Программа воспитания и социализации Растим патриотов России!
Северо-Западное управление Министерства образования и науки Самарской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Волжский
муниципального района Красноярский Самарской области.
(ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский)
5156203429000
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы
«Растим патриотов России»
(духовно – нравственной, патриотической направленности)
на 2012-2016 уч. год
Составитель:
Е.В. Халдыхороева
учитель начальных классов
2012 год
«Патриотизм есть любовь во благо и славу Отечества и желание способствовать им во всех отношениях»
Н.М. Карамзин
Концепция программы
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, уважения к памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость новым поколениям.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты, происходит разрушение ценностей старшего поколения, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории…».
Несомненно, ценности личности формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Воспитание нравственных качеств, патриотических чувств будущего гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На основе национального воспитательного идеала сформулирована основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников делает акцент на следующих базовых нравственных ценностях:
патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине;
социальная солидарность: личная свобода и права другого человека, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь и достоинство;
гражданственность – долг перед старшим поколением, семьей; закон и правопорядок;
семья – здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших;
труд и творчество – творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие и бережливость;
наука – познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание;
традиционные российские религии, ценности, которые усваиваются в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа – жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;
человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Стратегия, опираясь на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об основополагающих правах родителей.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – нравственные, этические, идейно – патриотические принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо страны. Именно успешные, высоконравственные люди, люди беззаветно любящие своё Отечество, являются основой современного общества и государства.
Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
Программа воспитания и социализации для учащихся моего класса составлена в соответствии с основными приоритетами государства, целями и задачами школы.
Цель воспитания и социализации
обучающихся ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский:
«Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»Задачи:
совершенствовать систему воспитания для обеспечения эффективности образовательной деятельности школы, в соответствии со стратегией развития российского образования;
создавать условия для полноценного духовно – нравственного воспитания и развития личности школьника на основе традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа;
создавать условия для воспитания чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству;
развивать здоровьесберегающую среду, способствующую формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни
снижать уровень асоциальных проявлений среди школьников;
поддерживать инновационную деятельность педагогов по воспитанию подрастающего поколения;
повышать удовлетворённость родителей качеством воспитательной работы в школе.
В.А. Сухомлинский говорил, что любовь к Отчизне начинается с любви к матери.
Первым и главным воспитателем патриотических чувств ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине.
Уважение к своей семье стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Но все ли родители говорят с детьми о Родине? О ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы?
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Духовное оздоровление народа призвано дать новый импульс повышения патриотизма, воспитание поколения, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Именно сегодня необходимо обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций, который включает в себя гражданское и патриотическое воспитание.
Поэтому работа с детьми в этом направлении является актуальной задачей в настоящее время.
Целью воспитательной системы моего класса является: создание условий для формирования духовно-нравственной личности, гражданина и патриота своей Родины, ценностных ориентаций через гуманизацию воспитательного процесса.
Задачи:
создание благоприятных условий для духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития учащихся ;
воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;
способствование к формированию у подрастающего поколения чувства гордости и верности Родине;
развитие у детей и их родителей интереса к изучению истории и культуры Отечества и родного края; изучение истории своей семьи, школы, района;
оказание помощи семьям воспитанников в гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия «Школа - семья».
Цели и задачи воспитательной системы реализуются через воспитательную модель.
Модель “Растим патриотов России! ”:
Личность, соблюдающая:
духовные, правовые и общечеловеческие заповеди;
имеющая твердую социально-активную позицию гражданина; обладающая культурой мысли; духовно и физически здоровая, знающая историю и культуру своей страны;
личность любящая свою Родину, свой «дом», свой родной «язык», свою культуру;
личность способная к саморазвитию, творчески мыслящая.
Основные направления реализации программы:
1.Разработка мероприятий духовно-нравственной и гражданско – патриотической направленности.
2.Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся через проекты и внеклассную работу.
3.Использование воспитательного потенциала школьных средств информации.
4.Исследовательская деятельность учащихся, направленная на изучение судьбы собственной семьи в истории страны, исторического наследия своего Отечества, его культуры.
5.Экскурсионная, лекционная и просветительская работа посредством музейной педагогики.
6.Использование системы дополнительного образования.
