Рабочая программа по учебному предмету Литература на период 2014-2015 учебный год (6 класс)
Петровская средняя школа № 1
Красногвардейского районного совета
Республики Крым
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор Петровской ОШ І-ІІІ ступеней
_________ Н.П. Пахарчук ________ Т. П. Кошевая
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
Приказ № 7 от 27.08. 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литература»
для 6 класса
уровень: общеобразовательный
на период 2014/2015 учебный год
Составлено:
Шеховцова О. Р.,
учитель русского языка и литературы
Петровской средней школы №1
Рассмотрено и рекомендовано на Согласовано заседании школьного методического на заседании педагогического совета объединения учителей русского языка и школы
литературы
__________________________________ Протокол № 7 от 27. 08.2014г
Протокол № 1 от 02. 09. 2014г.
Петровка, 2014
Содержание
Пояснительная записка. 3
Структура и содержание учебного предмета. 7
Календарно-тематическое планирование 15
Требования к уровню подготовленности учащихся 22
Наименование учебно-методического обеспечения и
списка рекомендуемой литературы 23
Контрольно-измерительные материалы . 25
Критерии оценивания. 26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Литература» предназначена для изучения предмета на базовом уровне и является целостным документом, который включает:
пояснительную записку,
структуру и содержание учебного предмета,
календарно-тематическое планирование,
требования к уровню подготовки учащихся,
наименование учебно-методического обеспечения и списка рекомендуемой литературы,
контрольно-измерительные материалы,
критерии оценивания.
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального базисного учебного плана (далее –БУП), примерными программами по учебным предметам, авторской программой:
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – М. : Просвещение, 2011.
Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. : 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2007.
Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной : 5 – 9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2014.
Литература. 6 класс : Рабочая программа по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной / авт.-сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград : Учитель, 2014. – 59 с.
и ориентирована на работу с учебником и учебно-методическим комплексом (далее – УМК):
Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : В 2-х ч. / В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин / под ред. В. Я. Коровиной. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. – М. : Просвещение, 2014.
Беляева Н. В. Литература : 5 – 9 классы : проверочные работы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2013.
Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим : дидактические материалы по литературе : 6 класс. – М. : Просвещение, 2013.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
Федеральный компонент государственого стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089.
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 № 1312.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 881 «Об утверждении Федеральной целевой программы “Русский язык”»
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19.05.2014 г. № 01-14/68 Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014/2015 уч. год.
Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2014 – 2015 уч. году.
Учебный план Зерновской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней на 2014/2015 учебный год.
Цели и задачи программы, её место в учебном процессе
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Одной из ведущих проблем в 6 классе является художественное произведение и автор, характеры героев.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям мировой культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Согласно цели главными заданиями изучения литературы в 6 классе являются:
подготовка духовно богатой и грамотной личности, способной понимать и эстетически воспринимать литературные произведения;
воспитание стойкой мотивации и сознательного стремления к изучению литературы;
формирование представления о специфике литературы как искусства слова;
развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы;
развитие умения осознанного чтения, комментирования, анализа и интерпретации художественного текста;
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных.
В решении задачи особую роль играют межпредметные и внутри предметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.
Литература тесно связана, в первую очередь, с русским языком. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, позволяют проводить письменные работы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания.
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Используются такие формы обучения как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная; парная; групповая.
Структурные компоненты урока: установка, подготовка, представление, объяснение, тренировка, практика, усвоение.
Согласно Федеральному базисному учебному плану 2004 года (БУП) для образовательных учреждений Республики Крым предметы «Русский язык» и «Литература» являются обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами.
Базисным учебным планом определяется обязательное изучение русского языка и литературы на этапе основного общего образования.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ)
для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения
Учебные предметы
Количество часов в год
Всего
V
VI
VII
VIII
IX
Литература
70
70
70
70
105
385
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ)
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Всего
V
VI
VII
VIII
IX
Литература
2
2
2
2
3
11
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ)
для образовательных учреждений РФ с родным (нерусским) языком обучения
Учебные предметы
Количество часов в год
Всего
V
VI
VII
VIII
IX
Литература
140
140
105
105
105
595
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ)
Литература
4
4
3
3
3
17
Данная программа рассчитана на 68 часов (год) по количеству учебных недель – 34.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематическое планирование
с распределением учебного времени по разделам и темам
Наименование
разделов и тем
Кол-во
часов
Из них на
развитие речи, ч.
