Рабочая программа по математике 8 класс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2016 -2017 учебный год

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ермолаевская коррекционная школа – интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья

РАСМОТРЕНО И ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ

на методическом совете
Директор ГБОУ Ермолаевская КШИ

____________ В.В. Ахметова
______________ В.В. Заболотный

Протокол № __ от _____ 2016 г.
«__» ____________ 2016 г.





Рабочая программа
по математике 8 класс
на 2016 -2017 учебный год











Автор-составитель программы:
Ариткулов Фаниль Насретдинович,
учитель информатики
высшей квалификационной категории
ГБОУ Ермолаевская КШИ
Республика Башкортостан,
Куюргазинский район, с. Ермолаево



Обсуждено и принято
Руководитель МО
___________ /Л.А. Гуназо/
Протокол № ____
от «____» ___________ 2016 г.






Ермолаево 2016

Пояснительная записка
Математика в коррекционной школе 8 вида является одним из основных учебных предметов.
Задачи преподавания математики во вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометри-ческие представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчи-вость, трудолюбие, самостоятельность. Навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно – практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении математических знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания.
Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.
Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена индивидуальная работа с использованием специальных методических приемов.
Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу школы по всем пред-метам, кроме математики. Эти учащиеся с грубой акалькулией из-за дополнительного локального поражения не могут быть задержаны в том ил ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету. Оставлять их на повторное обучение в классе нецелесообразно. Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе и обучаться в пределах своих возможностей. Решение об обучении по индивидуальной программе принимается педагогическим советом школы.
Геометрический материал в 1-4 классах, изучается на уроках математики в 5-9 классах, из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Повторение геометрических знаний. Формирование графических умений происходит и на других уроках математики. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Необходима тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.
В старших классах школьники знакомятся с многочисленными числами в пределах 1 000 000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.
Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счетом различными разрядными единицами. При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями должно быть использовано реальное количество в 1 000 предметов. В дальнейшем основными пособиями остаются нумерационная таблица и счеты.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего четкости и точности арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Умения правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного контроля за работой учеников, включая проверку письменных работ учителем.
Образцы арифметических записей учителя, его объяснения, направленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими средствами обучения вычислениям. Обязательной на уроке должна стать работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить значительное место.
Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так как в процессе этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут быть исправлены лишь после того, как осознаны учеником.
В тех случаях, когда учитель в письменных вычислениях отдельных учеников замечает постоянно повторяющиеся ошибки, необходимо организовать с ними индивидуальные занятия, чтобы своевременно искоренить эти ошибки и обеспечить каждому ученику полное понимание приемов письменных вычислений.
Систематический и регулярный опрос учащимися являются обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать развернутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.
На всех годах обучения особое внимание учитель обращает на формирование у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100). С круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин должно постоянно включаться в содержание устного счета на уроке.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению.
Учителю вспомогательной школы необходимо постоянно учитывать, что некоторые ученики с большим трудом понимают и запоминают задания на слух, поэтому следует создавать такие условия, при которых ученики могли бы воспринимать задание на слух и зрительно. В связи с этим при занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует учебники. Необходимо также широко использовать наглядные пособия. Дидактический материал.
Подбор для занятий соответствующих игр – одно из средств, позволяющих расширить виды упражнений по устному счету. Но нельзя забывать, что игры только вспомогательный материал. Основная часть состоит в том, чтобы научить учащихся считать устно без наличия вспомогательных средств обучения.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется в старших классах введением примеров и задач с обыкновенными и десятичными дробями. Для устного решения даются не только простые арифметические задачи, но и задачи в два действия. Можно познакомить учащихся и с некоторыми приемами выполнения устных вычислений.
Параллельно с изучением целых чисел продолжается ознакомление с величинами, с приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Учащиеся должны получить реальные представления о каждой единице измерения. Знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной, свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5к 0003 м, 14 р. 02 к.).
Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должно способствовать более глубокому знанию единиц измерения, чтобы в дальнейшем учащиеся смогли выражать данные числа десятичными дробями и производить вычисления в десятичных дробях.
Формирование представлений о площади фигуры происходит в 8, а об объеме – в 9 классах. в результате выполнения разнообразных практических работ школьники получают представление об измерении площади плоских фигур, об измерении объема прямоугольного параллелепипеда, единицах измерения площади и объема.
Завершение работы является подведение учащихся к правилам вычисления площади прямо-угольника и объема прямоугольного параллелепипеда. Для более способных школьников возможно введение буквенных обозначений и знакомство с формулами вычисления периметра, площади, объема.
При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ (с геометрическими фигурами, предметами), результатом которых является получение дробей.
Десятичные дроби (6 класс) рассматриваются как частный случай обыкновенных дробей, имеющих знаменатель единицу с нулями. Оба вида дробей необходимо сравнивать.
Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
Усвоение десятичных дробей зависит от знания учащимися основ десятичной системы счисления и соотношений единиц стоимости, длины, массы.
При изучении дробей следует постоянно повторять метрическую систему мер, так как знание ее является основой для выражения чисел, полученных от измерения десятичной дробью.
Изучение процентов в 9 классе опирается на знание десятичных дробей.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени. Уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференциро-ванный и индивидуальный подход.
При подборе арифметических задач учитель не должен ограничиваться только материалом учебника.
В учебной программе указаны виды арифметических задач для каждого класса. В последующих классах надо решать все виды задач, указанные в программе предшествующих лет обучения.
Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учитель должен учить преоб-разованию и составлению задач, т.е. творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
В коррекционной школе 8 вида учащиеся выполняют письменные работы (домашние и классные) в тетрадях. Обычно у каждого ученика имеется две тетради. Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ будет зависеть от требовательности учителя, от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников. Мастерство учителя должно проявляться в способности сочетания самостоятельности в работе учащихся с предупреждением появления ошибок.

