Отчет по совместной презентации, касающийся выполнения заданий, предназначенных для выполнения в период этапа «Практика в школе»
Отчет по совместной презентации, касающийся выполнения заданий, предназначенных для выполнения в период этапа «Практика в школе»
Несмотря на имеющиеся общее представление о процессе обучения, мы не можем утверждать, что в полной мере понимаем, как мы обучаемся и обучаем. В исследованиях последних лет обучение определяется как комплексное сочетание склонностей, пережитого опыта, социальных отношений, ценностей, подходов и убеждений, которые в совокупности формируют характер использования человеком конкретных возможностей для получения знаний. «Выбор стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на всё, что он делает в классе», подтверждением этих слов является совместная работа с коллегами. Обсудив каждую тему домашнего задания по прохождению практики в школе, я пришла к мнению, что посоветовавшись с коллегами, мы можем взглянуть на наше преподавание другими глазами. В школе мы часто проводим совещания, педсоветы, коучинги. Они тоже вносят свой вклад в наше преподавание, но тот факт, что в нашей группе третьего уровня обучаются учителя не только по другим предметам, но и из разных городов. Обсудив некоторые темы, я пришла к выводу, что по многим вопросам наши взгляды совпадают, есть конечно и расхождения, но при совместном обсуждении мы приходили к общему мнению.
Так как нашей общей задачей было изучение Программы 3-го уровня, мы просмотрели и обсудили различные вопросы, касающиеся нашей практики. Например, работа с коллегами, оценивание критического мышления, работа с одаренными и талантливыми и т.д.
Я хочу, чтобы мои дети были самомотивированными, с развитым критическим мышлением, увлеченными и уверенными в себе личностями. И для того, чтобы помочь ребенку измениться я должна найти в себе слабые стороны, которые требуют изменения моих взглядов на обучение и применяемыми мною методиками преподавания.
С моей точки зрения, в первую очередь, для ребенка очень важно создание комфортной обстановки в коллективе для дальнейшего развития. Хотя для младшего школьника это уже не первый коллектив (для тех, кто был в предшколе или в детском саду), но это новый коллектив в который они вошли, и будут обучаться вместе ещё немало времени. Обсуждая с коллегами, мы пришли к мнению, что учитель должен сосредоточить свое внимание не только на собственном преподавании, а и на развитии у детей умения обучаться и с этой целью преподавателю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе.
Мы определили ряд факторов, которые влияют на межличностные отношения в классе и вовлечение детей в процесс обучения. Рассматривая проблемы других учителей, нашли пути их решения, стараясь определить план действий при столкновении с подобными ситуациями в нашей будущей работе. Например, на уроке у нашей коллеги один ребенок-лидер забрал все материалы к составлению постера у детей и решил, что он и сам справиться с заданием. Обсудив данную ситуацию, мы пришли к выводу, что учителю можно и нужно было самому вмешаться в распределении ролей, каждого члена команды или подсадить в группу равного по интеллекту ребенка. Лично у меня появилась проблема с ученицей С, когда ни кто не захотел с ней работать. Я, учитывая возрастные особенности, стала использовать различные игры на сплочение коллектива с тактильным восприятием, например атомы и молекулы, комплименты, круг радости, пожелания или театр Кабуки.
Здесь же мы определили, что создание коллаборативной среды, это не только игры на сплочение коллектива, но и создание других условий, которые поддерживают доброжелательную атмосферу на уроке. Это и различные методы оценивания и использование дифференцированного подхода для повышения мотивации к обучению.
Разумеется, вторым этапов успешного развития личности является умение критически мыслить. Опять же я не вижу развитие критического мышления без диалогового обучения. И моя задача, как учителя начальной школы, заложить навыки критического мышления на ранней стадии. При совместной презентации данной темы, выявив трудности учителя в определении уровня критического мышления, это отсутствие:
точных критериев оценивания критического мышления
инструментария по отслеживанию динамики развития критического мышления
На наш взгляд, решить эти проблемы можем только мы, сами учителя. Поэтому следующим этапом нашей совместной работы было составление критериев для оценивания критического мышления:
умение аргументировать свои ответы, опираясь на личный опыт
умение анализировать, синтезировать и обобщать материал
умение доказывать свое мнение
учёт количества задаваемых вопросов и степень их сложности (если ребенок начал задавать вопросы значит он начал мыслить).
