Разработка урока по биологии на тему: Условия существования жизни на планете Земля
Тема урока: «Условия существования жизни на планете Земля»
Цели урока: углубить и расширить знания учащихся о Земле.
Задачи:
-обучающая: сформировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни; о роли земных оболочек;
-развивающая: развивать умение анализировать, устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, делать выводы;
развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся;
-воспитательная: формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к родному краю.
Методы:
Словесный
Наглядный
Практический
Проблемно–поисковый
Оборудование: учебник, глобус, атлас, презентация проекта, раздаточный материал для макета солнечной системы, раздаточный материал.
Межпредметные связи: география, астрономия, русская литература.
Термины: озоновый экран, магнитный « щит», полярое сияние
Тип урока. Урок – игра «лабиринт». Комбинированный с элементами проектной деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент (проверка готовности к уроку).
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель: Сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие по «лабиринту знаний». Все команды (6 команд) заняли свои места в землеходах и готовы к изучению нашей планеты Земля. Итак, в путь.
Станция1. «Домашнее задание»
Задание №1: подписать схему Солнечной системы (работа в пяти группах);
Собрать у доски макет Солнечной системы из раздаточного материала (шестая группа);
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь – НЕПТУН.
Подводим итог, кто правильно справился с работой.
Тесты по теме: «Земля – планета Солнечной системы».
1. Земля – это
А) третья планета от Солнца
Б) первая планета от Солнца
В) пятая планета от Солнца
Г) четвертая планета от Солнца
2. Какая планета относится к земной группе?
А) Юпитер
Б) Уран
В) Венера
Г) Сатурн
3. Какое растояние от земли до Солнца
А. 250 мил. км
Б. 150 мил.км
В. 150 тыс. км
Г. 250 тыс.км
4.Сколько лет назад образовалась Земля?
А. 450 мил.лет назад
Б. 4,5 мил лет назад
В. 5 мил. лет назад
Г. 4.5 млрд. лет назад
5. Почему происходит смена дня и ночи?
А) благодаря вращению Земли вокруг Солнца;
Б) благодаря вращению Земли вокруг своей оси;
В) благодаря форме Земли;
Г) благодаря её оболочкам.
В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси?
А)в направлении с запада на восток;
Б) в направлении с востока на запад;
В) в направлении с севера на юг;
Г) в направлении с юга на север.
Учитель: Обменяйтесь своими работами и проверьте друг друга .
Проверьте правильность ответов (1 – А; 2 – В; 3 – Б; 4 – Д; 5 – Б; 6 - А)
Подведение итогов.
III.Сообщение темы и цели урока.
Ожидаемые результаты:
знать особенности положения и движения Земли в Солнечной системе, которые делают возможным существование на ней жизни;
иметь представление об атмосфере и азоновом слое;
знать роль воды и почвы для жизни организмов;
оценивать работу свою и одноклассников;
давать определения ключевым понятиям.
IV. Мотивация учебной деятельности.
Поговорим сегодня о нашей неповторимой планете. Земля – это маленькая планета в безграничном пространстве Вселенной. Конечно, для нас она является самой важной, поскольку мы здесь живем. Поэтому из всех планет Солнечной системы мы больше всего знаем о Земле и одновременно именно она вызывает наибольший интерес. Возникают бесконечные вопросы и ответы. И чтобы лучше узнать нашу планету, мы посвятим ей наш урок.
Со дня нашего рождения мы становимся космическими путешественниками. Гигантский космический корабль – наша планета Земля – совершает стремительный полет в мировом пространстве, со скоростью 30 км/ с. Сегодня совершая космическое путешествие, мы еще на один шаг приблизимся к познанию мира Вселенной, частью которого является наша планета. Цель нашего путешествия– узнать, в чем заключается уникальность Земли; познакомиться с экологическими проблемами, вызванными деятельностью человека.
V . Изучение нового материала. Станция 2 «Научно-исследовательская».
Учитель . Какие же особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни? Резюме запишите в тетрадях.
По ходу ответов детей на экране появляются выводы.