Математика 8 класс (5 ч в неделю)
Содержание обучения
Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2000, 20000; 5, 50, 5000, 50000; 25, 250, 2500, 25000 в пределах 1000000, устно, с записью получаемых при счете чисел, с использованием счетов.
Письменное сложение и вычитание чисел, полученных из измерений одной; двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях.
Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.
Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей (в том числе чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях) на однозначные, двузначные целые числа.
Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух и более чисел.
Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу.
Градус. Обозначение: 1( .
Градусное измерение углов.
Величина острого, тупого, развернутого, полного угла.
Транспортир, построение и измерение углов с помощью транспортира.
Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.
Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере углов, принадлежащих к ней.
Площадь. Обозначение: S.
Единицы измерения площади: 1 кв.мм, (1 мм2), 1 кв.см (1 см2), 1 кв.дм 1 дм2), 1 кв.м (1 м2), 1 кв.км 1км2), их соотношения.
Единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а, их соотношения.
Измерение и вычисление площади прямоугольника.
Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражение в десятичных дробях.
Длина окружности C=2 пR, сектор, сегмент.
Площадь круга S=пR.
Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.
Построение точки, отреза, треугольника, четырехугольника, окружности симметричных данным относительно оси, центра симметрии.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
величину 1(;
размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного, смежных углов, сумму углов треугольника;
элементы транспортира;
единицы измерения площади, их соотношения;
формулы длины окружности, площади круга.
Учащиеся должны уметь:
присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1 000 000;
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное целое число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;
находить число по одной доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;
находить среднее арифметическое нескольких чисел;
решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
строить и измерять углы с помощью транспортира;
строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
вычислять длину окружности и площади круга по заданной длине радиуса;
строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси,

Календарно тематическое планирование уроков математики в 8 классе на 2016 – 2017 уч. год


урока
Тема урока
Практическая часть
Кол-во уроков
Сроки выполнения





По плану
Фактически

1-2
Нумерация Числа целые и дробные

2



3-4
Сравнение целых чисел и десятичных дробей

2



5-6
Нумерация чисел в пределах 1 000 000 Запись и чтение чисел в пределах 1 000 000

2




7
Геометрический материал
Построение геометрических фигур
Построение фигур по заданным длинам сторон.
Работа с циркулем.
1



8-9
Разложение чисел на разрядные слагаемые.

2



10
Присчитывание и отсчитывание по несколько разрядных единиц

1



11
Округление чисел.

1



12
Геометрический материал
Градус. Градусное измерение углов.
Построение и градусное измерение углов с помощью транспортира.
1



13
Самостоятельная работа №1 по теме:
«Нумерация чисел в пределах 1000000».

1



14
Работа над ошибками. Сложение и вычита-ние целых чисел.

1



15-17
Сложение и вычитание десятичных дробей.

3




урока
Тема урока
Практическая часть
Кол-во уроков
Сроки выполнения





По плану
Фактически

18
Геометрический материал
Градус. Градусное измерение углов.