внеклассное чтение, ч
Вводный урок
1
-
-
Устное народное творчество
4
1
-
Древнерусская литература
2
-
-
Произведения русских писателей XYIII века.
3
1
-
Произведения русских писателей XIX века
21
3
1
Писатели улыбаются
3
1
1
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX
2
-
-
Произведения русских писателей XX века
3
-
-
Произведения о Великой Отечественной войне
8
1
1
Писатели улыбаются
5
1
-
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века
2
-
-
Из литературы народов России
1
-
-
Из зарубежной литературы
3
-
1
Произведения зарубежных писателей
10
-
-
Итого
68
8
4
С целью осуществления контроля (промежуточного, итогового) целесообразно проведение следующего количества контрольных работ (из общего количества письменных работ):
Виды письменных работ по уровням обучения
Количество письменных работ по классам
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.
С русским языком обучения
2 ч/н
2 ч/н
2 ч/н
2 ч/н
3 ч/н
Классное сочинение
2
2
2
2
2
Домашнее сочинение
2
2
2
2
3
Контрольная работа
1
1
1
1
1
Распределение часов на внеклассное чтение (далее – Вн. чт.)
и развитие речи (далее – Р. р. № __)
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Вн. чт.
4
4
4
4
5
Р. р.
4
4
4
4
5
Перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа,
различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения,
отзывы,
доклады,
обучение конспектированию, тезированию, составлению плана,
диалоги,
творческие работы,
произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Письменные работы по литературе выполняются на уроках развития речи.
Запись темы урока развития речи должна соответствовать теме, обозначенной в календарно-тематическом плане рабочей программы, и отражать вид деятельности обучающегося и учителя. Например, «Классное сочинение по», «Подготовка к домашнему сочинению по», «Обучение тезированию. Взгляд Д. Писарева на ».
Необходимо помнить, что письменные работы могут быть обучающими и контрольными, поэтому целесообразно указывать в записи «Контрольное сочинение», «Обучающее изложение», «Обучение тезированию», «Обучение конспектированию» (обязательно указать, на примере какого произведения).
Рекомендуемые нормы чтения
Класс
Чтение вслух (кол-во слов в мин.)
Чтение про себя (кол-во слов в мин.)
5
110-120
170
6
120-140
210
7-11
150
250
Содержание тем
Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:
единства содержания обучения на разных его уровнях,
отражение в содержании обучения задач развития личности,
практической значимости и научности содержания обучения,
доступности обучения,
соблюдение преемственности.
Курс литературы в 6 классе строится на основе концентрического, историко- хронологического, проблемно-тематического принципов.
ВВЕДЕНИЕ / 1 ч.
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека.
Художественное произведение.
Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою.
Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / 4 ч.
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / 2 ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XYIII ВЕКА / 3 ч.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.
Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна.
Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА / 21 ч.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ / 3 ч.
А. П. Чехов – автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Способы выражения комического в рассказах А. П. Чехова: «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Радость» (на выбор учащихся)
Теория литературы. Юмор. Развитие понятий о комическом и комической ситуации.
РОДНАЯ ПРИРОДА
В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА / 2 ч.
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»;
Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;
А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА / 3 ч.
А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа
«Чудесный доктор».
Т. л. Понятие о рождественском рассказе
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои
А. Платонова.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ / 8 ч
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;
Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий).
Герой-повествователь (развитие понятия)
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ / 5 ч.
В. М. Шукшин. «Критики». «Странные люди» – герои В. М. Шукшина.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
РОДНАЯ ПРИРОДА
В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА / 2 ч.
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;
А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ / 1 ч
Г. Тукай. Слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине, верность обычаям, семье, традициям своего народа в произведениях «Родная деревня», «Книга».
