Рабочая программа Историко-краеведческого МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»
города Рыльска Курской области.
Рабочая программа
Историко-краеведческого
МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ
Составитель: Самолетова Наталия Грирогьевна учитель истории и обществознания
Рецензия
на программу занятий по дополнительному образованию
клуба «Поиск» для обучающихся 1-11 классов МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. И. Шелехова»
Самолётовой Наталии Григорьевны
Программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения.
В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода.
Цель программы: краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края.
Задачи программы:
1. Интегрировать основное и дополнительное образование детей
2. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
3. Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них.
4. Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы.
5. Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся.
Программа призвана расширять знания по истории родного края, обучать навыкам работы с разнообразными краеведческими источниками, привлечь учащихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры и памятных мест.
Содержание программы соответствует нормативным документам:
- положение о школьном музее
- паспорта программы
- пояснительной записки
- содержание программы
- учебно – тематического плана
-краткой характеристики предметов основного фонда
- перечня литературных источников.
Программа и тематический план предполагают проведение теоретических и практических занятий в течение учебного года.
Программа рассчитана на проведение занятий с 1-11 классами. Учебной базой для проведения занятий клуба является школьный музей.
Рецензент _____________
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ БОЕВОЙ СЛАВЫ
1. Общие положения.
1.1. Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников культуры, истории и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. В основе поисковой и собирательской деятельности лежит краеведческий принцип.
1.2. Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и пропаганды материалов источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно познавательную ценность.
1.3. По своему профилю школьный музей боевой славы.
1.4. Школьный музей боевой славы создан на базе МБОУ « РСОШ №1» в 1967 году.
1.5. Подлинные, уникальные памятники истории, культуры хранятся в фондах школьного музея, подлежат учёту и сохранности в установленном порядке.
2. Цели и задачи.
2.1. Школьный музей способствует
- расширению образовательного кругозора учащихся;
- воспитанию у учащихся патриотизма, гражданственности, и истории бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа;
- развитию общественно-практической активности учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы;
- приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию г. Рыльска, Курской области через практическое участие в сборе и хранении документов;
- изучении памятников города, области;
- совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе.
2.2. Задачами школьного музея являются:
-изучить историю возникновения и развития средней школы№1.
- исследовать школьные традиции прошлого.
-провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.
- помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
- воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
- вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свой город.
-на базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.
-приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
3. Содержание и формы работы.
3.1. Школьный музей боевой славы принимает участие в плановых переаттестациях, выставках, смотрах, конкурсах, включается в программы культурно-патриотического и молодёжного движения, участвует в городских краеведческих чтениях, музееведческих конференциях, олимпиадах, предоставляя результаты и работы юных исследователей по тематике музея.
Совет музея:
- организует работу школьного музея в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной и воспитательной работой, проводимой в школе;
- пополняет фонды музея путём организации походов и экспедиций школьников;
- налаживает переписку и личные контакты с различными организациями и лицами, устанавливает связь с другими школьными, государственными музеями;
- проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
- изучает собранный материал и обеспечивает его учёт и хранение;
- осуществляет создание экспозиций и выставок;
- проводит экскурсии для учащихся, родителей, общественности микрорайона школы;
- оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе;
- работает в тесном контакте с городским детско-юношеским центром, посещает семинары актива школьных музеев один раз в месяц.
3.4. Актив школьного музея из своего числа избирает:
- совет школьного музея, который осуществляет руководство работой музея, разрабатывает планы деятельности (состав: председатель, главный хранитель, секретарь, ответственные за секции);
- руководителей секций: фондовую, экскурсионную, экспозиционную, лекторскую, которые работают в музее посвоим направления.
4. Организация деятельности школьного музея.
4.1. Школьный музей создаётся приказом об открытии музея, который подписывается директором школы и утверждается городским отделом управления образования по согласованию с городским отделом культуры.
