Методические рекомендации СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦ. 04.02.01 «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» в БПОУ РК «ЭПТК»
Методические рекомендации
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМИ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦ. 04.02.01 «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
в БПОУ РК «ЭПТК»
В настоящее время для образовательных учреждений социальное партнерство выступает одним из основных направлений деятельности, важнейшей социальной функцией. Значимость субъектов социального партнерства зависит от того, на каком этапе подготовки будущего специалиста они наиболее востребованы. На предпрофессиональном этапе для колледжа важную роль играют связи с общеобразовательными школами, родителями будущих абитуриентов. На этапах обучения, а также и трудоустройства повышается роль предприятий и организаций. Взаимодействие с органами власти одинаково важно на всех этапах подготовки будущего специалиста.
Социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании – это система взаимоотношений организаций профессионального образования и работодателей, ориентированная на подготовку конкурентоспособного и мобильного специалиста. Профессиональное образование должно ориентироваться на удовлетворение потребностей рынка труда и соответствовать запросам работодателей. Поэтому основная цель социального партнёрства состоит в коллективной разработке форм и содержания профессиональной подготовки и обучения.
Социальными партнерами в процессе обучения студентов специальности «Право и организация социального обеспечения» в БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж» являются Управление социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда России в г.Элисте РК, Cудебные участки Элистинского судебного района Республики Калмыкия.
Реализуется социальное партнерство в различных направлениях. Прежде всего, это привлечение специалистов социальных партнеров к консультированию и активному воздействию на содержание образовательного процесса: экспертная оценка основных профессиональных образовательных программ Колледжа, согласование содержания рабочих программ по учебным дисциплинам профессионального блока, рабочих программ учебной и производственной практики, их своевременная корректировка с учетом требований социальных партнеров.
Другое направление социального партнерства – организация стажировки преподавателей специальных дисциплин в организациях-партнерах в целях непрерывного совершенствования их профессионального мастерства. Так в 2013-2014 учебном году три преподавателя юридических дисциплин прошли стажировку в ГУ-УПФР в г.Элисте. Основными целями стажировки педагогических работников является закрепление на практике профессиональных компетенций, изучение передового опыта, приобретение профессиональных и коммуникативных компетенций для выполнения задач по подготовке квалифицированных специалистов.
Примером целевого обучения и взаимодействия с организациями-партнерами является проведение учебных занятий и классных часов с привлечением специалистов отрасли. Цель таких встреч - получение студентами актуальной информации, ознакомление с основной деятельностью организаций, перспективами развития, требованиями, которые сейчас выдвигает работодатель к специалистам.
Социальное партнерство призвано играть важную роль в обеспечении практического обучения студентов. С этой целью заключены договоры о совместной деятельности по организации учебной и производственной практик для комплексного освоения студентами всех видов профессиональной деятельности, формирования у студентов общих и профессиональных компетенций, а также приобретения опыта практической работы по специальности. Учебная и производственные практики по профессиональным модулям «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты», «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации» проходят в учреждениях социальной защиты населения и Пенсионного фонда города Элиста и районов республики. Производственная практика по ПМ «Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения» организована в судебных мировых участках, а по ПМ «Социально-правовая защита граждан» и преддипломная – в выше указанных организациях в соответствии с темами дипломных работ.
Работодатели отмечают, что студенты обладают достаточным уровнем теоретических знаний, понимают сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляют к ней устойчивый интерес, высокий уровень исполнительской дисциплины, используют в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии, обладают навыками работы в коллективе и команде, эффективно общаются с коллегами, руководством, клиентами. Об этом свидетельствуют благодарственные письма в адрес студентов, преподавателей и администрации от УЧ УСЗН МЗИСР РК по г.Элиста, ГУ УПФР в г.Элисте. Оценка работы учебного заведения со стороны социальных партнеров - одна из форм взаимодействия образовательной организации и работодателя. Показателем положительной оценки является и тот факт, что наши студенты часто оказывают помощь в работе (по письмам-запросам) организациям-партнерам не только во время практик, но и в течение семестра.
По окончании изучения профессионального модуля проводится квалификационный экзамен, председателем которого является представитель организации-партнера. Одним из условий оценки усвоения вида профессиональной деятельности является положительный отзыв (оценочный лист и характеристика) работодателя.
Обязательным является участие представителей социальных партнеров в государственной (итоговой) аттестации выпускников колледжа в составе Государственных экзаменационных комиссий, рецензирование выпускных аттестационных (дипломных) работ. ГИА предшествует преддипломная практика. Распределение на практику происходит с учетом тем дипломных работ. В период практики студенты собирают теоретический и практический материал по выбранной теме и представляют его в работе в качестве анализа, примеров, приложений; образцов и макетов дел получателей пособий и пенсий; макетов уголовных, гражданских и административных дел по защите прав и законных интересов граждан.
Таким образом, уже сейчас можно говорить о наличии в нашем колледже механизма постоянного сотрудничества с социальными партнёрами. К действующим направлениям сотрудничества хотелось бы добавить формирование системы заказа специалистов среднего звена по востребованным специальностям и их последующее распределение.
В современных социально-экономических условиях профессиональные образовательные учреждения только в тесном контакте с работодателями (непосредственными потребителями их продукции) смогут выполнять свою главную задачу - осуществлять подготовку квалифицированных кадров, согласованно определять потребности регионального рынка труда, создавать систему оценки качества профессионального образования; организовывать учебную и производственную практики студентов, привлекать практикующих специалистов к работе государственных аттестационных комиссий; организовывать стажировку на производстве преподавателей и, наконец, успешно трудоустраивать выпускников.
15