К. Кулиев. Слово о балкарском поэте. Поэтический образ Родины в произведениях «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ».
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА / 3 ч
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ / 10 ч
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть:
Басни (одна из басен на выбор ученика).
Пушкин А. С. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
Лермонтов М. Ю. Парус. Тучи. «На севере диком». Утес.
Некрасов Н. А. «Железная дорога» (фрагменты)
Тютчев Ф. И. «Неохотно и несмело...»
Фет А. А. «Ель рукавом мне тропинку завесила»
Баратынский А. А. «Весна, весна! Как воздух чист»
Блок А. А. Летний вечер.
Ахматова А. А. «Перед весной бывают дни такие»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения:
Мифы, сказания, легенды народов мира. Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Из русской литературы XVIII века. Державин Г. Р. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
Баратынский Е. А. «Родина».
Батюшков К. Н. «На развалинах замка в Швеции».
Глинка Ф. Н. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва».
Давыдов Д. В. «Партизан».
Достоевский Ф. М. «Мальчик у Христа на елке».
Кольцов А. В. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
Лесков Н. С. «Человек на часах».
Лермонтов М. Ю. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
Майков А. Н. «Боже мой! Вчера ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
Некрасов Н. А. «Влас».
Пушкин А. С. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
Рылеев К. Ф. «Державин».
Толстой Л. Н. «Хаджи-Мурат».
Тургенев И. С. «Хорь и Калиныч».
Тютчев Ф. И. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
Чехов А. П. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Языков Н. М. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Из русской литературы XX века
Астафьев В. П. «Деревья растут для всех».
Железников В. К. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям доброе утро».
Крапивин В. П. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Лиханов А. А. «Последние холода».
Паустовский К. Г. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
Пришвин М. М. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Календарно-тематическое планирование
Методическая проблема района Повышение профессиональной компетентности
педагогических работников и качества образования в условиях перехода на законодательство Российской Федерации и ФГОС.
Методическая проблема РМО
Развитие и саморазвитие профессиональной компетенции, инновационной и учебно-методической культуры педагогов с целью повышения результативности обучения учащихся.
Методическая проблема школы
Качественное образование – основа самореализации личности в условиях перехода на российское законодательство и ФГОС
Методическая проблема ШМО
Внедрение элементов инновационных технологий, нестандартних методик в преподавание русского языка и литературы как способ реализации дифференцированного обучения.
Методическая проблема учителя:
1.Технология развивающего обучения посредством групповой и самостоятельной работы на уроках русского языка и развития речи.
2.Личностно ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы.
№
Дата
Тема урока
Кол-во час.
Домашнее задание
При-мечание
План
Факт
5.09
Введение.
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека.
4
1
8.09
Устное народное творчество
Обряды и обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, веснянки, масленичные.
Сюжет и композиция песен.
4
1
12. 09
Летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Т. л. Обрядовый фольклор.
1
15. 09
Пословицы и поговорки. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.
Т. л. Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
1
19.
09.
Загадки. Афористичность загадок.
Т. л. Малые жанры фольклора: загадки.
Р.р. № 1 Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос
1
29
09.
Древнерусская литература
«Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел.
Т. л. Летопись.
2
1
02.
10
«Сказание о белгородском киселе». Отражение качеств идеального народного героя
1
06.
10
Произведения русских писателей XYIII века
Русская басня. И. И. Дмитриев. Краткий рассказ о баснописце. «Муха». Сюжет басни.
3
1
09.
10.
Крылов И. А. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Сюжет и мораль басни «Осёл и Соловей».
Т. л. Развитие понятий об аллегории и морали
1
13.
10
Аллегорический смысл и мораль басен И. А. Крылова «Листы и Корни». «Ларчик».
Р. р. № 2 Чтение наизусть басен
И. А. Крылова
1
16.
10
Произведения русских писателей XIX века
Лицейские годы жизни
А.С. Пушкина.
«И. И. Пущину». Художественные особенности послания.
Т.л. Жанр стихотворного послания, его художественные особенности.
21
1
20.
