Статья Стандарты начального общего образования. Традиционные задачи и новые перспективы


Василюк Л.В., зав. Усть-Вымской библиотекой им. Н.М. Дьяконова
Стандарты начального общего образования:
традиционные задачи и новые перспективы.
// Библиотека.-2014.- № 8. –С.14-16.
Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться! Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.
Книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.
Библиотека и школа: грани сотрудничества.
Продвижение книги и чтения – это основное направление в деятельности каждой библиотеки. В современном обществе такого рода работа требует больших усилий. Всем известно, что современный ребенок- прежде всего, потребитель компьютерных продуктов. Дети, в основном, ориентированы на восприятие виртуальной, а не вербальной информации. Изменились их информационные запросы, многие стали активными пользователями социальных сетей, поменялось и отношение к традиционной книге.
Способствовать решению поставленной задачи может Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который позволяет наладить социальное партнерство со всеми институтами обеспечения детства.
Ориентированность новых стандартов на   повышение информационной компетентности школьника, на умение «учиться всю жизнь», привитие навыков осмысленного прочтения текста требует согласованного использования материальных и интеллектуальных ресурсов библиотек и школ. Основополагающая роль библиотеки в реализации стандартов нового поколения обусловлена тем, что в них чтение рассматривается как базовый фактор получения, освоения и применения знаний.
Любая работа результативна, если проводится в системе. Назрела необходимость создания целостной системы приобщения детей к книге и чтению с самого раннего возраста. Стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) открывают перед библиотеками большие возможности.
В качестве примера рассмотрим Стандарт начального общего образования по литературному чтению. Он ставит следующие цели: формирование читательского кругозора, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; обязательный минимум требований: умение работать с книгой и иными источниками информации. Мы видим, что установки созвучны с непосредственной деятельностью библиотек. Проще говоря, у библиотеки со школой в некоторых случаях одни цели и задачи. Учебник «Литературное чтение» для начальных классов включает в себя разделы, при изучении которых необходима помощь библиотеки. Вся дополнительная информация, идущая не в разрез со школьной программой, которую она может предоставить, педагогами только приветствуется. Большой плюс учителя видят и в том, что в систематичных библиотечных занятиях может участвовать весь класс, в отличие от кружков по интересам, посещение которых ограничивается индивидуальными особенностями ребенка.
Что дает библиотеке такого рода сотрудничество со школой в рамках новых образовательных стандартов? На самом деле очень многое:
прирост показателей эффективности деятельности;
долгосрочные отношения с родителями читателей;
гарантированного организованного читателя на четыре года;
глубокое погружение учащихся в библиотечную среду;
выработанную у детей привычку посещать библиотеку;
возможность пропагандировать книгу и чтение.
Таким образом, мы видим, что между школой и библиотекой обозначен взаимный интерес, имеются предпосылки для совместного решения поставленных задач. Но возникает вопрос: «В рамках какого правового поля организовывать сотрудничество?» Вновь обращаемся к стандартам, которые создают возможность для взаимовыгодного партнёрства библиотеки и школы.
Стандарты предполагают, в частности, ведение в образовательных учреждениях внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности ученика. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает формы и средства организации такой деятельности, при этом имеет право привлекать партнеров.
В стандартах есть очень важное для библиотек положение: там говориться, что при отсутствии возможности организации внеурочной деятельности своими силами, школа может обратиться в другие организации, в том числе и в учреждения культуры. На это отводится до 10 часов в неделю в течение всех четырех лет обучения. Оговариваются соответствующие виды и формы. Поскольку такая деятельность с применением различных форм присуща и библиотекам, они имеют возможность активно использовать внеурочную программу образовательного стандарта с целью приобщения детей к чтению и формирования их информационной грамотности.
Оказывая такого рода помощь школе, библиотека при этом выполняет и свое главное предназначение: привлекает читателей, продвигает книгу, является источником информации.
Детские любительские объединения
Усть-Вымская библиотека-филиал им. Н.М. Дьяконова уже третий год работает в рамках новых образовательных стандартов и участвует в реализации внеурочной деятельности учащихся. При библиотеке созданы два детских любительских объединения: клуб юных читателей «Библиоша» и клуб юных краеведов «Емватас» («Вымичи»). Работа в клубах осуществляется по программам «Книжная прививка» и «Олiсны – вылiсны коми йоз» («Жили-были коми люди»). Это долгосрочные программы, рассчитанные на все четыре года начального общего образования.
«Книжная прививка» –обеспечивает новые знания, погружение в мир книги и чтения, воспитывает умного и грамотного читателя. Так, день за днём, с самого первого посещения библиотеки, с начала общения с книгой в непринуждённой обстановке, со знакомства с её героями, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель.
Систематически посещая занятия клуба, дети овладевают техникой чтения, накапливают опыт ориентирования в мире книг и информации. Кроме того, они убеждаются в том, что читательская деятельность несет радость преодоления трудностей и чувство успеха. Воспитать в детях «привычку к библиотеке» – процесс, требующий постепенности, а младшие классы - самый лучший возраст для «книжной прививки».
«Жили-были коми люди» - это приобщение детей к ценностям своего народа, популяризация печатных и мультимедийных краеведческих изданий для детей на языке коми. В этом им помогают учебные пособия нового типа, отвечающие современным требованиям компьютеризации процесса обучения. Чтобы расширить диапазон краеведческих знаний библиотекой на основе компьютерных игр «Кикуруллюкöд ворсöмъяс» («Игры с Кикуруллю») и «Быдтор тодны зiльысь Ошпи» («Ошпи в стране знаний»), библиотекой была составлена образовательно-информационная программа. Она предусматривает систематические занятия, по различным темам краеведческого характера, с широким использованием компьютерных игр. В содержании учтены и отражены специфика коми языка, традиции предков, обычаи и культура коми - зырян, исторические вехи развития края. Главная цель: воспитать в детях любовь к коми книге, а через неё к родной земле, народу и языку коми, ведь привязанность к Малой Родине прививается с детства.
Вышеописанные программы составлены с учетом взросления юных читателей: с каждым годом темы усложняются. Занятия проводятся регулярно: два раза в месяц для каждого класса. Ребята получают как теоретические, так и практические умения.
Одними из основных в работе клубов являются принципы подкрепления получаемых знаний самостоятельной работой с различными источниками информации, а также принцип – познание через игру. За четыре года обучения у детей вырабатывается стойкая привычка обращаться библиотеку для получения информации и решения проблем, связанных с освоением школьных предметов.
Программы с каждым годом оттачиваются и совершенствуются. В них вносятся изменения и дополнения, актуальные в данный отрезок времени. Такая мобильность библиотеки и владение самой свежей и нужной информацией дают ей преимущество перед другими институтами детства, занимающимися внеурочной деятельностью учащихся.
Юные читатели автоматически втянули в круг своих увлечений родителей и родственников, что привлекло в библиотеку новых взрослых пользователей, заинтересованных в работе клубов. Соответственно увеличился поток читателей, повысилось количество посещений. Существенно возросла книговыдача.
Из этого следует, что участие библиотеки в организации внеурочной деятельности школьников в рамках новых образовательных стандартов – долгосрочное взаимовыгодное явление, один из вариантов продвижения книги и способов решения проблемы чтения среди детей младшего возраста.
Прошло всего два года работы Усть-Вымской библиотеки в рамках ФГОС. Но мы уверены, что через некоторое время сможем поделиться полученным опытом.