ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ «УСПЕШНОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2014 – 2018 гг.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОМАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. В.М. УСТИЧЕНКО»



Согласовано
Председатель Управляющего совета
___________Н.С. Нурмухаметова









ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
И УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
«УСПЕШНОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
на 2014 – 2018 гг.















п. Комарово Ясненского района
2014г.
Паспорт программы
Наименование программы
Программа развития воспитательной системы и ученического самоуправления «Успешное поколение»

Заказчик
Администрация ОУ

Разработчик
Творческая группа педагогов и воспитателей, руководитель Жиентаева А.А., зам. директора по ВР

Исполнители
Внутренние: коллектив педагогов, учащихся и их родителей, медицинская сестра, педагог-психолог, школьный библиотекарь и социальные партнеры.
Внешние: СДК п. Комарово, коллектив ДЮЦ, спорткомплекс «Асбест», ДШИ, кинотеатр «Заря», РДК «Горняк»

Целевая
аудитория
Учащиеся 1-11 классов


Цель
Совершенствование условий для мотивации учащихся на личные достижения в различных видах деятельности, для становления образованного, разносторонне развитого человека с позитивной жизненной позицией, нравственным стержнем, умеющего ориентироваться в окружающем мире и принимать решения, отвечать за свои поступки, стремящегося к саморазвитию и самореализации, обладающего потребностью быть успешным в обществе.

Задачи
организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, комфортного для социализации любого ребенка и открывающего каждому ребенку путь к успешности;
развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении учебно-воспитательным процессом, деятельностью творческих и общественных объединений различной направленности;
содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
создание условий для более активного и широкого участия семей учащихся в воспитательном процессе, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;
воспитание учащихся в духе демократии, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма и личной ответственности.
обеспечение возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности;
организация осмысления учащимися полученного опыта результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности.

Направления
- духовно-нравственное воспитание
- правовое
- гражданско- патриотическое (в т.ч. военно-патриотическое)
- интеллектуально- познавательное
- спортивно-оздоровительное
- художественно-эстетическое
- трудовое

Нормативно-правовые основы разработки Программы
Конституция РФ
Конвенция о правах ребёнка
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»
- Устав школы
- ФГОС ООО и НОО
- Программа развития МОБУ «КСОШ им. В.М. Устиченко» «Школа успеха – школа для всех» на 2014 – 2018 гг.

Ожидаемые результаты
сформированность высокого патриотизма, чувства национального самосознания, чувства гордости за свою Родину;
качественное усвоение школьниками правовых, патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения;
владение методами самовоспитания, самоконтроля;
повышение у воспитанников интеллектуальной и общей информационной культуры;
сформированность потребности в проявлении самостоятельной творческой активности;
наличие у воспитанников умения строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, быть гармоничным, позитивным и успешным во всех сферах своей деятельности;
высокая результативность профориентационной работы, итогом которой станет осознанный выбор профиля обучения и в дальнейшем профиля профессионального образования (в идеале, их совпадение);
адекватная оценка учащимися своих возможностей;
потребность у воспитанников в физическом совершенствовании, ведении здорового образа жизни;
повышение степени удовлетворенности родителей результатами воспитательной работы школы, качеством и ассортиментом дополнительного образования.

Управление реализацией Программы
Периодический мониторинг реализации Программы (1 раз в четверть)
Ежегодный анализ хода реализации Программы и её коррекция
Ежегодный отчет о воспитательной работе, представляемый Управляющему совету и размещение его на сайте школы
Анализ итогов реализации Программы, состояния и результатов (достижений, проблем) воспитательной работы– ноябрь 2018г.
Разработка Программы (на следующие 3 – 5 лет) – ноябрь-декабрь 2018г.
Контроль за ходом реализации программы осуществляется администрацией МОБУ «Комаровская СОШ им. В.М. Устиченко»













Анализ состояния воспитательной системы ОУ
Педагогический коллектив реализует идею создания в социуме единого образовательного пространства, центром которого является школа, и воспитательной среды в нем с целью координации всех усилий социума на воспитание учащихся и молодежи.
Классные руководители объединены в единое методическое объединение.
Совершенствованию профессионального мастерства классных руководителей, педагогов способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа над темами по самообразованию, обучение на квалификационных и проблемных курсах, участие в работе РМО, знакомство с опытом воспитательной работы педагогов школы и других школ.
Творческая работа учащихся и учителей проявляется и в участии в конкурсах: «Учитель года», «Педагогический дебют», «Самый классный классный», КВН среди учителей школ района.

























