Программа деятельности историко — краеведческого музея


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Казулинская средняя общеобразовательная школа"
Сафоновский район, Смоленской области
Программа деятельности школьного
историко-краеведческого музея
Учитель истории и
обществознания:
А.П. Зедаин2017 год.
Полное наименование музея. Дата основания.
Документ Свидетельство Свидетельство
№ 2399 2399
Присвоено звание «Школьный музей» «Школьный музей»
Наименование музея Мемориальный музей Историко-краеведческий музей
Школа Казулинская школа,
Сафоновского района, Смоленской области Казулинская школа
Сафоновского района, Смоленской области
Основание За большую поисково-исследовательскую,
Общественно –полезную работу, создание интересной экспозиции и успехи в коммунистическом воспитании учащихся. За большую поисково-исследовательскую,
Общественно –полезную работу, создание интересной экспозиции и успехи в коммунистическом воспитании учащихся.
Дата присвоения звания 10. 09. 1976 год. 04.03.2002 год.
Кем выдано свидетельство Областной центр смотра работы школьных музеев. Центр детско-юношеского туризма и краеведения.
Программа деятельности музея.

п/пТема деятельности Время исполнения Цель деятельности Примечания
1. Сбор и систематизация экспонатов В течение года Пополнить фонд музея 1-11 кл,
Актив музея, группа «Поиск».
2. Обработка полученных материалов В течение года Улучшить сохранения экспонатов Актив музея.
3. Уборка помещения Четверг
13 30 - 14 30 Устранить пыль, проветрить помещение Дежурные по музею.
4. Подготовка и планирование экскурсий В начале учебного года Привлечь обучающихся к изучению родного края. Составлять планы и проводить экскурсии. Актив музея.
5. Проведение тематических экскурсий В течение года Познакомить учащихся с историей родного края через разделы музея. Актив музея, (ответственные от класса)
А) «День освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков» 25 сентября Показать героический путь земляков в Великой Отечественной войне. 11 кл.
Выступление у памятника павшим воинам. Воспитывать патриотические чувства. Б) «Жизнь миллионы лет назад» Сентябрь Подтвердить теоретические знания учащихся о жизни миллионов лет назад коллекцией окаменелостей, собранной на территории села. 1-4 кл.
В) «День учителя» Октябрь Познакомить обучающихся с историей школы, Показать учебники и тетради военных лет и др. Воспитывать уважение к прошлому. 1-11 кл.
Г) «День единения. Православная культура нашего края» 4 ноября. Ноябрь Изучить православную жизнь родного края. Познакомить с исчезнувшими храмами Казулинского прихода. Воспитывать любовь и уважение к предкам, к своей малой родине. 5-11 кл.
Д) «Отчизны верные сыны». И.Д. Якушкин 14 декабря Раскрыть сущность декабрьского восстания. Изучить жизнь и деятельность декабриста И.Д. Якушкина. Воспитывать чувство гордости и патриотизма. 6-11 кл.
Е) «Обычаи и традиции родного края» Январь, март, апрель Познакомить обучающихся с традициями русского народа, воспитывать уважение к прошлому, сохранить культуру родного края. 1-11 кл.
Ж) «Наши славные земляки» Февраль Познакомить учащихся с ветеранами войны, героями труда, с интересными людьми. Воспитывать чувство гордости и уважения за земляков. 9-11 кл.
З) «Русские православные праздники Март – апрель Праздник Великого Дня Пасхи. Привить любовь и уважение к русским православным традициям. 1-11 кл.
И) «Экскурсии по святым местам» Май – июнь – июль – август Познакомить обучающихся со «святыми местами». Собирать воспоминания жителей. Сохранять культурные памятники прошлого. 8-11 кл.
К) «Экскурсии по памятным местам». Май – июнь – июль – август Совершить экскурсии вместе с обучающимися по местам боевой славы, по святым местам, по местам исчезнувших деревень. Воспитывать чувства любви и уважения к своей малой Родине. Развивать патриотические чувства. Собирать воспоминания жителей. 1-11 кл.
Л) «Экскурсии по местам боевой славы». Май – июнь – июль – август Воспитывать любовь к своей Малой Родине. Уважать память к павшим. Собирать воспоминания жителей. Приводить в порядок захоронения. 5-11 кл.
М) «История турок – месхетинцев». Ноябрь Познакомить обучающихся с историей турок – месхетинцев, проживающих на территории нашего села. Предотвращать проявления у обучающихся
чувства национальной розни. Воспитывать чувство сопереживания и уважения к братскому народу. 8-11 кл.
6. Встречи с жителями села. В течение года Записать как можно больше сведений о прошлом нашего края. Систематизировать собранный материал. Собранный материал использовать для творческих работ учащихся. 5-11 кл.
7. Выпуск тематических газет. В течение года Формировать у обучающихся умения и навыки исследовательской работы. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать эстетические чувства Актив музея.
Ответственные от классов.
8. Проведение тематических мероприятий. В течение года Развивать творческие способности учащихся.
Формировать навыки коллективного сотрудничества. 1-11 кл.
9. Подготовка и проведение викторин. В течение года Закрепить знания школьников, полученные в результате деятельности музея. Актив музея.
1-11 кл.
10. Стирка, чистка, просушка, ремонт экспонатов. Утилизация испорченных экспонатов Лето Сохранить экспонаты в надлежащем виде. Актив музея.
Организация поисково – краеведческой работы музея.
Для создания, развития и функционирования историко –краеведческого музея в школе был сформирован актив музея. К работе в историко – краеведческом музее также привлекаются обучающиеся с гуманитарным уклоном.
Пополняют фонды музея путем организации исследований, экспедиций, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;
2) Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;


3) Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;

4) Оформляют экспозиции и выставки;



6) Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;
5) Проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов;


Краткая характеристика фондов музея, объем материалов.