4.2. Создание школьного музея является результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательской работы педагогов и школьников по теме, связанной с историей и культурой родного края и при наличии:
- собранных и зарегистрированных в инвентарной книге подлинных памятников истории и культуры, на основе которых может быть создана экспозиция;
- совета музея и актива, способных вести работу музея на общественных началах;
- помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных экспонатов для создания экспозиции;
Экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям.
4.3. Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся памятников истории, культуры.
4.4. Каждые пять лет проходит переаттестация школьного музея, которую проводит городская музейная комиссия, созданная при управлении образования.
5. Руководство работой музея.
5.1.Полную ответственность за сохранность школьного музея несёт директор МБОУ «РСОШ № 1им. Г. И. Шелехова»;
5.2. Работа школьного музея организуется на основе самоуправления. Актив музея общим собранием избирает совет музея. Руководство работой музея осуществляет педагог образовательного учреждения.
Администрация школы, где находится школьный музей, осуществляет хозяйственное содержание помещения музея (отопление, освещение, уборка, охрана, ремонт), а также приобретение необходимого оборудования.
6. Учёт и обеспечение сохранности фонда.
6.1. Весь собранный материал составляет фонды музея и учитывается в инвентарной книге установленного образца.
6.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники истории и культуры) и вспомогательные (схемы, диаграммы, копии, муляжи и др.)
6.3. Ордена и медали не могутвходить в фонд школьного музея и должны быть переданы в государственный музей.
6.3. Хранение взрывоопасных и огнестрельных предметов в школьном музее категорически запрещено.
7. Порядок закрытия музея.
Вопрос о прекращении деятельности школьного музея и его закрытии решается советом школы или педагогическим советом
Для передачи фондов школьного музея в шествующий городской музей создаётся специальная музейная комиссия. Передача производится по актам приёма-передачи.
Паспорт программы
 Наименование Образовательной программы Программа клуба «Поиск»
Назначение программы Программа предназначена для изучения истории г. Рыльска и Рыльского района, для формирования навыка проектной и исследовательской деятельн6ости обучающихся.
Сроки реализации программы В течение года
Разработчик программы Учитель истории и обществознания Самолетова Наталия Григорьевна
Цели программы краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края.
Задачи программы 1. Интегрировать основное и дополнительное образование детей
2. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
3. Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них.
4. Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы.
5. Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся.
Прогнозируемый результат реализации программы Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Возможности внесения коррективов в программу Изменения в содержание программы вносятся в случае корректировки тематического планирования курса с учетом изменения содержания кодификатора контрольно-измерительных материалов, потребностей обучающихся.
• изменение социального и государственного заказа

Пояснительная записка
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.
Школьный краеведческий клуб обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и развивает подлинные исторические знания учащихся. Важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Программа клуба «Поиск» направлена на изучение истории своей Малой Родины, ее местных событий, явлений в трех временных измерениях: прошлого – настоящего - будущего.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории и культуре своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Изучая жизнью выдающихся земляков, ученики приходят к пониманию, что история России – это история людей. И что они, ученики, являются творцами этой истории. В этой форме работы заложен большой воспитательный потенциал формирования гражданской активности и высоких патриотических чувств у обучающихся.
Краеведческая работа дает ученикам моральное удовлетворение, способствует быстрому росту чувства человеческого достоинства, внушает веру в творческие силы духа.
Материал актуален и современен, позволяет уяснить учащимся важные нормы человеческой жизни, понять, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений.
Программа «Поиск» предназначена для учащихся 1 - 11 классов, как внеклассное занятие.
Программа основана на достигнутых результатах в деятельности клуба. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе кружка. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края и гимназии.
Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы.
Цель программы: краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края.
Задачи программы:
1. Интегрировать основное и дополнительное образование детей
2. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
3. Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них.
4. Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы.
5. Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся.
Направления программы:
Программа реализуется по следующим направлениям:
• поисково-исследовательская деятельность;
• учет и хранение фондов;
• экспозиционная деятельность;
• просветительская деятельность.
