Программа воспитательной деятельности по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, обеспечению безопасности и сохранению жизни и здоровья «Мы вместе»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: Программа воспитательной деятельности по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, обеспечению безопасности и сохранению жизни и здоровья «Мы вместе»
Правовое основание для разработки программы: Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.
Национальная доктрина образования на период до 2025 года (от 14 января 2000 года).
Закон Брянской области «Об образовании в Брянской области» № 62-З от 08.08.2013 г.
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ
Закон Брянской области № 28-З от 03.11.1997 «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области»
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении от 25.08.2014 г. № 403-п г. Брянск
Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Устав техникума и нормативные акты УЗ
Заказчик программы: Администрация ГБОУ СПО «МТАт»
Разработчик программы: Заместитель директора по ВР
Исполнители программы: Инженерно-педагогический и студенческий коллектив техникума
Координатор реализации программы: Зам. директора по ВР
Цели программы: - создание в учебном заведении реальных условий, препятствующих распространению в молодежной среде негативных социальных отклонений, способствующих снижению уровней криминализации среди обучающихся;
- профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи;
- обеспечение безопасности и сохранение жизни и здоровья несовершеннолетних, защите их прав.
Задачи программы: -развитие психологического иммунитета обучающихся к совершению правонарушений и преступлений, потреблению психоактивных веществ, пьянству, курению;
формирование гражданской позиции личности на основе значимых жизненных целей и перспектив;
воспитание уважения к законам государства и сознательной готовности к их исполнению;
- развитие устойчивых мотивов к социально приемлемому образу жизни;
- повышение престижа здорового образа жизни как условия обеспечения качества жизни гражданина Российской Федерации;
- защита социально-правовых интересов обучающихся, создание условий, содействующих их психическому здоровью и раскрытию индивидуальности;
- разрушение устойчиво действующих среди молодежи мифов, провоцирующих социальные отклонения в поведении;
- влияние на формирование гражданина личностно значимых жизненных целей и перспектив.
Сроки реализации
Место реализации
Возрастная группа
2015-2017 ггучебные кабинеты, спортивный зал, стадион, актовый зал, библиотека, мастерские и лаборатории техникума.
ранняя юность (от 14 до 18 лет)
Управление и контроль реализации программы: Администрация ГБОУ СПО «МТАт»
Объемы и источники финансирования программы: Бюджет техникума в пределах сметы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: - Снижение роста правонарушений среди подростков и молодежи, повышение эффективности их профилактики;
- создание условий для профессиональной и социальной адаптации подростков;
- снижение количества педагогически запущенных детей, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН и внутритехникумовском учете;
Критерии и показатели эффективности реализации программы:
- сформированность у обучающихся твердой жизненной позиции с правильными жизненными установками;
- сформированность интереса ЗОЖ, к систематическим занятиям физическими упражнениями, снижение уровня тревожности, агрессивности, повышение мотивационных установок, самооценки личности;
- развитие навыков противостояния негативным факторам внешней среды.
Пояснительная записка
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ
Актуальность темы. В последнее время в нашем обществе происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые, так или иначе, отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии. Особенно остро на эти изменения реагируют дети и подростки. Одним из проявлений реагирования подростков на происходящие изменения являются правонарушения. Более всего подвержены данному явлению старшие подростки вследствие психологических особенностей возраста. В 14 – 17 лет подросток пытается найти своё место в жизни, самоутвердиться, порой прибегая для этого к противоправному поведению.
Современные обстоятельства жизни способствуют активному вовлечению несовершеннолетних в конфликт с законом, с нормами социального общежития, что вызывает необходимость поиска и апробации новых направлений работы педагога в данном направлении, особенно в области профилактики правонарушений среди старших подростков.
Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности.
Следует отметить важность семейного воспитания. В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии; влияние семьи на подростка сильнее влияния образовательного учреждения, общества в целом. Потребительство, формирующееся именно в семье, опасно воздействует на несовершеннолетних, т. к. они стараются добиться желаемого любым путем.
«Трудный» подросток, как правило, живет в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь когда с подростком случается беда, окружающие обращают внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды. За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности. К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка, относятся:
-неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка);
-конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;
-«асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;
-формальная семья - отсутствуют общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на грани расторжения брака, но не расторгают его из материальных и жилищно-бытовых соображений;
-«алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков;
-семья, в которой имеются душевнобольные родители и где не создаются условия для полноценного развития личности подростка.
Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации (в 70-80-е годы для этого требовалось не менее трех лет). Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и может сопровождаться правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами.В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.
