупателю? Существуют ли стандарты данной продукции?
Какие затраты на «переключение» с одного продукта на другой несёт потребитель?
Может ли один или организованная группа покупателей повлиять на цену товара (услуги)?
4. Власть поставщиков на рынке
Изучаем способность Вашего поставщика влиять на Вас.
Пример влияния поставщиков:
-Лесозаготовку в районе осуществляют несколько крупных и мелких компаний, что снижает влияние поставщиков.
-Рынок оборудования для фитнес-зала чрезвычайно широк, однако есть незначительное влияние брендов.
-Специалистов по с/х в области достаточно мало, что позволяет им добиваться более высокой оплаты труда.
Ключевые явления данной силы:
Может ли поставщик или организованная группа поставщиков формировать уровень цен на рынке? (например, монополист на рынке поставщиков)
Обладает ли поставщик известным брендом?
Каким ассортиментом товаров (спектром услуг) обладает поставщик?
Планирует ли поставщик в будущем изменять уровень цен на свою продукцию?
5. Интенсивность конкуренции на рынке
Результирующая сила. На основе всех предыдущих сил рассматриваются два направления влияния: 1 - что способствует усилению конкуренции, 2 - что способствует снижению конкуренции.
На обострение конкуренции влияют явления:
Низкие темпы роста отрасли (ниши), в которой вы работаете.
Высокий уровень постоянных издержек, т.е. тех, которые не меняются в зависимости от объёма производства.
Рост производственных мощностей у Вас и у Ваших конкурентов.
Высокие входные барьеры.
Наличие серьёзных стратегических задач хотя бы у одного из игроков.
На ослабление конкуренции влияют явления:
Ваша компания ориентирована на прибыль, а не на долю рынка, которую можно отнять у конкурента.
Издержки перехода клиентов от одной компании к другой слишком велики.
После анализа макросреды и «5 сил Портера» следует рассмотреть «SWOT анализ». Таблицу следует заполнять явлениями, факторами и фактами влияния, которые были выявлены в ходе предыдущего макро анализа и анализа «5 сил Портера». Дополнительно можно рассмотреть следующие факторы и явления:
Месторасположение и география.
Характеристики товара/услуги: качество, функциональность, цена, упаковка, обслуживание, ассортимент и т.д.
Команда и персонал: опыт, квалификация, компетенции.
Технологические факторы.
Перспективы сбыта и уровень конкуренции.
Взаимоотношение с партнёрами и властью.
Источники финансовых средств.
Объём и структура затрат.
Возможные риски.
Анализ стратегической ситуации:
SWOT - анализ
Внутренние сильные стороны:
Опыт, оборудование, навыки персонала, ассортимент продукции, уникальные характеристики продукта.
Внутренние слабые стороны:
Цены, необходимые ресурсы, негативное отношение покупателей, увеличение затрат.
Внешние возможности:
Рост рынка, законы, внутренний рынок, потребности покупателей, поддержка власти, рост спроса.
Внешние угрозы:
Глобальные конкуренты, инфляция, новые законы, снижение спроса, новые технологии.
Стратегия вхождения на рынок
Вывод о стратегии вхождения на рынок
На основании сопоставления сильный сторон и внешних возможностей делаем вывод о стратегии (направлении) вхождения в рынок. На основании сопоставления слабых сторон и внешних угроз – делаем вывод об опасностях, ожидающих нас при выходе на рынок, и о путях уменьшения влияния данных угроз.
Пять важнейших вопросов для организации:
В чем заключается наш бизнес?
Кто является нашим потребителем?
Что представляет ценность для наших потребителей?
Каковы наши результаты?
Каковы наши планы?
Пример основных стратегий вхождения на рынок:
Лидерство в продукции. Поставлять лучший продукт в наиболее удобное время. Конкурировать не по цене, а по характеристикам товара/услуги. Эта стратегия избавляет от большинства проблемных клиентов, позволяя ориентироваться на «своих» клиентов.
Операционное превосходство. Добиваться превосходства в операционной эффективности, поставлять на рынок товары/услуги достаточного качества по низшим ценам при минимуме неудобств для покупателя. Ценовая конкуренция, т.е. подход «без излишеств».
Тесная связь с потребителем. Наилучшее решение для каждого покупателя, всесторонняя поддержка покупателя для получения покупателем оптимальных результатов и/или извлечение максимальной ценности из товара/услуги. Готовность сделать «дополнительный» шаг навстречу своим избранным покупателям.
4.3. Описание целевой группы потребителей
В данном подразделе мы характеризуем нашего потребителя по разным критериям, приведённым в таблице.
География
район, город, область, страна и т.д.