7.Взаимодействие с социумом: семья, школьники, соц. службы и т.дЗаповеди, на основе которых строится работа:
цени и оберегай свое Отечество;
овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа, своей семьи;
дорожи историей своего народа и его духовными истоками;
свято относись к символике своей страны;
береги красоту своего края.
Сроки реализации программы:
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.
1 класс – «Моя родословная»
2 класс – «Край родной навек любимый»
3 класс – «Мой дом – Россия!»
4 класс – «Моё будущее – будущее моего Отечества!»
Технологии:
Исследовательская деятельность.
Проектная деятельность.
Игра.
Патриотизм, как и нравственность, носит характер деятельности и поэтому их воспитание осуществляется в процессе разнообразных форм работы:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Уроки мужества;
Деловые игры;
Классные часы;
Беседы, диспуты, викторины;
Встречи;
Коллективные творческие дела, в том числе и с родителями;
Конкурсы, организация выставки;
Соревнования;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела.
Содержание программного материала
В 1 классе на этапе реализации воспитательной программы работа ведётся по двум направлениям: «С чего начинается Родина» и «Моя семья». Решаются следующие задачи:
1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.
Во 2 классе на этапе реализации воспитательной программы класса «Край родной навек любимый», основой являются следующие задачи:
Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к малой родине; к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее
Повышать авторитет школы, на основе знаний её истории, истории родного посёлка, героического прошлого жителей своего села
Формировать чувства причастности к прошедшему, настоящему и будущему своего посёлка, способствовать воспитанию культурной, духовно – нравственной личности
Содержание программного материала: узнать об интересных людях своего посёлка, города: героях войны, труда, людях литературы, истории, искусства; о памятниках архитектуры, культуры и их причастность к истории посёлка; о природных богатствах своего края, его сохранении; о возможности внести практическую пользу в благоустройство родного села; знакомство с традициями, обычаями и культурой села.
В третьем классе работа ведется по направлению “Мой дом - Россия!”. На данном этапе ставлю следующие задачи:
1. Утверждение национально – патриотических ценностей, воспитание чувства уважения и любви к культуре, природе, истории России, Самарской области.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, разных вероисповеданий.
3. Развитие чувства сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
4. Сформировать и закрепить систему духовно-нравственных ценностей, а также чувство уважения и любви к культуре, истории России, традициям и обычаям ее народов.
Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государственности; права и обязанности гражданина – патриота; историческое и культурное наследие страны; историческая справка, географическая справка; многонациональный народ, особенности культуры и истории; знакомство с образцами народного искусства; люди, прославившие своё Отечество, великие открытия и первооткрыватели; великое литературное и художественное наследие России; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека; основные законы прав и свобод человека.
Самарская область – «сердце» России. История Самары в истории России. Архитектурные и культурные памятники Самары и Самарской области. Административное деление Самарской области. Природные богатства и экологические проблемы региона. Выдающиеся люди самарской земли.
В 4 классе в процессе реализации направления «Моё будущее – будущее моего Отечества!», решались задачи:
Формировать эффективную работу по духовно-нравственному воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
Утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям.
Воспитание потребностей в здоровом образе жизни.
Принятие этических, моральных и социальных норм и правил .
Содержание материала:
Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты
Будущее страны, в которой мы живём, сегодня зависит от стремления быть полезными, неравнодушными, обладающими духовно – нравственными ценностями, высокими моральными качествами, стремящимися к процветанию и прославлению своего родного края, своего Отечества. Только истинные патриоты своей Родины способны «творить» великое будущее великой страны!
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы:
№ п/п Месяц проведения Название мероприятия Форма работы
1 класс
«Моя родословная»
1 Сентябрь «Государственные символы моей страны» Классный час
2 Октябрь День пожилого человека:
«Я с бабушкой своею дружу давным давно»
«Моя родословная» Концерт; встреча с интересными людьми
Проект
3 Ноябрь День матери. «Ты даришь таинство рассвета…»
Литературно – музыкальная композиция.
4 Декабрь «В здоровом теле – здоровый дух». Игры на свежем воздухе. Совместная деятельность с родителями
5 Январь «Традиции моей семьи» Беседа. Выставка рисунков
6 Февраль «День защитников отважных» Фотовыставка
7 Март Поздравления к Международному женскому дню. «Мамочка родная, я тебя люблю…» КТД, праздник
8 Апрель «Смеяться – разрешается!» Конкурсы
9 Май «День Победы!» Уроки мужества.
