Новая концепция образования на 2016-2020 годы
Новая концепция образования на 2016-2020 годы
Фев 3rd, 2015
автор redactor.
Перед самым Новым годом премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил концепцию развития образования до 2020 года, а 8 января подписал распоряжение, утверждающее концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) развития образования на 2016-2020 годы. Концепция определяет в качестве главных целей обеспечение условий эффективного развития российского образования, формирование конкурентоспособного человеческого потенциала и повышение конкурентоспособности российского образования на всех уровнях, в том числе международном.Государственный заказчик и координатор программы — Минобрнауки России. Общий бюджет новой ФЦП оценивается в 183,6 миллиарда рублей. Значительная часть расходов — 88 миллиардов — будет финансироваться за счет госказны, остальные средства ожидается получить из бюджетов субъектов федерации и иных источников.
Концепция родилась не на пустом месте. Чиновники Министерства образования и науки РФ признают наличие проблем уже давно. Реализация предыдущей ФЦП оставила еще много прорех. В некоторых регионах треть детей не охвачены дошкольным образованием, для них просто нет мест в детских садах. В среднем и высшем образовании наблюдается снижение численности преподавателей. Большое количество учителей достигли пенсионного возраста, а 60% выпускников педагогических вузов не идут работать в школы, пристраиваясь куда угодно.«Высшая школа и система общего образования в таких условиях не смогут в полной мере противостоять последствиям сложившейся демографической ситуации. А в перспективе будут не готовы к ее позитивным изменениям, связанным с резким ростом численности выпускников образовательных организаций общего образования с учетом реальных потребностей», — отмечается в документе. В концепции постарались охватить все больные вопросы. Определили, что будет с вузами, как будут работать общежития и даже внедряться инновации. Обещано, что в России появится 200 инновационных школ, 23 тысячи новых мест в общежитиях, а 43% учителей должны освоить методику преподавания по межпредметным технологиям.
Проектно-целевой подходНовая концепция программы развития образования на 2016-2020 годы предлагает для решения проблем российского образования не классический программно-целевой подход, который, как утверждают чиновники Минобрнауки, господствовал многие годы и устарел, а новый — проектно-целевой. Как объясняют специалисты, это означает выделение нескольких больших задач, над решением которых будет работать все образовательное сообщество в ближайшие годы.Сегодня это 5 основных задач программы:
создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;
развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования;
реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи;
создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики;
формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
Не могу сказать, что я этого никогда не слышала. Все эти идеи давно на слуху, и странно, что до сегодняшнего дня они так и не были воплощены в жизнь. Остается надеяться, что концепция активизирует их реализацию. А пока в программу включены комплексные проекты по созданию и внедрению новой структуры (модели) вузов. Есть большие планы по модернизации технологий заочного образования, Интернет дает для этого большие возможности. Намечен переход к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками. Есть идеи по развитию системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. Хотят также усовершенствовать систему оценки качества профессионального образования и привлекать работодателей к участию в управлении деятельностью профессиональных образовательных организаций. Именно так все перечислено в концепции.Более того, предусмотрено предоставление субсидий из госбюджета субъектам федерации на поддержку мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности российского образования, трансляции и внедрению новых моделей и механизмов обеспечения доступности образовательной среды, распространению структурных, содержательных и технологических инноваций.Реализацию программы предлагают осуществить в 2 этапа. Первый — в 2016-2017 годах, второй — за 2018-2020 годы. Определять эффективность программы будут на основе разработанных целевых индикаторов и показателей.
Главное — кадрыНо первое, что мы должны осознать, — факт, что количество студентов в нашей стране будет постоянно сокращаться, причем по объективным демографическим причинам. Стало быть, тут не обойтись без разных реорганизаций и укрупнений вузов в условиях демографического спада. Вскоре не будут нужны многочисленные высшие учебные учреждения и преподаватели. Минэкономразвития все просчитало, и получилось, что сеть филиалов вузов сократится на 80%, а самих высших учебных заведений станет на 40% меньше.Естественно, чтобы все это хоть как-то воплотить в жизнь, надо вплотную заняться подготовкой современных педагогических кадров. В концепции прописано, что 43% педагогов в ближайшие 5 лет должны овладеть методикой межпредметных технологий. То есть преподавать свой предмет, постоянно проводя связи и аналогии с другими дисциплинами: в литературе ссылаться на историю, историю связывать с географией, а географию, например, с обществознанием. То есть не только давать голые факты, а уметь искусно представить еще и атмосферу времени, о котором идет речь. Говорят, что методики обучения учителей уже готовы. Также вузы будут обязаны готовить студентов в тесном взаимодействии с работодателями, которые предоставят своим будущим специалистам практики и стажировки. А все студенты смогут учиться по программам, в составлении которых работодатели примут самое непосредственное участие.При новом строительстве и завершении тех работ, которые уже идут, приоритет будет отдан ведущим вузам, федеральным, научно-исследовательским университетам, а также тем учебным заведениям, в отношении которых есть поручения президента или правительства. Кроме того, для ведущих вузов выстроят новые корпуса и лаборатории. Будет составлен список из 200 инновационных школ, использующих самые современные технологии и методики преподавания, появится 30 национальных методических сетей для распространения передового педагогического опыта.