поисково-исследовательская деятельность
Отличительные особенности программы
Программа призвана расширять знания по истории родного края, обучать навыкам работы с разнообразными краеведческими источниками, привлечь учащихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры и памятных мест.
Программа проектируется с учетом социокультурного потенциала города Рыльска, ориентирована на развитие творческих способностей обучающихся в исследовательской, экскурсионной деятельности, на привлечение детей к участию в общественно-полезных, социально-значимых делах.
Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний обучающихся, формирования у детей научных интересов и профессиональных склонностей.
Программа исходит из положения о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности. Любой член коллектива школьного музея должен знать в общих чертах историю и теорию музейного дела, уметь проводить экскурсии. Большое внимание уделено организации и проведению краеведческих мероприятий школьного и районного масштаба.
Возраст детей и срок реализации программы
Программа и тематический план предполагают проведение теоретических и практических занятий в течение учебного года.
Программа рассчитана на проведение занятий с 1-11 классах.
Учебной базой для проведения занятий клуба является школьный музей.
Варианты участия детей в программе
Ознакомление детей с экспонатами музея;
Организация и проведение экскурсии;
Реализация социальных инициатив, проектов;
Организация и проведение краеведческих мероприятий.
Перечень обязанностей руководителя школьного музея
Планирует работу школьного музея и актива музея.
Организует работу по поиску и сбору материалов по теме музея.
Ведет документацию школьного музея.
Обеспечивает сохранность экспонатов школьного музея.
Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы музея путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов.
Курирует работу Совета музея.
Готовит отчетную документацию о деятельности музея.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В конце занятий обучающиеся должны знать названия, использование предметов, представленных в экспозиции, также должны иметь представление об оформлении документации музея. В конце года учащиеся должны уметь составлять план экскурсии.
Формы подведения итогов по реализации программы.
Организация экскурсий разной тематики.
Встреча с ветеранами войны и труда.
Организация и оформление тематических выставок (экспозиций).
Организация конкурсов, мероприятий.
Участие в районных и областных конкурсах и акциях.
Содержание программы
IСистематизация и обновление фондов музея
Теория. Задачи систематизации фондов музея. Распределение экспонатов по хронологической лестнице. Основной и научно-вспомогательный фонд.
Практика. Разбор коллекции материала по темам. Ремонт и обновление старого фонда: книг – раскладушек, стендов.
IIИстория музейного дела
Теория. Ведущие музеи страны. Музейное дело-основа, принципы, ценности.
Практика. Проведение викторины по музеям нашей страны.
IVСущность и специфические особенности школьного музея
Теория. Школьный музей как центр обучения и воспитания в школе. Школьный музей и другие формы внеклассной работы. Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотипность и мобильность в экспозиции. Музей и возможные направления деятельности.
Практика. Знакомство с организацией и содержанием основных направлений деятельности школьного музея, посещение соседних школьных музеев.
V Фонды музея. Организация работы с фондами.
Теория. Музейный предмет, как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Изучение фондов, как основа всех направлений музейной деятельности. Организация фондовой работы в школьном музее.
Практика. Изучение нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учета и хранения музейных предметов. Работа с книгами поступления основного и научно-вспомогательного фонда.
VIУчет и хранение фондов.
Теория. Задачи учетно-хранительной работы. Шифровка, учет и выдача предметов. Организация хранения. Научное определение и описание предметов. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах. Учетная картотека в работе с экспонатами.
Практика. Заполнение учетных карточек. Сохранность предметов в экспозиции уход и обработка экспонатов.
VIIЭкспозиционная работа.
Теория. Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана. Постоянная экспозиционная и временная выставка. Выставка – передвижка и ее особенности. Временная, тематическая экспозиция.
Практика. Анализ содержания, приемов построения и оформление экспозиции школьного музея по отдельным разделам. Создание временной экспозиции.
IIXКультурно – массовая и воспитательная работа на базе школьного музея.