2 класс
«Край родной навек любимый»
1 Сентябрь Государственные символы Самарской области, Красноярского района. Беседа.
2 Октябрь «История села в лицах» Посещение школьного музея
3 Ноябрь «Вот моя деревня, вот мой дом родной» Экскурсия по родному посёлку
4 Декабрь Урок краеведения. «Моя малая родина» Игра
5 Январь «Рождество Христово – праздник веры, любви, единения» Классный час
6 Февраль Встречаем олимпиаду: «Мама, папа, я – здоровая семья» Игровая программа для детей и родителей на свежем воздухе
7 Март Всемирный день гражданской обороны. Классный час.
8 Апрель Международный день птиц. «Природа Самарской области» КТД.
9 Май «За наше счастливое детство – спасибо родная страна!» Литературно- музыкальная композиция
3 класс
“Мой дом - Россия!”
1 Сентябрь Многонациональный народ России.
«В единстве наша сила!» Классный час
2 Октябрь «Все профессии нужны, все профессии важны» Проект о профессии родителей.
3 Ноябрь День народного единства. «Страна, в которой я живу»
КТД
4 Декабрь «Святые места Поволжья» Виртуальное путешествие
5 Январь «Великие сыны России» Уроки мужества. Классный час
6 Февраль «Слава, армии Российской!» Тематический классный час о папах, защитниках родины.
7 Март «Здоровье Планеты – наше здоровье» Утренник к Всемирному Дню Земли
8 Апрель «Мы этой памяти верны» Классный час. Проект. Выставка рисунков.
9 Май «Покуда сердца стучат…»
«День Славянской письменности и культуры» Литературно – музыкальная композиция;
классный час
4 класс
«Моё будущее – будущее моего Отечества!»
1 Сентябрь «Права ребёнка в новом веке» Учебно- познавательная игра
2 Октябрь «Дорогие мои старики»
«Мы живём среди природы – мы её друзья» КТД
Посещение социально-реабилитационного центра с концертом.
Конкурс рисунков
3 Ноябрь «Образ матери в православии» Литературно-музыкальная композиция
4 Декабрь "Ваши добрые поступки" Дискуссия
5 Январь «Много профессий хороших и разных». Игра по профориентации
6 Февраль «О героях былых времён» Уроки мужества. Классный час
7 Март «Великие люди России» Уроки мужества. Классный час
8 Апрель «Мы – граждане страны великой!»
«Бессмертный полк» Классный час.
Проект
9 Май «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой»
«Бессмертный полк»
«Поклонимся великим тем годам» Уроки мужества. Проект
Вахта памяти. Митинг
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, выставки прикладного творчества; встречи с интересными людьми; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами, способностями и возможностями.
Отслеживать результаты духовно-нравственного развития и воспитания очень сложно. Результат – это принятие человеком конкретных духовных ценностей: идей или правил. Как мы уже говорили, механизм принятия ребёнком конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства: осмысление ценности (через слово) и практические действия на их основе (конкретная ситуация). Таким образом, принятие происходит:
---НА СЛОВАХ, то есть, осознание ценностей, оценка поступков, высказывание своей позиции.
---НА ДЕЛЕ, то есть проявляться в действиях, поступках. Только при наличии ДЕЛА можно говорить о душевном качестве личности.
Оценивать результаты воспитания надо осторожно, не вторгаясь во внутренний мир школьника, не нарушая его безопасности. ФГОС допускает только неперсонифицированную диагностику личностных результатов. Иными словами, оценивать можно только воспитанность класса в целом, но не отдельных учеников. Принятие духовных ценностей на словах поддается проверке письменных диагностических работ (не подписанных учениками). В них предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, сказать о том, как поступили бы они. Принятие ценностей на деле можно оценить только в ходе наблюдения и самооценки (или рефлексии).
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала, нравственных установок и моральных норм в процессе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; быть способным к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты:
• принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, свой народ, возникновение чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку – культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях,
• знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
• ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
• характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
• индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов воспитательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Программа призвана выполнять социальный заказ государства на воспитание гражданина с высокими духовно – нравственными устоями, любящих свою Родину, с активной жизненной позицией, высокими моральными качествами.