11
А. С. Пушкин. Южная ссылка. «Узник». Художественно-выра-зительные средства поэтической речи. Т. л. Антитеза.
1
23.
10
А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы стихотворения.
Т. л. Роль антитезы в композиции стихотворения.
Интонация как средство выражения поэтической идеи.
1
13.
11
Р. р. № 3 Чтение наизусть стихотворений А. С. Пушкина.
Т. л. Двусложные размеры стиха.
1
17.
11
А. С. Пушкин. «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Отец и сын(Главы I и II).
1
20.
11
Тема произведения. Сюжет.
Главы III – YIII.
1
24. 11
Сюжет. Характеристика образов. Пересказ глав I – X.
1
27.
11
Сюжет. Композиция. Главы XІ – XIX.
1
01.
12
Р. р. № 4 Классное контрольное сочинение № 1 на тему
«Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?» (по произведению А. С. Пушкина)
1
04.
12
Вн. чт. № 1 Сюжет и герои.
А. С. Пушкин «Повести
И.П. Белкина»: «Выстрел», «Барышня-крестьян-ка». Понятие о книге (цикле) повестей.
1
08.
12
Детство и юность
М. Ю. Лермонтова. «Тучи». «Утёс», «Листок». Мотивы стихов.
Т. л. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Метафора.
1
11.
12
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Тема. Художественно-выразительные средства поэти-ческой речи. Т. л. Аллитерация.
1
15.
12
Детство и юность
И. С. Тургенева. История создания сборника «Записки охотника».
Образ рассказчика.
1
18.
12
Детский крестьянский мир в рассказе «Бежин луг». Образы мальчиков, героев рассказа.
1
22.
12
Ф. И. Тютчев. Детство и начало литературной деятельности. «Неохотно и несмело»,
«С поляны коршун поднялся». «Листья». Мотивы стихов.
1
25. 12
Краткий рассказ о А. А. Фете. «Ель рукавом мне тропинку завесила». «Ещё майская ночь». «Учись у них – у дуба, у берёзы».
Тема стихотворений.
Т. л. Пейзажная лирика
1
Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа. Своеобразие композиции стихотворения.
Т. л. Трёхсложные размеры стиха.
1
Роль пейзажа. Сочетание реальных и фантастических картин в стихотворении.
Р. р. № 5 Проверочная тестовая работа по творчеству
Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева
1
Жизненный опыт Н. С. Лескова – основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования. Чтение глав I – III.
1
Чтение и пересказ произведения. Тема. Сюжет.
Т. л. Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией
1
Пересказ глав IY - XX.
Образ Левши.
Т. л. Ирония
1
Писатели улыбаются
А. П. Чехов – автор юморис-тических рассказов. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Роль художественной детали.
Т. л. Развитие понятий о комическом и комической ситуации.
3
1
Вн. чт. № 2 Способы выражения комического в рассказах
А. П. Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Радость» (на выбор учащихся)
1
А. П. Чехов – художник жизни.
Р. р. № 6 Подготовка к домашнему сочинению № 2
по произведениям
А. П. Чехова
1
Написать домашнее сочинение
по произведениям
А. П. Чехова
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX
Е. А. Баратынский. Краткий рассказ о поэте. «Весна, Весна! Как воздух чист!».
Биография Я. П. Полонского. «По горам две хмурых тучи».
Художественные средства,
передающие настроения в пейзажной лирике
2
1
Рассказ о А. К. Толстом.
«Где гнутся над омутом лозы». Мотивы стихотворения.
1
Произведения русских писателей XX века
А. И Куприн. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».
Т. л. Понятие о рождественском рассказе
3
1
Биография А. С. Грина.
«Алые паруса». Жанр. Тема.
Т. л. Авторская позиция в произведении.
1
Детские годы А. П. Платонова.
Сказка-быль «Неизвестный цветок». Образы – символы в сказке. Т. л. Развитие понятия об образе-символе.
1
Произведения
о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов – военный корреспондент.
«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». Сюжет.
8
1
Краткий рассказ о поэте-фронтовике Д. С. Самойлове. «Сороковые». Образы и картины военного времени.
