Доклад «Оценивание степени понимания».

Доклад «Оценивание степени понимания».
На уровневых курсах я познакомилась с 7 модулями, которые способствуют у учащихся развитию навыков обучения тому, как обучаться, и как стать самостоятельными , увлечёнными , уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, лучше узнать цифровые технологии. На всех последовательных уроках внедряла все семь модулей, предусмотренных Программой. Хотелось бы остановиться подробно на внедрении в практику модуля «Оценивание обучения и оценивания для обучения».
Я выбрала предмет –познание мира. И первым то, что я объяснила детям –что такое оценивание. И стала продумывать , как заинтересовать своих детей, как повысить внутреннюю мотивацию? И я решила подробно остановиться на модуле «Оценивание обучения и оценивание для обучения». Оценивание – категория , используемая для обозначения деятельности. Направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. На своём первом уроке «Дружба и товарищество» , я раздала учащимся листы оценивания (взаимооценивания и самооценивания) и каждый этап урока учащиеся должны были оценить. Моя ошибка была в том, что листы оценивания я раздала в конце урока, дети уже забыли этапы урока. В последующих уроках это было исправлено. Оценивание учащиеся приняли на «ура».
Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процессы:
наблюдения;
интерпретации полученных данных;
заключения для определения дальнейших действий.
Различают оценивание  суммативное и формативное. До начала курсов я не смогла бы дать четкое определение суммативному и формативному оцениванию; не видела разницу между отметкой и оценкой. Изучив «Руководство» для меня ясно следующее:
Оценивание, проводимое для выставления оценок при подведении итогов обучения, для сертификации или регистрации продвижения называется суммативным или оцениванием обучения.
Формативное, иначе оценивание для обучения (ОдО) – это оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. (Руководство для учителя с.161)
Я поняла, что поощрение, похвала, подбадривание, словесная оценка, поддержка очень благоприятно влияют на учащихся и вызывают положительные эмоции. А положительные эмоции сопутствуют формированию внутренней мотивации.
Что дает оценивание для обучения:
может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Серию последовательных уроков проводила в 3 классе. В классе 20 учеников: 12 девочек и 8 мальчиков. Класс подвижный и активный. На первом уроке удивила слабоуспевающая девочка Саша, которая работая над анализом текста в группе – отлично пересказала текст и правильно проанализировала поступки литературных героев. Я сделала для себя вывод, что для слабоуспевающих детей групповая работа , как бы благоприятна, они уверенны в себя , не боятся отвечать на вопросы.
Для благоприятного обучения старалась использовать разные виды формативного оценивания. Основным видом оценивания, конечно же, было наблюдение. Не случайно категория «оценивание» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Наблюдением сопровождался каждый вид работы: работа в парах, в группах, совместное обсуждение, беседы, презентация работ и др.
В ходе наблюдения выявила такие качества у детей, о которых я раньше не знала. Например, Владик – способный мальчик – не уверенный в себе, говорит тихим голосом. В дальнейшей своей работе хочу провести диагностику по мотивации учащихся. При наблюдении учащиеся, которым с трудом давалось пересказывание текстов по познанию мира, после проведения уроков не боялись пересказывать и передавали достаточно точную информацию. Хочу привести пример, связанный с этой проблемой. На первом уроке, когда надо было представить общую точку зрения группы, вся группа наотрез отказалась выходить к доске. А  когда  попросила персонально Олега, он сказал «Я не умею объяснять», «Я не хочу и не могу». Более того, он отказался выходить к доске. После проведения этого урока, проведя рефлексию этого урока для себя, сделала вывод, что надо внедрить такой вид работы, чтобы ребята чувствовали себя увереннее. На втором уроке, дети работали более уверенно, когда им дала задание по здоровому образу жизни, я подходила к группе, прислушивалась к их совместному обсуждению, обращалась к каждому участнику с наводящими вопросами, старалась подбодрить, похвалить словами «хорошо», «молодец», «правильно». Учащиеся работали над составлением кластера-эта работа им очень понравилась. При  этом заметила, что дети начали стараться внести свой вклад в общую работу, они работали слаженно и сообща и при защите своих кластеров каждый член группы высказывал свои мысли по заданию. Что я сделала для этого? Похвалила группу за завершенную работу, предложила Я была очень удивлена и радость, когда я поняла, что этот прием сработал! Благодаря приемам формативного оценивания, удалось помочь  не уверенным в себе детям преодолеть страх перед выходом к доске. К четвертому уроку они спокойно могли выйти к доске и презентовать свои работы.
