Статья ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Безнощенко С. И.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
Курского района Ставропольского края
«Если я чем-то на тебя не похож,
Я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю».
(Антуан де Сент – Экзюпери)
Современный этап развития общественных отношений в нашей стране характеризуется нарастанием ряда проблем, в том числе проблем межкультурного и межэтнического взаимодействия представителей различных этносов. Значимость этих проблем обусловлена увеличивающейся мобильностью трудовых мигрантов, как в самой России, так и представителей других этносов из стран бывшего СНГ. Россия стремится к гармонизации национальных отношений в стране, мы должны работать над тем, чтобы, в конечном итоге, все национальные отношения в стране стали гармоничными, как говорил Дмитрий Медведев.
Уважение и утверждение культурных различий – высокий уровень поликультурного образования для детей и взрослых. Патриотизм и толерантность в современной России неотделимы друг от друга, т.к. Россия – страна многонациональная. Быть патриотичным -значит быть толерантным.
География - единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящих с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Значение географии определяется огромным воспитательным и развивающим потенциалом, способствующим развитию личности:
- понимание современного мира как многоликого, но единого, неделимого;
- реализация идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека, формирование «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением.
Учебный предмет «География» представляет собой определённую систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания и принятие учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиций. Носители культуры – это народы, каждый из которых имеет свои традиции и культуру отношений, поведение. На уроках географии я знакомлю учащихся с другими традициями, религией, нормами определённого поведения разных народов, воспитываю патриотизм и толерантность.
Урочная работа, предполагающая изучение учащимися национально-регионального и страноведческого содержания образования, построена на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей. На своих уроках географии я стремлюсь показать учащимся, что, соприкасаясь с другой нормой поведения, люди удивляются «чудачествам» другого народа. Например, арабы считают бесстыдством не закрытые лица женщин, а европейцы – многоженство. Такой деликатес корейской кухни, как мясо собаки, приводит кого-то в изумление.
Религиозные и национальные различия породили большинство крупных политических конфликтов в истории человечества. Демонстрация карты «Горячие точки планеты» и объяснение возникновения очагов напряженности приводят учащихся к пониманию серьёзности проблемы.
Для обучающихся важно понимание, что Россия – многонациональное государство. Уроки географии позволяют вводить в мировоззрение учащихся понятие толерантности. В результате проведения такой работы у ребят появляются новые интересные и необычные знания традиций разных народов мира, вырабатывается уважительное отношение к ним, а значит, развивается толерантность. (2)
В школе, где процесс образования идёт на фоне воспитания, где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов, нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со своими учебными предметами. Учить принимать других такими, какими они есть. Учить терпимо, умно разрешать конфликты, творчески преобразовывать различия (3).
Большой потенциал для формирования поликультурной образовательной среды представляют такие темы уроков, которые рассматривают общие теоретические вопросы:
Раздел урока школьного курса.
География
Тема урока
Раздел, в котором рассматривается понятие толерантности
Ожидаемые конечные результаты
7 класс
1. Земля – планета людей.
“ Народы и страны”.
Создание непринужденной доброжелательной атмосферы в классе, воспитание уважения и терпимости к людям независимо от расовой и конфессиональной принадлежности
Осознание, что за названиями религий и этносов стоят люди с другими традициями быта и культуры, но с такими же, как у нас общечеловеческими ценностями.
2. Население и политическая карта (Африки, Южной Америки, Северной Америки, Австралии, Евразии).
“ Народы и страны материков”.
Прививать уважение и интерес к традициям быта разных народов.
Создание условий для воспитания толерантности.
8 класс
1. Геополитическое, этнокультурное и экологическое положение России.
“Население России”.
Учить проявлять уважение к религиозным традициям, обычаям разных народов.
Создание условий для понимания важности толерантного отношения к представителям различных наций и национальностей на
примере дружбы между молодёжью разных национальных культур регионов России.
2. Численность населения России.
“Население России”.
Воспитание уважения и терпимости к людям независимо от численности, расовой и конфессиональной принадлежности.
Уважение к культуре и традициям, самобытности каждого народа.
3.Этнический, языковой и религиозный состав населения.
“Население России”. Признание и уважение культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран.
Развивать у подрастающего поколения чувство толерантности.
9 класс
1. Население и хозяйственное освоение Центральной России, Европейского Юга, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Дальнего Востока.
“Население России”.
Сформировать представление о религии как о древнейшей сфере духовной культуры и ее значении для современного общества.
Развитие навыков межкультурного общения.
10 класс
1. Население как предмет изучения социально – экономической географии (численность, религиозный состав, воспроизводство населения, состав населения, размещение и миграции).
2. Международная экономическая интеграция.
3. Геополитическое положение стран мира “Горячие точки планеты”.
“ Население мира”.
Воспитывать у учащихся правильное, разумное, терпимое отношение к людям разных национальностей. Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков, развивать творческие способности, интерес к традициям, обычаям, культуре других народов.
Знакомство с мировыми религиями.
Формирование позитивного отношения к различным конфессиональным течениям, к представителям различных вероисповеданий.
Создание активной гражданской позиции молодёжи.
11 класс
1. Зарубежная Европа.
Политическая карта и международные отношения.
2. СубрегионыЗарубежной Европы
3. Зарубежной Азия.
Население, особенности воспроизводства, “Демографический взрыв”
4. Глобальные проблемы человечества.
“Население Зарубежной Европы”.
Формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Развивать терпимость к разным мнениям на одни и те же события, а значит толерантность.
Для граждан России важно понимание, что Россия – многонациональное государство и многонациональность – специфический фактор формирования и развития. Выпускник школы должен уметь использовать географические знания для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений, особенно для нас, жителей ЮФО. Содержание образования современной школы создает предпосылки для формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной «поликультурной среде», обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, а также формирует и воспитывает навыки толерантного поведения и сознания.