Теория. Основные требования: высокий идейно-теоретический уровень, комплексный подход и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников мероприятий, опора на экспозицию, материалы и актив музея. Основные формы проведения: экскурсии, лекции, беседы, встречи, конференции, викторины и конкурсы. Организация мероприятий различной направленности.
Практика. Знакомство с постановкой массовой работы школьного музея, участие в проведении нескольких массовых мероприятий; самостоятельная подготовка и проведение массового мероприятия с использованием созданной выставки.
1. Информационно-поисковая работа по теме мероприятий.
Теория. Основы поисковой работы по темам. Выделение цели и основных задач.
Практика. Применение и отбор литературы, необходимых сведений и фактов по теме мероприятий.
2. Систематизация собранного материала по теме мероприятия.
Теория. Определение цели и задач по теме. Понятие систематизации материала. Предоставление информации в различных формах.
Практика. Анализ содержания собранной информации. Разбор информации по блокам. Работа по группам.
3. Подготовка и проведение мероприятия.
Теория. Оформление зала. Составление сценария мероприятия. Проверка готовности групп детей, ответственных за определенный раздел информации. Подготовка композиции по тематике мероприятия. Распределение обязанностей по группам.
Практика. Оформление и отбор собранного материала, применение его в сценарии мероприятия. Подготовка зала. Проведение мероприятия.
IX Подготовка музейной экскурсии.
Основные принципы подготовки и проведения экскурсии в школьном музее.
Теория. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительской работы. Объекты экскурсии. Типы и виды экскурсии. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции. Учет образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов. Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Практика. Прослушивание тем экскурсий разных типов. Изучение тематики экскурсий в школьном музее; прослушивание экскурсий по разным темам; составление своего варианта тематики экскурсий.
Тема и цель экскурсии.
Теория. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели.
Практика. Распределение нескольких тем между кружковцами и прослушивание тем этих экскурсий в музее. Составление примерного плана каждой экскурсии.
Отбор экспонатов и составление маршрута для экскурсии.
Теория. Выделение подтем и отдельных вопросов темы, их логическая и хронологическая последовательность взаимосвязь. Отбор соответствующих экспонатов. Создание и оформление маршрута экскурсии.
Практика. Окончательная формулировка и запись темы и цели каждой экскурсии; составление тематического плана экскурсии с учетом тем плана соответствующего раздела экспозиции.
Отработка и сдача экскурсии.
Теория. Работа на экскурсии по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий. Запись экскурсий. План или индивидуальный текст экскурсии.
Практика. Индивидуальная и коллективная обработка маршрута, ее содержания, составление текстов экскурсий; прослушивание и обсуждение всех подготовленных экскурсий.
XПодготовка и проведение экскурсии по намеченному маршруту.
Теория. История города, как предмет экскурсионного изучения. Объекты экскурсии. Особенности проведения экскурсии в пределах населенного пункта.
Практика. Прослушивание экскурсий с обсуждением и разбором. Подготовка и проведение экскурсий по городу.
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
Занятия по данной программе проводятся в форме лекций, бесед, экскурсии, круглых столов, походов, мероприятий, игр, конференций.
Данный проект имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности обучающихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект будет выполняться Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 имени Г.И.Шелехова»
Проект необходим для нашего общества в целом. Школьный музей истории родного края рассчитан на детей.  Дети -  будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.
Тематический план клуба «Поиск»
№ Наименование темы Сроки исполнения
I. Организация воспитательного процесса
1 Знакомство с новым составом, общим видом музея. С 2016 г.
Выборы председателя, оформителей, экскурсоводов. ежегодно
Составление и утверждение календарного плана работы музея. ежегодно
Знакомство с материалами для экскурсий. в течение года
II. Работа с фондами школьного музея.
2 Систематизация музейных предметов по разделам и темам. в течение года
Ведение инвентарной книги Создание архива музея в электронном варианте III.Поисковая работа.
3 Работа в районном краеведческом музее. в течение года
Работа в районной библиотеке. Поиск бывших учителей, выпускников школы. Встреча с ветеранами Вов, их родственниками, запись воспоминаний о войне. Сбор материала о подвиге лейтенантаКлыкова. Встреча с воинами афганцами Сбор (продолжение) материала о воинах – интернационалистах. IV.Просветительская работа.
