Программа патритического воспитания Я-гражданин России на 2016-2020 годы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6 ИМЕНИ АДМИРАЛА А. П. АВИНОВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД КАСИМОВ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «СШ №6»
_______________И.Е.Голубева
Программа патриотического воспитания учащихся
«Я – гражданин России»
на 2016-2020 годы
г.Касимов
Пояснительная записка
к Программе «Я – гражданин России» на 2016–2020 годы.
Введение:
Программа «Я – гражданин России» на 2016–2020 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015г. № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"», в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", и с учётом предложений муниципальных органов исполнительной власти: администрации города, управления образованием, комитета по делам молодёжи и туризма, управления по физической культуре и спорту, Совета Ветеранов.
Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся МБОУ «СШ №6».
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодёжи:
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
За последние годы в России значительно ослаблена работа по патриотическому воспитанию граждан. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени: экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, снижение воспитательного воздействия культуры, искусства и образования; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации и печати; обострение межнациональной розни. Разрушение системы патриотического воспитания привело к тому, что происходит постепенная утрата обществом патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров. Утрачивается истинное значение и понимание интернационализма; получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам; проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, органов исполнительной власти, общественных объединений, как основу для развития идейно-патриотического воспитании граждан.
В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории города, жителей города в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в военно-патриотическом воспитании и разработана данная Программа.
Цель и задачи Программы:
Целью Программы является патриотическое воспитание учащихся МБОУ «СШ №6».
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
изучение истории и культуры Отечества и родного края;
физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;
консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей города в патриотическом воспитании детей.
Программа рассчитана на период с 2016 по 2020 год. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие: ОО Союз «Чернобыль», ОО «Боевое братство», Совет ветеранов, учреждениями культуры и спорта и другими общественными объединениями.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный – 2016 -2017 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2017-2018, 2018-2019 учебные годы.
Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию учащихся школы.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание военно-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.
6. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – 2019-2020 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Механизм реализации Программы:
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет педагогический совет школы. Педагогический совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители, работники соответствующих учреждений города.
Данная Программа соответствует учебной программе по курсу изучения ОБЖ и физической культуры. Программа «Я – гражданин России» может быть применена преподавателями ОБЖ и физической культуры школы, классными руководителями, руководителями кружков социально-гуманитарного направления.
Результативность реализации Программы.
Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением учащихся школы к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.
Реализация Программы в тесной взаимосвязи с органами исполнительной власти города, военным комиссариатом города, системой образования, правоохранительными органами должна способствовать в патриотическом воспитании школьников, обеспечению безопасности учащихся.
Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в школе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности школьника, гражданина и патриота Родины, повышение авторитета школы.
Основные направления реализации программы
«Я – гражданин России»
на 2016–2020 годы.
1. Совершенствование процесса патриотического воспитания школьников.
Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:
определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;
обогащение содержания патриотического воспитания;
развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;
воспитание гордости за Российское государство, его свершения;
воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
повышение качества функционирования, как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;
2. Развитие научно-теоретических и методических основ
патриотического воспитания учащихся.
Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:
продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности;
разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности школьника как патриота России;
разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания;
разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий учащихся;
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
3. Координация деятельности общественных организаций
(объединений) в интересах патриотического воспитания учащихся.
Системой мер по координации деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания предусматривается:
создание условий для участия общественных организаций (объединений) и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию учащихся школы;
развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания учащихся школы.
4. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания учащихся.
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания учащихся предусматривается:
поддержка и содействие расширению патриотической тематики в школьных газетах, содействие развитию творческого потенциала учащихся в области патриотического воспитания.
5. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании учащихся.
В целях изучения государственных символов России в патриотическом воспитании предусматривается:
Участие в различных конкурсах школьного, муниципального и федерального уровня на знание государственных символов России и символов субъектов Российской Федерации;
проведение школьных конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций по вопросам патриотического воспитания с использованием государственных символов России;
организация изучения на уроках и внеклассных мероприятиях государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;
информационное обеспечение и подготовка организаторов патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики России в воспитательной работе.
Список использованной литературы.
1. «Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"» - Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493;
"Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы" - Приказ Минобороны РФ и Минобразования РФ от 3 мая 2006 г. N 203/1936;
Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;
Символы России и Вооруженных Сил: 13 плакатов. - М.: Армпресс, 2009г..
6. Федеральные законы Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. М., 20012004 г.
