Рабочая программа факультативного курса «Подвижные игры» в 3 классе
Рабочая программа факультативного курса
«Подвижные игры» в 3 классеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами. Игра – это исторически сложившийся аспект деятельности.
Подвижные игры - важнейшее средство и метод физического воспитания детей, особенно начальных классов. Ведь только в играх ребенок раскрывается полностью. Он раскован, бодр, поможет другу. Играя, он забывает об усталости, тренирует себя в нравственных поступках, обретает друзей и одобренный их оценками, ощущает первый успех и уверенность в себе. Особенно игра полезна на этапе начального освоения физических упражнений. В связи с этим мною разработана программа факультатива «Подвижные игры» для учащихся 2-4 классов, рассчитанная на 3 года обучения.
В начальных классах бывает иногда нелегко научить детей младшего возраста технике выполнения того или иного упражнения, элемента. А неоднократное повторение игровых действий помогает учащимся легче перестраиваться при изменении техники движения, экономно их выполнять в различных ситуациях.
Подвижные игры способствую развитию внимания, настойчивости, ловкости, меткости, глазомера, ориентировки в пространстве и других качеств, необходимых в жизни и трудовой деятельности.
Подвижные игры не требуют длительной подготовки, специальной тренировки участников, поэтому могут с успехом применяться во внеклассной и во внешкольной физкультурно-оздоровительной работе – на праздниках и спортивных вечерах, на спортивных площадках в лагерях отдыха, на больших переменах, на дворовых площадках, во время прогулок, в детских парках, во время Дней здоровья.
Факультатив «Подвижные игры» в каждом классе рассчитан на 1 час в неделю – 34 часа в год.
Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья школьников
Задачи:
развивать умственные и физические усилия;
пополнять знания об окружающем мире;
развивать мышление, смекалку, ловкость;
воспитывать ценные морально-волевые качества;
развивать интеллект, фантазию и воображение;
формировать социальные качества личности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Факультатив «Подвижные игры» проводится преимущественно на открытом воздухе. Основным его содержанием являются общеразвивающие упражнения и подвижные игры, направленные на снятие умственного и физического утомления, воспитание основных физических качеств.
Содержание программы 2 года обучения.
1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности. Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений, правильное дыхание во время выполнения упражнений.
2. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.
3. Подвижные игры:
ходьба, бег – “Поезд”, “Самолеты”, “Принеси предмет;
равновесие - “Фигуры”, “Не оставайся на полу”, “Стоп”, “Переправа”, “Совушка”;
лазанье – закрепление игр, изученных во 2 классе: “Медведь и пчелы”, “Раки”, “Смелые верхолазы”, “Кто скорей через обручи к флажку”;
прыжки – “Поймай комара”, “С кочки на кочку”, “Скакуны”, “Челнок”, “Кто выше”, “Прыжки по кочкам”, “Парашютисты”, “Волк во вру”, “Удочка”;
метание – “Охотники и утки”, “Медведь и пчелы”, “Меткий снайпер”, “Метко в цель”, “Мяч через веревку”, “Мяч в кругу”.
эстафеты по методу круговой тренировки, “У ребят порядок строгий”, “По тропинке”, “Кто тише”, “Дуэт”, “Кто самый быстрый”, “Не задень”.
“Слушай сигнал”, “Передал - садись”, “Гонка мячей”, “Мяч - водящему”, “Кого назвали – тот ловит мяч”, эстафеты с мячом.
“Вперед - назад”, “Назад по колонне и по кругу”, “Быстро из круга”, “Кто точнее”, “Навстречу через сетку”.
“Летящий мяч”, “Сильный удар”, “Передай соседу”, “Кузнечики”.
Ожидаемые результаты программы.
Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровью, воспитанию и развитию личности.
Формирование гармонически развитой личности, обладающей высоким уровнем резерва здоровья.
Развитие физических, социальных способностей.
Создание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни на основе учебной деятельности и педагогического контроля.
Выработка у учащихся должны формы поведения, помогающей избежать опасностей для жизни и здоровья.
Создание познавательно–развивающей учебной деятельности учащихся на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подходов.
Тематическое планирование 3 класс
№ Содержание Количество часов Дата проведения
всего теория практика форма
контроля По плану По факту
1
2 ОРУ. Подвижные игры: «Космонавты», «Лучшая скульптура», «Гуси-лебеди». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 7.09 14.09 3
4 Ходьба: с сохранением правильной осанки. Подвижная игра «Охотники и утки», «Рыбаки и рыбки». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 21.09 28.09 5,6 Бег. Игры с бегом «День и ночь», «Два мороза». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 5.10 12.10 7,8 Бег. Игры «Пустое место», «Чай-чай, выручай» 2 ч. 2 текущий 19.10 26.10 9
10 ОРУ. Подвижные игры «Лыжная скульптура», «Ручеёк». 2 ч. 2 текущий 2.11 9.11 11
12 Прыжки. Подвижные игры с элементами прыжков: «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Парашютисты». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 23.11 30.11 13
14 Метание малого мяча. Подвижная игра с элементами метаний «Попади в мяч». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 7.12 14.12 15
16 Метание малого мяча. Подвижные игры с элементами метаний «Метко в цель», «Дальние броски». 2 ч. 2 текущий 21.12 11.01 17
18
Упражнения на гимнастической скамейке. Подвижные игры с элементами равновесия «Бой петухов. 2 ч. 0,5 1,5 текущий 18.01 25.01 19
20 Катание и спуски с гор на лыжах, санках. Игры: « Белые медведи», «Перетягивание каната на санках». 2 ч. 2 текущий 1.02 8.02 21
22 Игры на снегу и на льду: «Снежки», «Штурм крепости». 2 ч. 2 текущий 22.02 1.03 23
24 Упражнения с предметами: мячами, скакалками. Игры: «Гонка мячей по кругу», «Мяч соседу». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 8.03 15.03 25
26 Упражнения с предметами: мячами, скакалками. Игры: «Передача мяча в колоннах», Перестрелка» 2 ч. 2 текущий 22.03 29.03 27
28 Подвижные игры: «Поймай мяч», «Удочка», «Штандр». 2 ч. 2 текущий 12.04 19.04 29
30 Бег. Подвижные игры с элементами бега: «Гуси-лебеди», «Через кочки и пенечки», «Салки». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 26.04 3.05 31
32 Бег. Подвижные игры с элементами бега: «Разведчики и часовые», «Паровозики». 2 ч. 2 текущий 10.05 17.05 33 Подвижные игры по выбору. 1 ч. 1 текущий 24.04 34 Итоговое занятие. 1 ч. 1 31.05 20. Итого: 34 ч. 4 30 Литература.
«Спортивные и подвижные игры в школе», тучин В.Е., Колчева В.В., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Белоглазова А.В., Волгоград, 1988.
«Спортивные и подвижные игры», под редакцией Ю. И. Портных, М: «Физкультура и спорт», 1984.
«Спортивные игры», под редакцией Ю. И. Портных, М: «Физкультура и спорт», 1975.
Распоряжение Правительства РФ № 1756-Р от 29 декабря 2001 г. “Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”
Комплексная программа физического воспитания для 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М: “Просвещение”, 2005 год.