Проведение экскурсий и бесед по темам:
4 Выпускники школы огненного 41го года
22 июня 1941 г. война, выпускной вечер. 2016 – 2017г.
Война. Призыв в армию. Добровольцы. Выпускники школы огненного 41го года, погибшие. Выпускники школы огненного 41го года, оставшиеся в живых. Экскурсии 5 Герои Советского Союза – наши земляки
Подвиги советских людей 2016 – 2017г.
Сухих Н. А., Латышев П. А.. Воронцов И. М., Морозов М.М. Новожилов В.Ф., Крюков В.И. Сироткин А.П., Федотов Н.Ф., Фролов В.М.. Камаринцев Г.К., Плотников П.И., Матвейцев И.М.. Экскурсии Встреча с участниками ВОВ 6
Боевой путь 121стрелковой дивизии
Краткое историческое создание дивизии, её начальный путь. 2016 – 2017г.
Политсостав дивизии в начале войны и конце. Герои Советского Союза - воины 121 стрелковой дивизии. 168 стрелковый полк, его состав, действия, герои. Боевой путь дивизии. 383 стрелковый полк, 297 артиллерийский полк. 297, 247, 705, 574 стрелковые полки Генерал – лейтенант Ладыгин И.И. – командир дивизии. В боях за Рыльск 121 и 112 дивизий Экскурсии 7 Партизанское движение
Маша Васильева – ученица, партизанка и ее подвиги. 2016 – 2017г.
Шура Зайцева. Общее партизанское движение в Рыльске. Экскурсия в краеведческий музей. Дооформить материал о Маше Васильевой и Шуре Зайцевой. 8 Герой России - Клыков В. П.
Клыков В. П. – школьник, студент, курсант училища. в течение года
Герой России - Клыков В. П. 9 Г. И. Шелехов – наш земляк
Г. И. Шелехов – юноша. 2016 – 2017г.
Путешествие Шелехова, строительство в Рыльске. Наследие Шелехова Г. И.. V.Акция «Сделай добро ветерану»
Шефская помощь ветеранам. в течение года
VI. Митинг, посвященный Победе
в Великой Отечественной войне
Участие в митинге. май
VII. Памятники истории и культуры
Экскурсия по памятным местам. 2016– 2017г.
Итоги года май
VIII.Методическая работа.
10 Создание методических рекомендаций:
Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала
Тематика классных часов по материалам школьного музея.
Выступлениена районной конференции в краеведческом музее.
74-й годовщине Победы в Курской битве посвящается
№ п/п Мероприятия Сроки выполнения
1 Организация встречи с ветеранами, посвященной "Дню знаний" сентябрь
2 Возобновление переписки с ветеранами-солдатами 121 стрелковой дивизии В течение года
3 Сбор учащимися материалов о родных и близких – ветеранах ВОВ В течение года
4 Уроки Мужества. Встречи с ветеранами, посвященные Дням Воинской Славы:
-Был сорок первый год;
   - Битва под Москвой;
   - День защитника Отечества;
   - День Победы декабрь
февраль
май
5 Музыкальная композиция «Песни в солдатских шинелях» апрель
6 Конкурс сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто» апрель-май
7 Праздничный концерт, посвященный Дню Победы для ветеранов, организованный силами учащихся школы май
8 Пополнение видеотеки музея новыми материалами, создание фильма о ветеранах и оформление фотоальбома в течение года
9 Акция "Сделай посильное добро ветерану войны" в течение года (итоги - май)
10 Страничка памяти. «Адамова Нина Георгиевна. Жизнь. Судьба. Творчество» в течение года
11 Создание экскурсионного материала «По следам былых сражений». Организация экскурсий в школьный историко-краеведческий музей. в течение года
Члены клуба «Поиск»
1. Абрамова Дарья 9.Гришаков Евгений
2.Ереметова Станислава 10.Егоров Данил
3. Ковалев Даниил 11.Кровцов Александр
4.Морозова Кристина 12.Назарук Владимир
5. Коренев Алексей 13.Солодун Алина
6.Тюленев Александр 14.Черкасов Алексей
7.Федяев Данил 15.Шабаев Илья
8.Шкодин Антон
Совет Председатель – Ереметова Станислава
Зам. Председателя – Морозова Кристина
Оформители
1.Федяев Данил 2.Абрамова Дарья 3.Черкасов Алексей
Экскурсоводы:1.Солодун Алина2.Ереметова Станислава
3.Ковалев Даниил 4.Коренев Алексей 5.Шабаев Илья
Разделы экспозиции
1.Боевой путь Рыльско – Киевской краснознаменной орденов Суворова, Кутузова 121 стрелковой дивизии.