Мероприятия по реализации Программы
№ п/п
Мероприятие
Период исполнения
Ответственные
1
2
3
4
1
Проведение совместных заседаний Управляющего Совета школы, педагогического совета с повесткой дня «Патриотическое и физическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»
Сентябрь
2016 г.
Председатель Управляющего Совета,
администрация школы
2
Заседания педагогического совета школы по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий
1 раз в полугодие
2016-2020 гг.
Администрация
3
Привлечение родителей учащихся и работников соответствующих учреждений и организаций к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты, соревнования и др.)
Постоянно
2016-2020 гг.
Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
4
Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы
2016-2020 гг.
Руководители методических объединений, учителя-предметники
5
Проведение конкурса методических разработок на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети - будущее России», «Ветераны живут рядом», «Я - Гражданин России» и др.
2016-2020 гг.
Заместитель директора по воспитательной работе, кл. руководители
6
Обеспечение организованного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах
Огневая подготовка
Строевая подготовка
Тактическая подготовка
Физическая подготовка
Гражданская Оборона
Изучение Уставов
Ежегодно
зам. по безопасности
7.
Предоставление отчетов по призывникам
Ежегодно
зам. по безопасности
8.
Участие в смотрах-конкурсах на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы с учащимися
2016–2020 гг.
Учителя физкультуры, ОБЖ
9.
Организация работы «Дружины Юных пожарных»
2016–2020 гг.
Ежегодно
Учитель ОБЖ,пед.организатор
10.
Подготовка и проведение тактических учений по эвакуации учащихся и работников школы из здания школы
2016-2020гг.
2 раза в год
Администрация школы, зам. по безопасности
11.
Организация работы « Юных Инспекторов Движения»-ЮИД
2016–2020 гг.
Учитель ОБЖ пед.организатор, сотрудники ГИБДД
12.
Организация и проведение мероприятий, посвященных Дням воинской славы
2016-2020 гг.
Учитель ОБЖ, классные руководители, пед. доп. обр.
13.
Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по патриотическим тематикам
2016–2020 гг.
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, рук.МО
14.
Подготовка и проведение воспитательных мероприятий и игр:
- Урок Мужества. Урок ГТО
- соревнования среди допризывников «К защите Родины готовы!»;
- военно-патриотическая игра на местности игра «Зарница»;
- конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;
- смотр строя и песни;
- соревнования по военно-прикладным видам спорта;
- праздник, посвященный Дню защитника Отечества;
- День Защиты Детей.
Ежегодно
Учителя ОБЖ, физкультуры, классные руководители, пед.организатор
15.
Подготовка и участие в городских соревнованиях
2016–2020 гг.
ежегодно
зам. по ВР, учителя ОБЖ и физ-ры
16.
Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным историческим датам
2016–2020 гг.
Учителя физкультуры и ОБЖ, пед.организатор
17.
Проведение конкурса военно-патриотической инсценированной песни
2016–2020 гг.
Педагог-организатор, кл.руководители
18.
Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества и юбилейным историческим датам, конкурсов чтецов «Я люблю тебя, Россия»
2016–2020 гг.
Зам.директора по восп.
работе, музык.руководитель, пед.доп.образования, МО учителей литературы
19.
Проведение конкурсов рисунков на темы:
«Сердцу милая родина».
«Мой дом и двор»;
«Моя семья»
2016–2020 гг.
Учитель изобразительного
искусства, пед.орг.
20.
Организация показа и обсуждения научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы
2016–2020 гг.
Учитель ОБЖ, классные руководители
21
Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами локальных войн - Чечня, Афганистан
2016–2020 гг.
Классные руководители, учитель ОБЖ, пед.орг.
22.
Проведение викторин, круглых столов «Мы этой памяти верны»
2016–2020 гг.
Зам. по восп.работе, учитель истории, кл.рук.
23.
Проведение читательских конференций по книгам о Великой Отечественной войне
2016–2020 гг.
Заведующий библиотекой
24.
Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы
2016–2020 гг.
Классные руководители
25.
Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации
2016–2020 гг.
Заместитель директора по воспитательной работе
26.
Обмен опытом работы с образовательными учреждениями города, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников, а также военно-патриотическими клубами
2016–2020 гг.
Директор школы, заместители директора по учебной и воспитательной работе
План
военно-патриотических и спортивных мероприятий
МБОУ «СОШ №5» на 2016-2020 учебный год.
