Социальный проект Создание историко-краеведческого музея-юрты 
МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная средняя школа №3»
Социальный проект 
«Создание историко-краеведческого музея-юрты»
Автор: Жамсаранова Цыбжит Кимовна, 
учитель русского языка и литературы
Социальный проект
«Создание историко-краеведческого музея-юрты»
Цель проекта: 
Сохранение культурных традиций своей исторической родины через организацию этнографической экспедиции по Агинскому округу и создание историко-краеведческого музея-юрты в условиях детско-взрослой общности на территории МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3». 
Задачи: 
- формирование у учащихся, учителей и родителей активной жизненной позиции, воспитание толерантности, знакомство с культурой бурятского народа, развитие интереса и ценностного отношения к истории родного края; 
- приобщение участников проекта к учебно-исследовательской работе, 
- развитие общительности и открытости в процессе музейной коммуникации; 
- развитие и укрепление контактов учащихся разных учебных заведений; 
- разработка и проведение экскурсионных программ в музее- юрте; 
- развитие профессиональных компетенций старшеклассников. 
Описание отдельных мероприятий
Наш музей не должен быть просто школьным музеем. Это будет этнографический музей-юрта с расширенным фондом экспонатов, достопримечательность посёлка. 
Планируем включить участников музея в деятельность, осуществляемую общественными организациями, т.е. в проведении мероприятий на уровне посёлка, района. Работа музея будет охватывать значительное количество учащихся, учителей, родителей, общественности. В музее будут проводиться различные мероприятия: выставки рисунков, музейные классные часы, тематические вечера, музыкально – литературные композиции и т.д. Экскурсии, интерактивные выставки, экспозиции, образовательные проекты - элементы образовательной среды школьного музея. В процессе их создания реализуются образовательные программы дополнительного образования.
В рамках музея планируем ввести реализацию национально – регионального компонента. Например, по предмету Литература бурятского народа в 10-11 кл., История Забайкалья в 9 кл. 
Ожидаемые результаты проекта
Результатом проведенной работы станет создание историко-краеведческого музея-юрты, собранного по всем правилам и традициям кочевых народов и обставленная подлинными предметами быта бурятского народа. С их помощью планируем восстановить и утерянные сведения о старинных обычаях.
Одним из наиболее активно развиваемых направлений научно-исследовательской и творческой работы учащихся, родителей и учителей будет исследование культовых, обрядовых традиций бурятского народа и создание коллекций современной одежды в этностиле на основе бурятских традиционных костюмов.
На базе этнографического музея-юрты при финансовой поддержке  местных властей планируется открыть выставочный центр народных промыслов «Наследие». Здесь уникальные экспонаты будут представлять учащиеся и родители, которые пройдут специальную подготовку в элективном курсе «Секреты успешного гида». 
Нормативные документы  
Письмо министерства образования России № 28-51-181/16 от 12. 03. 03. , Положение о школьном музее, Концепция развития музея, Программа деятельности музея.
Использование ИКТ:
В работе музея широко будут использоваться современные ИКТ: работа с респондентами, обработка материалов, создание экспозиций,  ведение архива, планируется создание сайта школьного музея.
Условия проведения 
1. Организация рациональных отношений между участниками проекта;
2. Создание пространства для открытого взаимодействия участников детско-взрослой общности, творческого самовыражения в их деятельности;
3. Стимулирование индивидуальной и совместной рефлексии, актуализирующей и развивающей субъектные качества учащихся, учителей и родителей.
Описание проекта
К элементам образовательной среды школьного музея относятся следующие формы работы с аудиторией:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
На базе этих элементов музей разворачивает свои программы и услуги, которые достаточно разнообразны, но существует ряд общих черт:
·                    работа ведется комплексно, с привлечением, учителей, родителей, психолога  и детей;
·                   основа любых проектов – создаваемая в музее выставка или экспозиция, вокруг которой разворачивается разнообразная деятельность. Одновременно могут существовать несколько разнопрофильных образовательных проектов, каждый из которых реализуется на основе стационарной экскурсии (по обычной экспозиции или временной выставке);
В качестве примера приводим проект - программу «Преобразование школьного музея в культурно-исторический центр северного микрорайона». В рамках вышеуказанного проекта будет осуществляться исследовательская и общественно-полезная деятельность по следующим направлениям: 
         Ветераны Великой Отечественной войны;
          Исторические памятники архитектуры;
          История создания учреждений и предприятий;
          Почетные граждане посёлка.
Участники проекта узнают больше о микрорайоне, в котором живут, примут  участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремесел, в поиске и пополнении исторических и культурных фондов, в проведении широкой историко-просветительской работы, кроме того, оказывают помощь ветеранам и престарелым людям микрорайона.
