Опыт работы Использование технологии индивидуализированного обучения при формировании учебно-информационных умений у учащихся при обучении физике
Использование технологии индивидуализированного обучения при формировании учебно-информационных умений у учащихся при обучении физике
Важнейшей задачей российской образовательной политики сегодня – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Анализируя образовательную ситуацию в современной школе, можно наблюдать следующие явления и процессы:
у учащихся слабая мотивация учения, пассивность учеников;
происходит уменьшение количества учеников, обучающихся на «4» и «5» по мере их взросления.
Современное содержание образования рассчитано на среднего ученика, а индивидуальное время, затрачиваемое учащимися на усвоение данного объема учебной информации, не совпадает со средним.
Преодолеть этого противоречие позволяет технология индивидуализированного обучения.
Технология индивидуализированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация обучения и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.
Современные учёные выделяют группы учеников в зависимости от индивидуальных характеристик развития способностей, а также уровня развития способностей:
По скорости восприятия информации:
быстродействующие
медленнодействующие
По мотивированности к учению:
интересующиеся учением
равнодушные –
активно не желающие учиться
По коммуникативным качествам:
активный коммуникант
пассивный коммуникант – обращенный в себя
не склонный к коммуникации – «нелюдим».
По способности к данному учебному предмету:
одаренный;
способный;
средних способностей;
неспособный.
По каналу преимущественного восприятия информации:
визуалы;
аудиалы;
кинестеты.
Мы построили свою работу, используя знания о том, каковы у учеников каналы преимущественного восприятия информации.
При обучении физике ставим задачу - сформировать у учащихся интерес к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации с учетом модальности восприятия информации.
В 2012 -2013 учебном году психологом в 7 классе были проведены тесты на определение ведущей системы восприятия мира.
Ученику предлагается выбрать из данных ниже словосочетаний одно, которое, по его мнению, является наиболее подходящим, точным к данному понятию.
Плохая погода
Завывание ветра, стук капель.(*)
Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)
Тусклое небо, серые тучи.(+)
Мёд
Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)
Золотистая прозрачная жидкость.(+)
Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)
Море
Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)
Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)
Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)
Яблоко
Звонкий хруст укуса.(*)
Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)
Кисло-сладкий , сочный вкус, запах варенья.(-)
Снег
Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)
Холодный, мягкий, пушистый.(-)
Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)
Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” - это визуалы, больше со знаком “*” - аудиалы, больше ответов со знаком “-“ - кинестетики.
С помощью ключа определили группы учеников по типу восприятия информации.
Опираясь на исследования отечественных и западных психологов (Бетти Лу Ливер, Майкл Гриндер, Н. И. Шевандрин и др.) и учитывая специфику предмета физики, мы выделили приоритетные виды деятельности для учащихся с различными каналами восприятия.
Ученик-полимодал: самостоятельное решение проблемных задач;
Ученик-визуал запоминание информацию при чтении источника информации;
Ученик-кинестетик работа с физическими приборами, действующими моделями и т. д.
Ученику-аудиал прочитать задание вслух, рассказать классу, объяснить другу.
Любой класс состоит из аудиалов, визуалов, кинестетиков, полимодалов. Поэтому при подаче учебного материала информация «транслируется» по различным сенсорным каналам, т. е. на уроке используется несколько источников информации.
Мы не забываем, что у школьника присутствуют все четыре модальности. Но, как правило, он предпочитает получать информацию посредством одной основной.
При планировании уроков мы использовали в качестве дидактического пособия учителя следующую классификацию, представленную в таблице на слайде. Виды деятельности определяются в соответствии с каналом восприятия.
Влияние каналов восприятия информации на виды деятельности при обучении физики.
Канал восприятия
Адекватные виды деятельности
Приоритетные виды деятельности в процессе обучения физике
Визуальная
Работа с бумагой и ручкой
Чтение с доски, с книги, с журналов
Задачи в письменном виде
Аудиальная
Ролевые игры
Просмотр кинофильмов, рассказ учителя, учебные телепередачи
Задачи в устной форме
Кинестетическая
Элементы соревнования
Проведение эксперимента
Решение задач с использованием физических приборов, действующих моделей
Полимодальная
Индивидуальная работа с текстовыми источниками информации
«Мозговой штурм», проблемные вопросы
Доказательства теории, предсказание результатов физического эксперимента
Работу с информацией на уроках строим следующим образом:
Аудиалы получают задание: извлечь наиболее значимую информации из текста, выделить главное, и фиксировать его в логической цепочке. Например, прочтя параграф о механическом движении, ученики записывают следующую логическую цепочку: «механическое движение траектория движения путь единицы пути». Это звенья цепочки, остальной материал лишь раскрывает, иллюстрирует их.
