План работы школьного краеведческого музея МБОУ Козловская СОШ №3
Паспортизация
школьного краеведческого музея
МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа № 3»
УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА МУЗЕЯ ОУ
Свидетельство № 29 от 31.05.2005 г.
№ протокола
Наименование музея
Школьный краеведческий музей
Профиль музея
краеведческий
Образовательная организация: МБОУ «Козловская СОШ №3»
Субъект Российской Федерации: Чувашская Республика
Адрес (индекс, населенный пункт, ул., д., к.): 429300, ЧР, Козловский р-н, г. Козловка, ул. Маяковского, д. №3
Телефон с кодом города:
(8-835-34)-2-59-46
Электронная почта: ira.yurkova65@yandex.ru
Сайт музея
Музейный педагог: Юркова Ирина Николаевна
Дата открытия музея: 1994г.
Характеристика помещения: Расположен на втором этаже коридора школы, имеет площадь 45,5 кв.м., длина – 13 м, ширина – 3,5, помещение светлое, 4 окна, теневая сторона. Экспозиция музея насчитывает более 200 экспонатов, представляющих историю и культуру района, города, школы. Экспонаты размещены на стеллажах и стендах, а также в «солдатском чемодане». Ведется учет и хранение экспонатов музея. Имеется Инвентарная книга, в которой содержатся следующие данные об экспонате: инвентарный номер, дата поступления, краткая характеристика, количество, способ поступления, краткие сведения о предмете,
примечание. Хранилище при музее отсутствует. Экспонаты, не выставленные на обозрение, хранятся в стенном шкафу помещения музея. Музейные экспонаты защищены от загрязнений, сырости – еженедельно в помещении музея проводится уборка, два раза в неделю проветривание, в летнее время деревянные изделия и одежда выносятся на солнце.
Количество экспонатов основного фонда - 180. Количество экспонатов неосновного фонда-30. Собранные экспонаты соответствуют профилю и теме музея.
Первым собирателем, а затем руководителем музея был Владимир Кронидович Волчков. Большую помощь в оформлении экспозиций музея оказал местный краевед Николай Гаврилович Зайцев. С 2001 года руководителем музея и краеведческого объединения «Поиск» являлась учитель истории Арзамасова Надежда Петровна, а с 2013 года - учитель чувашского языка Юркова Ирина Николаевна. В последние три года поступило 35 экспонатов.
Свидетельством №29 от 31 мая 2005 года нашему музею присвоено звание «Музей образовательного учреждения».
Разделы экспозиций
1.
«Чувашский быт»
2.
«История города»
3.
«Эвакогоспиталь № 3064»
4.
«Наши герои»
5.
«Солдатский чемодан»
6.
«Наш край»
7.
«Они прославили чувашский край»
8.
«Летопись школьных лет»
9.
«В жизни всегда есть место подвигу»
10.
«Нумизматика»
Краткая характеристика основного фонда музея: Музейные материалы размещены по определенному, разработанному плану, в исторической последовательности. Посмотрев экспозиции, посетители музея увидят не только предметы, имеющиеся в ней, но и узнают о тех исторических событиях, явлениях, о которых они рассказывают. При создании экспозиций
используется наглядность, доступность, убедительность, эмоциональность, что дает учащимся возможность получить более полное представление о процессе развития человеческого общества, об истории своего края. Содержание экспозиций строится в соответствии с требованиями школьной программы по истории страны и культуре родного края и направлено на более глубокое и прочное усвоение основ исторической и культуроведческой науки. Материалы экспозиций доступны для учащихся, яркие, вызывают интерес к истории страны
и края, даны в сопоставлении с прошлым, с событиями всей страны и края, показаны в развитии. Тексты, представленные в экспозиции, содержательны, доступны.
Разделы «Чувашский быт», «История города» рассказывают об особенностях чувашского быта, ведения домашнего хозяйства, содержит предметы домашнего обихода. Создание в музее миниатюры деревянной избы является наглядным пособием при проведении уроков истории, чувашского языка и культуры родного края, «путешествий» в минувшие века.
В разделе «Наши герои» представлены фотографии героев-земляков Великой Отечественной войны.
В «Солдатском чемодане» хранится много уникального материала: письма с фронта, патроны, оружие, найденное родителями учеников на местах боёв и привезённое в дар школе, сапёрная лопата, солдатская фляжка, солдатский котелок, военный билет, солдатская зажигалка, книга «Военное наставление воинам» из личного архива Волчкова В.К.. В этом чемодане самым ценным экспонатом является осколок гранаты со времён гражданской войны, найденный в Тюрлеминском лесу. Судьбы фронтовых писем самые разные. Их мы видим в альбоме «По солдатским письмам». Также можно увидеть памятные правительственные юбилейные награды: медаль «За боевые заслуги» октябрь 1944г., медаль «40 лет Победы», медаль «50 лет Победы», медаль «60 лет Победы», медаль «70 лет Победы», медаль «За трудовое Отличие» ноябрь 1950 г.
В музее хранится прекрасно оформленный альбом «Учителя - герои», рассказывающий о жизни и деятельности учителей нашей школы, которые были участниками войны, а так же биографические данные, воспоминания, творческие работы учащихся школы.
Ведется обновление материалов о «Эвакогоспитале № 3064», где рассказывается о жителях района и тружениках тыла во время ВОВ.