Таким образом, отклоняющееся поведение старшего подростка, как и нормальное, является следствием обучения социальному поведению, продуктом взаимодействия социальных, культурных и психологических характеристик.
Важной особенностью подросткового возраста является стремление к идеалу. У подростков-правонарушителей идеал часто не соответствует нормам морали. Их героями зачастую становятся те, кто отождествляет собой силу, разбой и бандитизм. Центральным образованием подросткового возраста является формирование самооценки, представление о себе как о субъекте деятельности. Адекватная самооценка формируется у подростков при влиянии благоприятных внешних факторов, однако, подростки с асоциальным поведением не обладают такой самооценкой. В результате неблагоприятных условий воспитания у них формируется заниженная или завышенная самооценка.
Для того чтобы помочь подростку справиться с проявлениями девиантного поведения, ведущими к совершению правонарушений, необходима помощь и поддержка как со стороны семьи, так и со стороны образовательного учреждения, в котором старший подросток проводит больше половины своего времени. Такая помощь и поддержка чаще всего носит название «профилактика».
2. ПОНЯТИЯ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ и ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Девиантное поведение - это поведение, нарушающее социальные и правовые нормы.
3.СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Профилактическая работа в техникуме – это этап воспитания молодого человека в системе образования, и это предъявляет к ней особые требования:
- ориентация обучающихся на гуманистические мировоззренческие установки и жизненные ценности в существующих социально-экономических условиях, формирование гуманистического самосознания;- формирование гражданственности, национального самосознания, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и собственного достоинства;
- формирование корпоративной культуры;
- воспитание потребности в саморазвитии и самообразовании во всех отраслях жизнедеятельности (в науке, образовании, культуре, спорте и т.д.);
- обеспечение достойного образовательного и этического уровня;
- приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям;
- воспитание потребности к труду как важной жизненной ценности;
- привитие толерантности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Целью деятельности администрации техникума является оказание своевременной и квалифицированной помощи обучающимся, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации. Работа по предупреждению асоциальных явлений в молодежной среде включает профилактику наркомании и других видов зависимостей:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
В процессе выявления девиаций важно соблюдать следующие принципы:
-принцип предупреждения (выявление «группы риска» и организация профилактических мероприятий);
-принцип системности (последовательная планомерная работа);
-принцип взаимодействия (осуществляется взаимодействие администрации, педагогов, медицинского и социального работника, психолога).
4. ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учебном заведении основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
А так же к принципам педагогической профилактики девиантного поведения относятся:
комплексный характер профилактической работы (воздействие на комплекс факторов);
адресность (учет возрастной, социально-психологической специфики целевой группы);
массовость (приоритетность групповых форм работы);
позитивность (минимизация риска негативных результатов, акцент на факторах резистентности и ресурсах личности);
личная заинтересованность и ответственность участников профилактической работы;
устремленность в будущее (оценка последствий девиантного поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без агрессивного поведения);
профессиональная компетентность (необходимость целенаправленной подготовки специалистов).
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
Раздел.Информационно- аналитическая деятельность
№п/пСодержание работы Сроки Ответственные
1. Формирование общей программы психолого-педагогической коррекции. Август 2015 года Заместитель директора по ВР
2. Выявление обучающихся с отклонениями в поведении . Диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска. в течение всего периода Педагоги
3. Изучение состояния здоровья, особенностей характера, темперамента, воспитательного микроклимата семьи обучающихся с девиантным поведение. Составление социального паспорта. ежегодносентябрь классный руководительмастер п\обучения4. Психолого- диагностический анализ причин правонарушений обучающихся. постоянно Заместитель директора по ВР, классные руководители, мастера п\о5. Выявление референтных групп и их лидеров для проведения ранней профилактики асоциального поведения. ежегодно Педагоги
6. Социалогические исследования (анкетирование):-причины употребления подростками спиртного, курения;-влияние семьи на поведение обучающихся; ежегодно Администрация, Заместитель директора по ВР
7. Анализ деятельности педагогического коллектива по профилактике девиантного поведения обучающихся2 раза в год Заместитель директора по ВР