В 2010-2014г. воспитательная работа в школе проводилась в соответствии с воспитательной программой «Мы - россияне», которая была разработана с учетом потребностей, интересов, возможностей всех участников социума и состояла из нескольких подпрограмм:
- Вариативная программа «Патриот»
- Вариативная программа «Знания»
- Вариативная программа «Здоровье»
- Вариативная программа «Культура»
- Вариативная программа «Семья»
Воспитательная система охватывала весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.
Воспитание осуществлялось с помощью:
уроков общеобразовательного цикла;
внеурочной деятельности;
внешкольной деятельности;
Воспитательная деятельность включала следующее:
общешкольные праздники;
развитие ученического самоуправления;
создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся;
социальную работу;
совершенствование работы классных руководителей;
физкультурно-оздоровительную работу.











Решение поставленных задач осуществлялось через охват детей различными видами деятельности:
учебно – познавательную;
досуговую;
социально – культурную;
спортивно – оздоровительную;
Формы реализации воспитательной системы:
1)Разновозрастные объединения школьников – постоянные и временные:
- кружки, секции по интересам
2) Детское самоуправление.
3) Организация коллективных творческих дел.
4) Интеграция учебной и внеурочной деятельности


Для решения вопросов успешного обучения и воспитания необходимо повышение эффективности деятельности всех участников образовательной среды и социума.
К сожалению, снижается уровень образованности, воспитанности взрослого населения в социуме, что способствует отрицательному влиянию на обучение и воспитание детей. Для того чтобы дети имели разнообразный мир увлечений, необходимо, чтобы они имели положительный пример. Таким примером должны быть: молодежь, взрослое население и, конечно же, родители, которым не безразлична судьба детей.
В школе работает орган ученического самоуправления. Оно объединяет учащихся 5 – 11 классов. Основные направления деятельности организации: развитие способностей детей в искусстве, спорте, воспитание гражданина с активной жизненной позицией, совершенствование школьного детского самоуправления. Члены ученического самоуправления под руководством организатора детского движения организуют свою работу в различных направлениях: школьные праздники, участие в районных мероприятиях, акциях, благоустройство школы и города, дежурство по школе, и т.д. В школе проводились конкурсы, акции, праздники.










Для организации внеурочной деятельности в школе созданы и работают объединения, спортивные секции. Учащиеся посещали: ДЮП, Юный корреспондент (школьная газета), ЮИД, «Туристический», «Мастерица» , спортивные секции.










Воспитательное пространство школы включает сельский дом культуры, ДЮСШ «Асбест», Детско-юношеский центр, Центр занятости населения, с которыми нас связывают плодотворные тесные отношения. Между школой и данными учреждениями сложилась многолетняя творческая деятельность, направленная на организацию досуга учащихся и всего социума, воспитание молодого поколения, предупреждение правонарушений и безнадзорности учащихся и молодежи.


















Достижения наших воспитанников.
Победы в конкурсе «Класс года» - в трех из четырех проведенных конкурсов: 2008 год - 7 класс, Максакова В.А., 2010 год - 7 класс, Лукъянец Е.И., 2013 год - 6 класс, Нурмухамедова Д.А.





- Победы в конкурсе «Ученик года» - в четырех из шести:
Тасмухаметов Дамир – 2009 год, Дерипапа Юлия – 2010 год, , 2012 год - Жаймухамедов Ануар, 2013 год - Тасбулатова Анара.









