Рабочая программа факультативного курса «Подвижные игры» во 2 классе
Рабочая программа факультативного курса
«Подвижные игры» во 2 классеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами. Игра – это исторически сложившийся аспект деятельности.
Подвижные игры - важнейшее средство и метод физического воспитания детей, особенно начальных классов. Ведь только в играх ребенок раскрывается полностью. Он раскован, бодр, поможет другу. Играя, он забывает об усталости, тренирует себя в нравственных поступках, обретает друзей и одобренный их оценками, ощущает первый успех и уверенность в себе. Особенно игра полезна на этапе начального освоения физических упражнений. В связи с этим мною разработана программа факультатива «Подвижные игры» для учащихся 2-4 классов, рассчитанная на 3 года обучения.
В начальных классах бывает иногда нелегко научить детей младшего возраста технике выполнения того или иного упражнения, элемента. А неоднократное повторение игровых действий помогает учащимся легче перестраиваться при изменении техники движения, экономно их выполнять в различных ситуациях.
Подвижные игры способствую развитию внимания, настойчивости, ловкости, меткости, глазомера, ориентировки в пространстве и других качеств, необходимых в жизни и трудовой деятельности.
Подвижные игры не требуют длительной подготовки, специальной тренировки участников, поэтому могут с успехом применяться во внеклассной и во внешкольной физкультурно-оздоровительной работе – на праздниках и спортивных вечерах, на спортивных площадках в лагерях отдыха, на больших переменах, на дворовых площадках, во время прогулок, в детских парках, во время Дней здоровья.
Факультатив «Подвижные игры» в каждом классе рассчитан на 1 час в неделю – 34 часа в год.
Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья школьников
Задачи:
развивать умственные и физические усилия;
пополнять знания об окружающем мире;
развивать мышление, смекалку, ловкость;
воспитывать ценные морально-волевые качества;
развивать интеллект, фантазию и воображение;
формировать социальные качества личности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Факультатив «Подвижные игры» проводится преимущественно на открытом воздухе. Основным его содержанием являются общеразвивающие упражнения и подвижные игры, направленные на снятие умственного и физического утомления, воспитание основных физических качеств.
Содержание программы 1 года обучения.
1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Определение ЗОЖ, забота о собственном здоровье и здоровье окружающих. Формирование полезных привычек на основе сознательного отношения детей к здоровью. Влияние физических упражнений на организм человека. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой. Двигательный режим дня.
2. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.
3. Подвижные игры:
ходьба, бег: «Белые медведи», «Бег по кривым дорожкам», «Эстафета с препятствиями», «День и ночь», «Караси и щука», «Линейная эстафета», «Третий лишний», : «Не задень предмет», «Плечом к плечу», «С мешочком на голове» и др.;
равновесие: «Не упади», «Не разлей воду»;
лазанье – «По наклонной доске», «К обручу»;
прыжки - «Воробьи», «Зайцы в огороде», «Прыгунчики-воробушки», «Волк во рву»;
метание – «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Мяч об стенку».
бросок и ловля мяча - «Гонка мячей», «Обгони мяч», «Мяч – среднему», «Перебрасывание мячей в шеренгах», «Мяч в воздухе», «Эстафета с ведением мяча», «Охотники», «Мяч – капитану»;зимние игры - « Кто скорее», «Пятнашки», «Сани-тачки», «Лебедь», «Перетягивание каната на санках», «Попади снежками», «Чей снеговик лучше», «Штурм крепости».Ожидаемые результаты программы.
Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровью, воспитанию и развитию личности.
Формирование гармонически развитой личности, обладающей высоким уровнем резерва здоровья.
Развитие физических, социальных способностей.
Создание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни на основе учебной деятельности и педагогического контроля.
Выработка у учащихся должны формы поведения, помогающей избежать опасностей для жизни и здоровья.
Создание познавательно–развивающей учебной деятельности учащихся на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подходов.
