Конспект занятия Звуки и буквы Г-К по обучению грамоте в подготовительной группе.


Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г, К.
Цель:
1.Знакомить со звуками Г и К как звонкими и глухими согласными.
2.Способствовать развитию фонематического восприятия.
3. Формировать навык звукового анализа и синтеза. 
4. Воспитывать у детей интерес к занятиям.
5. Обучать правилам поведения в различных видах деятельности. 
Оборудование: рисунок Знайки, кот, кит, гиря, горох; схема слова и квадраты синего, зеленого и красного цвета на каждого ребенка; медали с оценкой 5.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю всем удачи.
За работу, в добрый час!
Ребята, сегодня нам на занятие пришел Знайка. Знаете его? Из какого мультфильма? Он хочет посмотреть, как вы умеете вести себя на занятии, чему уже научились и готовы ли вы идти в первый класс. Покажем ему какие мы старательные, умные и дружные ребята. (Ответы детей).
2.Актуализация знаний.
Сейчас все встаньте и немного поиграем.
-Сядет тот, кто определит последний звук в слове: Мама, окно, сапоги, суп, мыши, коты, бант, каша.
-Сядет тот, кто определит первый звук в слове:
Мяч, лимон, малина, марина, няня.
-Какие бывают звуки?
-Какие гласные указывают на мягкость согласных, а какие на твердость?
-Каким цветом обозначаем на схеме мягкие согласные звуки? твердые? гласные?
Молодцы ребята. Знайка очень доволен вашими ответами.
3.Основная часть.
Игра «Подскажи словечко».
Подскажите слово в конце стихотворений – загадок.
Назовите первый звук в подсказанных словах.
1.Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь-
Чистоплотный серый …..( гусь).
2.Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался …… (Колобок).
-Как вы думаете с какими буквами будем сегодня знакомиться?
Проводим сравнительный анализ звуков Г-К.
- Произнесите звук К. Слышится только шум.
-Произнесите звук Г. Что нам пришлось подключить, чтобы подключился этот звук?Голос.
Итак, при произношении согласных звуков могут работать и шум и голос. Причем шум бывает всегда, а голос нет.
Согласные звуки, которые состоят только из шума, называются глухим.
Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название – звонкие.
Теперь вы знаете, что согласные звуки делятся еще на звонкие и глухие.
Игра «Слово, схема». На доске картинки Кот,кит,горох,гиря.
- Назовите картинку, в названии которой первый звук К.(кот)
-Назовите картинку, в названии которой первый звук КЬ. (кит)
- Одинаково ли произносятся первые звуки в этих словах?
-Ребята, у вас на столах схемы слов и квадраты двух цветов: синего ,зеленого. Каким цветом обозначим на схеме звук К в слове кот? (синим, потому что он твердый). Покажите на схеме.
-Каким цветом обозначим на схеме звук КЬ в слове кит?( зеленым, потому что он мягкий).
- Назвать картинку, в названии которой первый звук Г. (горох)
- Назвать картинку, в названии которой первый звук ГЬ. (гиря)
-Одинаково ли произносятся эти звуки?
-Каким цветом обозначим звук Г в слове горох? Звук ГЬ в слове гиря?
Устали? Немного отдохнем.
Физкультминутка. Кузнечики.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Проговаривание чистоговорки. Ги – ги – ги – Машенька беги. Ги – ги - ги – мы ели пироги. 
Ка – ка - ка - эта стенка высока.
Ко - ко - ко - мяч подкинем высоко.
Отгадайте загадку:Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьет, Ну конечно это – … Ответ: Кот Выкладывание детьми схемы слова кот, подсчет слогов, звуков, выделение звуков по порядку, определение количества гласных и согласных, выделение позиции заданного звука. Один ребенок выкладывает схему на доске. Остальные работают по схеме на местах.
Чтение слова КОТ. 
Вроде рыба, вроде нет – Шлет фонтаном всем привет.На волнах весь день лежитЧудо-юдо рыба-…. (кит).
Проводится аналогичная работа со словом кит.
4.Заключительная часть.
- Что нового узнали на занятии?
-Какие бывают согласные звуки?
-Все освоили тему нашего занятия? Кто освоил поднимает солнышко, кто испытал трудности-капельку.
-Знайка вас благодарит за занятие, очень рад, что вы такие умные, дружные и внимательные ребята. И дарит вам медали с цифрой 5 – это ваша первая оценка.Спасибо.