Уровень достатка покупателя
К какому классу относится человек, какой у него уровень доходов.
Тип покупателя
Произвольные характеристики, описывающие Вашего покупателя: доход, возраст, социальное положение, пол и т.д.
Поведенческие характеристики
Каким образом покупатель принимает решение о выборе вашей продукции (услуг): стиль жизни, наклонности, ценности. Сам механизм принятия решения о покупке.
В случае отсутствия необходимого критерия в таблице Вы можете описать потребителя в произвольной форме после неё.
4.4. Анализ существующих конкурентов
Описание конкурентов и сравнение Вашего проекта с существующими проектами конкурентов является важной составляющей любого бизнес-плана. Если у Вашего продукта ещё нет конкурентов, то данную таблицу можно пропустить. Для сравнения с конкурентами Вам необходимо выбрать все значимые критерии, часть из критериев представлена в первой графе таблицы.
Основные критерии
Ваше предприятие
Конкурент №1
Конкурент №2
Конкурент №3
Ассортимент (наименования, отличительные особенности)
Целевая аудитория
Ценовая политика
Персонал
Продвижение (сбыт, реклама, др.)
Оценка потребителей
Дополнительные критерии сравнения с конкурентами можно найти, ответив на следующие вопросы:
Кто из конкурентов производит аналогичные Вашим товары (услуги) и в каком ассортименте? (ассортимент, состав и содержание продукта)
Какие у Вашей продукции отличительные особенности (дизайн, функциональность и т.д.)?
Какой уровень цен на товары (услуги) у Вас и у Ваших конкурентов? (ценовые группы, ценовая политика)
Кто является клиентом для Вас и Ваших конкурентов? (по уровню доходов, по стилю жизни, по месту работы или проживания и т.д.)
Как долго работают Ваши конкуренты и какие темпы и перспективы их развития?
Какие производственные мощности у Ваших конкурентов?
Какой персонал работает у конкурента?
Какие у конкурента поставщики?
Где располагаются Ваши конкуренты?
4.5. Ценообразование
Данный раздел в полной мере описывает, по какой цене за единицу Вы собираетесь продавать свой продукт. Возможны различные способы и подходы к определению цен. Мы рекомендуем следующие.
Для услуг:
Учитывать текущую цену предложения услуги на рынке.
Учитывать максимальную возможную цену продажи услуги исходя из спроса на неё
Учитывать возможность максимальной наценки на услугу (без ущерба для объёма сбыта) в связи с её уникальностью.
Для производства:
Учитывать полную себестоимость производства товара, включая все накладные и сопутствующие расходы.
При возможности включать предполагаемую норму прибыли, вычисленную на основании разницы между себестоимостью и сложившимся на рынке уровнем цен.
Учитывать цену спроса, т.е. максимальный уровень цен, по которым потребитель будет готов покупать данный товар.
В любом случае для каждого товара (услуги) Вам необходимо предложить и обосновать адекватную и конкретную цену.
№
п/п
Продукт (услуга)
Планируемая цена
Средняя цена
(руб.)
Диапазон цен
Мин.
Макс.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
При номенклатуре товаров/услуг, превышающей 20 позиций, стоит сгруппировать их по критериям цены и объёма сбыта, при этом стоит отдельно выделять наиболее востребованные товары/услуги. Приветствуется, если после таблицы вы опишете методы и основания установленного вами уровня цен, а также прогнозы и тенденции к повышению / понижению цены в перспективе.
4.6. План сбыта
В данном разделе вы осуществляете прогноз сбыта вашего продукта. Следует упомянуть, что данные цифры не только повлияют на выручку Вашего бизнес-плана, но и будут основным плановым ориентиром сбыта. Таким образом, важно соотнести все выявленные условия на рынке с Вашей долей рынка и на основании этих данных предположить объёмы сбыта. В графе «Продукция (услуга)» важно, кроме названия продукта, указывать его единицу измерения.
№
п/п
Наименование
Ед. изм.
Первый год (по кварталам) руб.
Итого,
руб.
1 период
2 период
3 период
4 период
Всего:
1.
Кол-во
Цена, руб.
Сумма, руб.
2.
Кол-во
Цена, руб.
Сумма, руб.
Следует понимать, что на основании средней цены и объёма сбыта формируются показатели выручки Вашей компании. Завышение показателей приведёт к привлекательным финансовым результатам, однако потребует качественного и детального обоснования объективности данных. Занижение показателей приведёт к неудовлетворительным финансовым результатам. Определив для себя нижний (пессимистичный) и верхний (оптимистичный) уровни сбыта, важно максимально точно предположить реальный обоснованный уровень сбыта.
