Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки


Основные подходы зарубежных и отечественных авторов
к изучению самооценки
Важным фактором в регуляции поведения является самооценка. Наибольший вклад в разработку данной проблемы внесли такие психологические направления как психоанализ, символический интеракционизм, гуманистическая школа.
Одно из первых научных обращений к сфере самосознания принадлежит У.Джемсу. Он выделяет функции сознания и самосознания, их адаптивную роль в деятельности человека. Особую роль в своей концепции У.Джемс отводит самооценке, подчеркивая ее тесную связь с социальным положением в обществе, т.е. статусом человека (40).
Значительный вклад в разработку проблемы конфликтов в структуре самосознания внести представители неофрейдизма (К.Хорни, Г.Салливен). Согласно их взглядам, самооценка человека складывается под давлением постоянного конфликта между внутренними и внешними запретами. Следовательно, формирование адекватной самооценки невозможно, а представление человека о самом себе изначально является неполным и искаженным (53).
Большой интерес по рассматриваемой проблеме представляют работы представителей символического интеракционизма (Д.Мид, Ч.Х.Кули, М Куна, Г.Келли). Ч.X.Кули, рассматривая личность в аспекте социальных отношений, выдвинул теорию «зеркального Я», отражающую зависимость образа «Я» от мнений и оценок окружающих. Представление о себе формируется с раннего детства в ходе взаимодействия индивида с другими людьми. Человек открывает себя и существует только через другого, по отношению к другому (27).
Проблема внутриличностного конфликта в структуре самосознания наиболее четкое очертание приобретает в гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, М.Розенбер, Р. Бернс).
В концепции К.Роджерса огромное внимание уделено вопросу (формирования самооценки, её роли в развитии личности. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие согласуется со структурой его личности и с самооценкой. В индивидуальном развитии, отмечает К.Роджерс, может возникнуть конфликт между представлением о себе и реальным опытом, включающим в себя оценки окружающих и моральные ценности. По мнению Роджерса, подобный конфликт всегда является патогенным.
Самооценка, по Р.Бернсу - это личностное суждение о собственной ценности. Она проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Рассматривая генезис развития самооценки и «Я-конценции», Р.Бернс утверждает, что человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, оценивают его другие (6).
Многие отечественные психологи считают, что самооценка возникает как средство организации своего поведения, деятельности и отношений с окружающими людьми (Л.И.Божович. И.С.Кон, А.Е.Соловьева, Л.И.Рувинский, М.Г.Ярошевский и др.). По мнению Л.И.Божович, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для нею источником и опорой. То есть сравнение, сопоставление себя с другими есть общепризнанный критерий самооценки.
Л.И.Божович и её сотрудниками был обнаружен ряд интересных (феноменов относительно возможных реакций ребенка на переживание состояния внутреннего конфликта, главным образом, в области самооценки - «смысловой барьер», «аффект неадекватности» и др. Кроме того, автор признает неизбежность внутренних конфликтов в возрастном развитии, отмечая их положительную роль в период перехода на новые, более сложные уровни функционирования (11).Большинство отечественных исследователей (И.С.Кон, Б.Г.Ананьев. А.А.Рояк, Л.И.Рувинский, А.Е.Соловьева) отмечает, что неадекватная самооценка является первопричиной возникновения конфликта между притязаниями индивида и его реальными возможностями, что, в свою очередь может приводить к так называемым «психическим срывам» (24).А.А.Реан, изучая личность делинквентных подростков, указывал, на то, что самооценка у них всегда находится в противоречии с оценкой социума (родителей, учителей, сверстников). В этом и заключается, но его мнению, пусковой механизм делинквентности, толчок к ассоциальному поведению личности. А.А.Реан рассматривает в качестве конфликта такое соотношение самооценки подростка и оценки его референтной группы, при котором внешняя оценка всегда ниже самооценки (37).
По мнению многих специалистов (Л. И. Божович, А.В. Захарова, М. И. Лисина, А. М. Прихожан, и другие) исследование самооценки необходимо осуществлять в плане раскрытия её структурно-динамических элементов В рамках данного направления исследований процесс формирования самооценки на каждом этапе сводится к её наполнению новым содержанием и преобразованием её структуры в зависимости от типа ведущей деятельности (35). Самооценку рассматривают обычно в двух аспектах: как основной компонент самопознания и Я-концепции, а также как процесс оценки себя в целом и оценки отдельных сторон своей личности. Таким образом, одновременно самооценка выступает и как процесс, и как результат отражения субъектом информации о себе относительно определённых социальных ценностей и эталонов.
В исследованиях Анисимовой О.М., Г. А. Цукерман и др. отмечено, что от степени самоуважения и степени принятия себя зависят такие характеристики, как активность личности, продуктивность её деятельности, творческий потенциал. При этом, следует отметить отсутствие при таком подходе возможности критического отношения к себе, которое может быть побудительной силой и инициировать процессы личностного развития, удовлетворяя тем самым потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.
В рамках другого подхода, который нашел отражение в работах В.Э. Чудновского общая самооценка понимается как иерархизированная система частных оценок, находящихся в постоянном динамическом взаимодействии. Кроме того, В.Э. Чудновский отмечал, что самооценка в своём развитии проходит два основных этапа. На первом этапе она предстает как глобальное нерасчленённое отношение субъекта к себе. На втором этапе в связи с процессом дифференциации самооценки происходит становление динамического взаимоотношения между частными самооценками, что и составляет впоследствии основу общей самооценки (14).
В научных психологических исследованиях проблема соотношения между общей самооценки и частными самооценками решается не однозначно. Так, О.М. Анисимова придерживается позиции, согласно которой общая самооценка выступает производной от системы частных оценок. В противоположность, Д.В. Ольшанский не сводит целостность общей самооценки к совокупности её частей.
По мнению Д.И. Фельдштейна, если система частных оценок носит высокую степень дифференцированности, то это определяет более высокую функциональную независимость данной системы от общей самооценки. И напротив, если же система частных самооценок является недифференцированной, то, следовательно, её взаимосвязь с общей самооценкой будет носить взаимозависимый характер (47).
В формировании и развитии общей самооценки главная роль отводится когнитивным способностям, так как они способствуют обобщению наиболее значимых для личности самооценок, что позволяет выработать показатели ценностной самооценки личности (14).
Общая самооценка является целостным образованием, которое в зависимости от степени развитости таких показателей как внутренняя целостность, последовательность, интегрированность, постоянство и динамичность может иметь различную степень полноты отражения психического мира субъекта.
По мнению Б.Г. Ананьева самооценка выступает как наиболее сложный продукт сознательной деятельности ребенка. При этом, если изначальные её формы являются прямым отражением оценок взрослых, то в последствии, в ходе личностного развития, становление подлинной самооценки происходит благодаря активному «личностному участию» подростка (2). Основными условиями развития самооценки являются два фактора - общение с окружающими и собственная деятельность ребёнка.
Таким образом, на сегодняшний день изучение самооценки сфокусировано, в большей степени, на изучении ее уровня. Следовательно, становится особенно важным изучение проблемы влияния на личность и поведение конфликта самооценки в сторону её завышения или занижения, особенно в период возрастного кризиса.