Далее с помощью учителя, выделяем материал, поясняющий каждое из звеньев. В процессе такой работы обширная информация как бы «свертывается» в несколько слов, связанных между собой. При воспроизведении текста эти образы «развертываются» в рассказ.
Визуалы получают задание: извлечь знания из наглядного материала учебника, которого там много. Рисунки и фотографии из школьного учебника знакомят с
1) информацией, помогающей уяснить главные понятия и закономерности;
2) машинами;
3) бытовыми приборами;
4) измерительными приборами;
5) графическими условными обозначениями электрических приборов и т.д.;
На уроках организовывается специальная деятельность по анализу изображения, выделения в нем наиболее значимых компонентов. Графики позволяют визуалу раскрывать динамику исследуемых явлений процессов, выявлять причинно-следственные связи, устанавливать количественные зависимости и записывать их в виде формул.
Мы обратили внимание, что учёт каналов восприятия информации помогает достичь положительного результата при использовании самостоятельной работы.
При организации индивидуализированной самостоятельной работы каждый учащийся имеет возможность:
–получить задание, посильное для него в данный момент времени;
–выполнить более трудное и творческое задание;
–выполнить такие задания, которые он сам сочтёт соответствующими своей индивидуальности.
Данные индивидуализированные самостоятельные задания используются не только для классной самостоятельной работы, но и в качестве домашней работы.
Самостоятельная работа проводится с учётом ведущего канала восприятия информации, с помощью разноуровневых карточек, составленных в нескольких вариантах.
Иногда, для проведения самостоятельной работы используются готовые дидактические материалы. В учебнике, задачнике обычно представлены различные типы задач: качественные, графические, расчётные, задачи – рисунки, экспериментальные.
Но, использовать их без коррекции для всех классов невозможно. Готовые карточки – задания корректируются применительно к конкретному классу. В кабинете физике накоплен большой набор карточек на бумажных носителях. Также используются карточки в компьютерном варианте в виде тестов с одиночным выбором ответа или тестов контролирующего характера.
Составляя карточки-задания, придерживаюсь основных принципов составления разноуровневых дидактических материалов.
Принципы составления разноуровневых дидактических материалов.
Принцип первоначального успеха.
Полнота. Поскольку все вопросы, какой – либо темы изучаются учеником самостоятельно, то все эти вопросы должны присутствовать в самостоятельных работах.
Всестороннее рассмотрение всех вопросов
Избыточность - на любое правило составляются заведомо избыточное количество однотипных самостоятельных работ.
Многовариантность содержания. самостоятельные работы составляются в нескольких вариантах. Причем все варианты одинаковой трудности
Все задания делятся по типу восприятия информации.
Например, при изучении темы изучении темы: «Давление. Единицы давления. Способы изменения давления» в 7 классе аудиалам – получают задание выполнить качественную задачу: «Зачем при бронировании плотных почв на бороны кладут тяжелые предметы», т.к. аудиалы могут это представить и дать правильный ответ.
Визуалы получают задание рассмотреть в учебнике рисунок и подготовить небольшое сообщение о способах уменьшения и увеличения давления или «Гусеничный трактор ДТ – 75М массой 6610кг имеет опорную площадь обеих гусениц 1,4 м2. Определите давление этого трактора на почву. Во сколько раз оно больше давления, производимого мальчиком на рисунке 85 стр.77 учебника».
Кинестетики получают задание с использованием реальных объектов, например, «Зная свою массу и площадь ботинка, вычислить какое давление, они производят при ходьбе. При этом учащиеся должны определить площадь своего ботинка с помощью отпечатка своего ботинка на листе клетчатой бумаги».
Использую составление обобщающих таблиц. Они способствуют систематизации знаний, логическому осмыслению изученного, помогают представить тему в целом.
Например, при изучении темы «Электрические явления» в 8 классе, после изучения характеристик электрической цепи, учащимся предлагается составить обобщённую таблицу. Этот же способ организации самостоятельной работы использую после изучения в 8 классе «Законов постоянного тока» или, например, в 10 классе, после изучения темы «Силы в механике»
В обучении школьников составлять планы прочитанного мне помогают планы обобщенного характера. Эти планы представляют собой алгоритмы для описания физических явлений, величин и законов.
