Методическая разработка открытого урока по истории: Тема урока Россия в 18 веке. 
         Методическая разработка открытого урока по истории.
                                       Россия в 18веке
Цель: Воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей Родины, способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну, а также чувства коллективизма, товарищества, неравнодушия, сплочения коллектива в группе.
Урок проводится в форме викторины.
Группа делится на 2 команды по 10 человек.
Предлагается семь конкурсов-заданий.
1конкурс. Разминка ( по 5 вопросов каждой команде по 1 баллу за правильный ответ)
               1команда. Патриоты
Годы правления Петра1( 1696-1725)
Разрешили бы дворянину в 1 четверти 18 века носить бороду. Ответ обоснуйте.( нет, согласно указу Петра1)
Крупные города России 18века Москва и Петербург. Где они расположены?( Москва-центральная Россия, Петербург- Северо-запад)
Почему стали возможны дворцовые перевороты в 1 четверти 18 века?(Пётр1 не успел составить завещание о наследовании престола)
Кому принадлежат слова: « Я желаю только добра стране, куда бог меня привёл, слава страны составляет мою собственную»(Екатерина2)
2 команда. Следопыты.
Назовите годы правления Екатерины 2( 1762-1796гг)
В годы правления какого царя крепостных крестьян принуждали работать на мануфактурах, как они назывались?( Пётр1, приписные)
Его все не любили и в голос без трепета злословили, он возвратил все завоёванные земли в семилетней войне. Фридрих2 заключил с ним мирный договор. О ком идёт речь?( Пётр3)
4.Она родилась в бедной крестьянской семье в городе Дерпте, после её вступления на престол всё управление страной оказалось в руках А.Д. Меньшикова. О ком идёт речь?( Екатерина1, супруга Петра1).
5. По велению этого императора А.Д. Меньшиков был сослан в Берёзов (Пётр2)8
                            
                              2 конкурс. Эстафета по датам.
 Участникам раздаются карточки, на которых указаны даты, кто быстрее укажет событие и сдаст в жюри. (1 балл за правильный ответ).
                       Следопыты
1696г-  начало правления Петра1                                         
1700г-  Сражение под Нарвой                                          
1709г- битва под Полтавой                                            
1721г- окончание Северной войны                                            
1725г- кончина Петра1  
                   Патриоты   
1762г- начало правления Екатерины2
1703г- основание Санкт-Петербурга
1767г- уложенная комиссия
1714г- битва при Гренгаме1720- битва при мысе Гангут  
Выделенные слова- ответы для жюри.                                     
       
                                                                                                                                  7
3 конкурс. Установить правильное соответствие. ( 5 баллов за правильный ответ)
                                        Патриоты
1.Пётр 1 1.Верховный Тайный совет
2.Екатерина 2 1.Северная война
3.Елизавета Петровна 2.Уложенная комиссия
4.Екатерина 1 5.Ссылка Меньшикова
5.Пётр  2 3.Семилетняя война
                                        Следопыты
1.Потёмкин Г.А. 3.Предводитель восстания
2.Суворов А.В. 5.Флотоводец, командующий Черноморским флотом
3.Пугачёв Е. 2.Военачальник, не проигравший ни одного сражения
4.Румянцев П.А. 1.Генерал-губернатор
5.Ушаков Ф.Ф. 4.Флотоводец, вице -адмирал
4 задание. Предлагается прочитать отрывок из текста, и рассказать о каком событии идёт речь. ( за правильный ответ 3 балла)
                                           Патриоты
В середине дня Пётр1 устроил в своих шатрах обед для победителей. Пригласили и пленных и генералов, и министров. На обеде Пётр1 предложил сой знаменитый тост:
- За здоровье учителей, за шведов!
- Хорошо же ваше величество,- тут же ответил граф Пипер, первый министр Карла12- отблагодарили вы своих учителей ( победа под Полтавой в Северной войне)
                                           
