Методическое пособие для ПДО по плаванию «Использование нестандартных форм обучения плаванию»
Пояснительная записка.
Плавание относится к самым популярным средствам укрепления здоровья и физического развития. Особенно это важно для детей дошкольного возраста, т.к. в период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается. Движения становятся его потребностью. Двигательная активность, потребляемая ребенком, физиологически обоснована и вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. При этом время проявления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено. Чем шире и богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности. Занятия же на воде не только благотворно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, но и увеличивают двигательную работоспособность организма. Даже при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, занятия на воде способствуют развитию и расширению функции двигательной активности и реабилитации утраченных двигательных способностей. Посещая плавательный бассейн, дети познают азы гигиены, навыки закаливания организма, приобщаются к правилам поведения на воде в экстремальных ситуациях.
Использование только традиционных средств обучения зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям, и как следствие – к снижению результативности. Поэтому не возникает сомнений в использовании нетрадиционных средств в работе. Именно они помогают обучить ребенка сложным действиям в необычной среде, сделать первые его «нетвердые шаги» безбоязненными, яркими, интересными, а главное, наиболее полезными. Для работы с детьми непосредственно в воде лучше использовать такие нетрадиционные средства обучения плаванию как ритмическая гимнастика, гидроаэробика и игропластика. Они являются наиболее доступнымы, эффективными, эмоциональными видами ритмопластичекских направлений. Доступными, так как основываются на простых общеразвивающих упражнениях, которые необходимы детям на занятиях по плаванию. Эффективными, так как разносторонне воздействуют на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребенка.
Использование нестандартных форм обучения детей плаванию .
Вода – это действительно проводник культуры, это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было.
Без воды не может обойтись ни одно растение, ни одно живое существо. Даже человек, перед тем как появиться на свет, много месяцев находится в водной среде. Благодаря этому он живет и развивается. Однако, удивительно то, что, рождаясь, человек забывает, что мог легко и свободно плавать, теряет свой жизненный необходимый навык и совершенно не умеет передвигаться в воде. А ведь такой природный дар, как умение плавать дается человеку не зря, потому что вода с одной стороны целитель и друг, а с другой коварный враг. Актуальность выбранной темы базируется на трех китах.
Кит первый: «Обучение плаванию»
Плавание разносторонне влияет на гармоническое развитие человеческого организма, имеет огромное оздоровительно-гигиеническое лечебное значение. Это тот единственный вид спорта, который подготавливает человека к действиям в воде, он доступен всем и каждому, в любом возрасте. Навыки плавания жизненно необходимы в самых разнообразных ситуациях.
Кит второй: «Обучение плаванию детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день актуальна как никогда для общества задача воспитать здорового, выносливого, закаленного поколения. И плавание является превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние здоровья ребенка дошкольного возраста. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний.
Занятия плаванием имеют и воспитательное значение, создавая условия для формирования личности.
И, конечно, обучение плаванию - это залог безопасности на воде, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде - это дети. Для нас, взрослых, очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, поэтому очень важно, чтобы плавание стало доступными детям как можно раньше.
Кит третий: «Обучение плаванию детей с использованием нетрадиционных средств»
Использование только традиционных средств обучения зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям, и как следствие – к снижению их результативности. Поэтому не возникло сомнений в использовании нетрадиционных средств в своей работе. Именно они помогают обучить ребенка сложным действиям в необычной среде, сделать первые его «нетвердые шаги» безбоязненными, яркими, интересными, а главное, наиболее полезными.
Гидроаэробика - это выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущение, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений. Упражнения можно выполнять как без предметов, так с ними. Это мячи, палки, игрушки, бочонки, пластмассовые бутылки, обручи. Занятия знакомят со свойствами воды, развивают чувство ритма, акватворчество.
Художественное плавание - это выполнение, демонстрация различных хороводов, фигурных маршировок, геометрических фигур, всевозможные построения и перестроения, композиции, объединенные плавательными движениями и элементами статистического плавания (т.е. умение неподвижно лежать на воде). Выполняется под музыку, возможно синхронно. Могут быть индивидуальные, парные, групповые. Упражнения позволяют закрепить навыки плавания, разнообразить процесс обучения и развивая процесс акватворчества.
Упражнения релаксации - неподвижные позы; аутотренинги с использованием сюжетных образов; релаксационный тренаж, который учит почувствовать разницу между мышечным напряжением и расслаблением; дыхательное упражнение в воде у бортик с закрытыми глазами; лежание и плавание с поддерживающими средствами представляя приятные и интересные впечатления. Важным в выполнении упражнения является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. Позволяет приучать детей к отдыху в короткий временной промежуток, к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому, восстанавливают функции организма после физических упражнений, повышают работоспособность. Желательно выполнять под спокойную музыку.
Заключение
Нетрадиционные средства физического воспитания, такие как ритмическая гимнастика в воде, гидроаэробика и игропластика позволяют более результативно обучить плаванию детей дошкольного возраста т.к. у них появляется огромный интерес к занятиям.
Детям больше нравиться двигаться под музыку, чем выполнять движения под счет. За счет ритмических гимнастик в воде и гидроаэробики повышается моторная плотность занятия, у детей появляется желание двигаться и двигаться, они получают огромный заряд бодрости. Пребывание в воде вызывает у них искренний восторг, особенно если умело подобраны игры и упражнения. Трудно требовать от ребенка сознательного освоения програмного материала, когда он боится воды. Но желание ребенка научиться плавать очень велико и использование игропластики поможет ему быстрее освоится в водной среде. «Превращение» в животных, морских обитателей, подражание им позволяет ребенку боротся со своим страхом и более раскрепощенно чувствовать себя в воде. Данный вид физических упражнений разносторонне воздействует на ребенка, на его опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы.
Благодаря движениям под музыку происходит дальнейшее развитие ребенка как личности. Дети легко и непринужденно находятся в водной среде и овладевают необходимыми навыками для плавания, перестают бояться воды, спокойно погружают лицо в воду, более быстро реагируют на смену движений под музыку, пропадает медлительность в движениях. Кроме этого ритмические движения и игропластика в воде, влияют не только на общее физическое состояние ребенка, но и не его внутрений эмоциональный мир, который выражается в его творческих способностях.
Список литературы
Васильев B.C. Обучение маленьких детей плаванию. – М., 1961.
Викулов А.Д. Плавание. – М., 2004.
Еремеева Т.И. Научите ребенка плавать – СПБ, 2005.
Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. – М., 2003.
Ржаев К. Мы плаваем так. А вы? // Пралеска – 2000.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детско-юношеского творчества»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на метод. совете Директор МБУ ДО «ЦДЮТ»
протокол № ___ от_______ 2015 ___________С.Е.Шайхатарова
Методическое пособие
для ПДО по плаванию
«Использование нестандартных форм обучения плаванию»
Составитель:
ПДО Манеева Ю.М.
Альметьевск,2015г.
15