2.Они пали смертью храбрых в боях за Рыльск.
3.Партизанское движение.
4.Выпускники огненного 41 года.
5.Наши земляки – Герои Советского Союза.
6.Герой России – Клыков В.П.
7.Они служили в горячих точках.
8.Г.И.Шелехов – наш земляк.Краткая характеристика предметов основного фонда
В основном – письма ветеранов, их фотографии, газетный материал, книги, альбомы, открытки, поисковые находки (каски, штыки, гильзы, патроны, одежда, медицинское оборудование)
Читая эти скупые, для непосвящённого человека ничего не значащие сведения, каждый раз останавливается сердце от волнения, чтобы застучать с новой силой. Горячая волна необъяснимого трепета, чувства искреннего восхищения, огромной благодарности поднимается из глубины души и комком застревает в горле.
Нет с нами рядом прекрасной женщины, матери для многих девчонок и мальчишек, талантливого учителя с педагогическим стажем в пятьдесят ярких, наполненных удивительной жизненной энергией лет. Это она, эта мудрая женщина, создала Музей Боевой Славы, руководила им 43 года, до последних минут жизни.
-15875146685
Музей Боевой Славы что родник с прозрачной водой, что частичка малой родины. Прикосновение к святому: Родине, истории, нашим предкам, предметам старины и боевого оружия – делает этих мальчишек и девчонок добрее, милосерднее к окружающему их МИРУ. Сеять в людях семена Добра – жизненное кредо Адамовой Н.Г.
-7048550800
-137160238760
-241935-297815 Если пройтись по Музею Боевой Славы, вглядеться в фотографии, прочитать документальные строки, мы наверняка услышим стоны раненых, расстрелянных, замученных; мы услышим канонаду орудий, выстрелы, радостные крики Победы, горестные – поражения. А ведь за каждым экспонатом стоит кропотливая, титаническая, творческая работа учителей, обучающихся МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная
школа №1 им.Г.И.Шелехова».
Ведь началась поисковая работа в далёком 1964 году с переписки с генералом 121-й Рыльско-Киевской стрелковой дивизии Ладыгиным И.И.
В настоящее время известны имена более ста бывших бойцов и командиров дивизии. Работа по пополнению материала продолжается и по настоящее время.
Более 300 писем, огромное количество фотографий, как одиночных, так и групповых, воспоминания ветеранов, личные вещи как военных лет, так и мирного времени, различного рода документы, подарки: патроны, каски, гильзы, найденные во время походов,- продолжают интересовать, удивлять количеством материала посетителей нашего историко – краеведческого музея.
Есть в музее очень дорогой для всех нас – учителей и школьников – альбом. В нём оставляют записи гости школы. Оставили слова благодарности и тёплые пожелания генерал Ладыгин И.И., Якубёнок И.Л., Долидзе В.Г. (на грузинском языке) и другие ветераны.
Читаю одну из записей: «Дорогие ребята! Вы собрали замечательный материал, который нельзя смотреть без волнения и гордости за наших старших братьев и отцов…». Давайте и мы заглянём вместе с этими замечательными ребятами в наш Музей Боевой Славы, который совсем недавно получил Свидетельство № 12801 музея образовательного учреждения (школьного музея).
