План самообразования 2013-2018 уч. год
ПОЛОЖЕНИЕ
О САМООБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ
•1. Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом Зеленовской средней общеобразовательной школы.
1.2 Уровень сформированности профессионализма зависит от характера отношения к нему, степени заинтересованности педагога в актуализации своего творческого потенциала. Профессионализм является высшей ступенью выражения ценностного отношения педагога к своей деятельности. Он характеризуется уровнем компетентности, психологической и педагогической эрудированностью, пониманием требований, предъявляемых к нему государством и обществом. Видением цели своей деятельности, знанием путей и средств ее достижения, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, практики обучения и воспитания учащихся, методов исследования педагогической деятельности, технологии их применения и др. Это должно найти применение в целях непрерывного самообразования учителей школы.
2.Выбор темы.
1.1 Учителю предоставляется право выбора темы самообразования.
1.2 При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой школы и методического объединения.
3.Сроки работы над изучением темы.
1.1 В зависимости от обширности выбранной темы учитель может работать над ней от
трех до пяти лет.
4.Структура программы самообразования.
1.1 Тема самообразования.
1.2 План самообразования по форме:
Цели;
Задачи;
Ожидаемые результаты;
Направления самообразования;
Основные этапы работы;
Обобщение материалов исследования ;Итоги самообразовательной работы
Этапы
С/об-
разо-
вания
Содержание деятельности
Сроки
Подведение
итогов
1. Поиск и составление списка литературы по теме с/образования(список пополняется в течение времени с/образования сентябрь МО, беседа с руководителями
школы
2. Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики. (Посещаются уроки, анализируется литература, проводится анкетирование и тестирование учащихся и учителей.) Октябрь
декабрь МО, беседа с руководителями
школы
3
Проектирование собственного педагогического поиска. (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, разрабатываются критерии достижения целей, намечаются этапы продвижения в поиске.) Консультации у руководителей школьных и районных МО. январь Методсовет, МО.
4 Опытно-эксперементальная проверка своего с/образовательного проекта на базе классов, где работает учитель. (Приглашает коллег для анализа, проводит срез работ по целям с/образования, фиксирует результаты в сравнительных таблицах, приходит к выводу - то ли получено, что планировано было получить.) Февраль март Открытые уроки, собеседования с коллегами, руководителями школы, МО
5 Рефлексия. Оформление и представление результатов с/образования в виде методических рекомендаций, дидактических разработок, планов, реферата и т.д. Апрель май Выступление на научно-практической конференции школы, района, методсовете, МО
5.Контроль за самообразованием педагогов.
1.1 В целях методического осуществления контроля за самообразованием педагогов в конце учебного года заполняется таблица:
предмет Ф.И.О.
учителя Этапы профессионального развития
Развитие своего опыта Освоение чужого опыта Освоение научной разработки Создание новой практики через эксперимент
Указывается проблема Чей опыт, где он опубликован Из какого журнала, книги и т.д. Проблема эксперимент
1.2 По итогам работы над темой самообразования заполняется лист «успешности учителя» и проводится корректировка профессионального развития каждого педагога, определяются коллективные и индивидуальные формы самообразования учителей.
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Учителя истории
Райжановой А.Е.
Две-три мысли, два-три впечатления
поглубже выжитые в детстве, собственным
усилием (а если хотите, так и страданием),
проведут ребенка гораздо глубже в жизнь,
чем самая облегченная школа...
Ф.М. Достоевский.
О себе
Чтобы счастье наше было полно, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей, последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья, лишь в той мере, какой мы готовы работать для их благополучия, эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью.
П. Гольбах
У ребенка свое особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим.
Ж.-Ж. Руссо
О воспитательной деятельности
Ты так же талантлив как каждый из нас. Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя; ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя; ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя; и какие наслаждения других ждут, такие ждут и тебя.
Уолт Уитмен
Место работы: КГУ «Гимназия № 130 им. Ильяса Жансугурова»
Занимаемая Должность: учитель истории и обществознания
Дата назначения на должность в данной гимназии: 1.09.2003 год
Общий стаж трудовой деятельности: 15 лет
Педагогический стаж: 15 лет
Квалификационная категория, дата присвоения:
Первая категория высшего уровня квалификации, сентябрь 2013 год
Образование: высшее, закончила Казахский Национальный Государственный Университет им. Аль-Фараби по специальности - история.
Квалификационная категория - первая.
