Элективный курс по русскому языку для 5 класса Занимательный русский язык


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Российской Федерации Медведева Сергея Юрьевича»
Учебный курс
«Занимательный русский язык»
для 5-ых классов
на 2016-2017 учебный год
основное общее образование
уровень базовый
Элективный курс разработан на основе авторской программы, разработанной Л.В. Мищенковой и обеспеченной методическим пособием «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей» (10-11 лет) / Л.В.Мищенкова, Методическое пособие, 5 класс.- М.: Издательство РОСТ, 2013г
Составитель: учитель русского языка и литературы
Пономарева Юлия Олеговна
Бийск 2016
Пояснительная записка
В основу рабочей программы по курсу «Занимательный русский язык» для 5 класса МБОУ СОШ № 9 положена авторская программа, разработанная Л.В. Мищенковой и обеспеченная методическим пособием «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей» (10-11 лет) / Л.В.Мищенкова, Методическое пособие, 5 класс.- М.: Издательство РОСТ, 2013г.
Данный предмет входит в перечень рекомендуемых предметов Министерством образования и науки РФ.
Настоящая программа составлена на 35 часов (из расчета 1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
Общая характеристика предмета
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходит на помощь занятие факультатива.
Организация занимательных уроков основывается на следующих принципах: добровольности участия, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.
Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.
Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому на занятиях факультатива следует обращать внимание на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Занятие факультатива должны убедить школьников в том, что родной язык надо изучать постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.
В 5г классе обучающиеся с разной степенью учебной мотивации, поэтому планирование составлено с учётом их особенностей.
Цели и задачи обучения
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем.
Курс по русскому языку ставит следующие задачи:
Воспитание любви к русскому языку;
Развитие интереса к языку как учебному предмету;
Расширение и углубление программного материала;
Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
Совершенствование общего языкового развития школьников.
Место предмета в учебном плане
Программа адресована обучающимся 5-х классов общеобразовательной школы со средним уровнем обученности.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Формы организации учебного процесса
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
анализ и просмотр проектов;
составление проектов.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы контроля
монологический ответ;
диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);
комплексный анализ текста;
осложненное описание;
составление сложного и простого плана к тексту;
изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
составление диалога на заданную тему;
составление текста определенного стиля и типа речи;
сочинение;
составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
работа с деформированным текстом;
задания в форме тестов (закрытого и открытого типа).
Контроль предполагает разноуровневый подход.
Содержание тем учебного курса:
В содержание курса входит закрепление тем, изученных на уроках русского языка по разделам «Орфография», «Фразеология», «Культура речи», а также знакомство с понятиями «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.
С Днем знаний!/ Происхождение слов: "глобус", "шпаргалка", "каникулы".
Русский язык – наше богатство./Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы.
Ох уж эти небылицы!../Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши.
Игротека./ Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок.
Про –тся и –ться у глаголов./ Правило написания-тся и -ться у глаголов.
Поиграем со словами./ Различные формы игр со словами.
Они такие классные, удвоенные согласные…/Правописание слов с удвоенными согласными.
Игротека./ Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами.
Афоризмы о труде./ Что такое афоризмы. Ценность афоризмов.
Пословица не даром молвится./ Отличия пословицы от поговорки. скрытый смысл пословицы.
Про анаграммы и метаграммы./ Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами.
Игротека./ Афоризмы. Пословицы. Анаграммы.Метаграммы.
По страницам детской энциклопедии./Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии.
Фразеологизмы./ Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!"
Что за ПРЕлесть эти ПРИставки./ Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения.
Игротека./ Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь.
Буквы З и С на конце приставок./ Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука.
Их следует запомнить./Слова из словаря для запоминания.
О логогрифах и палиндромах./ Понятия "логогрифы"и "палиндромы".
Игротека./ Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.
Что мы пишем после Ц./ Правописание Ы,И после Ц.
Коварные Е-И в корнях с чередованием./ Правописание Е,И в корнях с чередованием.
Разделительные Ъ и Ь./ Употребление Ъ и Ь в словах.
Игротека./ Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах
О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике./ Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика.
И вновь словарные слова./ Игры со словарными словами.
И снова о чередовании И-Е в корнях слов./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов.
Игротека./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика".
Библейские фразеологизмы./ Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение.
Поговорим, дружок, о басне./ Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни".
Берегите книгу./ Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой.
Игротека./ Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги.
Повторяем./ Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.
Повторяем, повторяем…/ Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы. Афоризмы о труде.
Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»./Решение головоломок.
Планируемые результаты
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Перечень учебно – методического обеспечения:
Компьютер;
мультимедийный проектор;
рабочие тетради.
Тематическое планирование по курсу
«Занимательный русский язык»/«Развитие познавательных способностей»
№ п/п Тема Направление работы Количество часов
1 С Днем знаний! Происхождение слов: "глобус", "шпаргалка", "каникулы". 1
2 Русский язык – наше богатство Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы 1
3 Ох уж эти небылицы!.. Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши 1
4 Игротека. Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок 1
5 Про –тся и –ться у глаголов. Правило написания-тся и -ться у глаголов 1
6 Поиграем со словами Различные формы игр со словами. 1
7 Они такие классные, удвоенные согласные… Правописание слов с удвоенными согласными 1
8 Игротека. Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами 1
9 Афоризмы о труде Что такое афоризмы. Ценность афоризмов 1
10 Пословица не даром молвится Отличия пословицы от поговорки. скрытый смысл пословицы 1
11 Про анаграммы и метаграммы Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами 1
12 Игротека. Афоризмы. Пословицы. Анаграммы. Метаграммы 1
13 По страницам детской энциклопедии Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии 1
14 Фразеологизмы Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!" 1
15 Что за ПРЕлесть эти ПРИставки Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения 1
16 Игротека. Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь 1
17 Буквы З и С на конце приставок Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука 1
18 Их следует запомнить Слова из словаря для запоминания 1
19 О логогрифах и палиндромах Понятия "логогрифы"и "палиндромы" 1
20 Игротека. Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы 1
21 Что мы пишем после Ц Правописание Ы,И после Ц 1
22 Коварные Е-И в корнях с чередованием Правописание Е,И в корнях с чередованием 1
23 Разделительные Ъ и Ь Употребление Ъ и Ь в словах 1
24 Игротека. Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах 1
25 О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика. 1
26 И вновь словарные слова Игры со словарными словами 1
27 И снова о чередовании И-Е в корнях слов Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. 1
28 Игротека. Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика". 1
29 Библейские фразеологизмы Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение 1
30 Поговорим, дружок, о басне Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни". 1
31 Берегите книгу Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой 1
32 Игротека. Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги 1
33 Повторяем Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы 1
34 Повторяем, повторяем Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы. Афоризмы о труде 1
35 Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» Решение головоломок 1