Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» для основной профессиональной образовательной программы СПО 100701 Коммерция.
ГБПОУ СО «Тугулымский многопрофильный техникум»
РАССМОТРЕНО:
Методическим объединением
общеобразовательного цикла
протокол №
«___»____________201 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ТМТ
_________ В.Ф. Баюнов
«___»_________201 г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 01 Русский язык
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», предназначенной для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Тугулымский многопрофильный техникум»
Разработчик:
Колмакова Ирина Владимировна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ CО «Тугулымский многопрофильный техникум».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
18
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
23
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100701 Коммерция
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 112 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
112
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
48
контрольные работы
7
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
в том числе:
индивидуальное проектное задание
10
внеаудиторной самостоятельной работы
24
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Аудиторные
/
СРС
Всего: 112 ч.
78 ч. - аудиторные занятия, 34 ч. Самостоятельная работа студента (СРС)
Введение.
2
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
1
2
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
2
Контрольная работа № 1.
1
3
Входящий контроль знаний.
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.
10/4
Тема 1.1. Язык и речь.
Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
1
1
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
2
Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
1
2
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
2
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
2
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
2
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
2
Тема 1.3. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи.
Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.
1
1
Тема, основная мысль текста.
2
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Средства и виды связи предложений в тексте.
2
Абзац как средство смыслового членения текста.
2
Типы речи (повествование, описание, рассуждение).
2
Соединение в тексте различных типов речи.
2
Лингвостилистический анализ текста.
2
Практические занятия.
7
3
Р.р. Определение вида речевых ошибок и их исправление.
Р.р. Стилистический анализ текста.
Тестовая работа по теме «Функциональные стили в речи».
Тестовая работа по теме «Стили речи».
Тестовая работа по теме «Язык и речь. Языковая ситуация. Стили речи. Стилистические ошибки».
Практическая работа по оформлению документов официально-делового стиля, по составлению текстов публицистического стиля.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Природа и сущность языка. Язык и мышление. Язык и его функции. Русский язык в современном мире.
Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка.
Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи». Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, логичности, этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для коммуникативной цели. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи.
Стилистика и синонимические средства языка.
Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка: орфоэпический, морфологический, синтаксический. Стилистический и этико – речевые нормы.
Речевая ошибка как неосознанная и немотивированная нарушение языковых и речевых норм. Речевой недочет как нарушение рекомендательной нормы. Типы ошибок: структурно-языковые несоответствия речи коммуникативным качествам у местности, чистоты, целесообразности; нарушения в речи этикетных и этичных норм.
Русское письмо и его эволюция.
Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.
4
3
Раздел 2. Лексика и фразеология.
8/5
Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление
Лексическое и грамматическое значения слова.
1
2
Многозначность слова.
2
Прямое и переносное значение слова.
2
Метафора, метонимия как выразительные средства языка.
2
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
1
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
2
Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.
Исконно русская лексика.
1
2
Заимствованная лексика.
2
Старославянизмы.
2
Нейтральная лексика.
2
Книжная лексика.
2
Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).
2
Профессионализмы.
2
Терминологическая лексика.
2
Архаизмы.
2
Историзмы.
2
Неологизмы.
2
Особенности русского речевого этикета.
2
Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта.
2
Тема 2.3. Фольклорная лексика и фразеология. Лексические нормы.
Русские пословицы и поговорки.
1
2
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.
2
Афоризмы.
2
Лексические и фразеологические словари.
2
Лексико-фразеологический разбор.
2
Лексические ошибки и их исправление.
2
Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
2
Практические занятия.
4
3
Выявление, объяснение и исправление лексических и фразеологических ошибок.
Языковой анализ литературного текста.
Работа с текстом с использованием фразеологических словарей.
Контрольная работа № 2.
1
3
Контрольное тестирование по теме «Лексика и фразеология».
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. Фразеологические словари русского языка и сфера их использования.
Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Тропы, разновидности тропов. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистически неоправданное употребление слов. Злоупотребление терминами.
Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов.
4
3
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
8/6
Тема 3.1. Фонетические единицы.
Звук и фонема.
1
2
Открытый и закрытый слог.
2
Соотношение буквы и звука.
1
Фонетическая фраза.
1
Ударение словесное и логическое.
2
Роль ударения в стихотворной речи.
1
Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
1
Тема 3.2. Орфоэпические нормы.
Произносительные нормы и нормы ударения.
1
2
Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.
1
Использование орфоэпического словаря.
2
Тема 3.3. Орфография.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
1
2
Употребление буквы Ь.
2
Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
2
Правописание приставок на З - / С - .
2
Правописание И – Ы после приставок.
2
Практические занятия.
4
3
Фонетический разбор слова.
Тестирование по теме «Фонетика».
Тестирование по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».
Тестирование по теме «Правописание О/Ё после шипящих и Ц».
Тестирование по теме «Правописание приставок».
Нахождение и исправление орфоэпических ошибок.
Контрольная работа № 3.
1
3
Контрольное тестирование по теме «Фонетика и орфография».
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования.
Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы фонетики.
Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем.
Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов.
Орфоэпия как учение о нормах произношения. Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки.
Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация.
Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии.
5
3
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.
6/6
Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования.
Многозначность морфем.
1
1
Синонимия и антонимия морфем.
1
Морфемный разбор слова.
2
Словообразование знаменательных частей речи.
1
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
1
Понятие об этимологии.