Построение и градусное измерение углов с помощью транспортира.
1




19-22
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление на однозначное число.

4



23-26
Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000.

4



27-30
Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи.

4



31
Самостоятельная работа №2 по теме:
«Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи».

1



32
Работа над ошибками. Умножение и деление на двузначное число.

1



33-35
Умножение и деление на двузначное число.

3



36
Геометрический материал Вычисление величины смежных углов.
Смежные углы и их сумма.
1



37-38
Решение составных арифметических задач на нахождение стоимости.

2



39
Контрольная работа №1 за I четверть

1



41
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.

1



42-43
Обыкновенные дроби Преобразование обыкновенных дробей.


2



44-47
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

4



48
Геометрический материал
Симметрия. Ось симметрии.

1



49
Самостоятельная работа №3 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

1



50
Работа над ошибками Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями


1



51-54
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

4



55
Геометрический материал
Построение отрезка, треугольника, квадрата, симметричных относительно оси, центра симметрии.

1



56-60
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

5



61
Геометрический материал
Построение отрезка, треугольника, квадрата, симметричных относительно оси, центра симметрии.

1



62
Два арифметических действия нахождения дроби от числа.

1



63
Самостоятельная работа №4 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

1



64
Работа над ошибками. Нахождение числа по одной его доле.

1



65
Нахождение числа по одной его доле.

1



66
Решение составных арифметических задач на нахождение числа по одной его доли.

1




урока
Тема урока
Практическая часть
Кол-во уроков
Сроки выполнения





По плану
Фактически

67-68
Площадь, единицы площади.

2



69-70
Действия с числами, полученными при измерении площади.

2



71
Геометрический материал Вычисление площади прямоугольника и квадрата.

1



72-73

Сложение и вычитание целых и дробных чисел.

2



74
Нахождение неизвестного числа

1



75
Сравнение чисел, выраженных единицами времени

1



76-77
Сложение и вычитание чисел получен-ных при измерении времени и массы.

2



78
Контрольная работа №2 за II четверть

1



79
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1



80
Меры времени.

1



81-83
Сложение и вычитание чисел, выраженных в мерах времени.

3



84-86
Обыкновенные и десятичные дроби. Преобразование обыкновенных дробей.

3



87
Геометрический материал Вычисление периметров и площадей геометрических фигур.

1



88-94
Умножение и деление обыкновенных дробей.

7



95
Геометрический материал
Построение симметричных фигур.

1



96
Самостоятельная работа №4 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей ».

1



97-100
Работа над ошибками. Преобразование чисел, полученных при измерении величин, в десятичные дроби.

4



101-103
Преобразование десятичных дробей, полученных при измерении величин, в целые числа.

3



104
Геометрический материал
Длина окружности.

1



105-106
Решение задач на пропорциональную зависимость.

2



107-111
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин, и десятичных дробей.

5



112
Геометрический материал
Длина окружности.

1



113
Самостоятельная работа №5 по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин, и десятичных дробей».

1



114-119
Работа над ошибками. Умножение и деление чисел, полученных при измерении и десятичных дробей.

6



120
Геометрический материал
Площадь круга.

1



121-123
Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби.

3



124-125
Решение задач на вычисление площади.

2



126
Геометрический материал
Площадь круга.

1



127-128
Решение задач на вычисление площади.

2



129
Контрольная работа №3 за III четверть

1




урока
Тема урока
Практическая часть
Кол-во уроков
Сроки выполнения





По плану
Фактически

130
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1



131-133
Меры земельных площадей.

3



134-136
Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади.

3



137
Геометрический материал Диаграммы.

1



138-140
Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади

3



141
Геометрический материал Диаграммы.

1



141
Самостоятельная работа №5 по теме «Арифмети-ческие действия с числами, полученными при измерении площади».

1



142
Работа над ошибками.

1



143-145
Повторение Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей.

3



146
Геометрический материал Куб. брус. Пирамида. Конус.

1



147-150
Действия с обыкновенными дробями.

4



151-153
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей.

3



154
Геометрический материал Построение треугольников (повторение)

1



155-157
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей.

3



158-159
Действия с числами, полученными при измерении.

2



160
Геометрический материал
Симметрия (повторение)

1



161-163
Действия с числами, полученными при измерении.

3



164
Контрольная работа №4 по итогам года

1



165
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1




15