Рефлексивный отчет Оценивание степени понимания 
Рефлексивный отчет №4                                                                                                                  Оценивание  степени понимания
На первом уроке по теме «Обобщение сведений об имени существительном, изученных в 3 классе» я пыталась выявить степень понимания учениками ключевых понятий материала.  Для этого на каждом этапе урока старалась активизировать мышление учащихся. 
На стадии вызова поставлен проблемный вопрос: определить пропущенное слово в стихотворении через минутку чистописания, которая помогла определить первую и последнюю буквы предполагаемого слова. Ребята высказали  множество предположений: дома, доброта, дорога, дача, домбра. Считаю, что слово, которое подбирали ребята, было спонтанным и не привязывалось к тексту. Попыталась обратить внимание на то, что это единственное  слово должно быть в каждой строке стихотворения. Алданыш мгновенно определила слово: дружба. 
Поупражнявшись в выразительности чтения стихотворения, ребята определили круг ассоциаций, связанных со словом дружба. Далее ребятам предстояло вспомнить пословицы и поговорки о дружбе. Была приятно удивлена, что без предварительной подготовки ребята сумели назвать порядка десяти пословиц. Вопросы высокого порядка подразумевали не просто проговаривание пословиц, но и раскрытие сути её содержания: 
- Как вы понимаете пословицу? Дерево сильно корнями, а человек друзьями 
- Что мы вкладываем в смысл пословицы?  Дружба не стекло, разобьёшь – не склеишь.  
- Объясни пословицу: Гору разрушает ветер, людскую дружбу - слова. 
Данная работа помогла определить ключевое слово  урока и стала  небольшим мостиком в определении части речи, которая и стала  темой нашего урока.
Вопрос для обсуждения «По исследованиям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Как вы думаете,  почему?» заставил учащихся задуматься, поразмыслить, выдвигать свои гипотезы. 
На стадии осмысления ребятам пришлось поработать «Посланниками» в «Научных экспедициях». Целью групповой работы было выявление грамматических признаков имени существительного, изученных во 2-3 классах и оформление кластера. Для  меня же  целью было выяснить, что знают и умеют делать ученики, а также с какими сложностями они сталкиваются. 
Вторая и третья группа очень быстро включились в работу по составлению кластера, причём сами себе давали пояснение. Третья группа приводила примеры. Ребята понимали,  чего от них требуют. По неверному пути пошла первая группа. Хадиша  и  Настя стали вписывать примеры существительных, не обращая внимания на Алдияра, который тщетно пытался объяснить, что девочки не правы. И лишь после моего вмешательства, работа была начата с самого начала. По истечении времени  на данный этап работы, у первой  группы проявились сомнения, тревога, разочарование. 
Далее ребятам предстояло отправить посланника в другие группы, чтобы пополнить свой кластер недостающими знаниями. Отрадно было видеть, что ребята не замыкались, не утаивали информацию, а напротив с радостью помогали ребятам дописывать  недостающие грамматические признаки.  Вернувшись  в свои группы,  ребята доработали кластеры и , выходя к доске с презентацией своего постера,  были вполне удовлетворены тем, что сумели выполнить задание, они также указывали на  те моменты, о которых не вспомнили с самого начала.
Наблюдая за повседневной деятельностью в классе, слушая общение детей, наблюдая за учениками, выполняющими задание, либо проверяя выполнение классной или домашней работы, можно получить необходимую информацию.'Закрепить полученную информацию в группах, было предложено через практическое применение нового материала. 
Во- первых,  ребятам предстояло ответить на тонкие и толстые вопросы по закреплению материала, используя метод «Перекрёстных вопросов»
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Какова синтаксическая роль существительного в предложение? Приведи пример. 
- Как изменяются существительные?
- Как определить склонение имени существительного?
Во- вторых, каждая из двух  групп, образованная методом случайного  выбора,   получила практическое письменное  задание. Цель: научить делать умозаключения на основе наблюдений. 1 группа- Прочитать текст. Выписать сначала  одушевлённые имена существительные, затем- неодушевлённые. 2 группа . Прочитать текст.  Списать.  Определить род имён существительных
 В- третьих, индивидуальная работа с  Елжасом и  Алданыш   Цель: способствовать рассуждению и логическому мышлению, используя метод «Тонкие- толстые вопросы». 
*А    Вспомни и назови правила работы в группе. Легко ли тебе с товарищами?
***С (Учебник  с.45 упр.113)    Как ты думаешь зачем  на земле нужен  мир? Что для этого надо делать? 
То, что говорит ученик, является результатом его умственного размышления.²  Обратная  связь степени понимания осуществлялось через  формативное оценивание
Для Алданыш: Это логично, хвалю за правильное мышление
Для всего класса:   Давайте подумаем над тем, что мы обсудили- есть ли ещё что- нибудь, что вы можете добавить
Для Елжаса: Подумай несколько минут о двух поправках, которые хотел бы  внести в работу вашей группы.  
Рефлексия урока проведена с помощью техники «Градусник»,  цель которого оценить результаты урока и определить уровень понимания и усвоения темы учениками. Ребятам предложено закончить предложения 
- Сегодня на уроке я чувствовал себя…., потому что…
- Мне больше всего понравился момент….
- Я хотел бы…
- Было сложно, потому что …
Данный метод опроса учеников, с целью выявления понимания,  содействует уверенности учеников в собственных возможностях для самоусовершенствования. 
Приятно осознавать, что мои ученики  обладают навыком самооценивания, причём относятся критически к  процедуре само- и взаимооценивания. Всё это отразилось на «Лесенке успехов». 
Свою же цель вижу в  том, чтобы обеспечить положительную и конструктивную обратную связь.  
Руководство для учителя; стр.152
Руководство для учителя; стр.152