1
Словообразовательный анализ.
2
Тема 4.2. Орфография.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
1
2
Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.
2
Правописание сложных слов.
2
Практические занятия.
3
3
Тестирование по теме «Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ –».
Тестирование по теме «Правописание сложных слов».
Морфемный разбор слова.
Словообразовательный разбор слова.
Контрольная работа № 4.
1
3
Р.р. Изложение с элементами сочинения.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные).
Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.
5
3
Раздел 5. Морфология и орфография.
16/6
Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное.
Грамматическое значение слова.
1
2
Грамматическая форма и синтаксическая функция слова.
2
Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
2
Лексико-грамматические разряды имен существительных.
2
Род, число, падеж существительных
2
Склонение имен существительных.
2
Правописание окончаний имен существительных.
2
Правописание сложных существительных.
2
Морфологический разбор имени существительного.
2
Употребление форм имен существительных в речи.
2
Тема 5.2. Имя прилагательное.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
1
2
Степени сравнения имен прилагательных.
2
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
2
Правописание сложных прилагательных.
2
Морфологический разбор имени прилагательного.
2
Употребление форм имен прилагательных в речи.
2
Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение.
Лексико-грамматические разряды имен числительных.
1
2
Правописание числительных.
2
Морфологический разбор имени числительного.
2
Употребление числительных в речи.
2
Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
2
Значение местоимения.
2
Лексико-грамматические разряды местоимений.
2
Правописание местоимений.
2
Морфологический разбор местоимения.
2
Употребление местоимений в речи.
2
Местоимение как средство связи предложений в тексте.
2
Тема 5.4. Глагол.
Грамматические признаки глагола.
1
2
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.
2
Правописание НЕ с глаголами.
2
Морфологический разбор глагола.
2
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
2
Тема 5.5. Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола.
Образование действительных и страдательных причастий.
1
2
Правописание суффиксов и окончаний причастий.
2
Правописание НЕ с причастиями.
2
Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.
2
Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
2
Морфологический разбор причастия.
2
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
2
Правописание НЕ с деепричастиями.
2
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
2
Морфологический разбор деепричастия.
2
Тема 5.6. Наречие. Слова категории состояния.
Грамматические признаки наречия.
1
2
Степени сравнения наречий.
2
Правописание наречий.
2
Отличие наречий от слов-омонимов.
2
Морфологический разбор наречия.
2
Употребление наречия в речи.
2
Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
2
Безлично-предикативные слова.
2
Отличие слов категории состояния от слов-омонимов.
2
Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
2
Практические занятия.
9
3
Морфологический разбор имени существительного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Морфологический разбор глагола.
Морфологический разбор причастия.
Морфологический разбор деепричастия.
Морфологический разбор числительного.
Морфологический разбор местоимения.
Тестирование по теме «Мягкий знак на конце после шипящих».
Тестирование по теме «Глагол».
Тестирование по теме «Имя существительное: род, число, склонение».
Тестирование по теме «Имя прилагательное: окончание, род, число, разряд».
Тестирование по теме «Суффиксы причастий».
Тестирование по теме «Деепричастие, суффиксы деепричастий».
Контрольная работа № 5.
1
3
Р.р. Сочинение на лингвистическую тему.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.
Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Переходные явления в частях речи.
Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи).
Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий.
5
3
Раздел 6. Служебные части речи.
8/6
Тема 6.1. Предлог как часть речи. Союз как часть речи.
Правописание предлогов.
1
2
Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
2
Употребление предлогов в составе словосочетаний.
2
Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
2
Правописание союзов.
2
Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
2
Употребление союзов в простом и сложном предложении.
2
Союзы как средство связи предложений в тексте.
2
Тема 6.2. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Правописание частиц.
1
2
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
2
Частицы как средство выразительности речи.
2
Употребление частиц в речи.
2
Правописание междометий и звукоподражаний.
2
Знаки препинания в предложениях с междометиями.
2
Употребление междометий в речи.
2
Практические занятия.
5
3
Тестирование по теме «НЕ и НИ с разными частями речи».
Контрольная работа № 6.
1
3
Р.р. Сочинение на лингвистическую тему.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Служебные части речи.
Выразительные возможности служебных частей речи.
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
Различение частиц НЕ и НИ.
Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов.
Слитное, раздельное написание союзов.
5
3
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.
20/6
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
Словосочетание.
1
2
Предложение, сложное синтаксическое целое.
2
Основные выразительные средства синтаксиса.
1
Строение словосочетания.
2
Виды связи слов в словосочетании.
2
Нормы построения словосочетаний.
1
Синтаксический разбор словосочетаний.
2
Значение словосочетания в построении предложения.
1
Синонимия словосочетаний
1
Тема 7.2. Простое предложение. Осложненное простое предложение.
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения.
1
2
Интонационное богатство русской речи.
1
Логическое ударение.
2
Прямой и обратный порядок слов.
1
Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
1
Грамматическая основа простого двусоставного предложения.
2
Тире между подлежащим и сказуемым.
2
Согласование сказуемого с подлежащим.
2
Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
1
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
2
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
2
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.
2
Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
2
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
2
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
2
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
2
Однородные и неоднородные определения.
2
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
2
Предложения с обособленными и уточняющими членами.
2
Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений.
2
Обособление приложений.
2
Обособление дополнений.
2
Обособление обстоятельств.
2
Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.
2
Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
2
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с члена