Список литературы:
Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2007. № 9. — С. 17—20.
Горшкова Е.А. Учет особенностей поведения младших школьников в процессе обучения и воспитания // Начальная школа. 2009. № 1. — С. 10—15.
Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. 2007. № 7. — С. 29—33.
Лукинова А.В. Патриотическое воспитание в современной России // Педагогическое образование и наука. 2007. № 5. — С. 46—48.
Луховицкий В. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты // Народное образование. 2009. № 7. — С. 212—216.
Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2007. № 4. — С. 11—12.
Плахова Т. В. «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи» Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Самара 2007 г.
Медиаресурсы: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466973
Воспитательная система классного руководителя
Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно, если на 10 лет вперёд - сажай лес, если же на 100 лет - воспитывай детей.
(Народная мудрость)
Воспитательная работа - целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Содержание, методика и технологии воспитательной работы определяют ее воспитательную систему.
Каждый ребёнок независимо от возраста должен знать, что есть человек, любящий его и принимающий его таким, какой он есть. Ребёнок должен чувствовать, что он незаменим.
На первых этапах жизненного пути такими людьми для ребёнка являются родители. В них ребёнок видит защитников, советчиков, друзей.
Переступая порог школы, ребёнок надеется, что в трудную минуту рядом с ним окажутся люди, которые смогут понять, принять его таким, какой он есть, помогут стать смелее, умнее, добрее и терпеливее. «Дети – цветы нашей жизни», но цветок живой – когда ребёнок «растёт» в жизни: среди дел, занятий, забот, отношений людей. Важно превратить школьные часы, дни и годы в радостные и счастливые. Важно, чтобы детям запомнилось не «отбывание в глухих застенках», а жизнь наполненная смысла, радостных эмоций, чувственных переживаний, увлечений, совместного творчества, поисков и находок.
Важным шагом построения моей программы воспитательной деятельности стало знакомство с теориями, современными концепциями и подходами в воспитании. Постулатом стали слова Ш.А. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах». В.А.Сухомлинский утверждал, что «хороший учитель» - это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком. Опираясь на опыт Владимира Абрамовича Караковского, директора школы, известного педагога - учёного, новатора и гуманиста, известного своей концепцией, коллективного воспитания, приоритетными считаю следующие приёмы опосредованного педагогического воздействия:
Отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов
Воздержание от излишнего дидактизма, назидательности, отказ от авторитаризма
Конструктивный диалог – формула успешного общения, совместный поиск истины
Развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность
В настоящее время, мною определены следующие воспитательные задачи:
Создание условий для формирования у детей целостной и научно обоснованной картины мира.
Способствовать формированию гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
Развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.
5. Формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
Эффективное решение перечисленных задач возможно лишь при соблюдении основополагающих принципов воспитательного процесса:
а) личностный подход:
признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение социальных прав и свобод;
признание уникальности и своеобразия каждого ребенка;
опора в воспитательной деятельности на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности;
б) гуманистический подход:
уважительные отношения между педагогами и детьми, уважение к мнению детей, доброе и внимательное отношение, создание психологического комфорта
в) средовой подход:
использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка
г) дифференцированный подход:
в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями
согласно ведущим функциям институтов воспитания
д) природосообразность в воспитании:
опора на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста
построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов
е) культуросообразность воспитания
опора на духовно – нравственные устои, национальные традиции, примеры истории и культуры многонационального народа России.
Суть моей воспитательной системы заключается в том, чтобы дети могли чувствовать себя счастливым, талантливыми, смелыми, добрыми, способными приносить пользу себе, своей семье, своей стране. Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от деятельности, позволяющей им открывать себя: свои способности, свои возможности. Именно она вызывает у ребёнка радость и интерес.
Для развития личности ребенка, необходимо создание такой системы деятельности, в которой главным направлением становится формирование личности духовно – нравственной, способной любить свой дом, свою Родину.