В целом, уровень воспитанности учащихся можно оценить выше среднего. Нравственные установки большинства учащихся соответствуют требованиям этики и морали общества.
Изучение уровня воспитанности учащихся 1-11 классов
Входная диагностика по изучению уровня воспитанности проводилась классными руководителями в течение сентября. По итогам анкетирования было выявлено:
Из 146 обучающихся:
Высокий уровень воспитанности имеют 50 обучающихся (34% обучающихся)
Хороший уровень воспитанности - 67 обучающихся (46%)
Средний уровень воспитанности – 29 обучающихся (20%)









Материально-техническая база школы удовлетворительная, включает в себя учебные помещения, сенсорную комнату, спортзал, библиотеку, медиатеку, кабинет информатики, мастерскую, кабинет технологии, столовую и т.д. В школе созданы оптимальные условия для обучения и воспитания учащихся.









ШКОЛА - это целое государство, тот уникальный мир, в котором наши ученики проживают целое десятилетие. Школьные традиции объединяют педагогов, учащихся, их родителей и выпускников школы, а также связывают окружающий социум со школой. Их благотворное влияние мы чувствуем и в праздники, и в будни, они отличают одну школу от других.














Цели и задачи, сформулированные в воспитательной системе школы «Мы - Россияне» остаются актуальными, что учитывается при создании программы воспитательной системы «Успешное поколение» на 2014-2018гг. Сохраняя преемственность, используя накопленный опыт, необходимо искать новые эффективные формы воспитательной работы, более результативно использовать возможности воспитательного потенциала социума. Для того чтобы обнаружить и решать наиболее острые проблемы организации воспитательного процесса, анализировать свои ошибки и успехи, эффективно управлять воспитанием, работу по организации воспитательного процесса необходимо строить на диагностической основе, по принципу «диагностика – анализ».

Пояснительная записка
Целью современного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. С одной стороны, как никогда ранее, открыто множество путей для самореализации. С другой стороны, на этом пути очень много подводных камней, главные из которых связаны с возможной дезориентацией молодых людей в духовно-нравственных ценностях. Это может привести их к неверному жизненному выбору, к личным разочарованиям, ошибкам, трагедиям, что в конечном итоге создает негативный моральный фон в семье, учебном или рабочем коллективе, порождает чувство личной не успешности. Школа должна создать образовательную среду, способствующую развитию, воспитанию, социальной адаптации для каждого ребёнка. Одним из ключевых элементов такой среды является создание ситуации успеха на уроке, во внеклассной деятельности, во всем школьном укладе. Успех ребенка в школе это залог успеха в жизни, это реализованная цель. Его ощущение связано с признанием, с возможностью показать себя, ощутить свою значимость, ценность. Принцип воспитания и обучения успехом является новой культурной парадигмой образования. Этот принцип стал основополагающим в практической деятельности многих педагогов нашей школы. Успех рождает сильный положительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. А это залог положительного отношения к учению, к школе, Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника. Ее создание должно стать необходимостью, потребностью.
Школа ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому. Поэтому мы в своей работе продолжаем реализовать модель воспитательной системы «Успешное поколение»
В толковом словаре В. Даля слово «успех» рассматривается как спорина в деле, в работе; удача, удачное старание, достижение желаемого.
Концептуальные позиции программы воспитательной системы ориентированы на педагогику успеха. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме.
Система воспитательной работы выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы при активном вовлечении учащихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой деятельности. Ведущей технологией является технология коллективного творческого дела (КТД), которая позволяет формировать социальные установки. Технология КТД предполагает не только общественно-значимую, но и личностно-значимую организационную деятельность, регулирует сотрудничество в коллективе, с партнерами, способствует выработке организационных умений. При помощи участия в коллективных творческих делах достигается единство в развитии таких сторон личности, как познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, практически- действенной.
Педагог при этом – куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем, помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений.
В ходе реализации данной воспитательной системы повышается творческая активность и творческие способности школьников. Формируется социально-активная гражданская позиция учащихся, развивается активность молодого поколения.
Программа воспитательной системы, суть её сводится к предоставлению возможности учащимся и целым коллективам выбрать сферы, приложить силы и добиться успеха, реализовав свои потенциалы.
Программа «Успешное поколение» направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель и задачи программы
«Успешное поколение»