Раздел. Организационно - методическая деятельность
№п/пСодержание работы Сроки ответственные
1. Организация работы Совета профилактики ежегодносентябрь Заместитель директора по ВР
2. Разработка планов совместной деятельности с ПДН, КДН и ЗП, УИИ, ГИБДД по профилактике правонарушений, вредных привычек у обучающихся ежегодносентябрь Заместитель директора по ВР
3. Консультации для классных руководителей по содержанию, формам профилактической работы с обучающимисяна протяжение всего периода Заместитель директорапо ВР
4. Разработка методических рекомендаций по организации работы с обучающимися «группы риска» 2015 год Заместитель директорапо ВР
5. Разработка буклетов для обучащихся по вопросам административной ответственности, профилактики вредных привычек ежегодно Преподаватель истории
Классные руководители
6. Информирование обучающихся и родителей по правовым вопросам через общетехникумовский стенд, сайт техникума ежегодно Заместитель директора по ВР, классные руководители, мастера п\оРаздел
Работа с семьёй
№п/пСодержание работы Сроки Ответственные
Посещения семей:
- «группы риска»
- неблагополучных
- находящихся в социально опасном положении
- опекаемых детей
- обучающихся, состоящих на различных видах учетана протяжении всего периода Классные руководители,
мастера п\оАнкетирование с целью выявления трудностей и достижений семейного воспитания на протяжении всего периода Проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей
-подготовка листовок, буклетов, памяток для обучающихся и родителей (законных представителей) на протяжении всего периода Заместитель директора по ВР,
Классные руководители, мастера п\оПриглашение на Заседания Советов профилактики на протяжении всего периода Администрация техникума,
классные руководители, мастера п\оЗанятия родительского всеобуча по темам:
-«Профилактика правонарушений»
- «Здоровье ваших детей в ваших руках»
- совместный просмотр фильмов антинаркотической направленности ежегодно Заместитель директора по ВР,
классные руководители, мастера п\оЛекции, семинары, практикумы, конференции для родителей на протяжении всего периода Заместитель директора по ВР
Рейды «Семья», «Подросток» с целью изучения микроклимата в семье, воспитательной позиции родителей обучающихся «группы риска». 1 раз в месяц Классные руководители, мастера п\оОрганизации совместного досуга, групповые воспитательные мероприятия, открытые уроки и внутритехникумовские мероприятия с участием родителей на протяжении всего периода Классные руководители,
мастера п\оОрганизации физкультурно- оздоровительных мероприятий с участием родителей. ежегодно Преподаватель физвоспитания, классные руководители, мастера п\оПропаганда лучшего опыта семейного воспитания на общетехникумовских собраниях, в периодической печати ежегодно Администрация,
МО классных руководителей
Сотрудничество с КДН и ЗП, ПДН, ГИБДД, УИИ с целью воздействия на родителей, недобросовестно выполняющих воспитательные обязанности. на протяжении всего периода Администрация,Совет профилактики
Общетехникумовские и групповые родительские собрания на протяжении всего периода Заместитель директора по ВР,
Классные руководители, мастера п\оРаздел Нравственно - правовое воспитание обучающихся№п/пСодержание работы Сроки Ответственные
1. Проведение Дисциплинарной линейки еженедельно Заместитель директора по ВР, классные руководители, мастера п\о2. Проведение месячника правовых знаний. ежегоднопо отдельному плану Преподаватель истории
Классные руководители,
3. Проведение Дней инспектора Ежемесячно
(по отдельным планам) Инспектор ПДН,
Инспектор КДН и ЗП,
Начальник УИИ
Инспектор ГИБДД
4. Оформление уголков правовых знаний в группах. ежегодно Классные руководители
5. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с девиантными обучающимися, профилактические, нравственные беседы. на протяжении всего периода Заместитель директора по ВР,
Классные руководители, мастера п\о6. Групповые собрания, посвящённые изучению прав и обязанностей обучающихся, знакомству с административной ответственностью несовершеннолетних. ежегодно Классные руководители,
Центр ПМССП
7. Диалоги о морали. Встречи обучающихся с представителями Церкви. ежегодно Заместитель директора по ВР,
Библиотекарь МЦБС
8. Выставки по профилактике девиантного поведения ежемесячно Библиотекарь техникума
9. Просмотр видеофильмов о вреде курения, алкоголизма, наркомании. ежемесячно классные руководители, мастера п\о10. Экскурсии в музеи «Боевой славы», Аллею славы и др., оформление газет о боевой и трудовой славе. Приуроченные к Дням боевой славыЗаместитель директора по ВР,
Библиотекарь
11.
Встречи с известными людьми, встречи с ветеранами Приуроченные к Дням боевой славыЗаместитель директора по ВР,
Библиотекарь
12. Проектирование, исследовательская деятельность на протяжении всего периода Преподаватели, мастера п\о13. Экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора на протяжении всего периода Преподаватели, мастера п\оРаздел Предупреждение безнадзорности, обеспечение занятости во внеурочное время, профессиональная подготовка.