Данную таблицу, как и многие другие, вы будете заполнять в программе Excel, поэтому в таблице номер месяца (1, 2, 3, 12) не обязательно должен совпадать с номером календарного месяца. Если проект начинается не с января, просто укажите, какой месяц будет первым. Однако внутри вашего проекта во всех таблицах один и тот же номер должен обозначать один и тот же месяц. Конечный вариант таблицы в самом бизнес-плане будет представлен по периодам (кварталам).
4.7. План продвижения
Ответы на приведённые ниже вопросы следует искать в пункте 4.2. «Описание целевой группы потребителей»:
Как покупатели узнают о Вашем продукте?
Какие источники информирования выбрать?
Почему покупатели захотят купить Ваш продукт?
Как их заинтересовать товаром?
Отдельно следует определить максимальное количество денежных средств, которые Вы готовы направить на продвижение.
№ п/п
Наименование
"0" период
Первый год (по кварталам), руб.
ИТОГО, руб.
1 период
2 период
3 период
4 период
Всего:
1
2
3
4
5
6
Следует понимать, что продажи, основанные только на платной рекламе, могут не привести к реализации задуманных сценариев. Поэтому важно заранее продумывать различные варианты продвижения, в т.ч. бесплатного. Приветствуется, если для каждого инструмента продвижения формируется обоснование: ожидаемый сценарий работы и результат от применения.
Не стоит ограничиваться только теми инструментами, которые приведены в таблице. Так, существуют огромное количество каналов коммуникаций, среди которых:
Личные продажи.
Реклама по почте.
Торговые ярмарки, выставки, форумы и конференции.
Спонсорство и организация публичных мероприятий.
Нетрадиционные новостные поводы для СМИ.
В данной таблице номер месяца (1, 2, 3, 12) не обязательно должен совпадать с номером календарного месяца. Если проект начинается не с января, просто укажите, какой месяц будет первым. Однако внутри вашего проекта во всех таблицах один и тот же номер должен обозначать один и тот же месяц. «0» период означает затраты до начала реализации проекта, то есть период до первого месяца, в котором вы решили начать свою деятельность согласно бизнес-плану.
4.8. Стратегия и каналы сбыта
Данный раздел отвечает на вопрос: «Каким образом Ваш товар (услуга) будет доставлен до потребителя?» Необходимо соотнести географию присутствия и сценарии поведения ваших потребителей (см. п 4.2. «Описание целевой группы потребителей») с возможностями размещения товаров непосредственно Вами или Вашими посредниками.
Канал сбыта
Описание
Самостоятельно
Оптом или в розницу? Какой объём товаров (услуг) от общего объёма производства?
Через посредников (каких?)
Сроки поставок и условия оплаты? Оптом или в розницу? Какой объём товаров (услуг) от общего объёма производства?
В данной таблице должны получить отражение все каналы сбыта, которыми Вы планируете пользоваться. Обычно существуют следующие виды посредников, например:
Торговая точка или магазин.
Предприятие вторичной обработки Вашего товара/услуги.
Сбытовая компания.
Сеть магазинов.
5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
В данном разделе необходимо: определить этапы и сроки реализации проекта; комплексно описать все производственные процессы; спланировать обеспеченность Вашей основной деятельности необходимой инфраструктурой; определить недостающее оборудование и спрогнозировать объёмы необходимых ресурсов.
5.1. График реализации проекта
Старт проекта сопряжён с рядом подготовительных действий, которые должны быть выполнены до момента реализации продукции или старта производства. Достаточно описать график до момента получения первого дохода по проекту.
№
Наименование этапа
Календарные сроки
Содержание этапа
Исполнители
1.
2.
3.
4.
В данном разделе могут быть отражены процессы, связанные со всем сферами деятельности:
Административная: регистрация, получение разрешений и т.д.
Персонал: поиск, отбор, обучение персонала и т.д.
Оборудование: приобретение, установка, настройка оборудования и т.д.
Запасы и материалы (ресурсы): работа с поставщиками, закупка ресурсов, транспортировка ресурсов и т.д.
Маркетинг: проведение исследований, рекламные мероприятия, мероприятия по продвижению и т.д.
Производство: запуск производственной линии, начало оказания услуг, реализация первой партии продукции и т.д.
(Для производства) вынести в приложение схему производственного процесса
5.2. Производственная инфраструктура
В данном разделе Вам необходимо описать всё, что будет обеспечивать среду (инфраструктуру) для функционирования производственного процесса. Начать описание следует со списка необходимых для реализации проекта площадей, их квадратуры и типа.
Характеристика помещений:
№ п/п
Наименование
"0" период
Первый год (по кварталам) руб.
Итого, руб.
1 период
2 период
3 период
4 период
Всего:
Производственные (в т.ч. торговые) помещения
1.