Цель программы:
Совершенствование условий для мотивации учащихся на личные достижения в различных видах деятельности, для становления образованного, разносторонне развитого человека с позитивной жизненной позицией, нравственным стержнем, умеющего ориентироваться в окружающем мире и принимать решения, отвечать за свои поступки, стремящегося к саморазвитию и самореализации, обладающего потребностью быть успешным в обществе. Задачи программы:
организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, комфортного для социализации любого ребенка и открывающего каждому ребенку путь к успешности;
развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении учебно-воспитательным процессом, деятельностью творческих и общественных объединений различной направленности;
содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
создание условий для более активного и широкого участия семей учащихся в воспитательном процессе, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;
воспитание учащихся в духе демократии, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма и личной ответственности.
обеспечение возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности;
организация осмысления учащимися полученного опыта результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности.

III. Принципы реализации программы:
Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.
Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.
Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации
Принцип субъективности. Помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта
Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею формирования успешной личности, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик – успешный учитель – успешная школа».

IV. Содержание программы
УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.
У – учеба
С – социализация
П – позитивность
Е – единство
Х – харизма
Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.
Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.
Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.
Педагогический замысел заключается в успешности ребёнка, в жизненном запасе хорошего и опирается на следующие концептуальные положения:
успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
успешность школьников – включение в творческую деятельность;
успешность ребёнка – развитие духовно- нравственной личности;
успешность – общение детей друг с другом, с педагогами, родителями;
успешность – результат достижения в различных сферах деятельности;
успешность - растить патриотов, любящих свою малую родину;
успешность - чтоб у каждого ребёнка была полноценная семья
В качестве системообразующих определены следующие направления деятельности, где каждый учащийся мог бы реализовать себя в различных направлениях:
- гражданско- патриотическое «Патриот»
- духовно-нравственное «Толерантность», «Семья»
- интеллектуально- познавательное «Знание»
- спортивно-оздоровительное «Здоровье»
- художественно-эстетическое «Культура»
- трудовое «Труд»
Каждая программа имеет свои цели, задачи:
Вариативная программа «Патриот»
Главные идеи:
- формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
- поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;
- воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
- стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
- понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.
Главные цели:
- воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;
- формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
- признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.
Задачи воспитания:
- обучать решению задач гражданского воспитания увязанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
- проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными поступками людей.
При этом используются следующие формы:
- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами района, поселка;
- поисковая работа, создание музеев;
- тематические классные часы;
- посещение музеев боевой и трудовой славы;
- встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
- конкурсы, викторины по патриотической тематике;
- праздники получения паспорта, дня Конституции;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической тематики;
- конкурсы и концерты, посвященные патриотической тематике;
- походы, праздники, часы общения, посвященные патриотической теме.
Вариативная программа «Толерантность»
Главные идеи:
- принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
- предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
- воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
- осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
- практическое применение нравственных знаний и умений;
- проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.
Главная цель:
- Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи воспитания:
- формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
- знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
- изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
- развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;
- создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
- способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
- создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.
При этом используются следующие формы:
- тематические классные часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- театральные и кинопросмотры;
- дискуссии по нравственной тематике;
- шефская работа в детских садах;
- изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер;
- праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;
- клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины».
Вариативная программа «Семья»
Главные идеи:
- семья основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
- ребенок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
- ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
- школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.
Главная цель:
- Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
- создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
- преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
- способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- создавать условия для духовного общения детей и родителей;
- создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
При этом используются следующие формы:
- тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи (например, «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью...», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»);
- праздники семьи (например, «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее...», «Дорогое слово - отец», «Долгая и близкая дорога к дому»);
- спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
- клубы общения «Родители и дети»;
- праздники Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя и т.д.;
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
- походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
- дни творчества, дни открытых дверей.
Примерная тематика родительских собраний по программе «Семья»
5 класс.
1. Организационное собрание. 2. Трудности адаптации пятиклассников к школе. 3. Телевидение и пятиклассник. 4. О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника. 5. Как сохранить здоровье ребенка? 6 класс.
1. Первые проблемы подросткового возраста. 2. Роль домашнего задания в самообразовании школьника. 3. Компьютер в жизни школьника. 4. Положительные эмоции и их значение в жизни человека. 5. Физическое развитие школьников. 7 класс.
1. Агрессия, ее причины и последствия.  2. Поощрение и наказание детей в семье. 3. О родительском авторитете. Нравственные уроки моей семьи. 4. Книга в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе. 5. Поговорим о способностях.
8 класс.
1. Как уберечь подростка от насилия. 2. Как помочь приобрести уверенность в себе. 3. О трудности учения 4.Ваш ребенок влюбился 5.Нравственные приоритеты семьи 9 класс.
1. Как научится быть ответственным за свои поступки. уроки этики поведения для детей и взрослых. 2. Курение и статистика. 3. Как сформировать положительные привычки у подростка. 4. Склонности и интересы подростков в выборе профессии. 5. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.
10 класс.
1. СПИД - реальность или миф? 2. Об этом с тревогой говорят родители... Наркомания. Что о ней нужно знать? 3. Характер моего ребенка. 4. Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности подростка. 5. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
11 класс.
1. Закон и ответственность. 2. Профессии, которые выбирают наши дети. 3. Здоровый образ жизни!
4. Как подготовить себя и подростка к выпускным экзаменам.
  Вариативная программа «Знание»
Главные идеи:
- учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;
- формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности;
- интеллектуальные возможности - это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;
- воспитание интеллекта - это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;
- здоровый интеллект - это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.
Главная цель:
- Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
- знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей;
- создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
- поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;
- давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;
- разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.

