Статья на тему Профессиональная компетенция
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - ОСНОВА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В современных условиях развития научно - технического и социально - экономического прогресса, в условиях интенсивного производства возникает необходимость в квалифицированных кадрах с высокой технической и экономической подготовкой, имеющие высокий профессиональный уровень, умеющие управлять сложной и высокопроизводительной техникой, способные трудиться творчески. Поэтому возрастает значение полноценной подготовки каждого учащегося профессионального лицея, как будущего высококвалифицированного рабочего или специалиста. Это требует постоянной коррекции качества технического и профессионального образования, ориентированной на достижения профессиональной компетенции обучающихся.
Итак, я предлагаю следующее определение компетенции: «Компетенция - это комплекс индивидуальных характеристик специалиста, необходимых и достаточных для эффективного и гарантированного осуществления его профессиональной деятельности в заданных условиях и на заданном уровне качества».
Близкое определение дает Словарь по экономике и финансам: «Компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью».
Оценка системы проверки профессиональной компетентности - это, прежде всего, разумное ожидания результатов обучения и подготовки квалифицированных специалистов. Оценка полученных в процессе обучения результатов позволит определить уровень сформированное™: компетентное™ специалиста. Наиболее важными и значимыми в техническом и профессиональном образовании является формирование практических профессиональных навыков и умений конкретаой профессии. Оценка качества профессионального образования - это, прежде всего, оценка того, насколько хорошо организации профессионального образования удовлетворяют требования работодателей и их разумные ожидания в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.
И хотя образование определяется как «обучение и воспитание», но на практике про воспитание все обычно успешно забывают. (Широко известно выражение «профессиональное обучение», а выражение «профессиональное воспитание» вряд ли кто-нибудь слышал.) К чему это приводит? Все знания и умения, и даже те немногочисленные навыки, которое получили молодые специалисты, они не могут успешно применить. Почему?
Им не хватает соответстаующих качеств.
Им не хватает опыта.
Они «не в теме», поскольку среда, в которой они «варились» в процессе обучения - это студенты и преподаватели, а не профессионалы.
Они не хотят быть профессионалами!
Как раз этих четырех составляющих не хватает в современном профессиональном образовании:
Профессионального воспитания.
Профессиональной практики.
Погруженное™ в профессиональную среду.
Актуализация профессионального выбора.
Кроме того, даже в области обучения не все благополучно - теоретические знания явно доминируют над практическими навыками. Так что для более точного анализа и планирования профессионального обучения стоит разделить: а) обучение знаниям (условно этот раздел профессионального образования можно обозначить как «обучение») и обучение умениям и навыкам (условно этот раздел можно назвать «тренировка», т.к. тренировка - это основной метод формирования умений и навыков). От профессиональной практаки тренировка отличается тем, что она осуществляется не в реальных, а в учебных - облегченных условиях, а объектом тренировки является не вся деятельность в целом, а отдельные профессиональные умения и навыки.
В современном профессиональном образовании, как на уровне профессионального сообщества, так и на уровне государственных структур наметилась тенденция описания профессионального образования как процесса развития необходимой компетентности специалиста. И хотя пока это произошло только на словах и на бумаге, но будем надеяться, что «процесс пошел». Но естественным образом встает вопрос, что же понимать под компетентностью?
РАЗДЕЛ ЦЕЛЬ
Профессиональное обучение. Освоение профессиональных знаний
Профессиональная тренировка. Освоение профессиональных умений и навыков
Профессиональное воспитание. Воспитание свойств личности, необходимых для успешного применения профессиональных знаний, умений и навыков.
Профессиональная практика. Приобретение профессионального опыта
Погружение в профессиональную среду. Формирование профессиональной культуры
Актуализация профессионального выбора. Мотивация на профессиональное становление и профессиональную деятельность.
СТРУКТУРА СИСТЕМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
При оценивании профессиональных компетентностей обучающихся основными критериями служат соответствие государственному общеобязательному стандарту, соответствие современным требованиям работодателей (потребителей) к качеству подготовки учащегося профессионального лицея.