Аренда
2.
Ремонт
3.
Коммунальные платежи
Офисные помещения
4.
Аренда
5.
Ремонт
6.
Коммунальные платежи
Тип площади: офисная, производственная, складская или торговая. Если для реализации проекта важны дополнительные сведения, их необходимо отразить ниже, например:
Местоположение помещения и схема взаимосвязи между помещениями.
Доступ к помещению работников, клиентов и поставщиков.
Режим работы помещения.
Обеспечение безопасности помещения.
Необходимо указать общие затраты за первый год, связанные с арендой, ремонтом или приобретением помещений.
Приобретение может включать также выкуп помещения. В этом случае необходимо указать, какая доля помещения будет выкуплена.
Помимо расходов на помещения необходимо учесть затраты на коммунальные услуги (если они не включены в арендные платежи), телекоммуникации (Интернет, телефон) и прочие расходы (канцтовары, расходные материалы, чистящие средства и т.д.).
Прочие расходы в данной таблице включают расходы на:
Установку телефона.
Подключение к сети Интернет.
Закупку различных расходных материалов для орг.техники.
Закупку офисных принадлежностей и чистящих средств.
5.3. Оборудование
Исходя из сути Вашего бизнеса, схемы производственного процесса и планируемых объёмов сбыта продукта (см. п.4.5.) Вы описываете необходимое оборудование.
Необходимое оборудование:
№ п/п
Наименование, характеристика
Цена, руб.
Количество (ед.)
Итоговая
стоимость, руб.
имеется
требуется
Всего:
Если у Вас уже есть какое-либо оборудование, его следует описать списком в свободной форме после таблицы «Необходимое оборудование». Следует описывать только то оборудование, которое необходимо Вам для реализации данного проекта.
Статьи капитальных вложений в проект:
№ п/п
Наименование
"0" период
Первый год (по кварталам) руб.
Итого,
1 период
2 период
3 период
4 период
руб.
Всего:
1.
Приобретение оборудования
2.
Приобретение транспортных средств
3.
Проведение строительных, ремонтных работ
4.
Телефонная линия / Интернет
5.4. Затраты предприятия
Отдельно стоит подойти к обеспечению производства ресурсами. Согласно схеме производства, Вы разделяете его на элементарные производственные процессы, таким образом, описывая для каждого процесса вид ресурса и его месячную потребность (все это можно написать после таблицы).
5.4.1. Прямые затраты – сырье и материалы:
№ п/п
Наименование
Един. изм.
«0»
период
Первый год (по кварталам) руб.
Итого,
руб.
1 период
2 период
3 период
4 период
Всего:
1.
Мясной фарш, кг
Кол-во
250
Цена, руб.
50
Сумма, руб.
12500
2.
Упаковка, шт
Кол-во
1000
Цена, руб.
7
Сумма, руб.
7000
5.4.2. Накладные (косвенные) затраты:
№ п/п
Наименование
«0»
период
Первый год (по кварталам) руб.
Итого,
руб.
1 период
2 период
3 период
4 период
Всего:
Производственные затраты
1.
Обучение производственного персонала
2.
Транспортные расходы для производства
3.
Аренда производственных площадей
4.
Коммунальные платежи по производственным помещениям
Административные затраты
1.
З/п административного персонала
2.
Аренда офисных помещений
3.
Коммунальные платежи по офисным помещениям
4.
Связь и коммуникации
5.
Канцелярские товары
6.
Услуги бухгалтерии
7.
Услуги банка
8.
Услуги прочих сторонних организаций
9.
Прочие административные расходы
5.5. Налоговое планирование
Одной из самых нетривиальных задач является выбор оптимальной системы налогообложения для вашего проекта. В вопросах выбора системы налогообложения следует обязательно проконсультироваться с осведомлённым экспертом, например, специалистом налоговой службы.
Заранее стоит подготовить ответы на следующие вопросы:
Какие виды деятельности Вы будите осуществлять?
Какие источники и объёмы предполагаемых доходов?
Куда будут направлены и в каких объёмах расходы?
Сколько человек предположительно будет у Вас работать?
Когда Вы планируете начать деятельность?
На основании данных эксперт может предложить Вам один из следующих вариантов:
ОСНО – общая (традиционная) система налогообложения.
УСН – упрощённая система налогообложения.
ЕНВД – единый налог на вменённый доход.
УСН
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн. рублей. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе и применять УСН с этой даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Уже существующие организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
При подаче заявления налогоплательщик должен выбрать объект налогообложения: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Объект налогообложения может изменяться ежегодно.
Преимущества:
низкая ставка налога;
подача налоговой отчетности один раз в год;
наиболее легкий способ ведения налогового учета;
практически полное отсутствие выездных налоговых проверок.