Тематическое планирование 2 класс
№ СодержаниеКоличество часовформа
контроля Дата проведения
всего теория практика По плану По факту
1. Упражнения с предметами: со скакалкой, с мячами. Подвижные игры с бросками и ловлей мяча: «Гонка мячей», «Обгони мяч», «Мяч – среднему». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 3.09 10.09 2. Ходьба: на носках, широким свободным шагом, с сохранением правильной осанки, с различными исходными положениями рук, ритмичная ходьба по счету. Подвижная игра «Хитрая лиса». 1 ч. - 1 текущий 17.09 3. Ходьба в полуприседе, со сменой темпа; ходьба между препятствиями. Подвижная игра «Перемени предмет». 1 ч. - 1 текущий 24.09 4. Бег: медленный на носках; бег наперегонки до 20 м. Игры с бегом «Октябрята», «Два мороза», «Пятнашка», «Дай руку», «Мы – веселые ребята». 2 ч. 2 текущий 1.10 15.10 5. Танцевальные упражнения: с шагами с подскоками; подвижные игры с элементами ритмики. 2 ч. 0,5 1,5 текущий 22.10 29.10 6. Упражнения в лазанье и перелазании. Подвижные игры «По наклонной доске», «К обручу». 1 ч. 1 текущий 5.11 7. Прыжки. Подвижные игры с элементами прыжков: «Воробьи», «Зайцы в огороде», «Прыгунчики-воробушки», «Волк во рву». 2 ч. 2 текущий 12.11 26.11 8. Метание малого мяча, мешочков с песком и других предметов на дальность. Подвижная игра с элементами метаний «Кто дальше бросит». 1 ч. 0,5 0,5 текущий 3.12 9. Метание малого мяча. Мешочков с песком и других предметов в цель. Подвижные игры с элементами метаний «Метко в цель», «Мяч об стенку». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 10.12 17.10 10. Упражнения на гимнастической скамейке, бревне или на уменьшенной площади опоры; ходьба на носках, руки на пояс, с переступанием через набивные мячи. Подвижные игры с элементами равновесия «Не упади», «Не разлей воду». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 24.12 14.01 11 Катание и спуски с гор на лыжах, санках. Игры: « Кто скорее», «Пятнашки», «Сани-тачки», «Лебедь», «Перетягивание каната на санках». 2 ч. 2 текущий 21.01 28.01 12. Игры на снегу и на льду: «Попади снежками», «Чей снеговик лучше», «Штурм крепости». 3 ч. 0,5 2,5 текущий 4.02 11.02 15.02 13. Упражнения с предметами: мячами, скакалками. Игры-забавы с мячами, с перебрасыванием и ловлей мячей «Охотники», «Мяч – капитану». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 25.02 4.03 14. Упражнения с предметами: мячами, скакалками. Игры-развлечения с мячами, скакалками. Подвижные игры с перебрасыванием, ловлей и ведением мячей: «Перебрасывание мячей в шеренгах», «Мяч в воздухе», «Эстафета с ведением мяча». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 11.03 18.03 15. Подвижные игры с целью овладения техникой ходьбы: «Не задень предмет», «Плечом к плечу», «С мешочком на голове». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 25.03 1.04 16. Бег: с ускорением, наперегонки, по узкому “коридору”. Подвижные игры с элементами бега: «День и ночь», «Караси и щука», «Линейная эстафета», «Третий лишний». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 15.04 22.04 17. Бег: с ускорением, наперегонки. Подвижные игры с элементами бега: «Белые медведи», «Бег по кривым дорожкам», «Эстафета с препятствиями». 2 ч. 2 текущий 29.04 6.05 18. Подвижные игры по выбору. 2 ч. 2 текущий 13.05 20.05 19. Итоговое занятие. 1 ч. 1 27.05 20. Итого: 34 ч. 5 29 Литература.
«Спортивные и подвижные игры в школе», тучин В.Е., Колчева В.В., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Белоглазова А.В., Волгоград, 1988.
«Спортивные и подвижные игры», под редакцией Ю. И. Портных, М: «Физкультура и спорт», 1984.
«Спортивные игры», под редакцией Ю. И. Портных, М: «Физкультура и спорт», 1975.
Распоряжение Правительства РФ № 1756-Р от 29 декабря 2001 г. “Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”
Комплексная программа физического воспитания для 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М: “Просвещение”, 2005 год.