В работе использую следующие документы:
Закон об образовании в Российской Федерации
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Государственная программа: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»
Конвенция о правах ребёнка
Устав ГБОУ СОШ пгт. Волжский
Материалы:
Программа воспитания в школе
План работы школы
План воспитательной работы в классе, утверждённой завучем по ВР
Пакет педагогической диагностики
Перечень кружков, секций, ТО реализующих программу дополнительного образования
Основу духовно-нравственного развития и воспитания определяют следующие направления:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание ценностного отношения к окружающей среде, памятникам культуры, историческим ценностям и т.д (эстетическое воспитание);
- воспитание трудолюбия, как источника материального и
духовно – нравственного богатства общества;
- физическое воспитание - формирование у учащихся потребности к здоровому образу жизни, обогащение знаниями о значении физкультуры и спорта в развитии личности)
Цель воспитательной работы в классе
Создание условий для формирования базовой культуры личности, средствами духовно – нравственных ценностей и гражданско – патриотического воспитания.
Задачи:
Организация интеллектуально – познавательной деятельности воспитанников, формирование положительного отношения к учёбе, знаниям, деятельности;
Создание условий для воспитания гражданско – патриотических качеств через воспитательный потенциал урока и внеклассных мероприятий
Создание условий к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно – игровой, предметно – продуктивной, социально – ориентированной, общественно – полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок
и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно – нравственной компетенции – «становиться лучше»
Организация изучения традиций своей семьи, культурно – исторические и этнические традиции народов России
Принципы построения воспитательной работы
принцип развития духовно – нравственных качеств личности;
принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений;
принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей и других участников воспитательного процесса;
принцип ориентации на общечеловеческие ценности, опора на национальные и местные традиции;
принцип индивидуализации и дифференциации;
принцип успешного сотворчества, открытости.
Участники воспитательного процесса
2091661182245Учащиеся
00Учащиеся
4180205187325Администрация школы
00Администрация школы
-281970179395Родители
00Родители
28747641360670035661602159000128067713652500
-614309136872Структуры дополнительного образования
00Структуры дополнительного образования
475994893740Учителя - предметники
00Учителя - предметники
40443154559301173480532130
176657048895Классный руководитель
00Классный руководитель
34226502133600025165052133600037655502609854327525176530Психолог
00Психолог
4017645167640001504950143510002154555219075-319405168275Социальный педагог
00Социальный педагог
4043045184785Театр
0Театр
748030184150Дом культуры
00Дом культуры
287909022860Библиотека
0Библиотека
129159022225Музей
0Музей
Формирование личности младшего школьника
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), включение в единую систему коллективов (общешкольный, классный, дворовый), включение в новый вид деятельности (учение) — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, формирует характер, волю. Н.Е.Щуркова указывает на постепенное, пошаговое формирование образа жизни, достойного человека.
По мнению автора, учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя уже способны понять и принять нормы культурной жизни. Этих норм великое множество, но у всех единое основание — истина, добро, любовь к Родине, к своей семье, к месту, где родился и вырос.
Исходя из приоритетных целей и задач школы, определены основные направления воспитательной системы в классе:
Гражданско-патриотическое
Духовно - нравственное
Спортивно-оздоровительное
Экологическое
Художественно-эстетическое
Трудовое воспитание и общественная деятельность
Семейное воспитание
Диагностическая работа по изучению личности учащихся
Направления реализуются системой тематических модулей:
Сентябрь - «Внимание, дети идут в школу!»
Октябрь - «Учитель – как бесценно имя это…»
Ноябрь - «Наше здоровье в наших руках!»
Декабрь - «Новогодний серпантин»
Январь - « Россия – наша гордость и слава!»
Февраль - «Подвигу народа жить в веках!»
Март - «Целую, низко голову склоняя, я миллионы женских рук любимых...»