Например, План рассказа о физической величине
1. Наименование величины и ее условное обозначение.
2. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс).
3. Определение, характерные признаки.
4. Формула, связывающая данную величину с другими.
5. Единица величины в СИ и её обозначение.
6. Способы измерения величины.
Образец рассказа о физической величине
Плотность - физическая величина, условное обозначение? (ро).
Плотность характеризует свойство вещества, из которого состоит тела.
Плотность - это масса вещества, заключенная в единице объема 1 см3 или 1 м3.
Формула плотности: 13 EMBED Equation.3 1415
Единицы плотности: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
I-й способ: плотность жидкостей измеряют ареометром;
II-й способ: по формуле плотности найти отношение массы тела, найденную при помощи весов, на объём твердого, жидкого, газообразного тела, измеренного мензуркой, или на объем правильного твердого тела, вычисленного при помощи линейки.
В работе по составлению таблиц и планов обобщённого ответа активизируются учащиеся со всеми типами восприятия, т.к. кинестетикам и визуалам близка деятельность обобщения, делать выводы, сравнивать, аудиалы при этом сравнивают, анализируют и оформляют.
Применение планов обобщенного характера ускоряет процесс формирования у школьников самостоятельно работать с литературой, умения выделять главные мысли в тексте, предупреждает механическое заучивание текста.
Одним из способов индивидуализации обучения является работа в группах.
При изучении в 7 классе темы «Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид» класс делится на группы, и каждая группа получает задание.
Первая группа получает задание вычислить вес воздуха в кабинете.
Задание для второй группы: Определить цену деления барометра-анероида и определите атмосферное давление в нашем классе.
Задание для 3 группы: погрузите стакан в воду, переверните его под водой вверх дном и затем медленно вытаскивайте его из воды. Почему, пока края стакана находятся под водой, вода не выливается из стакана?
При изучении темы «Сила» в 7 классе четыре группы учащихся получают исследовательское задание с четкими инструкциями, что и как делать, самостоятельно учащиеся формулируют лишь выводы. Выполняют задание, анализируют результаты и делают вывод, с которым знакомят всех учащихся в классе. Первая группа: «Наблюдение силы, действующей на шарик со стороны Земли». Вторая группа: «Наблюдение сторонних сил», третья «Наблюдение действия сил».
После учащиеся также по группам выясняют, от чего зависит результат действия силы на тело. Группы получают необходимое оборудование и инструкции по выполнению работы. Первая группа исследует зависимость результата действия силы от её значения, вторая - зависимость результата действия силы от точки приложения, а третья группа исследует зависимость результата действия силы от направления действия. Каждая группа делает выводы, и после учащиеся обобщают результат работы всех групп в один вывод.
В целях достижения новых образовательных результатов организую учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
Например, при изучении темы «Сила Архимеда» в 7 классе класс делю на группы. Каждая группа получает задание, которое является подзаданием темы и проводит свое исследование по темам:
1. Обнаружение силы, выталкивающей тело из жидкости;
2. Изучение зависимости силы Архимеда от плотности тела
3. Исследование зависимости силы Архимеда от плотности жидкости
4. Исследование зависимости силы Архимеда от объема тела
5. Исследование зависимости силы Архимеда от формы тела
После этапа самостоятельной работы происходит поочередное представление исследований:
сообщается, какая цель была поставлена перед группой;
рассказывается о том, как было проведено исследование, с помощью
каких приборов;
докладываются полученные результаты
Результаты, полученные каждой группой, обобщаются и записывается формула по которой определяется сила Архимеда.
Итогом исследовательских работ становится конференция.
В качестве примера организации такой конференции можно привести заседание учащихся 7-х классов по теме «Сообщающиеся сосуды». Учениками были подготовлены сообщения и презентации по вопросам: первые водопроводы, самые глубокие каналы (из книги рекордов Гиннеса), шлюзы, артезианские колодцы. В 11 классе при проведении конференции по теме «Электромагнитное излучение», были приготовлены сообщения и презентации по вопросам: гамма-излучение, рентгеновское излучение, ультрафиолетовое излучение, радиоволны, инфракрасные лучи. Предварительно, группа учащихся исследовала электромагнитное излучение бытовых приборов. Группа сама планировала эксперимент, провела опыт и необходимые измерения, сформулировала вывод.