Особенности:
подходит для видов деятельности в сфере оказания услуг, которые не несут существенных затрат при формировании конечного продукта (например, агентская деятельность).
направленность деятельности налогоплательщика на конечного розничного потребителя, либо небольшие организации, а также небольшие объемы продаж в связи с тем, что налогоплательщик не признается плательщиком НДС.
сложная система перехода на иную систему налогообложения
УСН на основе патента
Кто может стать налогоплательщиком? Индивидуальные предприниматели, осуществляющие определенные виды предпринимательской деятельности, указанные в НК РФ, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.
Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент.
Стоимость патента определяется как 6%-я ставка потенциально возможного дохода от соответствующего вида деятельности и устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Преимущества:
низкая ставка налога;
отсутствие необходимости подавать налоговые декларации;
наиболее легкий способ ведения налогового учета;
практически полное отсутствие выездных налоговых проверок;
Особенности:
может использоваться только индивидуальными предпринимателями;
существенное ограничение количества наемных работников (до 5 человек)
существенное ограничение видов деятельности
ЕНВД
Одним из наиболее распространенных режимов налогообложения является ЕНВД. В первую очередь следует отметить, что ЕНВД, в отличие от УСН, является обязательным налоговым режимом: организация или ИП обязаны на него перейти, если органом местного самоуправления принят соответствующий нормативно-правовой акт, обязывающий применять ЕНВД для определенных видов деятельности.
Следует охарактеризовать основные преимущества и особенности данного налогового режима. Преимущества:
- низкая ставка налога;
- простой и прозрачный налоговый учет;
- легкое планирование сумм налога.
Основным преимуществом, которое дает данный режим, является освобождение от уплаты ряда налогов: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Индивидуальные предприниматели, соответственно, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единого социального налога. Кроме того, организации и ИП, применяющие ЕНВД, не являются плательщиками НДС.
Особенности:
- организации в связи с применением ЕНВД не освобождаются от ведения бухгалтерского учета. Никаких исключений и привилегий, как, например, для плательщиков УСН, для них не предусмотрено.
- необходимость вести раздельный учет доходов и расходов при совмещении деятельности, подпадающей под ЕНВД, с видами деятельности, в отношении которых ЕНВД не применяется;
- отсутствие возможности выбора иной системы налогообложения в случае, если на территории, на которой осуществляется предпринимательская деятельность, введен ЕНВД для такого вида деятельности;
- ограничения прав на использование ЕНВД в зависимости от физических показателей (ст. 346.26 НК РФ)
Исходя из рекомендаций эксперта, Вы сможете выбрать наиболее эффективную систему. Так же следует обратить своё внимание на следующие вопросы:
Какой порядок перехода на выбранную форму налогообложения, а именно: какие документы необходимо подать, какой срок подачи этих документов и в какие органы необходимо их подавать?
Каков порядок применения выбранной системы налогообложение, а именно: как рассчитываются налоги, в какой срок необходимо платить каждый налог, в какой срок необходимо подавать налоговую отчётность и в какие органы?
Желательно сразу выяснить: существуют ли льготы и как ими воспользоваться, какой процесс зачёта излишне оплаченных сумм?
Какие виды ответственности существуют в случае несвоевременной уплаты? (штрафы и т.д.)
В случае повышенной сложности налоговых расчётов или необходимости ведения бухгалтерского учёта имеет смысл заранее обратиться к услугам специализированных бухгалтерских организаций.
6. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
В данном разделе Вы описываете необходимые человеческие ресурсы. Определять потребность в количестве и качестве персонала стоит с двух сторон: во-первых, исходя из запланированных объёмов производства продукции и особенностей производственного процесса; во-вторых, исходя из Ваших финансовых возможностей и текущей ситуации на рынке труда.
Затраты на оплату труда:
№ п/п
Наименование должности
Показа-тели
Первый год (по кварталам), руб.
Итого, руб.
1 период
2 период
3 период
4 период
Всего по персоналу (п. 1 + п.2):
1.
Административный персонал
1.1.
Наименование должности
Кол-во
Размер з/п
1.2.
Наименование должности
Кол-во
Размер з/п
1.3.
Наименование должности
Кол-во
Размер з/п
1.4.
Наименование должности
Кол-во
Размер з/п
2.
Производственный (в т.ч. торговый) персонал
2.1.
Наименование должности
Кол-во
Размер з/п
2.2.
Наименование должности
Кол-во
Размер з/п
2.3.
Наименование должности
Кол-во
Размер з/п
2.4.