п/пРусский быт Итого экспонатов
Основной фонд Вспомогательный фонд Название экспонатов Кол-во Название экспонатов Кол-во 1 Одежда 30 2 Подузорники, рушники, скатерти и др. 33 «Традиции родного края» 20 стр. 3 Бусы 1 4 Предметы быта 89 5 Лампы 7 6 Утюги 5 7 Корчаги 3 8 Кухонная утварь 18 9 Сундуки 3 10 Ушат, кадушки 4 11 Зыбка 1 12 Вышивки 25 13 Картины 2 14 Радиоприемник 1 15 1 Итого: 223 20 243


п/пИстория школы Итого экспонатов
Основной фонд Вспомогательный фонд Название экспонатов Кол-во Название экспонатов Кол-во 1. Одежда 4 - - 2. Учебники военных лет 20 Статистика народного образования Смоленской губернии. 3. Тетради 7 4. Предметы для письма 10 5. Фото 100 Ученическая скамья 1 Альбом 1953 г. 1 Газеты 4 Итого: 147 20 167

п/п Православная культура нашего края Итого экспонатов
Основной фонд Вспомогательный фонд Название Кол-во Название Кол-во 1. Фрагмент известкового камня от церкви книги 1 2. Книги 4 3. Похвальный лист 1911г. 1 Карта 1912г. 1 4. Предметы церковной утвари 5 5. Фото 4 Фото 8 6. Казулинская волость (книга) 1 Сведения по описанию Смоленской эпархии села Казулино. Стр. 115 Итого: 16 124 140

п/пЖизнь миллионы лет назад Итого экспонатов
Основной фонд Вспомогательный фонд Название экспонатов Кол-во Название экспонатов Кол-во 1. Итого: 62 Выписка из энциклопедии 4 стр. 66

п/пОтчизны верные сыны. Жизнь и деятельность И. Д. Якушкина Итого экспонатов
Основной фонд Вспомогательный фонд Название экспонатов Кол-во Название экспонатов Кол-во 1. портрет 1 Жизнь и деятельность И.Д. Якушкина 18 2. Книги 8 3. Альбом. Материалы по потомкам И.Д. Якушкина.
(А.В. Волкова) Фото из архива 24 Итого: 10 42 52

п/пИстория турок -месхетинцевИтого экспонатов
Основной фонд Вспомогательный фонд Название экспонатов Кол-во Название экспонатов Кол-во 1. «Допи» (головной убор) 1 2. Книги 2 3. Одежда 8 Реферат «Судьба моей се6мьи в истории турецкого народа». 16стр. 4. Турецкие вещи 2 Итого 13 16 29

п/пИстория совхоза Итого экспонатов
Основной фонд Вспомогательный фонд Название экспонатов Кол-во Название экспонатов Кол-во 1. Флаги 3 2. Трудовые книги 8 3. грамоты 35 Карта 1939 г. 1 4. Счеты 1 5. Фото 70 6. Летопись совхоза 2 «Традиции родного края» 20 стр. 7. Вымпелы 2 Реферат «Страницы истории моей семьи» 20 стр. 8. Воспоминания жителей 12 Реферат «Листая старенький альбом» 16 стр. Итого: 133 57 190
№ п/пВеликая Отечественная война в нашем крае Итого экспонатов
Основной фонд Вспомогательный фонд Название экспонатов Кол-во Название экспонатов Кол-во 1. Списки участников войны (погибших и вернувшихся) 520 2. Списки сгоревших деревень 2 стр. (А4) История создания Издешковского партизанского отряда» 6 стр. 3. Фото 100 Карта 1939 г. 1 4. Письма,
справки, военные билеты 24 5. Фото 70 6. Воспоминания жителей 12 «Молчаливые свидетели прошлого» 7. Гимнастерка 1 «История моей семьи» 25 стр8. Части от боевого оружия и боеприпасов 75 Памятная книга 2 9. Каски 5 10. Газеты
4 11. Медали 6 12. 4 Итого: 847 34 881
Наименование (тематика) разделов экспозиции.

п/пТема раздела Кол-во
Предметов основного фонда Кол-во предметов научно вспомогательного фонда
1. «Жизнь миллионы лет назад» 62 4
2. «Русский быт» 223 20
3. «Православная культура родного края» 16 124
4. «Отчизны верные сыны. Жизнь и деятельность И.Д. Якушкина». 42
5. «История совхоза» 57
6. «История школы» 20
7. «Великая Отечественная война в нашем крае» 847 34
8. «История турок –месхетинцев» 13 16
Итого: экспонатов 1451 317