Выступление Новые стандарты — первые шаги в начальной школе
Выступление на педагогическом совете «Инновационная системность педагога при переходе на новые образовательные стандарты и в подготовке к ЕГЭ» 09.01.2013
по теме «Новые стандарты - первые шаги в начальной школе»
Щусь Э.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 9
С 1 сентября 2011 года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Начиная работать по новым стандартам, мой выбор остановился на УМК «Планета знаний». Это программа, учитывая инновационные тенденции, обозначенные в рамках Государственных образовательных стандартах второго поколения, обеспечивает развитие познавательной мотивации и интереса учащихся. УМК «Планета знаний» предоставляет большие возможности для формирования регулятивных учебных действий. Структура изложения содержания учебного материала в учебниках (маршрутные листы, инвариантная и вариативная части, парная и коллективная деятельность) позволяет строить урок с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи. Работа с маршрутами позволяют сформировать учебные цели, отслеживать продвижение по учебной теме.
Уже с первого класса на своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работе на уроке. Современный ученик на основе системно-деятельностного подхода должен учиться учить и оценивать самого себя.
Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем раннее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности.
Проектный и исследовательский метод, широко представлен в новых стандартах. В учебниках на специальных разворотах представлены различные проекты. Тематика проектных заданий связана с материалами разных учебных предметов. Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу. Любой ученик имеет возможностьдля выбора темы проекта в соответствии со своими интересами.В прошломгоду мои ученики представляли свои проекты в форме устных выступлений на тему: «Кто я?», «Моя любимая буква», «Моя семья», «Мои друзья», «Мои первые впечатления о школе». Кроме устных выступлений, это рисунки, поделки, книжки - малышки, информации о животных и растениях, инсценирование сказок.
С целью получения объективной информации об уровне готовности первоклассников к обучению в условиях реализации ФГОС в сентябре 2011 года проведено исследование по изучению готовности первоклассников к обучению в школе.
Исследование готовности первоклассника к обучению включало четыре методики:
1.Рисунок человека. Эта методика была направлена на выявление общего уровняумственного развития ребенка. Ученик должен был нарисовать человека - всего,целиком, (голова, туловище, шея, по пять пальцев на руке, на ноге)
2.Графический диктант Эта методика направлена на выявление умениявнимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильновоспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельнодействовать по указанию взрослого. Материалом служил лист бумаги в клетку снанесенными на нем четырьмя точками.
Образец и правило. Эта методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов. Каждое задание представляет собой фигуру-образец и расположенные справа нее «точки» разной формы (маленькие кружочки, треугольники, квадраты)
Первая буква. Эта методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова. При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова.
Результаты входной диагностики показали: по первой методике «Рисунок человека»(продвинутый - 31%, высокий - 52%, средний -17%); по второй методике «Графический диктант»(продвинутый -64%, высокий-32%, средний-4%), по третьей методике «Образец и правило» (продвинутый - 28%, высокий - 32%, средний - 26%, группа риска -14%), по четвертой методике «Первая буква» (продвинутый - 57%, высокий -14%, средний -21%, низкий -4%, группа риска -4%)В апреле месяце проведена республиканская диагностика уровней сформированности универсальных учебных действий у учащихся 1 классов. Цель-изучение и оценка уровня сформированности некоторых УУД предусмотренных в новых государственных образовательных стандартах. Она включает в себя итоговые проверочные работы в 2-х вариантах на выявление мета предметных и личностных результатов.
Одни рассчитаны на умение высказывать свое предположение, умение составлять план действий; другие - на проверку умения сравнивать и группировать предметы, извлекать информацию из сюжетного рисунка, переводить информацию из одного вида в другой (из рисунка в схематический рисунок); третьи - на проверку умения самостоятельно определять общие для всех людей правила поведения, оценивать чужие поступки.Результаты диагностики показали, что 29% учащихся имеют повышенный уровень сформированности УУД, 70% базовый уровень и 1% ниже базового уровня.
В этом году с целью изучения и оценки сформированности некоторых
универсальных учебных действий, предусмотренных в новых государственных
образовательных стандартах, проведена республиканская диагностика уровня
сформированности УУД у учащихся 2-х классов.Данная диагностика носит
комплексный характер: она дает возможность проверить все три группы
результатов (предметные, метапредметные и личностные). Работа строится наоснове чтения текста, что позволяет проверить также сформированностькоммуникативных УУД.
Результаты данной диагностики: (продвинутый уровень - 31%, базовый уровень -68%, ниже базового уровня - 1%)Здесь мы видим, что повышенный уровень увеличился на 2%.
Результаты комплексной работы позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему школы заданий УУД позволило:
поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;
создать благоприятные условия для развития умений и способности быстрого мышления , к изложениям кратких, но точных выводов;
оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.
Диагностический анализ дает возможность получить объективную и очень
конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного
материала:
выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика
класса;
определить уровень усвоения отдельных тем;
выявить затруднения учащихся и пробелы в подготовке
дифференцировать учащихся по успешности обучения
Как показывает результат диагностических работ, школьники не бояться выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.
Воплощение новых образовательных стандартов на практике - это урок, на котором учитель лишь направляет и дает рекомендации, давая возможность детям мыслить, выдвигать свои гипотезы. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.