Наименование должности
Кол-во
Размер з/п
Страховые взносы (п. 3. * 30,2%)
Итого фонд оплаты труда (п.3 + п.4.)
Также для каждого работника необходимо выбрать систему оплаты труда: повременная, сдельная, комиссионная. Прежде всего, определитесь, зависит ли объём Вашей выручки от качества работы персонала. Под таблицей важно отметить, кто из сотрудников нанимается на неполный рабочий день (неполную ставку).
Для повышения эффективности работы персонала необходимо реализовывать мероприятия по стимулированию и мотивации. Как адресные, так и общие. Сюда можно включить как организацию и проведение праздников, так и мероприятия по мотивации и стимулированию: доплаты за выполнение плана, процент от объёма продаж или производства, коллективные мероприятия (праздники, памятные даты) и т.д.
Методы воздействия (стимулирование и мотивация) на персонал:
№ п/п
Вид воздействия
Адресаты
Механизм применения
1.
Бонус за перевыполнение плана
2.
Поздравление с днём рождения
3.
Премия за соблюдение рабочего графика
4.
Премия за здоровый образ жизни
В графе «Вид воздействия» указывается само мероприятие, в графе «Адресаты» указывается, на кого из работников оно направлено, в графе «Механизм применения» указываются детали мероприятия или способ расчёта надбавки.
Следует заранее ознакомиться с трудовым законодательством или запланировать дополнительные расходы на привлечение сторонних компаний, оказывающих бухгалтерские и/или юридические услуги.
7. ФИНАНСЫ И ИНВЕСТИЦИИ
В данном разделе отражаются сводные финансовые показатели Вашего проекта.
Ваш капитал состоит из Ваших собственных денежных средств и из привлечённых. Следует отразить размер средств из каждого источника. По сути, данные средства являются Вашим стартовым капиталом.
Основные финансовые показатели проекта:
Общая стоимость проекта
Ед.изм.
0
1
Собственные средства
руб.
0
2
Заемные средства (кредиты)
руб.
0
3
Государственные субсидии (МЭР)
руб.
0
4
Государственные субсидии (ГСЗН)
руб.
0
5
Субвенция (ГСЗН)
руб.
0
6
Прочие источники финансирования
руб.
0
7
Чистая прибыль (за первый год проекта)
руб.
0
8
Суммарный денежный поток (за первый год проекта)
руб.
0
9
Рентабельность продаж
%
-
10
Рентабельность инвестиций (ROI)
%
-
11
Период окупаемости общих вложений
мес.
0
Важно отдельно показать, куда Вы направите большую часть средств. Таким образом, Вы показываете инвестору структуру Ваших будущих активов и убираете сомнения о «распылении» средств не по целевому назначению.
Направление использования средств:
Направления
Сумма затрат, руб.
Итого, руб.
Средства субсидии
Собствен-ные средства
Сырье, материалы
Комплектующие
Обучение производственного персонала
Транспортные расходы для производства
Связь, коммуникации (в т.ч. Интернет)
Услуги бухгалтерии
Услуги банка
Услуги прочих сторонних организаций
Регистрация (ООО или ИПБОЮЛ)
Патентование продукции
Сертификация продукции/услуги
Затраты на рекламу
Затраты на продвижение продукции
Прочие выплаты (в т.ч. проценты по кредитам)
Покупка оборудования
Приобретение транспортных средств
Проведение ремонтных работ
В данной таблице необходимо отобразить направления расходования средств, разделяя расходы по каждой ячейке на:
Средства субсидии
Собственные средства
Для составления следующей таблицы необходимо определить, когда и сколько денег Вы получите в кассу или на расчётный счёт (выручка, субсидии и т.д.), а также когда и сколько денег Вами будет уплачено (поставщикам, персоналу, государству и т.д.) Данная таблица не заполняется, так как она отражена в программе Excel (Приложение №1).
Анализ платёжеспособности проекта:
Месяц
1
2
12
1. Все денежные притоки
2. Все денежные оттоки
3. Чистый денежный приток (отток) = п.1 – п.2
4. Накопленный чистый денежный приток
В процессе планирования необходимо избавится от всех возможных «кассовых разрывов», т.е. отрицательных значений в строке «4. Накопленный чистый денежный поток». Проще говоря, «кассовый разрыв» - это временный недостаток денежных средств на осуществления очередных расходов (например, будут отсутствовать средства на очередную закупку запасов или материалов, на выплату заработной платы и т.д.). Следует бороться не только с «кассовыми разрывами», но и с очень малыми величинами, т.к. погрешность планирования на практике может вылиться в недостаточность денежных средств для продолжения деятельности. Бороться с такой ситуацией можно различными способами:
Увеличить объём собственных или привлечённых средств (например, за счёт стороннего инвестора и т.д.)
