Рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ____
от «____»________20 г.
Окружающий мир
Пояснительная записка
КТП уроков окружающего мира в 1 классе рассчитано на 2 часа в неделю (66 часов за год), составлено в соответствии с учебным планом школы, расписанием уроков. За основу взят Сборник программ начального общего образования по учебным предметам в 2 ч. /Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011, разработанный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования и концепцией комплекта «Перспективная начальная школа».
Программу обеспечивают:
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н.Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Предмет «окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
– мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
– ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
– базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
– любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
– базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
– учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Программными предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
- сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
- сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);- сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
- способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
- способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
- умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
- способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
- способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов в год – 66
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в I четверти – 17
Количество часов во II четверти – 15
Количество часов в III четверти – 19
Количество часов в IV четверти – 15
№ п/п Тема раздела Количество часов1 Человек и природа 46 часов2 Человек и общество 15 часов3 Правила безопасного поведения 5 часовВсего66 часовТребования к уровню подготовки учащихся,обучающихся по данной программе
Обучающиеся должны знать/понимать:
-название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
-названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);-государственную символику России;
-первый куплет и припев гимна России;
-виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
-правила поведения в городе во время экскурсии;
-что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
-название органов чувств и их функции;
-названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
-основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
-названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);
-название каждого времени года и их последовательность;
-основные признаки времен года;
-правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Уметь:
-соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
-проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
-различать объекты природы и изделия человека;
-различать объекты живой и неживой природы;
-различать части растений, отображать их в рисунке;
-приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
-приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
-приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
-приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
-приводить примеры съедобных грибов своего края;
-приводить примеры ядовитых ягод своего края;
-ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
-называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасскаябашня).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
-установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
-выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
-писания на конверте своего адреса;
-выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п Содержание учебного материалаИКТ ДатаКорректировкаНаблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем мире (8 ч)
1 Где живет семья Ивановых.
Техника безопасности на уроке №4 02.09. 2 Где живет семья Ивановых 05.09. 3 Мы познаем мир 09.09. 4 Мы познаем мир №4 12.09. 5 Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств 16.09. 6 Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств 19.09. 7 Что нас окружает№77 23.09. 8 Что нас окружает26.09. Живая природа (10 ч)
9 Животные – часть природы«БЭ КиМ» 30.09. 10 Дикие и домашние животные03.10 11 Дикие и домашние животные07.10. 12 Насекомые – часть природы10.10. 13 Насекомые – часть природы14.10. 14 Растения – часть живой природы17.10. 15 Растения – часть живой природы21.10. 16 Что общего у трав, кустарников и деревьев №6 24.10. 17 Как растения расселяются на новые места 28.10. 18 Как растения расселяются на новые места 07.11. Природа и ее сезонные изменения (38 ч)
19 Природа и ее сезонные изменения №77 11.11. 20 Жизнь растений осенью14.11. 21 Жизнь растений осенью18.11. 22 Труд людей осенью№6 21.11. 23 Как птицы готовятся к зиме №7 25.11. 24 Как животные готовятся к зиме 28.11. 25 Пришла зима№6 02.12. 26 Пришла зима05.12. 27 Снежные загадки09.12. 28 Жизнь лесных зверей зимой12.12. 29 Жизнь лесных зверей зимой16.12. 30 Как помочь птицам зимой19.12. 31 Как помочь птицам зимой№7 23.12. 32 Есть ли жизнь в воде подо льдом? 26.12. 33 Как зимуют травы, кустарники и деревья
Техника безопасности на уроке 13.01. 34 Учимся различать деревья и кустарники зимой 16.01. 35 Учимся различать деревья и кустарники зимой 20.01. 36 Труд людей зимой№4 23.01. 37 Пришла весна27.01. 38 Пришла весна№77 30.01. 39 Какие растения весной цвести торопятся 03.02. 40 Какие растения весной цвести торопятся 06.02. 41 Как животные весну встречают10.02. 42 Как животные весну встречают№77 20.02. 43 Про больших и маленьких24.02. 44В лес по ягоды пойдем 27.02. 45 В лес по ягоды пойдем 02.03. 46 С лукошком за грибами№6 05.03. 47 С лукошком за грибами09.03. 48 Зеленая аптека12.03. 49 Зеленая аптека№4 16.03. 50 Природа и мы19.03. 51 Правила поведения в природе№6 23.03. 52 Природа и мы06.04. 53 Красная книга№6 09.04. 54 Красная книга13.04. 55 Лето пришло№77 16.04. 56 Лето пришло20.04. Наша родина – Россия (10 ч)
57 Родной край23.04. 58 Наша родина – Россия№77 27.04. 59 Государственная символика30.04. 60 Государственная символика«БЭ КиМ» 04.05. 61 Москва – столица нашего государства07.05. 62 Москва – столица нашего государства, город-герой 11.05. 63 Моя маленькая Родина 14.05. 64 Экскурсия в город18.05. 65 Правила поведения в природе№6 21.05. 66 Обобщение «Мы и окружающий мир» 25.05. ЛИТЕРАТУРА
Буковская Г.В. «Игры и занятия для формирования экологической культуры младших школьников. – Москва: «Владос», 2002 г.
Касаткина Н.А. «Занимательные материалы к урокам математики и природоведения в начальной школе». - Волгоград: «Учитель» 2003 г.
Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Целоусова Т.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011 г.
ИКТ
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008» - диск
«Мой мир» - диск № 77
«Птицы» - диск № 7
«Уроки жизнедеятельности» - диск № 6
«Уроки хорошего поведения» - диск № 4