Статья Формирование информационной культуры младших школьников посредством реализации программы внеурочной деятельности


Формирование информационной культуры младших школьников посредством реализации программы внеурочной деятельности
«МИР МОИХ ИНТЕРЕСОВ»
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) организация внеурочной деятельности стала одним из самых насущных вопросов, стоящих перед школой. И наиболее остро этот вопрос стоит для начальной школы, ведь для этого возраста обучение должно быть не только полезным, но и увлекательным, интересным. Так как же организовать внеурочную деятельность в 1–4 классах таким образом, чтобы она стала поистине первой ступенью получения младшими школьниками современного образования?  
  Ответ на этот вопрос — программа «Мир моих интересов». Это первый этап комплексной программы организации внеурочной деятельности для 1–11 классов, разработанной и реализованной «Открытым молодёжным университетом» в полном соответствии с положениями ФГОС второго поколения. Программа создана специально для учащихся начальной школы с учётом их возрастных особенностей и интересов, направлена на становление познавательного интереса младшего школьника, обеспечение его интеллектуального, личностного, социального и культурного развития и формирование основы компетентностного роста ученика на весь период обучения в школе.
Главная цель программы ОМУ — дать каждому ребёнку и молодому человеку ту индивидуальную составляющую развития, которая позволит ему реализовать себя в самых разных сферах деятельности, создавая собственные авторские проекты, и предоставит возможность легко ориентироваться в мире высоких технологий и креативного творчества.
Программа построена по модульному принципу и рассчитана на внеурочную работу с учащимися в начальной школе по четырём направлениям:
1 кл. «Необычное в обычном» (Знакомство с явлениями окружающего мира). Знакомство происходит в форме игровой деятельности, позволяющей увидеть необычное и захватывающее в повседневной действительности, что мотивирует на
дальнейшее исследование и изучение мира. Увлекательное действие и яркость игр, созданных с помощью самых современных flash-технологий, расширяют кругозор и прививают интерес к познавательной деятельности.
2 кл. «Другой взгляд — другой мир» (Знакомство с «параллельными мирами» человека и природы). Учащиеся получают возможность взглянуть на планету и жизнь на ней глазами разных животных, осуществляя тем самым знакомство с «параллельными мирами» человека и природы. Увидеть искусство резьбы с точки зрения бобра или узнать мнение жеребёнка об автомобилестроении и соотнести это с собственным видением — значит осознать всё многообразие природы, её тесную связь с человеком и благодаря этому бесконечно расширить границы познания.
3 кл. «Большое путешествие» (Знакомство со странами и народами мира)
4 кл. «Мастерами становятся» (Знакомство с современными технологиями и технологиями будущего, в том числе в области ИКТ)
В информационно - образовательную среду вовлечены все участники образовательного процесса: родитель, обучающийся и учитель, — и для которого разработан полный комплект учебных, методических и сопроводительных материалов (интерактивный электронный учебник, рабочие тетради, планы конспектов занятий, кейсы для проведения конкурсов, экспериментов, образовательных экспедиций) и образовательно-игровые порталы.
Состав учебно-методического комплекта
1. Интерактивный электронный учебник для учителя (стартовые ролики, слайдыи ролики для демонстрации, тексты для чтения, интерактивные игры).
1 час в классе + 1 час дома в неделю
2. План-конспекты занятий для учителя, в том числе дополнительный материал
для организации проектной деятельности, экспериментов.
3. Рабочая тетрадь для учащихся.
1 модуль=1 страница
4. Образовательно-игровой портал «Кувырком».
Omunit.ru (поддержка на мобильных устройствах) 32 занятия + 1 сетевая игра
5. Образовательная программа «Мир моих интересов».
Отличительные особенности Программы:
программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждениях;
занятия проводятся в разнообразных формах, в которых новые знания детей возникают в результате совместной творческой деятельности обучающихся и педагога;
в основе программы — единый игровой сюжет, погружению в атмосферу которого способствует «общение» с озвученными персонажами, а также оригинальная графика интерактивного электронного учебника и портала. Погружение задаёт иной стиль общения и правильно организованное занятие может стать событием в жизни учащихся, шансом для многих проявить свои таланты и способности, не находящие выход в рамках обычного урока. Поэтому важно, чтобы в игру включились все — и дети, и учитель, и родители.
Таким образом, программа «Мир моих интересов» способствует личностному развитию учащихся 1–4 классов и формирует у них понимание того, как устроен мир. При этом каждый следующий класс — это новый уровень познания: с каждым годом кругозор школьников постоянно расширяется, они видят мир полнее и благодаря этому всё отчётливее осознают собственную уникальность и начинают определять своё место в мире.