Т. л. Звукописные образы
1
Детство и юность
В. П. Астафьева. Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе «Конь с розовой гривой».
Т. л. Герой-повествователь.
1
Сюжет. Тема. Нравственные проблемы рассказа. Герои.
Т. л. Особенности использования народной речи. Юмор.
1
Вн. чт. № 3 Сюжет, система образов в произведении
В. П. Астафьева «Монах в новых штанах».
1
В. Г. Распутин: страницы биографии. «Уроки французского».
Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени.
Т. л. Герой-повествователь.
1
Тема. Характеристика образов.
1
Р. р. № 7 Подготовка к домашнему сочинению № 1
по рассказу В. Г. Распутина
1
Написать домашнее сочинение
по рассказу
В. Г. Распутина
Писатели улыбаются.
В. М. Шукшин. «Критики».
«Странные люди» – герои
В. М. Шукшина.
5
1
Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Чтение и пересказ.
1
Сюжет. Пересказ произведения. Роль юмора.
1
Характеристика героя произве-дения.
1
Р. р. № 8 Классное контрольное сочинение № 2
по рассказу Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
1
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века
Краткий рассказ о А. А. Блоке. «Летний вечер», «О, как безумно за окном».
Биография С. А. Есенина. «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша».
2
1
А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие».
Пейзажная лирика.
Краткий рассказ о Н. М. Рубцове. «Звезда полей».
Мотивы. Поэтизация природы.
1
Из литературы народов России Г. Тукай. Слово о татарском поэте. «Родная деревня», «Книга».
Слово о балкарском поэте К. Кулиеве. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ».
Поэтический образ Родины в произведениях.
1
Из зарубежной литературы
Определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции.
3
1
Подвиги Геракла. Сюжеты мифов
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
1
Вн. чт. № 4 Мифы Древней Греции. Мифы о богах.
Геродот «Легенда об Арионе».
Т. л. Легенда. Отличие мифа от легенды.
1
Произведения зарубежных писателей
«Илиада» и «Одиссея» - великие древнегреческие поэмы. Рассказ о Гомере. «Илиада» Песнь 18.
Сюжет.
10
1
«Одиссей на острове циклопов. Полифем».
Храбрость, хитроумие Одиссея.
1
Мигель де Сервантес Сааведра. Жизнь героя в воображаемом мире в романе «Дон Кихот»
Т. л. Понятие о пародии
1
И. В. Шиллер. Краткий рассказ о писателе. Проблемы в рассказе «Перчатка». Т. л. Понятие о рыцарской балладе
1
Краткий рассказ о Проспере Мериме.
Изображение дикой природы в новелле «Маттео Фальконе».
Т. л. Жанр новеллы.
1
Антуан де Сент-Экзюпери. Краткий рассказ о писателе. «Маленький принц». История создания произведения.
1
Сюжет. Тема. Образ Маленького принца.
1
Итоговая контрольная работа
1
Анализ контрольной работы.
1
Итоговый урок.
Список литературы на лето.
1
Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны
«ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ»:
- основные теоретические понятия, изучаемые в 6 классе, и сведения о происхождении этих понятий;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения.
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные закономерности исторического процесса формирования литературы;
- роль литературы в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования.
«УМЕТЬ / ПРИМЕНЯТЬ»:
- выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п.;
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Наименование учебно-методического обеспечения и
списка рекомендуемой литературы
Программы
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – М. : Просвещение, 2011.
Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. : 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2007.
Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной : 5 – 9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2014.
Литература. 6 класс : Рабочая программа по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной / авт.-сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград : Учитель, 2014. – 59 с.
Учебники
Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. – М. : Просвещение, 2014.
Беляева Н. В. Литература : 5 – 9 классы : проверочные работы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2013.
Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : В 2-х ч. / В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин / под ред. В. Я. Коровиной. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим : дидактические материалы по литературе : 6 класс. – М. : Просвещение, 2013.
Учебно-методические пособия
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Ганжеко М. Б. Доклады по литературе. 6 кл. – М. : Издательство «Экзамен», 2013. – 287 с.