Систематическое формирование исследовательских умений на уроках физики в значительной степени развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как
вести наблюдения;
планировать исследование;
производить измерения и производить подсчеты;
представлять результаты исследования в различных знаковых
системах: с помощью таблиц, графиков, схем, формул, и др., а также
делать логически выстроенное сообщение;
пользоваться специфическим языком данной науки;
работать в команде;
навыки публичного выступления.
Специфика предмета физики в том, что ученикам приходится выполнять большое количество лабораторных и экспериментальных работ.
В своей работе использую домашние экспериментальные работы.
Например, в 7 классе при изучении темы «Механическое движение» - «Измерения длины своего шага» для вычисления пути от дома до ближайшей остановки автобуса.
Определить и записать предел измерений и цену деления мерных кружек, медицинского шприца, детских бутылочек для молока - при изучении темы «Измерение физических величин».
Определите объем той посуды, которой вы пользуетесь – при изучении темы «Плотность вещества».
При изучении темы «свободное падение» в 9 классе на уроке предлагаю учащимся несколько экспериментальных заданий, например:
Одновременно бросить их на пол. Объяснить результат.
Бросить одновременно одинаковые по размеру кружок бумаги и монету;
Положить бумагу на монету и бросить вниз. Прошу сделать общий вывод из всех этих опытов.
Систематическое выполнение домашних экспериментальных заданий логически увязывает теоретические знания с повседневным жизненным опытом учащихся, для кинестетиков - это такие якоря в памяти, которые привязывают к себе другую, идущую рядом информацию.
Наблюдения, анализ промежуточных результатов в урочной деятельности и анкетирование учащихся, показали, что целенаправленное использование технологии индивидуализированного обучения способствует развитию самостоятельности и системности знаний. Об это свидетельствуют результаты анкет.
Основным показателем своей работы считаю стойкий интерес учащихся к предмету.
В качестве итоговой аттестации выпускники 9 – ых и 11-го классов ежегодно выбирают физику. Практически все подтверждают свои годовые оценки.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Одним из важнейших показателей учебного процесса является уровень обученности учащихся. Анализ результатов педагогической деятельности показывает, что уровень обученности учащихся по предмету «физика» стабильно составляет 100% в течение всей педагогической деятельности.
Таблица 1
Позитивная динамика уровня обученности учащихся за последние три года (в %)
Учебный год
Процент учащихся, освоивших государственные учебные программы по физике
2010-2011
100%
2011-2012
100%
2012-2013
100%
Анализ качественной успеваемости, показывает, что по мере изучения предмета с 7 по 11 классы нет резкого спада успеваемости, а в некоторых классах прослеживается динамика роста качества знаний. Итоги степени обученности представлены в таблице для данного класса в процессе изучения физики (с 8 по10 класс).
Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние три года (в %)
Учебный год
Класс
Процент учащихся, получивших итоговую оценку «4» и «5», от общего числа обучающихся по физике по классу
2010-2011
8Б
52 %
2011-2012
9Б
59 %
2012-2013
10
67 %
Все учащиеся справляются с нормами выполнения контрольных и самостоятельных работ, умеют опираться на уже приобретенные знания, используя такие навыки как умение обобщать, сравнивать, пользоваться справочником.
Обучающиеся показывают стабильное качество знаний по физике на текущих срезах, итоговых контрольных работах, на экзаменах. Все это приводит к позитивному результату при их поступлении в вузы. Большинство выпускников выбирают технические специальности.
2010-2011 уч. год из 19 выпускников - 30%;
2011-2012 уч. год из 20 выпускников - 20%;
2012-2013 уч.год из 15 выпускников - 30%.
Увеличилось количества учащихся (в %), принимающих участие в предметных олимпиадах различного уровня.
При подготовке к олимпиадам использую современные технологии обучения, провожу теоретическую и экспериментальную подготовку учащихся.
Ученики активно участвуют в школьных и районных олимпиадах по физике. За последние четыре года работы четверо стали призёрами районной олимпиады и участниками регионального этапа:
2010-2011 уч. год- Надыргулова Альбина,
2011-2012 уч. год- Лазарев Дмитрий;
2012-2013 уч.год – Мухаметкулова Айгуль, Гладких Алексей.
Данный опыт может быть использован как учителями физики, так и учителями естественнонаучных дисциплин.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415