Изменить сроки осуществления расходов (например, закупать часть оборудования или ресурсов после того как будет получена первая выручка с проекта и т.д.)
Изменить структуру или объём расходов (например, сэкономить на маловажных расходах или уменьшить долю запасов ресурсов и т.д.)
В случае особой сложности следует обратиться к консультанту, который поможет убрать кассовые разрывы и оптимизировать платёжеспособность проекта.
Показатели эффективности проекта:
Показатель
Значение
Валовая прибыль по итогам 1го года работы
Прибыль предприятия до выплаты налогов
Рентабельность вложений
Сколько чистой прибыли получит инвестор на каждый вложенный в проект рубль?
Рентабельность продаж
Какую долю в выручке составляет Ваша чистая прибыль?
Срок окупаемости
Через какой срок совокупные доходы станут больше совокупных расходов проекта?
Налоговая эффективность по итогам 1го года
Сколько в сумме налоговых отчислений принесёт проект для бюджетов всех уровней?
Данная таблица так же не является главной к заполнению, все эти данные будут отражены в программе Excel (Приложение №2). Приложение №1 и приложение №2, являются неотъемлемой частью бизнес-плана (после заполнения они выводятся на печать и прилагаются к работе).
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
В процессе реализации любого проекта остаются явления, которые могут помешать реализации. Сюда можно отнести события, которые могут произойти с определённой вероятностью и нанести определённый ущерб проекту.
В первую очередь, необходимо описать все возможные риски. Например, к рискам могут быть отнесены следующие явления: болезнь сотрудников, порча или кража оборудования, срыв срока поставок сырья, срыв сроков обучения персонала или монтажа оборудования, невозможность продавать или оказывать услугу клиенту и т.д.
Таким образом, в первой таблице Вы описываете существующий риск и возможные последствия, если этот риск произойдёт (реализуется). Также вы можете описать дополнительные факты и факторы реализации данного риска в графе «Примечания». Рекомендуется выявить не менее 5 рисков.
Качественный анализ рисков:
Наименование риска
(группы рисков)
Возможные
последствия реализации
риска
Примечания
Болезнь преподавателя
Кража оборудования
Блокирование подъезда к складу
После выявления и описания последствий реализации риска важно определить вероятность возникновения риска и его значимость (влияние). Для каждого из рисков предлагается разделять вероятность возникновения по следующему принципу:
Низковероятный риск (от 0,01 до 0,39);
Средневероятный риск (от 0,4 до 0,59);
Высоковероятный риск (от 0,6 до 0,99).
При этом значимость риска можно разделять схожим образом:
Низкая значимость (от 0,1 до 3,9);
Средняя значимость (от 4 до 5,9);
Высокая значимость (от 6 до 9,9).
Вероятность и значимость рисков следует определять экспертным способом, т.е. необходимо обратиться к компетентному человеку (например, с опытом работы в данной сфере), если Вы сомневаетесь в вероятности или значимости риска.
Количественный анализ рисков:
Наименование риска
(группы рисков)
Вероятность наступления (0-1)
Значимость риска для деятельности предприятия (0-10 баллов)
Оценка риска (2*3)
После количественной оценки риска (путём перемножения вероятности и значимости) выявляются самые опасные. Данные риски необходимо расположить в порядке важности, а также продумать меры борьбы с такими рисками, чтобы снизить их влияние на реализацию проекта. В графе «Ответственный» необходимо отразить человека или должностное лицо, которое будет осуществлять мониторинг (следить) за данным конкретным риском.
Меры борьбы и превентивные меры:
Наименование риска
Превентивные меры борьбы с риском
Ответственный
В случае большого количества рисков, имеет смысл разработать «политику управления рисками» на данном предприятия, в котором подробно описать: механизмы контроля рисков, комплекс превентивных мер, сценарии противодействия реализовавшимся рискам, профилактические меры и т.д. Данную политику следует согласовать со всем ответственными лицами.
Типичные ошибки предпринимателя
К сожалению, избежать ошибок в бизнесе, как и в жизни, все равно нельзя. Рассмотрим основные ошибки предпринимателей.
Первой ошибкой начинающего бизнесмена обычно является неверная оценка затрат. При формировании бизнес-плана для вас и для инвесторов самым важным являются дата так называемой точки безубыточности и затраты, которые фирма понесет для ее достижения. Эти затраты часто недооценивают. Предположим, вы договорились об аренде, но не учли, что бизнес будет развиваться и имеющихся мощностей вам не хватает. Или, к примеру, вы рассчитывали на заключение крупного контракта, но заказчик затягивает с оплатой, в результате вам нечем платить зарплату персоналу. Предугадать все, что может случиться с вашим бизнесом, невозможно, поэтому закладывайте как можно больше резервов в бизнес-план.