Правительство намерено наконец-то решить проблему с общежитиями: будет введено 23 тысячи новых мест, причем на каждого студента должно приходиться не менее 20 квадратных метров общей площади. Надо признать, что это более чем комфортно. Не всякая молодая семья с ребенком имеет сегодня такую жилую площадь.Расширяются возможности для студентов-инвалидов — они смогут учиться на самых разных направлениях. Причем количество этих направлений подготовки увеличится практически на 50%. Для студентов будет создана доступная среда, соответствующие учебные материалы, оказана необходимая помощь. Через 5 лет все студенты российских вузов смогут совмещать учебу с работой, а 38% выпускников колледжей получат квалификационный сертификат. Ожидается, что 100% вузов будут работать в соответствии с Болонским и Туринским процессами.Что касается дошкольного образования, то большие надежды тут возлагаются на государственно-частное партнерство. В свою очередь, государство берет на себя обязательство обучить 95% работников детских садов новым методикам и технологиям преподавания.Вот такие замечательные планы. И уже скоро станет ясно, сможет ли новая концепция образования вывести российское общество на более высокую ступень развития.
Льготы для мамНо при этом тут же правительство подготовило изменения в действующий закон «Об образовании». Поправки предоставляют особые права при приеме в высшие учебные заведения. Это касается молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих детей. По действующему закону, согласно статье 71, льготы при приеме в высшие учебные заведения имеют сироты, инвалиды, малообеспеченные и некоторые другие категории граждан. К этому списку правительство предлагает добавить еще и молодых мам. Нельзя сказать, что эта идея свалилась обществу как снег на голову. Все понимают, что молодых матерей надо поддерживать, так как большое количество детей очень нужно государству. Да и специалисты тоже нужны…
Несколько лет проводился эксперимент по обучению молодых матерей на подготовительных отделениях вузов. После анализа хода эксперимента в 2013-2014 годах в правительстве решили, что необходимо предоставлять льготы при поступлении в вузы молодым женщинам, имеющим детей. Если поправки внесут, то молодые мамы получат преимущество при приеме на обучение на бюджетные места. Таким образом, они смогут пройти обучение на подготовительных курсах вузов за счет бюджета, а затем при желании пойти и на полное обучение на бюджетное место по заинтересовавшей их специальности. Это называется — получить «зеленый свет». Но пока поступить молодые мамы смогут только в вузы, подведомственные Минобрнауки. Между тем к этой программе, скорее всего, присоединят Министерство здравоохранения и Министерство сельского хозяйства. Не исключено, что это случится уже в этом году.Финансировать эту программу будет федеральный бюджет, причем деньги будут давать все три ведомства: Минобрнауки, Минздрав и Минсельхоз. Обучение будет проводиться по всем официально утвержденным направлениям и дисциплинам, а количество бюджетных мест под эту программу в российских вузах будут устанавливать до 1 января ежегодно. Странно, но аналитики пока большого наплыва молодых мам в вузы не ждут. А специалисты вообще считают, что эта программа имеет в основном особое значение для регионов и сельской местности, где везде наблюдается нехватка кадров. Причем они отмечают, что самым большим спросом будут пользоваться гуманитарные направления.
Права для волонтеровА Минобрнауки совместно с Минтрудом планируют разработать целую систему стимулов для вовлечения молодых людей в волонтерство. Для этого нужны необходимые условия и мотивы. И чиновники намерены их предложить. В частности, рассматривается возможность включения срока занятия активной волонтерской деятельностью в трудовой стаж, а также установления льгот при поступлении в вуз для школьников-волонтеров. «Такая система стимулов не должна подразумевать именно денежные выплаты», — подчеркнул глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.Кстати, это не первая инициатива по установлению привилегий волонтерам при поступлении в вузы. Так, недавно Минздравом был подготовлен законопроект, согласно которому добровольцам, работающим в медицинских организациях, должно отдаваться предпочтение при приеме в медицинские вузы на обучение по программам бакалавриата и специалитета. И это вполне оправданно. Медицина — сложная и трудная профессия не только физически, но и психологически. И доброволец, прошедший сквозь боль и органическую грязь, которая всегда сопровождает больных людей, по сути, уже сдал экзамен на право быть медиком. Для зачисления в медицинский вуз доброволец должен проработать не менее года, получить рекомендацию от главы НКО и успешно сдать вступительные экзамены.
Привилегии для спортсменовПозаботятся и о молодых спортсменах. Судьбой спортсменов-школьников, много времени уделяющих спорту и меньше — школьным наукам, обеспокоен член комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи, бывший чемпион мира по боксу Николай Валуев. Он предложил за выполнение норм ГТО давать бонусы при поступлении в вузы. По его словам, в целом нормативы будут такими же, как и в советское время: люди будут сдавать нормативы по подтягиванию, бегу и другим упражнениям. Валуев уточнил, что школьникам надо всего-то немного — добавлять баллы к ЕГЭ.
Что ж, это вполне разумно, если спортсмен идет в спортивный вуз. Против этого никто не станет возражать. А вот если он появится со своими дополнительными баллами на философском или историческом факультете, то вполне может потеснить более подготовленных ребят, многие годы мечтавших об этой профессии. И еще вопрос: сможет ли этот спортсмен в этом вузе учиться? Логика подсказывает, что бонусы к ЕГЭ хороши только тогда, когда тягу к профессии доказывали еще в школе: будущие медики шли в больницы, а спортсмены — в спортзалы.Но, сказано — сделано. На исходе 2014 года Министерство образования и науки РФ уже получило от Росмолодежи проект, по которому за индивидуальные достижения абитуриент может получить до 20 баллов, 10 из которых закреплены за сочинением. Поощрение из оставшихся 10 баллов подразумевается за наличие значков ГТО, аттестат с отличием, призовое место на олимпиаде школьников или волонтерскую работу. Причем в Росмолодежи полагают, что новшество может быть применено уже в приемную кампанию 2015 года.
Текст: Елизавета Домнышева