Положение и движение Земли в Солнечной системе:
В начале второго тысячелетия люди вообще-то знали, что Земля круглая, но мало кто видел ее дальше своей родной деревни. В начале Земля считалась центром всего мироздания, но потом стала просто одной из планет в составе Солнечной Системы. Сейчас люди знают как Земля выглядит из Космоса.
Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите на расстоянии около 150 млн.км со средней скоростью 29,765 км/сек. Земля - это третья планета Солнечной системы. Имеет форму, близкую к шарообразной. Радиус шара, равновеликого Земле, - 6371 км. Земля обращается вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси. Наука говорит о том, что планета Земля образовалась 4.5 млрд. лет назад, а вскоре после своего образования она своим гравитационным полем притянула к себе единственный на сегодня спутник – Луну.
Двигаясь по орбите, Земля совершает полный оборот за 365,2564 средних солнечных суток (один звёздный год).
Резюме:
-расстояние от Солнца – 150 млн. км;
-период обращения вокруг своей оси – 24 часа.
Роль Солнца в существовании жизни на Земле.
Солнце - это небесное тело, расположенное в центре Солнечной сис темы. Это самая близкая к Земле звезда Галактики. Оно имеет шарообразную форму и состоит из раскалённых газов. Диаметр Солнца составляет 1 392 000 км, что в 109 раз больше диаметра Земли. На поверхности Солнца температура около 6000°С, а в центральной его части достигает 15 000 000°С.
Масса Солнца в 333 тыс. раз больше массы Земли, а объём - в 1 млн.304 тыс. раз. Отсюда следует, что плотность Солнца меньше плотности Земли. В основном Солнце состоит из тех же химических элементов, что и Земля, но водорода на нашей планете меньше, чем на Солнце. Энергия, излучаемая Солнцем, огромна. На Землю попадает только ничтожная её доля, но она в десятки тысяч раз больше, чем могли бы выработать все электростанции мира. Почти всю эту энергию излучает фотосфера.
Солнце играет очень большую роль в жизни нашей планеты - оно источник света и тепла на Земле.
Солнце освещает и согревает нашу планету, без этого не была бы возможна
жизнь на ней не только человека, но даже микроорганизмов. Солнце – главный
(хотя и не единственный) двигатель происходящих на Земле процессов. Но не
только тепло и свет получает Земля от Солнца.
Значение атмосферы для жизни на Земле:- защищает от метеоритов и опасного космического излучения;
- сохраняет тепло в ночные часы;
- обеспечивает живые организмы необходимым для дыхания кислородом;
- поставляет углекислый газ для питания растений;
- через атмосферу совершается круговорот воды.
Введение понятия «озоновый экран». Опережающее сообщение учащегося.
В атмосфере Земли на высоте 20-25 км расположен озоновый слой. Эта воздушная оболочка состоит из химической разновидности кислорода — озона. Она надежно защищает все живое на нашей планете от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не озоновый экран Земли, человеку было бы опасно находиться под солнечными лучами, так как ультрафиолет вызывает у людей опасные заболевания.
Значение гидросферы для жизни на Земле:
Только Земля обладает огромными запасами воды. А ведь это удивительное вещество. Оно входит в состав всех живых орга¬низмов, выполняя самую разнообразную работу. Например, входя в состав крови человека и животных, сока растений, вода обеспечивает перемещение различных веществ по организму.
- входит в состав всех живых организмов;
- является средой обитания;
- обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ.
Значение почвы для жизни на Земле:
Только наша планета имеет почву, этот верхний плодородный слой земли. Почва содержит вещества, необходимые для роста и развития растений. Зеленые растения соединяют питательные вещества и воду из почвы с углекислым газом из воздуха и при участии солнечного света образуют вещества, необходимые для их жизни.
Все эти особенности нашей планеты и делают возможным существование на ней самых разнообразных организмов, в том числе человека.
- содержит вещества, необходимые для роста и развития растений;
- является средой обитания;
- наличие почвы.
Станция 3. «Передышка». Физкультминутка.
Станция 4. «Познавательная».
Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом:
Работа с учебником (стр.125) «Волшебная кладовая».
Ответить на вопросы:
Какие химические элементы необходимы для роста и развития растений?