Турьянская Б. И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - федеральный институ педагогических измерений.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - филологический портал.
http://www.slovari.ru - Электронные словари.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - поурочное планирование, конспекты уроков, тесты, презентации к урокам, сценарии литературно-музыкальных вечеров.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - мир слова русского.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - литература школьникам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - методика преподавания литературы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - русская виртуальная библиотека.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Слова: поэзия Серебряного века.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Стихия: классическая русская / советская поэзия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - «Журнальный зал» – электронная библиотека современных литературных журналов России.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - журнал «Русский язык в школе», «Литература в школе» с приложением «Уроки Литературы»,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] журнал «Русская словесность».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - журнал «Русский язык и литература для школьников»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - учебный культурологический журнал «Зеленая лампа».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Новая литература. Литературно-художественный журнал.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Лимб. Журнал современной литературы.
nashol.com/knigi-po-russkomu-yaziku – книги по русскому
Контрольно-измерительные материалы
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
С целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе рекомендуется максимально использовать такие формы работы, как
сочинения-миниатюры,
развернутые ответы на вопросы,
ответы ограниченного объема (5-10 предложений) на проблемный вопрос,
эссе,
рецензии и др.
Виды контроля:
промежуточный:
постановка учебной задачи и выводы,
правильность выполнения заданий,
устная и письменная речь,
полные ответы на вопросы,
составление схем и рассказов по ним,
планирование,
индивидуальные задания и сообщения
итоговый:
проектная деятельность,
творческие задания,
контрольные работы,
изложения,
сочинения всех видов,
анализ текста.
Важно помнить, что итоговый контроль нельзя проводить на последнем уроке (уроках): иначе нет возможности прокомментировать результаты, дать возможность обучающемуся исправить отрицательную отметку. Любой вид контроля анализируется, комментируется, организуется работа над ошибками.
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:_______
_______________________________________________________________________________
Критерии оценивания
КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Отметка
Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
«5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
«4»
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
«3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
«2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
«1»
Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов
Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.
Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.
Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.
Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.
Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.
При оценке выполнения дополнительных заданий
рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Сочинения и изложения в VIX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс
Объем текста для
подробного изложения
классного сочинения
6
150-200 слов
1,0 – 1,5 страницы
К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Критериями оценки содержания и композиционного
оформления изложений и сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы – лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку).
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
1 орфографическая,
или 1 пунктуационная,
или 1 грамматическая ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические и
2 пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2 грамматические
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и
5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
ПРИМЕЧАНИЯ
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.
2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 232, 223; «3» ставится при соотношениях: 644, 464, 446. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».
ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Неудовлетворительный результат контрольной, проверочной, итоговой работы учащегося, отраженный в журнале учета успеваемости класса, в обязательном порядке должен иметь следствием дополнительную работу с учеником, включающую консультацию по неосвоенному материалу и повторную работу, что отражается в журнале успеваемости класса оценкой, выставленной рядом с первой неудовлетворительной отметкой.
Материалы повторной работы сдаются в учебную часть. При выставлении четвертной, полугодовой оценки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации.
Итоговая контрольная работа не может быть поводом к снижению итоговой оценки учащегося за четверть или полугодие
ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками. Отметка за четверть, полугодие может быть выставлена ученику при наличии у него не менее трех отметок за четверть и пять за полугодие. Отметка за четверть не может быть выставлена ученику по одной или двум отметкам, за исключением случаев длительной болезни. Ученик не имеющий или имеющий одну отметку и пропустивший ѕ учебного времени по предмету считается не аттестованным.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК
Условные графические обозначения
С – недочеты в содержании (логические - Л и фактические Ф ошибки).
цитатного материала; -информации.
Р – речевые недочеты. Точность и ясность речи. Под точностью и ясностью речи понимается владение достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами для точного и понятного выражения мысли.
I – орфографические ошибки.
V – пунктуационные ошибки.
Г – грамматические ошибки
Выставление оценок: С – Р 0 – 2 «4»
I – V – Г 4 – 3 – 1 «3»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
Заголовок 1Заголовок 2ђЗаголовок 4ђЗаголовок 7ђЗаголовок 815