№ п/пСодержание работы Сроки Ответственные
Вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки, факультативы, спортивные секции. ежегодно сентябрь Кл. руководители, мастера п\о, Руководитель физ. воспитания
Контроль за посещением обучающимися учебных занятий. Принятие действенных мер в отношении обучающихся и их родителей (законных представителей) по факту нарушения Устава техникума. постоянно Администрация техникума,
Классные руководители,
Мастера п\оОрганизация занятости девиантных обучающихся в каникулярное и летнее время. постоянно Кл. руководители, мастера п\оПривлечение обучающихся «группы риска» к деятельности органов Студенческого самоуправления. постоянно классные руководители, мастера п\оКонсультирование обучающихся по вопросам профессионального самоопределения. Оказание помощи в трудоустройстве. на протяжении всего периода
(выпускные группы) Заместитель директора по УПР, мастера п\оУчастие в районных операциях, акциях
- «Подросток»;
- «Семья – семье» и др.
ежегодно Администрация техникума,
Классные руководители,
Мастера п\оКонтроль за дисциплиной студентов, посещаемостью занятий, условий проживания студентов в общежитии постоянно Заместитель директора по ВР, Классные руководители, мастера п\о, комендант общежития
Раздел Профилактика пьянства, наркомании, курения, алкоголизма.
№ п/пСодержание работы Сроки Ответственные
Выявление семей, в которых родители имеют алкогольную зависимость, постановка на внутритехникумовский учет. ежегодно Заместитель директора по ВР,
классные руководители, мастера п\о, Совет профилактики
Работа с семьями «группы риска» по индивидуальным планам. на протяжениевсего периода Классные руководители,мастер п\оПроведение физультурно- оздоровительных мероприятий в рамках акции «Здоровый я- здоровая страна» на протяжении всего периода Классные руководители, мастера п\о Руководитель физвоспитанияЗанятия лектория «Здоровье». Встречи обучающихся с медицинскими работниками, наркологом, психиатром. По отдельному плану Руководитель физвоспитания классные руководители, мастера п\оПроведение Дней здоровья. ежегодно Руководитель физвоспитания классные руководители, мастера п\оПроведение тематических лекций профилактики:-курения-алкоголизма-наркомании-СПИД ноябрьфевральмартдекабрь Руководитель физвоспитания классные руководители, мастера п\оИнформационное обеспечение профилактики вредных привычек через техникумовские стенды, буклеты для обучающихся и их родителей, конкурс плакатов, рисунков, сочинений по теме ЗОЖ постоянно Руководитель физвоспитания классные руководители, мастера п\оИндивидуальная коррекционная работа с обучающимися, имеющими вредные привычки. постоянно Классные руководители, мастера п\оОрганизация круглых столов, бесед, лекций с обучающимисяпостоянно Заместитель директора по ВР, Классные руководители, мастера п\оРаздел Работа с педагогическим коллективом.
№ п/пСодержание работы Сроки Ответственные
1. Участие в работе МО классных руководителей ежемесячно Председатель МО
Зам. директора по ВР
2.
Проведение семинаров, практикумов, консультаций По отдельному плану Зам. директора по ВР
3. Совещания при директоре, заседания МО классных руководителей и ПЦК преподавателей и мастеров п\оПо отдельному плану Зам. директора по ВР
Зам. директора по УР
Зам. директора по УПР4. Встречи педагогического коллектива с инспектором ПДН По отдельному плану Зам. директора по ВР
5. Участие в Педагогических Советах По отдельному плану Зам. директора по ВР
Зам. директора по УР
Зам. директора по УПР6. Работа Совета по профилактике правонарушений ежемесячно Зам. директора по ВР
Зам. директора по УР
Зам. директора по УПРРаздел Контроль и текущий учёт.
№ п/пСодержание работы Сроки Ответственные
Наличие и качество планов воспитательной работы в группах,
соответствие планов возрастным особенностям обучающихся,
анализ актуальности поставленных задач и соответствие их задачам техникума. ежемесячно Зам. директора по УР
Зам. директора по ВР
Качество и соблюдение единых требований к оформлению журналов классного руководителя. ежемесячно Зам. директора по ВР
Качество, содержание отчетов и состояния воспитательной работы в группах. ежемесячно Зам. директора по ВР
Организация системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся ежемесячно Зам. директора по УР
Зам. директора по ВР
Проведение заседаний Совета профилактики.