Курсы повышения квалификации: окончила курсы обучения учителей по программе третьего (базового) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан, ИПК ПР по г. Алматы филиал АО НЦПК «Өрлеу» № 0009093, с 23 февраля по 18 мая 2013 года; Обучение строю на основе развивающего обучения, что, позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Методическая проблема гимназии: «Современная гимназия как динамично развивающее инновационное пространство для формирования конкурентоспособной личности учащегося»
Основные идей:
Цели:
-выявление и развитие способностей каждого ученика,
-обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования,
учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
-введение в учебно -воспитательный процесс современных технологий обучения.
обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования,
учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителей.
Задачи:
1) поддерживать научно-исследовательскую и поисковую работу учителей и учащихся,
стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;
2) совершенствовать систему мониторинга образовательного процесса по всем предметам;
3) улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности через систему
взаимодействия партнерского сотрудничества с семьей.
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Развитие критического мышления на уроках истории».
Работа над темой начата в 2013 году
Предполагается закончить работу над темой в 2018 году.
Цели и задачи:
1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
4) повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления Действия и мероприятия Сроки
реализации
Профессиональное 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3.Систематически выписывать журналы «История в школе» и «История»,
4.Вести каталог статей из этих журналов.
5. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории
6. Повышение квалификации по предмету, курсы.
7. Подготовка к аттестации гимназии.
8. Подготовка к аттестации на высшую категорию высшего уровня квалификации.
2013- 2014
2013-2014
Регулярно
Регулярно
2013-2014
2013-2018
Регулярно
Психолого-педагогические 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Регулярно
Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории.
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района.
10. Разработать программы элективного курса по предмету.
12. Выступать с докладами по теме самообразования.
13.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории.
14.Систематический просмотр определённых телепередач, касающихся образования и науки в Казахстане. (на каз. яз., на рус. яз.)
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Ежегодно
Регулярно
Регулярно
Регулярно
2014-2018
Информационно-технологические технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии. Изучение статей, брошюр передовиков-новаторов. Изучение инновационных методов работы ведущих учителей района, города, республики, стран дальнего и ближнего зарубежья
3. Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках истории».
5. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
6. Составление мультимедийных презентаций к урокам истории.
7. Широкое использование на уроках истории электронных учебников.
8. Приобретение новых электронных учебников.
9. Проведение развёрнутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе по внедрению инновационных образовательных технологий.
10. Проведение открытых уроков. Регулярно
Регулярно
2014-18
2013
Ежегодно
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Предметная декада
Охрана здоровья 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни. Регулярно
Регулярно
Обобщение и распостранение собственного педагогического опыта 1.Выступление перед коллегами на семинарах, методсоветах, медсоветах.
2. Печать статей в методическом журнале. 2014-2018
2013-2018
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 2013-2018 1.Курсы повышения квалификации учителей.
2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла цикла.
3.Подписка на методическую литературу «История в школе», «Первое сентября. История».
4.Изучение литературы:
1).Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.- М.:, 2006.
2. Халперн Д. Психология критического мышления — 3676 Кб/doc.
3. Плаус С. Психология оценки и принятия решений.
4. Поль Р. У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире.
5. Руджиеро В. Р. По ту сторону эмоций и чувств: Руководство по критическому мышлению
6.Голуб И.Б. ЕГЭ сдаём без проблем. История без репетитора.-М.:Эксмо, 2006.
7. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2004.
8. Генике, Е. А., Трифонова, Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифоова . – М.: БОНФИ, 2002
Прогностический 1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 2013-2018 1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла по темам.
2. Освоение педагогической технологии.
3. «Определение уровня гуманитарных знаний выпускников гимназии».
Практический 1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы. 2013-2018 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:
«Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках истории».
2.Открытые уроки.
3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
Обобщающий 1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 2013-2018 1.Выступление на заседании МО учителей гуманитарного цикла по теме «Обновление исторического образования в контексте перехода на новый учебный план».
2. Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3. Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках истории»
4. Консультативная помощь учителям и учащимся.
5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
Внедренческий Распространение опыта работы. 2013-20181. Принять участие в методическом дне «Открытый урок».
2. Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте.
3. Публикация методических разработок, статей.
Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) - являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.
Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД» необходимо и достаточно
- диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;
- создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;
- выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
7. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя истории»
8. Документы Правительства РК, Министерства образования РК, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) - проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
Творческое сотрудничество с учителем информатики Диденко В.В. по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint",редактора электронных таблиц Microsoft Excel,Mikrosoft ofisse Poyer Point
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО гуманитарного цикла цикла, педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) - на районной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета до 85%.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.