При этом каждый учитель должен делать акцент на разностное мнение, приветствовать мнение каждого, и конечно же стимулировать ребенка на выражение своего мнения. Для этого мы можем использовать «метод незаконченного предложения», эссе, листы наблюдений и т.д., а чтобы он увидел важность своего мнения, я должна использовать различные формы формативного оценивания: дерево достижений, лестница успеха, жесты, похвала, хлопка и т.д.
На мой взгляд, наше обсуждение темы «оценивания критического мышления» и сделанные нами выводы, помогут мне в дальнейшей практике при развитии критического мышления. Я верю, что мои дети уже начали мыслить критически так, как я часто слышу от них слова «потому что», «я думаю», «а я считаю» и даже стали вступать в дискуссию.
Еще одним преимуществом Программы уровневых курсов является модуль обучение талантливых и одаренных детей. В этой работе [2.c.165] акцент делается на учителе начальной школ, т.к. «учителя начальных школ должны позиционировать себя в качестве «талантливых наблюдателей», постоянно выявляя проявления способностей или таланта со стороны учеников». В нашей минигруппе было два учителя начальных классов, поэтому, как только наша группа вступила в обсуждение построения постера, мы выбрали «ступеньки», так как хотели показать, что преодолев препятствия каждый ребенок может показать свой талант.
И первой ступенькой к получению самомотивированной, независимой, увлеченной и ответственной личности с развитым критическим мышлением мы определили выявление способностей, интересов и одаренности каждого ученика. Для определения интересов детей учитель должен провести тестирование, анкетирование и консультации с родителями, психологом и коллегами. И только определив уровень и интересы младших школьников, я смогу планировать развитие талантливых детей, т.е. преодоление выявленных трудностей. Каждый из коллег предлагал свои пути решения проблем.
Рассмотрев такую проблему, как незаинтерисованность учащихся в участии в различных конкурсах, совместно определили пути решения:
Использовать неудачу, как отправную точку для перспективы на будущее
Сделать результат значимый для самого ребенка, что по нашему мнению повысит его заинтерисованность.
Таким образом, при совместном обсуждении развития одаренности детей, мы пришли к выводу, что работа с одаренными очень важна в педагогической деятельности каждого учителя, так как дает толчок в развитии ребенка. Поэтому девизом постера и стало выражение: «Учиться, учиться и еще раз учиться!». Этим мы хотели показать, что обучаясь и обучая других можно добиться больших результатов.
И итогом своего отчета по совместной презентации хотела бы предоставить тему «консультации с коллегами», так как считаю, что только в совместном обсуждении проблемы можно найти более оптимальные пути их решения. Учитывая загруженность учителей различными отчетами, каждый из нас решил её тем, что нашел способ заинтересовать учителей своей школы, приглашая его на экспериментальные уроки и коучинги, делясь с ними своими наработками. Теперь при возникновении трудностей, мы всегда могли обратиться за помощью к любому заинтересованному учителю. Наши коллеги дали свои рекомендации: о выборе более эффективных методов оценивания, напоминали об ограничении временных рамок, о разнообразии стратегий для лучшего усвоения программного материала и т.д.. Таким образом, консультации с коллегами повлияли на наше планирование и на всю практику. Я в частности для экономии времени стала использовать раздаточный материал уже в готовом виде, например на уроках картинки и пословицы, деформированные тексты, план и т.д., а для стимулирования скорости работы - таймер. Сразу увидела эффективность всех новшеств.
Я пришли к выводу, что консультации с коллегами очень важны в педагогической деятельности каждого учителя, поэтому девиз работы «Одна голова хорошо, а две лучше» - на все вопросы, всегда можно найти ответы, обратившись за помощью к коллегам, и они помогут найти пути решения любой педагогической проблемы.
Использованная литература:
Учебная программа «Литературное чтение 2-4 классов»
Руководство для учителя (третий уровень)
Методическое руководство для учителя по литературному чтению
Учебник «Литературное чтение»
Задания для выполнения в период практики в школе