Одной из самых распространенных ошибок являются лишние затраты в компании, которые приводят к таким проблемам, как:
Лишний персонал.
Избыток офисного пространства, мебели и оборудования.
Невозможность отказаться от долгосрочных контактов с обслуживающими организациями.
Корпоративные конфликты.
Настороженное отношение клиентов и партнеров, ухудшение репутации.
Однако чрезмерная бережливость тоже вредна. Критерий таков: в разовых расходах ориентируйтесь на качество, в постоянных – на цену. Например, если вы покупаете оборудование, оно должно быть современным и производительным. Речь идет именно о функциональности средств производства. На оборудование нужно также закладывать «резерв» прочности и функциональности, так как оно устаревает.
С другой стороны, зарплата младшего персонала, закупка сырья или товаров, арендная плата и даже налоги – все это постоянные расходы. На них необходимо экономить. Большой ошибкой начинающего предпринимателя является «микроменеджмент». Начиная свое дело, вы стремитесь вникнуть во все задачи, проконтролировать каждый шаг сотрудников. Такое поведение актуально только в критически важные для компании моменты при ее создании, в кризисных ситуациях. Но в повседневной жизни фирмы ваша задача мыслить стратегически. Вот пример мелких задач, которым предприниматель может не уделять много времени: расстановка мебели и рассадка сотрудников, разработка дизайна и корпоративного стиля, закупка компьютеров и мебели, контроль опозданий сотрудников. Крупные задачи, на которых нужно сосредоточиться, - это способы поиска клиентов и продаж, система мотивации персонала, организация бизнес-процессов работы, управление финансовыми потоками.
Еще одна ошибка – неверная оценка рисков. Прежде всего, рисков продаж. Для оценки объема рынка можно провести дополнительные маркетинговые исследования. Если вы собираетесь заняться торговлей, то просто постойте в предполагаемом месте продаж и последите за количеством покупателей и просто посетителей. Только учтите, что вы будете новичком, а значит постоянных покупателей на первом этапе у вас не будет. Поэтому полученную оценку все равно рекомендуется занизить.
Не следует недооценивать конкурентов. К примеру, на улицах множество газетных киосков. Много ли зарабатывает один газетный киоск, не являющийся частью крупного медиахолдинга? Совсем немного – в сравнении с затратами усилий. Происходит это по многим причинам, одна их которых в том, что на данном рынке уровень конкуренции очень высок. Не придумав ничего нового, вы не заработаете. Ваша компания должна быть в чем-то уникальна. Попробуйте ответить на вопросы:
Чем в действительности вы отличаетесь от других?
Почему покупатели приобретают ваши товары или услуги?
ПреДСТАВЛЕНИЕ бизнес-плана
Бизнес-план необходимо предоставлять в бумажной форме. Порядок подшивки печатной версии бизнес-плана:
Титульный лист – отражает полное название проекта, ФИО инициаторов, год и место разработки документа.
Резюме – следует сразу после титульного листа бизнес-плана.
Содержание – список 8 глав и приложений с указанием номера страницы.
Главы с 1 по 8 – непосредственно главы проекта.
Приложения – расчётные таблицы, спецификации оборудования, фотографии, стандарты, нормативы и т.д.
Представленные в методичке формы являются обязательной частью для написания бизнес-плана, но не стоит ограничиваться только ими, Вы можете самостоятельно дорабатывать таблицы и формат представления информации.
«Краткость – сестра таланта», однако даже два одинаковых по сути проекта «в руках» различных инициаторов приобретают существенные различия. Желательно описывать все детали, которые Вы считаете специфичными для конкретного бизнеса. Для повышения наглядности бизнес-плана можно использовать:
схемы, графики, диаграммы;
фотографии продукта, оборудования, процесса производства.
Однако не стоит сильно перегружать бизнес-план информацией. Если Вы хотели бы включить материал в проект, но сомневаетесь в его лаконичности, смело выносите его в приложение и ставьте в тексте ссылку. Также стоит уделить час на достойное оформление проекта – это позволит уверить читателя в Вашей добросовестности.
В некоторых случаях приходится защищать проект в очной форме. Чаще всего это проходит в формате презентации Вами проекта перед комиссией. Для успешной презентации необходимо подготовить:
Речь выступления на 5-10 минут.
Презентация в Power Point от 5 до 10 слайдов.
Раздаточный материал для членов комиссии.
Основанием для такой структуры послужил стандарт для бизнес-планов Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO)
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
3
5
6
8
10
10
15
15
16
17
18
19
20
20
21
22
22
23
27
29
32
34
35