При этом используются следующие формы:
- интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;
- интеллектуальные марафоны в классе, в школе;
- кружки по интересам в классе и в школе;
- творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов;
- создание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН между командами в параллели, между различными параллелями, между командами учителей, учащихся и родителей);
- балы науки в классах и школе;
- интеллектуальные викторины;
- предметные вечера;
- читательские конференции по книгам из серии «Жизнь замечательных людей»;
- экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок;
- часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.
- интеллектуальные конкурсы, олимпиады;
- предметные недели;
- дебаты и ток-шоу и др.

Вариативная программа «Здоровье»
Главные идеи:
- сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека;
- образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;
- экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;
- социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;
- воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;
- стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.
Главная цель:
- Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи воспитания:
- знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
- создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
- формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;
- создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
- способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
При этом используются следующие формы:
- беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;
- спортивные конкурсы в классе, в параллели, в масштабе всей школы;
- общешкольные встречи, посвященные физкультурному движению и спорту;
- спортивно-исторические и географические викторины, посвященные спортивной тематике;
- конкурсы спортивных коллажей, проектов и газет;
- фестивали туристической песни;
- спортивные аукционы;
- интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;
- спортивные бои, ринги, дебаты на спортивную тему;
- научные исследования учащихся по спортивной тематике;
- читательские конференции по спортивной тематике;
- обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт».

Вариативная программа «Культура»
Главные идеи:
- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
- передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
- воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
Главная цель:
- Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи воспитания:
- формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
- развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;
- использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;
- создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся, стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности;
- учитывать возрастные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить свободное время;
- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
- воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;
- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
- оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для занятий досуговой деятельностью;
- способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений;
- предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.

При этом используются следующие формы:
- дискотеки к праздничным и памятным датам, к юбилеям школы, педагогов, учащихся;
- концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
- чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, турниров, конференций;
- сольные концерты учащихся, выставки картин, коллекций одежды, изделий, изготовленных собственными руками;
- конкурсы состязания талантов;
- дни творчества школы;
- чествования именинников, семей, в которых растут таланты.