Качество профессиональной подготовки определяет конечный результат, который выражается в требованиях к учащимся. Критериальный показатель применения профессиональных знаний до производственной (учебно - производственной) деятельности характеризует умение обучающегося использовать приобретенные профессиональные знания при выполнении различного рода практических работ. Речь идет об умении обеспечивать взаимосвязь теории и практики, теоретического и производственного обучения, использование на практике приобретенных знаний, умений и навыков, без чего не может состояться квалифицированный рабочий.
Проверка профессиональных компетентностей будущего работника и специалиста должна проводится на каждом этапе обучения: входном, текущем, рубежном, итоговом контроле и контроле адаптации выпускника на рабочем месте. Назначение контроля профессиональных компетентностей заключается в аналитической оценке достигнутых результатов, в оценке организаторов образовательного процесса, в корректировке поведения и деятельности участников образовательного процесса. Показатели качества профессиональных достижений должны обеспечивать основные требования: объективность, плановость, системность, целенаправленность, глубина, всесторонность, оперативность. Современного специалиста должны отличать компетентность, самостоятельность, ответственность, мобильность, аналитическое мышление, а также информационная, правовая и экологическая культура, предпринимательская и творческая активность, готовность к постоянному обновлению знаний.
В связи с этим отбор личностных качеств обучающегося должен быть проведен на основе следующих критериев:
направленность на формирование таких качеств, как стремление к совершенствованию, самореализации, саморазвитию; развитию коммуникативных компетенций, возможность воспитания и оцениванию этих качеств не только в рамках профессионального образования, но и за его пределами, т.е. в деятельности;
объективность оценки сформированное™ этих качеств в процессе и результате подготовки.
При этом следует учесть, что здесь практические навыки мышления служат инструментом
перехода в компетенции. Компетенции - это способность (готовность) обучающихся использовать предметные знания, умения и навыки для использования в определенном тексте. Учеными доказано, что для перехода компетенции в компетентность следует особый акцент сделать на формирование общих навыков организационно - познавательного характера. А именно: определение цели деятельностей определение условий достижений поставленной цели; анализ ситуации; поиск информации и работа с различными источниками; обобщение данных; подбор данных для подтверждения первичных выводов; принятие решения; доказывание правильности решения; дискутирование; восприятие и анализ личных мнений; согласование различных позиций; построение заключений и.т.д.
ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка качества этих организационно - познавательных навыков в процессе и в результате, в контексте показателя изменения личностных смыслов и ценностей, позволит определить уровень сформированное™ компетентности (профессиональной, личностаой и социальной) специалиста. Отсюда компетенция - это будущие - заданное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося, а, компетентность - уже проявившееся его личностное качество (совокупность качеств), минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.Таким образом, при организации контроля в профессиональных лицеях необходимо учитывать цели подготовки и в соответствии с ними конкретизировать цель контроля по каждой специальное™, циклам учебных дисциплин, отдельной дисциплине.
Содержание контролируемой информации должно полностью соотаетствовать целям обучения, трансформироваться в содержании образования. От степени обоснованное™ и согласованное™ целей обучения (для чего учить) и содержания обучения (чему учить) во многом зависит качество профессиональной подготовки.
Из указанных выше основных требований к средствам контроля следует, что необходимо:
обеспечить объектавный контроль результатов учебной деятельное™, обеспечить каждого учащегося индивидуальной программой контроля.
определить долю минимальной положительной оценки от максимальной, то есть от полных знаний и умений, определяемых рабочей программой дисциплины, минимально необходимых в соответстаии с требованиями государственного образовательного стандарта;
подготовить для обучающегося задания различной степени сложности, при выполнении которых им набирается сумма баллов, определяющая выставляемую оценку.
Таким образом, изменение парадигмы образования, направленной на профессионально - ориентарованное обучение, предусматривает формирование профессиональной компетентаости как совокупности интегрированных знаний, умений и опыта и личностных качеств, позволяющих эффективно проектировать профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром. В связи с этам должна изменится и оценка качества образования, предусматривающая установление соответствия технического и профессионального образования потребностям (текущим и перспектавным) рынка труда.