Откуда растения получают эти химические элементы?
В каком виде они поступают в растения?
Каким образом почва обогащается?
Следующая станция 5 в лабиринте - «сказочная».
Учитель. Я предлагаю отправиться в виртуальное сказочное путешествие.
Интерактивная сказка «Приключения Росинки».
Однажды ранним утром на листочке одуванчика появилась капелька воды – Росинка. Она так обрадовалась своему рождению, ее окружал огромный мир, и Росинке захотелось немедленно с ним познакомиться.
Взошло солнышко. От теплых золотых лучей солнца Росинка почувствовала себя легкой-легкой, оторвалась от листочка и поднялась в воздух. Легкий ветерок перенес ее с луга к большому городу. И тут Росинка заметила, что Солнце светит не так ярко, а из многочисленных промышленных труб вырываются клубы густого едкого дыма. Росинка даже стала чихать. Чтобы спастись от дыма, она поднялась повыше, но оказалось, что там, на большой высоте, от Солнца приходит не только свет и тепло. От вредных выбросов озоновый слой так истончился, что образовалась озоновая дыра и через нее проникает губительное для всего живого ультрафиолетовое излучение. Оно так сильно обожгло Росинку, что той пришлось искать спасения в ближайшей реке.
Река Росинку тоже неприятно удивила. В ней не оказалось рыб, зато плавали бутылки, переливались мазутные пятна, и было еще много всякой гадости. От ужаса Росинка выпрыгнула снова в воздух атмосферы. Еле успела отдышаться, как пошел ливень, и вместе с дождевыми каплями Росинка оказалась на поверхности почвы. Ливневые потоки легко размыли вытоптанную стадами коров почву, и грязный поток понес Росинку вниз по склону оврага. Изо всех сил она старалась выбраться, но ей никак не удавалось, пока на пути не попался корешок кустарника. Как насос всосал корешок Росинку внутрь, потом она стала подниматься вверх по стеблю, пока не попала в клетку листа. Здесь, наконец, она почувствовала себя спокойно и уютно и немедленно принялась за работу по созданию органических веществ. (сказка сопровождается слайдами)
Учитель. В чем мораль этой сказки?
-Чтобы Земля не потеряла способности поддерживать жизнь, необходимо сохранить все свойства земных оболочек, бережно относиться к природе. Мне хочется привести слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот почему, вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом»
-Как вы можете поучаствовать в охране Мирового океана от загрязнения, ведь до ближайшего моря более 1000 километров? (охраняя реки, так как они впадают в океан)
VI. Закрепление, обобщение и систематизация знаний.
Станция 6 «Проверь свои знания»
Вопросы. Продолжите ответ.
1.Благопрятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:
2.Озоновый слой предохраняет планету от :
3. Огромными запасами воды обладают :
4.Средами обитания являются:
5.Почва обеспечивает растения:
6. Магнитный «щит» предохраняет планету:
Ответы.
1.наличию атмосферы.
2. живые организмы от губительного излучения.
3.все планеты Солнечной системы.
4.углекислым газом, необходимым для питания.
5.почва.
6.отклоняет к полюсам Земли вредную часть губительных лучей.
7.светом.
8. необходимыми для развития минеральными веществами.
9.вода
10. защищает все живое на планете.
11.планету от потери тепла.
12. наличию воды.
13.только Земля.
14. наличию почвы.
15.Земля и Меркурий.
16.воздух.
17. планету от падения метеоритов.
Ответы:
– 1,12,14;
-2,11,17;
– 3,13,15;
– 5,9,16;
– 4, 8, 17.
– 6, 10, 17.
2.Блиц-опрос «Да-нет»
VII. Рефлексия
(самоанализ знаний, действий на уроке).
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…
Я выполнял задание… Я понял, что… Теперь я могу…
Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился…
VIII.Станция «Домашнее задание»:
Параграф 23. Составить памятки: 1,2 группа - «Берегите воду!», 3,4 группа - «Берегите воздух!», 5,6 группа - «Берегите растения!», по желанию - составить сказку по теме.
Объявляются отметки за урок.
Урок закончен. Спасибо !