                                                                                                                                  6                       
                                     Следопыты
Волынский и его сторонники не скрывали своего отвращения к Бирону,кабинет- министр в ряде записок выступил против клики хозяйничавшей при дворе в России. Бирон уговорил императрицу и она приказала в 1770году арестовать Волынского и его друзей. Началось следствие, пытки, доносы, оговоры. Дело закончилось казнью кабинет-министра, другим « урезали языки», сослали на каторгу.( Бироновщина, период правления Анны Иоановны)
                           
        
 5 задание. Конкурс «Семь» ( ребята должны указать историческое событие с помощью предложенных слов, 3 балла за правильный ответ)
                                             Патриоты
Кунерсдорф, Гросс-Егерсдорф, Берлин, Кольберг, Пруссия, Чернышов, Салтыков. (Семилетняя война с Пруссией)
                                           Следопыты
 Нарва, Полтава ,Гренгам,  Гангут, Карл12, Меньшиков, Пётр1. (Северная война)
                     
                                                                                                                                       5
                             6 задание. Знание+ догадка                                         
Что или кто не имеет отношения к системе управления в 18 веке?  ( 3 балла за правильный ответ)              
             Патриоты
Сенат
2.Земский Собор
        3.Коллегии
        4.Губернаторы
5.Боярская Дума
           Следопыты
Опричники
Кормленщики
Вече
Магистраты
Синод
 
                                                                                                                                      4
7 задание. Знание+ догадка  (общее задание, кто вперёд сдаст в жюри, 5 баллов за правильный ответ + 1 балл за скорость)
С именем А. В. Суворова связаны многие победы русской армии. В своей книге «Наука побеждать» прославленный военачальник дал ряд ценных советов. Но несколько слов из текста выпали. Поставьте их на место и вы узнаете, что это за советы.
редко « Береги пулю на три дня, а иногда и на целую компанию когда негде взять.
басурманаСтреляй редко, да метко.
дура Штыком  коли крепко.
заколи Пуля обмишулится, а штык не обмишулится: пуля дура,штык  молодец.
поит Коли один раз, бросай басурмана со штыка.
компанию Береги пулю в дуле.
застрели Трое наскочат: первого заколи, второго застрели, третьему карачун.
метко Обывателя не обижай, он нас поит  и кормит.
кормит пулю крепко молодец  
Выделенные слова и есть ответы для жюри.
Жюри подводит итоги, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Самым активным учащимся выставляются оценки.
Практика показала, что уроки в форме викторин проходят увлекательно, присутствует здоровый дух соперничества, взаимовыручки, чувство ответственности за команду.
                               
                                                                                                                                     3
                              Пояснительная записка
Я за свою педагогическую деятельность пришла к выводу, что уроки по истории продуктивнее всего проводить в соревновательной форме, когда никто из группы не остаётся в стороне от урока.
Мною проводятся уроки в виде презентаций, уроки- суды, когда речь идёт о конкретном правителе, уроки- конференции, а также чаще всего уроки в форме викторин. 
Я решила отправить на суд жюри собственную разработку исторического урока по теме « Россия в 18 веке»,  провожу подобные уроки часто и касаются они разных периодов нашей отечественной истории, конечно  ребятам предлагаются разные задания.
Практика показала, что учащимся нравятся такие уроки. Они самостоятельно готовят задания, ищут дополнительную литературу, сопоставляют с разными историческими источниками.
Думаю, что компетентное жюри объективно оценит предложенную разработку.
                                                                                                                                      2
Государственное бюджетное  профессинальное  образовательное Иркутской области  «Усть-Кутский промышленный техникум» ( ГБПОУ ИО УКПТ). 
        Методическая разработка открытого урока по истории.
                         Тема:  « Россия в 18 веке».
Разработчик Уваровская Елена Вячеславовна преподаватель истории и обществознания( 1 квалификационная категория)
                                                     Усть-Кут
                                                     2014год                                                                     1