Раздел «В жизни всегда есть место подвигу» представлен фотографиями участников современных войн (Чечни, Афганистана) жителями города.
В «Летописи школьных лет» собраны материалы по истории школы с момента её открытия.
·Документы экспозиции рассказывают об учителях, работавших в школе, о выпускниках, о пионерской и комсомольской организациях школы.
Музей располагает основными и вспомогательными фондами
Материалы основного фонда представлены вещественными памятниками - это:
орудия труда: серп, секира, ножницы с кузницы;
предметы домашнего обихода и утварь: мебель (стол, скамейка, полати, колыбель), посуда (ковш, кувшин, горшки, чугун, котел, ложки), пахталка, сито, утюги, самовар, ухваты, сковородница, деревянная лопата для выпечки хлеба, медный колокольчик, врубели, ческа, прялка, сундуки, скальница, керосиновые лампы, подсвечник и другие предметы;
предметы прикладного народного творчества: вышивки, занавески, наволочки, украшения чувашской одежды, рушники, домотканные ковры, одеяло, мужская и женская одежда, скатерть, подзоры;
изобразительные материалы: фотографии, значки, медали, марки;
материалы нумизматики: коллекция монет (19-20 век), бумажных денег, облигаций;
документы: удостоверение, похвальная грамота;
армейские атрибуты: бляха солдатского ремня, солдатская форма; револьвер, портсигар, солдатская зажигалка, котелок, саперская лопата, осколки снарядов, гильзы;
альбомы: «Наши прадеды», «Наши учителя», «Эвакогоспиталь №3064», «Учителя – герои».
Материалы вспомогательного фонда, созданные для замены подлинных памятников:
материалы элементов крестьянской избы;
материалы для пояснения истории и хронологии развития города;
фотолетопись школьных лет;
исследовательские работы учащихся школы по истории города и района;
фотографии и исследовательские работы о ветеранах Великой Отечественной войны;
материалы экскурсий по экспозиции музея;
вырезки из газет истории города;
воспоминания жителей города, ветеранов.
Имеющиеся собранные материалы соответствуют профилю музея. Фондовая работа в школе включает две непрерывно связанные между собой цели: сохранение и пополнение музейного фонда, и привлечение учащихся к осмысленной, целенаправленной познавательной деятельности.
Темы экскурсий для учащихся:
«Наш родной край»,
«Наш край в годы войны»,
«Интерьер чувашской избы»,
«Предметы быта и обихода»,
«Наши герои Великой Отечественной войны».
Мероприятия, проводимые в музее: Экскурсии, уроки, общешкольные мероприятия (посвященные битве под Ленинградом, «Вечер встречи выпускников», День Победы, уроки Мужества, часы Памяти), внеклассные мероприятия. Общественно-полезная работа.
Музеем проводится определенная общественно-полезная работа.
1.Выполняем задания Козловского городского поселения: организуем экскурсии для жителей
города, гостей, ведем поисковую деятельность, ухаживаем за памятниками истории и природы
– занимаемся волонтерской деятельностью – пропагандируем здоровый образ жизни, бережное отношение к природе.
2.Осуществляем планомерную работу по изучению истории края.
3.Поздравляем тружеников тыла.
4.Оказываем по мере необходимости помощь труженикам тыла.
5.Приглашаем ветеранов на торжественные мероприятия, линейки, уроки мужества.
Музейная педагогика оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания. Она помогает
формировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не деньги, а
человеческие отношения. Она помогает ребёнку осознать, сострадать, сопереживать, жизни своих земляков, на примере которых видно, что из простой семьи может вырасти значимый для всей России человек. На экскурсиях в музее ученики узнают много нового из жизни героев-земляков, учеников нашей школы, которые прославили свою землю. Детям показывается, что их земляки не забыты и не будут забыты.
Актив музея:
заместитель руководителя музея – Александрова А.В.;
корреспонденты –Потапов Павел, Романов Евгений, Силов Степан – ученики 9-в класса;
оформители – Плотникова Анна, Анисимова Светлана, Горшкова Анастасия – ученики 9-б класса;
фотокорреспонденты – Тарасова Арина, Романова Милена - ученики 9-в класса;
экскурсоводы – Ракчеева Елизавета, Краснов Никита, Александров Никита - ученики 7-б класса.
Совет музея:
№
Ф.И.О.
Занимая должность
Контактный телефон
1
Андреева Наталья Николаевна
Школьный психолог
8-916-547-86-01
2
Попова Роза Германовна
Заместитель по воспитательной части
8-906-739-43-44
3
Арзамасова Надежда Петровна
Учитель истории и КРК
8-916-183-56-03
4
Александрова Альбина Владимировна
Учитель чувашского языка и литературы
8-903-245-03-19
5
Ефимова Валентина Павловна
Учитель чувашского языка и литературы
6
Педюсева Галина Алексеевна
Учитель чувашского языка и КРК
Организация работы музея:
День недели
Мероприятия
вторник
проведение экскурсий
среда
работа в музее с фондами, документами
четверг
проведение мероприятий
1 раз в месяц
заседание Совета музея
1-й четверг месяца
заседание актива музея
МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа №3»
Козловского района Чувашской Республики
Паспортизация
школьного краеведческого музея
2014 -2015 учебного года
Руководитель: Юркова Ирина Николаевна
Козловка - 2015
Заголовок 615