В конце третьего урока совместила рефлексию эмоционального состояния  с рефлексией по учебной деятельности. Для этого раздала детям стикеры, чтобы написали, как прошел урок, что интересного узнали, что понравилось, что не понравилось. А затем стикеры наклеили на дерево. Отзывы были интересные Учащимся понравилось работать в группе, очень понравились все задания без исключения, особено когда на одном из уроков они составляли синквейн и я была удивлена. Что даже слабоуспевающим детям понравилось это задание. Они с нетерпением ждали следующего урока, я жадно готовила интересные задания, которые не хотелось пропускать во время урока, собралось много материала по урокам.
Из отзывов было понятно, что дети в восторге от уроков. Я была счастлива от того, что дети благодарили за интересный урок в отзывах на стикерах. Дети к концу моей практики стали лучше выражать свои мысли, чувства. Я тоже очень была заинтересована уроками и в будущем планирую как можно больше разнообразить виды работ, применяя критическое мышление.

Также немаловажным аспектом в  формативном оценивании, по-моему, является комментарий. При этом допускается комментарий как учителя, так и ученика.
В ходе последовательных уроков использовала такое оценивание, как сигналы рукой. По окончанию презентации участники одной группы должны были оценить работу другой группы и выразить согласие или несогласие (Большой палец вверх – согласен, вниз – не согласен). На четвертом уроке сложилась следующая ситуация. Когда нужно было оценить  сигналом рукой, Ваня показал, что не согласен. Когда я просила уточнить, в чем именно не согласен, он сказал, что показал просто так. То есть здесь мотивом выбора послужили личная симпатия или неприязнь, а может, захотел  отличиться, не думая о том, что придется аргументировать свой выбор. В дальнейшем нужно  провести работу, направленную на отработку объективного взаимооценивания и самооценивания. Для этого нужно ввести критериальное оценивание групповых работ, результатом которого может быть не обязательно отметочное оценивание, а поощрение.
Таким образом, используя модуль «Оценивание для обучения» в серии последовательных уроков, я заинтересовала детей предметом, включила в работу даже самых пассивных учеников. О проявлении интереса можно судить по отзывам детей. Например, «Спасибо за интересный урок», «Мне нравятся уроки, которые ведет Марина Николаевна», «Мне нравятся такие уроки, какие проводятся сейчас. Спасибо за уроки!», «Мне нравится, когда Вы ведете урок». Думаю, что у детей повысилась внутренняя мотивация. Об этом можно судить наверняка, когда проведу оценку уровня учебной мотивации.
Во время прохождения практики, наряду с положительными моментами были трудности, которые мне в дальнейшей работе нужно преодолеть. Это развитие речи детей, коммуникативных навыков, дальнейшая работа по созданию коллаборативной среды, отработка навыков объективного самооценивания, взаимооценивания, отработка навыков презентации, умение выражать чувства и мысли. Конечно, только четырьмя уроками эти проблемы решить мне не удалось, но, на мой взгляд, то, что достигнуто за это время, вселяет уверенность в том, что Программа работает, и дальнейшее его применение поможет мне справиться со многими трудностями и проблемами, с которыми я сталкиваюсь ежедневно в своей работе. Также для меня этот период стал стимулом для дальнейшей работы, многое из того, что для меня в прошлом казалось неразрешимой проблемой, сейчас кажется преодолимым. Во многом мне помогает тот факт, что я психолог, и многие проблемы я перед собой ставила и раньше и достигала их. На курсах повышения квалификации я узнала  для себя очень много форм и методов оценивания. Настоящим открытием для меня стало формативное оценивание, которое я буду применять не только на своих уроках. На уроках, где сеть отметочное оценивание, обязательно введу критериальное оценивание. Буду разрабатывать критерии для каждой темы.
Список использованной литературы:
Руководство для учителя
Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника И.Логвина, Л.Рождественская