постоянно Администрация
Работа спортивных секций постоянно Зам. директора по ВР
Участие библиотеки
в учебно - воспитательном процессе, качество работы Сентябрь-
май Зам. директора по ВР,
Зам. директора по УР
Наличие документов на обучающихся из числа детей - сирот и оставшихся без попечения родителей, процент обучающихся из социально неблагополучных семей,
мероприятия, обеспечивающие связь с опекунами, родителями;
взаимодействие с правоохранительными органами. ежемесячно Зам. директора по ВР
Мониторинг уровня правовых знаний обучающихся ежегодно Педагог социальный
Контроль за выполнением обучающимися правил учебной дисциплины. постоянно Администрация, педагоги
Контроль внеурочной занятости обучающихся, посещения учебных занятий постоянно Администрация, педагоги
Контроль за выполнением рекомендаций и решений по вопросам профилактики правонарушений постоянно Администрация
Мониторинг состояния успеваемости обучающихся, состоящих на внутритехникумовском учёте.
на протяжениивсего периода Родительские комитеты, Совет техникума
IX. КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Отслеживание эффективности всей программы:
появление у подростков устойчивых интересов;
положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учѐте в КДН и ЗП, ПДН, внутритехникумовском учете;
уменьшение количества детей «группы риска» из числа обучающихся;
рост уровня удовлетворенности родителей и обучающихся качеством образовательного процесса;
увеличение количества обучающихся из «группы риска», участвующих в конкурсах различного уровня.
9.1. Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы:
-проведение анкетирования, опросов участников (обучающихся, родителей) с целью отслеживания эффективности проводимых мероприятий, динамикиосознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольнойвовлечѐнности родителей и учащихся в мероприятия.
9.2. Конечный результат реализации программы
Осуществление программных мероприятий должно обеспечить созданиеусловий для совершенствования существующей системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных обучающимися образовательного учреждения, реализацию государственных гарантий прав граждан на получение ими образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997.
Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1995.
Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999.
Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
Василькова Ю.В. « Методика и опыт работы социального педагога», М., 2001 г.
Василькова Ю.Н., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.
Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. СПб.: Питер, 2008.
Драгунова Г.О. Психология подростка. – М., 1987.
Дормаш С.В.., Заводова Т.Е. «Социальный педагог», Минск 2004г.
Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.
Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.
Криволап Н.С., Заводова Т.Е., Минич О.А. «В помощь классному руководителю» Минск 2003г.
Лебедев Д.И. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы / / Внешкольник. № 25, 1999.
Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально- опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Осипова М.П., Бутрина Г.А., «Работа с родителями», Минск, 2003 г.
Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Семенов Г.С. « Методики работы социального педагога», М,2004 г.
Шляпочников А.С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности.
Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. – М., 1986.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Как хотелось бы нам все осмыслить, понять:
Человек может жечь, разрушать, убивать.
Человек может лгать, предавать, наживаться,
И мечту растоптать, и любовь осквернить,
Красоту не понять, над святыней шутить.
Наша цель – отстоять и вернуть его в братство.
К.Каганов
Памятка
Помни, что в мире есть не только лужи, но и солнце (хорошее в жизни). В плохие минуты вспоминай о солнце (о хорошем в мире). Если придет неприятность или несчастье, помни, что со временем душевная боль пройдет (это закон психологии). Говори себе «Все пройдет» и переключайся на какое-нибудь дело, не «зацикливайся» на страданиях. Помни, что твои главные враги - отрицательные эмоции - злость и уныние. Всю жизнь гони их от себя: юмором, мужеством, позитивным мышлением. Выбери себе в друзья оптимизм, умей радоваться мелочам. Помни, что человек может стать счастливым независимо от внешних обстоятельств, если выберет оптимизм и будет прогонять злость и уныние. Помни, что у всех людей (и у тебя тоже) есть недостатки. Всегда понимай это и не злись. Помни, что каждый человек имеет право на любую внешность (полнота, худощавость, рост, нос, уши и т.д.) и на застенчивость тоже. Помни, что лентяи редко достигают успеха в жизни. Помни, что человек может быть счастлив в любом возрасте (и в старости тоже). Все зависит от него самого. Помни, что человек, то есть ты, - важная и необходимая часть мира (независимо ни от чего). Гордись тем, что ты - человек, и помни, что в каждом от природы есть сила, помогающая преодолеть любые трудности. Помни, что всегда найдутся люди, которые желают тебе добра. Будь счастлив. Ты это сможешь, если захочешь.
Твой преподаватель по основам позитивного мышления.