Апрель - «Мой край – моя судьба»
Май - «Поклонимся великим тем годам…»
Но какой бы модуль мы не рассматривали, мы чётко и целенаправленно выполняем основные задачи воспитательной системы, через различные формы работы:
Уроки мужества
Деловые игры
Классные часы
Беседы, диспуты, викторины
Встречи
Посещение музеев, центров духовного развития (храм, святые места)
Дополнительное образование в ТО, секциях, кружках
Коллективные творческие дела
Конкурсы, соревнования
Проектная деятельность
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела
Концерты
Организация выставок
Совместная деятельность с родителями
Достижению цели способствуют:
наблюдение ребёнка на уроках и во внеурочное время
организация внеклассных мероприятий, для раскрытия кругозора
создание условия для развития умственных и художественных способностей, совершенствовать талант, художественное и природное дарование
совершенствование культуры поведения обучающихся в школе, общественных местах, соблюдать гигиенические навыки
укрепление детского коллектива через индивидуальный подход и коллективно – творческие дела
мероприятия по охране и укреплению здоровья школьников
организация интересной жизни в свободное от уроков время
привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время
Правила организации жизнедеятельности классного коллектива
Субъектами процесса воспитания являются:
Учитель, как «предъявитель культуры» и ученик – равный учителю
Основное правило этики и чести учителя – уважать и любить людей, делать добро. Я верю, что ребенок не может быть плохим, любовь не даёт червлёные всходы. Каждый ребёнок – талант, нужно только помочь ему раскрыться. Нужно изо дня в день всем укладом жизни, всем духом школы ориентировать его на выполнение нравственных норм-заповедей:
Старайся делать добро!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Постарайся простить, даже если сейчас тебе больно!
Познай мир и себя!
Стремись найти свою цель в жизни!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Лучше отдай свое, чем возьми чужое!
На пути реализации воспитательной системы, ведётся планомерная работа по организации самоуправления, целью которой является:
Формирование активной гражданской позиции.
Содействие всестороннему развитию личности, гражданина, патриота
Задачи, которые помогают в достижении цели:
Развитие организаторских способностей, самостоятельности.
Воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, взаимное уважение.
К концу 4 класса, правильно построенная система самоуправления начинает приносить плоды. На данном этапе необходимо лишь направлять, а за организацию мероприятий полностью отвечают сами дети. Они уверены, что справились с задачей самостоятельно, а ситуация успеха позволяет ребятам ставить перед собой новые, более трудные задачи и не бояться их преодолевать. Они постоянно готовы к активной деятельности: реализации социально – значимых проектов, участие в акциях, конкурсах и т.д..Самоуправление строится на принципах гуманности, ответственности, самореализации.
Самоуправление подразумевает свод правил, при котором оно может быть успешно:
выбирай такое поручение, с которым сможешь справиться, не стесняйся попросить помощи
не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня
дал слово – держи
отвергая, предлагай
будь готов к критике и самокритике
один в поле – не воин
помни – терпение и труд, к цели ведут
мы сила, когда мы вместе
Схема самоуправления в 4 классе
1240371183922Собрание учащихся класса
0Собрание учащихся класса
246495010708701680210296545Актив класса
00Актив класса
24788131987070
369027322893500990206185803001513277338455003470910320040002467933335580004084955190500 Учебный сектор
00 Учебный сектор
118110151765 Зам. председателя
00 Зам. председателя
1145060-3175Председатель класса
0Председатель класса
297751553340Спорт. сектор
Спорт. сектор
197104055880Досуговый сектор
Досуговый сектор
96647059055Трудовой сектор
0Трудовой сектор
-527685416560Ученик класса
0Ученик класса
Председатель и зам. председателя избирается «тайным» голосованием. Все остальные «должности», такие, как: организаторы досуга, спорт. сектор, уч.ком, ст. дежурный по столовой, ст. дежурный по школе, цветовод и т.д., выбираются на основе добровольности, интересов и пожеланий претендентов.
Классный руководитель – надёжный друг и помощник, который неотступно следует правилам эффективного взаимодействия с младшим школьником.
1. Воспитывая детей, необходимо делать то, что говоришь. Это вопрос взаимного доверия.
2. Учащиеся ожидают от педагога постановки четких целей и их последовательной практической реализации.
3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение, даже самое малое не может остаться незамеченным. Каждое поражение, должно быть проанализировано и найдены пути решения.
4. Детьми нельзя манипулировать, с ними нужно вести диалог.
5. С первого дня рождения детского коллектива, необходимо создавать ситуацию успеха совместной деятельности.
6. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся. Наказание, не лучший советчик.
7. Здоровый юмор - средство снятия стресса и страха, настрой на позитив.
8. Педагог дает возможность учащимся побывать в роли учителя и воспитателя. Обучение других детей тому, чему они научились сами, будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень.
9. Педагог стимулирует игровое творчество, что даёт простор воображению и развивает интеллект.
10. Педагог не должен проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.