-177800280670



Историко-краеведческий Музей Боевой Славы паспортизирован; продолжает поисковую работу. По просьбе рылян члены клуба «Поиск» обошли близлежащие улицы, чтобы собрать сведения о людях, снятых на этой фотографии.
-499110352425
-456565695325Встречи с ветеранами и воинами интернационалистами стали традицией.Проводятся экскурсии по собранному материалу.


Сегодняшние мальчики и девочки воспринимают Великую Отечественную войну, как мы войну 1812 года. Для них это что-то далёкое и порой не вызывающее никаких эмоций. Поэтому и нужно проводить такие Уроки Мужества, читать стихи о войне, встречаться с ветеранами, использовать материалы Музея Боевой Славы. Вот я вижу материал об Иване Базыльяне и Геннадии Карманове . А что вы о них знаете?»
Рассказ учащегося-экскурсовода:
- Иван Викторович Базыльян родился в 1982 году в Рыльске. Здесь он рос и учился в нашей школе, даже занимался поисковой работой. С уважением относился к старшим, всегда помогал людям, был отзывчив на чужую беду.
После окончания школы поступил в Рыльский агроколледж. По словам одноклассников, был самым лучшим другом, надёжным, честным. Он рвался в армию, хотел служить в морской пехоте. К службе готовился основательно.
Его стихией был спорт. Сначала служил в Пскове, затем в Московской области. Последнее место службы – город Каспийск.
Осенью родные ждали сына домой. Но ему не суждено было вернуться живым. 27 февраля 2003 года, выполняя спецзадание, группа разведывательного батальона морской пехоты приняла неравный бой в районе населённого пункта Ведено (Чечня), где и погиб старший матрос Иван Базыльян. Ему было только 20.
В 2004 году старший матрос разведывательного батальона морской пехоты Иван Викторович Базыльян был награждён орденом Мужества (посмертно).
Войны не кончаются с последним выстрелом. Ещё и сейчас на нашей земле, спустя 65 лет, есть не погребённые до сих пор останки погибших. В Курской области их поисками занимается клуб «Поиск», и это замечательно.
- Геннадий Анатольевич Карманов окончил Рыльскую школу №1 им. Г. И. Шелехова, Курский педагогический институт. Вернулся в родной город, в райком комсомола. С 1988 года – служба в областном КГБ. Подполковник Карманов был награжден тремя медалями. Как сам он любил повторять: «Есть одна награда, самая ценимая и любимая, – «За отвагу». Геннадия Карманова похоронили на Мемориале павших в годы Великой Отечественной войны, на аллее Славы. Там, где хоронят героев…
Военный вертолет «Ми-8» разбился вечером 10 марта на границе Урус-Мартановского и Заводского районов Грозного.
В числе погибших оказался Геннадий Карманов, подполковник УФСБ Курской области. В понедельник, 14 марта, в Доме офицеров прошла панихида. В течение двух часов нескончаемым потоком шли сослуживцы погибшего офицера, друзья, родственники, руководители города и области. Десятки венков, цветы… и тишина, прерываемая плачем.
Геннадию Анатольевичу было 43 года. У него остались жена и 17-летняя дочь. Последние полгода Карманов (единственный человек из Курска!) служил в Центре специального назначения ФСБ России, более известном как «Альфа». Четвертая командировка подполковника в Чечню стала последней. Из предыдущих поездок в «горячие точки» он всегда возвращался без единого ранения.
«У нас служат профессионалы, знающие и любящие свою работу, – сказал «ДДД» один из спецназовцев «Альфы». – Большая часть – офицеры. Наши ребята физически и психологически подготовлены. У Геннадия, помимо отличной подготовки, была молниеносная реакция. После событий в Беслане это самая большая наша потеря».

Самолётова Наталия Григорьевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «РСОШ №1 им. Г. И. Шелехова»
Образование – высшее
Педагогический стаж – 17 лет