Вариативная программа «Труд»
Главные идеи:
- формирование положительного отношения и понимания необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа самореализации человека; - изучение личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей, помощь в выборе профессии на уровне психолого-педагогической консультации. Главная цель:
- Формирование позитивного отношения к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей детей в различных видах трудовой деятельности, помощь в сознательном выборе профессии
Задачи воспитания:
- Воспитывать чувство ответственности за порученное дело на правах хозяина своего класса, школы. - Расширять знания об окружающей жизни, ее практической, трудовой стороне. - Развивать чувство уважительного отношения к труду своему и других людей. - Формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности как способа самореализации человека. - Вооружать учащихся основными трудовыми умениями и навыками по самообслуживанию. - Вырабатывать привычку осуществлять заботу об окружающих людях.

При этом используются следующие формы:
- дежурство в школе
- трудовые десанты по уборке территории школы и прилегающих к ней улиц
- акция «Мы – хозяева школы»
- летняя трудовая четверть, работа отряда по озеленению и ремонтной бригады
- субботники - акция «Книжкина больница».
- встречам со специалистами по вопросам профориентации, представителями различных учебных заведений
- творческие конкурсы «Профессия моих родителей», «Все работы хороши»
- КТД, проведение тематических классных часов, часов общения







Прогнозируемые результаты I ступени – младший школьный возраст :
устойчивые положительные результаты воспитания;
приобщение к истории своей семьи, края, страны;
повышение уровня социальной комфортности.

Прогнозируемые результаты I I ступени – средний школьный возраст:
проявление уважительного отношения к старшим;
воспитание чувства гордости, любви к родной стране;
формирование негативного отношения к вредным привычкам;
приобщение к истории своей семьи, края, страны;
расширение кругозора;

Прогнозируемые результаты I I I ступени - старший школьный возраст :
испытание чувства гордости за свою страну;
усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения;
владение методами самовоспитания, самоконтроля;
повышение интеллектуального уровня;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими;
желание продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении выбранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний;
адекватная оценка учащимися своих возможностей;
стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни;
повышение степени удовлетворенности родителей результатами работы школы.












Развитие ученического самоуправления
Самоуправление учит учащихся быть самостоятельными, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.
Это одна из важных структур управления школой и ее демократизации.
Существуют следующие уровни ученического самоуправления:
Индивидуальный – ученик. Деятельность личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Ученик может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.
Самоуправление, цель которого адаптация ребенка к жизни в изменяющихся условиях, дает каждому ребенку возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.
В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.
Уровень первичного коллектива – класс. Руководит самоуправлением в классе организатор. Все учащиеся входят в тот или иной отдел. Каждый отдел выбирает руководителя. Из руководителей отделов образуется актив класса. У каждого отдела и руководителя есть свои обязанности. Актив класса подает предложения в вышестоящий орган самоуправления – Совет лидеров (5-11 классы).
Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.
Уровень коллектива образовательного учреждения – Совет лидеров. В совет избираются лидеры классов, наиболее активные учащиеся 5-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой.
Развитие ученического самоуправления, это часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Учащиеся должны понимать запросы и требования общества и через ученическое самоуправление смогли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.
Школа ставит перед собой задачу научить ребенка социальным умениям:
Осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
Развивать свои силы и способности;
Понимать и принимать других;
Адекватно оценивать свои силы и способности;
Контролировать себя;
Адаптироваться к социальным условиям.
Участие школьников в самоуправлении способствует формированию их активной гражданской позиции, умению принимать решения и отвечать за них. Работа в данной системе даёт ребёнку возможность проявить себя и ориентирует его на успех.