Кроме того, руководителями музея будут разработаны различные методические рекомендации. Например, «Как записывать воспоминания о Великой Отечественной войне». 
	Отличительной чертой экспозиции будет их способность к быстрой трансформации – «быстрое реагирование» - в процессе текущей коррекции, согласно данным диагностики.
Собирая материал для школьного музея, необходимо активно сотрудничать с окружным Краеведческим музеем, окружным Архивом, библиотеками посёлка Могойтуй.
Такая деятельность способствует формированию гражданских навыков как у взрослых, так и у школьников: обогащения  социального опыта путем активного включения в реальную жизнь, уважения мнения другого человека, открытости к диалогу, критического мышления. Благодаря чему понятие «Отечество» усваивается на более высоком уровне в единстве знаний чувств и практической деятельности, значительно повышается интерес к учебному предмету. 
Кроме того, данная  деятельность способствует приобретению у  учащихся новых компетенций: 
- исследовательские (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);
- менеджерские (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности);
- коммуникативные (умение  инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса).
Таким образом, деятельность участников детско-взрослой общности в исследовательской работе на базе школьного музея, увеличивает пространство, в котором учащиеся, учителя и родители могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те невостребованные способности, которые способствуют формированию новых компетентностей. 
Этапы:
- подготовительный (Создание нормативно-правовой базы, строительные работы)
2010-2011 учебный год 
Диагностика
Подготовка материалов- о выпускниках школы;
- об учителях;- именитые люди посёлка.
- практический (Экспозиционная работа) 
2011-2012 учебный год
Участие учащихся, учителей и родителей в исследовательской и проектной деятельности
Подготовка материалов- о родителях - выпускниках школы;- награды в моем доме рассказывают;- увлечения и интересы моей семьи;- гордость нашего дома (семьи).
- внедренческий (Просветительская работа)
2012-2013 учебный год
Проведение экскурсий, различных праздников
Подготовка материалов- изделия прикладного творчества;- быт бурятского народа;- быт русского народа;- обряды и традиции;- фольклор.
План реализации Программы деятельности
историко-краеведческого музея на 2010– 2013 г.г. 
Направление деятельности
Мероприятия
Срок
Форма подведения итогов
Ожидаемые результаты
1.
Создание нормативно-правовой базы
Сбор документов, создание локального акта
2009-2010
Нормативно-правовая база
Овладение знаниями по данному вопросу
2.
Организация работы  школьного краеведческого кружка
Выявление учащихся 5 -11 классов, родителей, учителей, желающих  входить в состав кружка, составление плана работы
2010-2011
План работы кружка.
Заинтересованность учащихся в работе  кружка, вовлечение других ребят в эту работу.
2.
 Проведение теоретических занятий
Дни учёбы актива краеведов с целью изучения теоретических основ составления плана описания объектов, правила работы с источниками и т.п.
2010-2011
Положения по описанию объекта
Элективный курс «Секреты успешного гида» (для подготовки экскурсоводов из числа учащихся и родителей)
Освоение теоретическими знаниями  по  данной проблеме
3.
Исследовательская и проектная работа
Внеурочная и урочная деятельность по  разделам  экспозиций музея (посещения ветеранов, старожилов, интересных людей, мест боевой славы, городского музея  и т.п. с целью накопления материала)
2010-2012
Планшеты,  альбомы, папки-раскладушки, презентации, стенды и т.п. Социальные и учебные проекты. 
Расширение кругозора, умение общаться с людьми, уважение к старшим, формирование коммуникативных и познавательных компетенций
4.
Просветительская работа
Проведение экскурсий,  тематических классных часов, лекций, викторин бесед и т.п. по разделам экспозиций музея
2010-2012
Создание «копилки» музея
Включение детей  в занятия кружка историко-краеведческого музея школы, формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности
5.
Методическая  работа
Помощь активам классов, краеведам-активистам, классным руководителям и родителям в организации, проведении и подведении итога при  выполнении краеведческого задания   
2010-2013
Отчёт о проделанной работе
Постоянная связь с активами классов, краеведами –активистами       
6.
Экспозиционная работа
Оформление новых стендов по истории школы 
2011-2013
Стенд «Школьные выпуски»
Навыки с работы материалами, умение выбрать главное, эстетическое оформление
7.    
Проведение конкурса краеведческих находок между 1-11 классами
Организация конкурсной работы
2010-2011
Пополнение экспонатов музея
Активизация работы классного самоуправления,  формирование гражданско-патриотического самосознания личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа
Заголовок 115