11. Проводимое внеклассное мероприятие должно учить ребёнка ставить вопросы. Это возможность новых открытий, самопознания и миропонимания.
12. Оценка деятельности ребёнка должна быть реальной, без прикрас, что формирует адекватную самооценку.
13. Оцениваются всегда поступки и НИКОГДА ребёнка.
14. Истинный педагог любит своих детей. Нет ничего дороже, чем чистый лист детской души. Главная задача учителя, оставить на нём только яркие пятна.
Вся воспитательная работа тесно связана с учебной деятельностью, поэтому в ожидаемых результатах по окончанию начальной школы, мы хотим видеть не только творчески развитого ученика, который стремится хорошо учиться, самостоятельно добывать знания, умеет работать в коллективе, а выпускника с высокими духовно – нравственными устоями, патриота своей Родины.
Как бы ни была велика роль школы в воспитании ребенка, первоочередные функции в воспитании отводятся родителям.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить социально здорового младшего школьника.
Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от плодотворного сотрудничества с родителями. Мы, педагоги, работающие с младшими школьниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей.
Для организации совместной деятельности использую различные формы работы:
•Участие в акциях патриотической направленности
•Проектная деятельность
• Концерты, спектакли, конкурсы
•Экскурсионные поездки и др.
Традиционные праздники и спортивные семейные конкурсы:
•Мы школьниками стали.
•День матери
•День защитника Отечества
•День здоровья: "Папа, мама и я - олимпийская семья"
•"Здравствуй, лето!"- праздник к дню защиты детей.
Акции:
«Чистый посёлок»
«Бессмертный полк»
«Покорми птиц»
«Подари книгу»
«Неделя добра»
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей необходимо понимание значений тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараясь заинтересовать родителей школьной жизнью.
Для успешного сотрудничества необходимо соблюдать правила эффективного взаимодействия
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения!
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу.
3. Сохраняйте спокойный тон, не спешите с выводами!
5. Сохраняйте ситуацию конфиденциальности информации, полученной от родителей!
6. Для любого родителя ребёнок - самое любимое и ценное. Необходимо не только обозначить проблемы, но и отметить положительные качества воспитанника, на которые можно опираться для решения возникших проблем.
7. Если педагог в вопросе некомпетентен, желательно предложить родителям обратиться за консультацией к специалистам!
10. Родители – активные участники жизнедеятельности класса и школы, должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы грамотами и благодарственными письмами!
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса
Отражение духовно - нравственных норм и правил в повседневной жизни
Проявление патриотических качеств
Активная гражданская позиция
Сформированность классного коллектива
А так же:
— внешний облик ребенка;
— физическое и психическое развитие;
— качественность разнообразной деятельности;
— ценностные предпочтения;
— отношение ребенка к своему Я.
Позитивные результаты деятельности классного руководителя:
Будет сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Обучающиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, патриота.
Школьники имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп.
В классе создан благоприятный психологический микроклимат: атмосфера сотрудничества и взаимопомощи, взаимопонимания и психологического комфорта
Развитие творческих возможностей каждого ребенка с учетом его внутренних психологических предпочтений.
Учащиеся знают и берегут традиции своей семьи, школы; бережно относятся к природе, любят свой край, свою Родину.
В.А. Караковский сказал: Школа — это разновозрастная общность людей, которые могут жить по другим законам, нежели в повседневной жизни. Нужно только договориться: «Какой бы жизнь ни была вокруг, давайте в нашем общем доме жить по законам порядочных людей. Давайте жить так, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо».
Литература.
В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» (Теория и практика воспитательных систем), Новая школа, М., 1996 г
М.А. Александрова, Е.И.Баранова, Е.В. Володина. Планирование воспитательного процесса. Современные подходы и технологии. Центр «Педагогический поиск», М., 2011 г
Н.Е.Щуркова. Лекции о воспитании, Центр «Педагогический поиск», М., 2009 г
Н.Е.Щуркова. Нежная педагогика, Центр «Педагогический поиск», М, 2005 г
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя
и младших школьников \по Дереклеевой Н. И.\
Школа: день за днём. Педагогический альманах.
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=427http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/19/rabota-s-odarennymi-detmihttp://www.p-lib.ru/psihologia/krutetskii/krutetskii75.htmlhttps://docviewer.yandex.ru/