Кроме того, современное образование должно отвечать требованиям технологического периода научно - технического прогресса, то есть подготовка рабочего как никогда должна быть фундаментальной, чтобы обучающийся мог понимать и учитывать влияние самых разнообразных факторов во взаимодействии.
Поэтому введено понятае «компетентаость»- это способность работаика квалифицированно выполнять определенные виды работ в рамках конкретной профессии, добиваясь высоких количественных и качественных результатов труда на основе имеющихся у него профессиональных знаний, умений и навыков.
Процесс подготовки специалиста длится много лет, поэтому целесообразно процесс разработки результата образования разбивать начасти. После завершения очередной части необходимо скорректировать исходную компетентность обучаемого и продолжить разработку результата образования.
Рассмотрим основные этапы разработки результата образования профессиональной компетентности.
Подготовительной этап завершается актуализацией модели компетенций образовательного пространства, установлением исходной компетентности обучаемого и выбором состояний целевых компетенций для разрабатываемого результата образования.
Этап планирования результата образования состоит из следующих частей:
отбор образовательных модулей и разработка на их основе модульного учебнометодического плана с минимизацией затрат на подготовку специалиста;
-выбор испытания результата образования и доработка модульного учебно-методического
плана;
Этап испытания результата образования завершает реализацию модульного учебно - методического плана. Целью испытаний (проектов, практик, экзаменов и.т.п.) является выявление новых достижений обучающихся.
Для системы профессионального образования характерна интенсивная диверсификация, расширяющая степень свободы личности в академическом пространстве и создающая условия для формирования собственной образовательной траектории. Диверсификация проявляется в следующих основных характеристиках:
многоуровневость, расширяющая возможности вариативности обучения;
многоступенчатость подготовки кадров, предполагающая освоение образовательных программ различных ступеней, переход от одной квалификации к другой.
Необходимо отметить, что возможность качественной практической подготовки рабочих кадров зависит от материально-технических условий процесса обучения.
Таким образом, подход, основанные на компетенциях, позволяет обеспечить нацеленность обучения и оценивания на достижение конкретных результатов и дает возможность оценивать профессиональные компетентности, что помогает обучающимся лучше понять, что от них ожидается, а работодателям - что означает та или иная квалификация и какова степени подготовленности будущего специалиста и рабочего.
Практический опыт
INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\471A~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image2.jpeg" \* MERGEFORMATINET
Итак, подводя итоги всего вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что:
Современное профессиональное образование имеет крен в сторону обучения, причем обучения теоретического. Выходом из кризиса может стать переход от «учебного» образования к образованию компетентностному, которое значительно более эффективно.
До кардинальной реформы профессионального образования выходом могут стать компетентностноориентированные бизнес-тренинги. Для успешного проведения таких тренингов необходимо иметь удобную универсальную модель компетенции. Такой моделью может стать модель ПУСК - Полная Универсальная Структура Компетенции.
При моделировании компетенции необходимо соблюдать последовательность «цель- деятельность-компетенция». Для более точной оценки компетентности специалиста необходима система тестов или наличие квалифицированных экспертов.
Для развития каждого элемента компетенции есть свой - наиболее эффективный метод педагогического воздействия (для работы с навыками - тренинг, с установками - коучинг, с технологией - консалтинг и т.д.).
Компетент-подход позволяет повысить эффективность управления персоналом, причем не только в области подбора, расстановки, оценки и обучения кадров. Дополнительными привлекательными возможности могут стать: внедрение системы непрерывного обучения персонала, эффективное управление талантами, нематериальное мотивирование сотрудников, повышение их вовлеченности, а также многое другое.
Анализ, моделирование и развитие компетенций является необходимым условием для успешного внедрения системы стратегического управления организацией и стратегического управления персоналом, а также для эффективного управления культурой организации.