VI. Механизмы реализации программы воспитательной системы
«Успешное поколение»
Кадровое обеспечение: заместитель директора по ВР, педагог – организатор, классные руководители, педагог-психолог, учителя – предметники, родители, органы самоуправления.
Заместитель директора по воспитательной работе – разрабатывает план воспитательной работы, отвечает за реализацию программы воспитательной работы.
Педагог - организатор – обеспечивает разработку и организацию мероприятий по успешности учащихся.
Классные руководители - планируют воспитательную работу с учётом интересов и способностей класса, вовлекают учащихся в различные виды деятельности, предусмотренные программой, оказывают поддержку учащимся в самоопределении по отношению к участию в программе, отслеживают результаты учащихся.
Педагог- психолог, учителя – предметники – строят работу, которая будет интересна детям, оказывают индивидуальную педагогическую помощь при возникновении межличностных конфликтов со сверстниками и педагогами, учат с ориентацией на успех.
Родители - оказывают помощь в вопросах семейной педагогики, активно участвуют в жизни школы.
Органы самоуправления – влияют на организацию и реализацию воспитательного процесса, выдвигают различные идеи, совместно ищут решения проблем

VII. Этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный: II полугодие 2014 учебного года
Аналитико-диагностическая деятельность.
Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом модели формирования успешной личности. Изучение современных воспитательных технологий
Определение стратегии и тактики деятельности.
2 этап – практический: 2015-2018 учебные годы
Апробация и использование в воспитательном процессе ориентированных технологий успеха, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов.
Моделирование системы ученического самоуправления
3 этап – обобщающий: 2017-2018 учебный год
Подведение итогов, анализ и рефлексия процесса и результатов воспитательной работы по данной программе за 5 лет,
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.










VIII. Ресурсное обеспечение программы:
Нормативно – правовая база (план воспитательной работы на год, положение об ученическом самоуправлении)
Финансирование программы (финансирование за счёт бюджетных и внебюджетных средств)
Информационно – методическое (информационные стенды, сайт школы)
Кадровое (подготовка педагогов, связанная с освоением новых воспитательных технологий, ориентированных на педагогику успеха)
Материально – техническое (улучшение материально-технической базы дополнительного образования).
Мотивационный (стимулирование деятельности учащихся и педагогов)
Условия действия и развития программы
1. Высокий уровень психолого-педагогических знаний, общей культуры каждого учителя, его профессиональной компетентности.
2.Преодоление барьера между обучением и воспитанием путем повышения воспитательной функции урока.
3. Ответственное отношение всех педагогов к выбору целей педагогической деятельности и оцениванию его результатов.
4. Постоянный творческий поиск каждым педагогом форм,. методов, приемов, средств достижения поставленных целей.
5. Создание в школе атмосферы доброжелательности, открытости.
Критерии
Показатели
Сроки
Ответственные

1.Включённость учащихся в деятельность
Количество школьников, участвующих во внеурочных мероприятиях, (ученик – кто он: участник, организатор, зритель)
В течение года
Зам.дир.по ВР;
педагог –организатор;
классные руководители

2. Критерий успеха
удовлетворенность учащихся внеурочной деятельностью, своим участием в данной деятельности; удовлетворение интересов учащихся
Январь, май
Зам.дир.по ВР

3. Наличие различных форм внеурочной деятельности
количество различных форм;
эффективность их применений
в течение года
Зам.дир.по ВР.

4. Наличие системы дополнительного образования
наличие и качество программы дополнительного образования;
охват детей;
использование дистанционных форм.
отчёты руководителей кружков о проделанной работе
Май
Директор ОУ;
Зам.дир.по ВР

руководители кружков

5. Наличие системы социального партнёрства
количество партнёров;
эффективность взаимодействия
в течение года
Директор ОУ;
Зам.дир.по ВР

IX. Мониторинг внеурочной деятельности
Критерии и способы изучения эффективности реализации программы
 
   Основными критериями оценки воспитательной работы является мера повышения уровня воспитанности учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, мировоззренческое развитие.
   Критерием оценки служит и мера развития классного коллектива, педагогическое мастерство классного руководителя и его активная жизненная позиция в жизни школы.
  
Оценивается каждый ученик и коллектив в целом по уровням:
комфортности;
тревожности;
притязаний (стремлений);
воспитанности:
нравственные ориентиры;
полезные привычки;
коммуникабельность;
коллективизм.
  
Используются следующие диагностики:  
По изучению ученического коллектива:
социометрия
развитие самоуправления
 
По изучению личности учащихся:

общий уровень развития учащихся
основные черты личности учащихся

 
    Предлагаемый пакет диагностических методик используется в следующих целях:
 
1. Исходная диагностика. Изучение коллектива при первоначальном знакомстве. Выявление реального состояния воспитательного процесса. Характеристика личности учащихся по необходимым параметрам.
 