№
п/п
Мероприятия
Сроки проведения
Классы
Ответственные
3.
Предоставление отчетов по призывникам
В течение года
8-11
зам. по безопасности
4.
Подготовка и проведение тактических учений по эвакуации учащихся и работников школы из здания школы
сентябрь
1-11
зам. по безопасности, кл.руковод.
5.
Внутришкольный л/а кросс
сентябрь
5-11
Учителя физической культуры. Кл.руковод.
6.
Городской легкоатлетический кросс в зачет спартакиады школьников
сентябрь
5-11
Учителя физической культуры
7.
Определение уровня физической подготовленности школьников
В течение года
1-11
учителя физической культуры,
8.
Внутришкольные соревнования по настольному теннису
октябрь
8-11
Учителя физической культуры
9.
Городской турнир по настольному в зачет спартакиады школьников
октябрь
8-11
Учителя физической культуры
10.
Товарищеские соревнования по волейболу
октябрь
Учителя физической культуры
11.
День призывника
Октябрь
9-11
зам. по безопасности, кл.руковод.
12.
Конкурс рефератов по основам медицинских знаний
Ноябрь
11
Учитель ОБЖ
13.
«Веселые старты»
В течение года
1-4, 5-6
7-8
зам. по ВР, учителя физической культуры Уч.нач.классов
14.
Первенство школы по пионерболу
В течение года
1-4, 5-6
7-8
Учителя физической культуры
15.
Организация мед.обследования юношей первоначальная постановка на воинский учёт
январь
9-11
зам. по безопасности
Кл.руков.
16.
Подготовка и проведение оборонно-спортивного месячника, посвященного «Дню Защитника Отечества»
(согласно плану)
Январь-
февраль
2-11
зам. по безопасности, учителя физической культуры. Пед.организ.
Кл.руков.
Уч.нач.классов
17.
Подготовка и проведение внутришкольного конкурса «Безопасное колесо»
март
4-6
зам. по безопасности, учителя физической культуры
Пед.орг.
Кл.руков.
18.
Лыжные гонки «Быстрая лыжня»
Март
5-11
учителя физической культуры
Пед.орг.
Кл.руков.
19.
Городские соревнования по лыжным гонкам
Март
Сб.уча-щихся школы
учителя физической культуры
20.
Конкурс «Смотра строя и песни»,
посвящённый Дню Победы
Май
9-е классы
зам. по ВР
учитель ОБЖ
21.
Конкурс военно-патриотической инсценированной песни, посвящённой Дню Победы
Май
1-4, 5-7
зам. по ВР Муз.руков,
кл.рук.
Пед.орг.
22.
Организация и проведение митинга, посвященного Дню Победы
9 мая
7-11 кл.
зам. по ВР
Муз.руков,
кл.рук.
Пед.орг.
23.
Городской легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы
Май
Сб.
учащихся школы
учителя физической культуры
24.
«Президентские состязания»
май
1-11
учителя физической культуры Уч.нач.классов
II. Классные часы
1.
«Битва под Москвой»
5-11
Кл.руковод.
2.
«Сталинградская битва»
5-11
Кл.руковод.
3.
«День Защитника Отечества»
5-11
Кл.руковод.
4.
«Блокада Ленинграда»
5-11
Кл.руковод.
5.
«Курская битва»
5-11
Кл.руковод.
6.
«Взятие Берлина»
5-11
Кл.руковод.
7.
Уроки Мужества
1-11
Кл.Руковод.
III. Встречи
1.
С воинами-интернацианалистами, участниками военных действий.
ОО «Боевое братство»
В течение учебного года
1-11
зам. по ВР Кл.руковод, пед.орган.
2.
С ветеранами ВОВ и представителями Совета ветеранов города
В течение учебного года
1-11
зам. по ВР Кл.руковод., пед.орган.
3.
С представителями ОО Союз «Чернобыль».
В течение учебного года
1-11
зам. по ВР
Кл.руковод.
пед.орган.
IV. Учебно-материальная база
1.
Изготовление и обновление стендов
«Лучшие спортсмены школы»
«Гражданская оборона школы»
«Противопожарная безопасность»
«Уголок по безопасности»
«Первая медицинская помощь»
В течение учебного года
зам. по ВР, зам. по безопасности,
Препод.техн.труда.
Пед.организ.
Шефы.
Рисунок 1E:\фото-отчет по неделе Авинова СШ №6\4. СШ №6.JPGЗаголовок 215