2. Промежуточная диагностика. Сравнительный анализ. Изучение эффективности использования средств и методов воспитания за определённый промежуток времени. Выявление тенденций развития.
 

3. Итоговая диагностика. Анализ воспитательной работы за год. Изучение эффективности воспитательного процесса и корректировка действий. Учёт данных диагностики в планировании воспитательного процесса.                                                                           







Организационный блок модели
«Успешное поколение»
I уровень
















































Организационный блок модели
«Успешное поколение»
II уровень





















Описание возможностей органов классного самоуправления
Первый уровень ученического коллектива развивается в классных коллективах с 1 по 11 классы. Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса. В Совет класса входят учащиеся, отвечающие за работу отделов, то есть представители от каждого отдела. Каждый член классного самоуправления имеет свои обязанности. Например, патриот класса создает свою команду для организации помощи ветеранам, вдовам, труженикам тыла и пожилым людям. Экологи отвечают за растения, находящиеся в классном кабинете. Затейники придумывают интересные мероприятия в классе. Особая ответственность возложена на старшего дежурного, он отвечает за дежурство в классе, а также занимается распределением постов во время дежурства класса по школе. Физорг организовывает физминутки в классе, и является ответственным за проведение спортивных соревнований на уровне класса и школы.
Второй уровень ученического коллектива составляют те же органы, что и в классных коллективах. В состав Совета лидеров входят лидеры классных коллективов. Из их числа выбирается лидер школьного совета. Исполнительным органом являются школьные отделы самоуправления. Пресс-центр выпускает еженедельные молнии, в которых оповещаются все недельные события школьного и районного масштаба. Отдел интересных затей разрабатывает сценарии на общешкольных мероприятиях и т.д.




Ожидаемые результаты
сформированность высокого патриотизма, чувства национального самосознания, чувства гордости за свою Родину;
качественное усвоение школьниками правовых, патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения;
владение методами самовоспитания, самоконтроля;
повышение у воспитанников интеллектуальной и общей информационной культуры;
сформированность потребности в проявлении самостоятельной творческой активности;
наличие у воспитанников умения строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, быть гармоничным, позитивным и успешным во всех сферах своей деятельности;
высокая результативность профориентационной работы, итогом которой станет осознанный выбор профиля обучения и в дальнейшем профиля профессионального образования (в идеале, их совпадение);
адекватная оценка учащимися своих возможностей;
потребность у воспитанников в физическом совершенствовании, ведении здорового образа жизни;
повышение степени удовлетворенности родителей результатами воспитательной работы школы, качеством и ассортиментом дополнительного образования. 









13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415



Утверждаю
Директор МОБУ КСОШ
им. В.М. Устиченко
_____________Х.У. Айжанов

Куванова Н.В. – призер конкурса «Самый классный классный – 2008»

Танатбаев Б.Е. – призер конкурса «Педагогический дебют - 2010»

Кунаккужинова К.Ж. – призер конкурса «Учитель года - 2011»

Муканова Р.С. – призер конкурса «Самый классный классный – 2012»

Куванова Н.В. – призер конкурса «Учитель года – 2013»

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

День Знаний

День Учителя

«Посвящение в первоклассники»

«Осенний бал»

«А ну-ка, парни!»

Митинг памяти В.М. Комарова

День родной школы

Учительский КВН

10 класс

Отдел патриотической работы

Отдел труда и занятости

Отдел экологии

Отдел дизайна

Отдел спорта

Отдел интересных затей

Отдел знатоков

Классные центры самоуправления


Старший дежурный

Патриот класса

Трудовик класса

Эколог класса

Дизайнер класса

Физорг класса

Затейник класса

Лидер класса

Совет класса

Классное собрание

11 класс

9 класс

7 класс

8 класс

5 класс

6 класс

СОВЕТ ЛИДЕРОВ
Совет
Лидеров