Статья к презентации Коммуникативная компетенция
Формирование
коммуникативной
компетенции.
Выполнила учитель
русского языка и литературы
1 квалификационной категории
МОУ СОШ № 29
Прокудина Ольга Борисовна
Березники, 2010
Моё учительское кредо – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество.
Думаю, что иду в ногу со временем, так как к этому призывают современные документы развития российского образования.
Согласно «Закону об образовании», содержание образования должно обеспечивать «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; формирование человека, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Содержание образования ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».
Поэтому неслучайно моя методическая тема «Формирование коммуникативной компетенции». Приступив к работе над ней, я изучила педагогические технологии, которые направлены на формирование опорных компетенций личности.
Есть разные определения понятия педагогическая технология (слайд):
Мне ближе определение, данное В.М.Монаховым, по которому пед.технология – это продуманная во всех деталях педагогическая деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
На уроках русского языка и литературы возможно применение различных педагогических технологий.
Я считаю, что даже элементы здоровьесберегающих технологий, которые преследуют цель: укрепление здоровья учащихся, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и неуставшими, могут способствовать также и развитию речи детей. Например, комплекс физминуток, рекомендованный САН-ПиНом, если проводить его так, как это делаю я. Мы с ребятами во время физпаузы обязательно произносим какой-либо текст.
Очень нравится пятиклассникам физпауза:
Вышла мышка как – то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре.
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон.
Игровые технологии Б.Никитина позволяют активизировать детей. непрестанно поддерживать их интерес, развивают их речь.
Так, например, игра с мячом очень хорошо развивает внимание детей, быстроту мыслительной реакции. Позволяет не только оживить класс на уроке, но и закрепить полученные знания. При изучении темы «Причастие» в 7 классе я бросаю мяч учащимся в произвольном порядке. Называя при этом глагол, ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав причастие, образованное от этого глагола. Данная игра позволяет работать над формированием коммуникативной компетенции, развивая речь учащихся, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу.
Элементы технологии уровневой дифференциации В.Фирсова, включённые в урок. Позволяют создать комфортные условия для детей с разным уровнем способностей. Так, например, на уроке развития речи по теме «Создание словесного портрета» весь класс делится на 3 группы, дифференцированные по уровням способностей детей: «Экскурсанты» (ребята, получающие наиболее лёгкое задание визуально - описательного характера), «Искусствоведы» (дети, получающие задание среднего уровня сложности с элементами анализа произведений живописи), «Мастера слова» (ребята с заданием продвинутого творческого характера).
Элементы личностно – ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской дают мне возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже работает на формирование у учащихся коммуникативной компетенции.
Так при изучении темы «Существительные собственные и нарицательные»в 5 классе на доске сделана запись(слайд).Я предлагаю детям продолжить данные столбики слов без каких-либо комментариев. Затем ответить на вопрос: на сколько групп можно распределить все слова и по какому принципу? После чего они сами формулируют правило, а мне остаётся сообщить, какой термин темы к каким словам относится.
Я поняла, что именно применение технологий личностно – ориентированного обучения позволяет позволяет в большей степени формировать ключевые компетенции, среди которых важное значение имеет коммуникативная.
Сначала я выяснила, что компетенция – это приобретаемое в результате обучения новое качество, увязывающее знания и умения со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе со способностью применять полученные знания и умения на практике.
Компетентностный подход – одно из ключевых понятий в обновлении содержания общего образования. Это не просто набор ЗУНов, которыми должен овладеть выпускник, а некий интегрированный результат, нацеленный на решение сложных проблем.
Формирование ключевых компетенций было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования» и зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Ключевыми были признаны следующие компетенции:
Технологическая компетенция
Самообразовательная компетенция
Информационная
Социальная (соотнесение своих устремлений с интересами других людей)
Коммуникативная
Таким образом формирование коммуникативной компетенции является одним из приоритетов российского образования.
За время работы над данной темой мной было изучено большое количество методической и периодической литературы, из которой я выяснила, что коммуникативная компетенция – это готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей (религиозным, этническим, профессиональным, личностным).
На мой взгляд, работу по формированию у учащихся коммуникативной компетенции можно вести по 2 направлениям: развитие речи и этикет общения.
Работа по развитию речи осуществляется через уроки, внеклассные мероприятия и внеурочную деятельность.
Моя основная задача на уроке помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над её правильностью сформировать у детей способность свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность.
Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли.
Уроки – диспуты позволяют сформировать умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, развивать креативность мышления, толерантное отношение к позиции других. Например, при изучении литературы 19 века в 9 классе я провожу диспут на тему «Кто же герой нашего времени: Онегин, Печорин или».
Уроки - экскурсии заставляют учащихся не только развить свой кругозор, раскрыть творческий потенциал ребят, но и цивилизованно общаться между собой, вести себя в соответствии с требованиями этикета. Например, библиотечные уроки, проведённые в 6 классах, обогатили словарный запас детей, они узнали многое о литературе, расширив свой кругозор.
Уроки - встречи повышают уровень креативности детей, заставляют по-новому взглянуть на современное творчество. Так учащиеся 8 классов на встрече с нашей березниковской поэтессой Юшковой Настей, смогли по-новому взглянуть на поэзию, узнали о том, как рождаются стихи, после чего с удовольствием приняли участие в конкурсе чтецов.
На своих уроках я применяю различные методы обучения: вербальный, наглядный, метод групповой работы, метод проблемного изложения материала для формирования коммуникативной компетенции.
Я считаю, что групповая работа - это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности. При работе в группах они вынуждены считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку зрения, выдавать результат совместной деятельности. Например, на уроке обобщения по теме «Деепричастие» в 7 классе, который проходил виде ролевой игры «Аукцион», я поделила класс на следующие команды: АО «Наречие», товарищество «Причастие», АО «Глагол», концерн «Части речи». Своими компаниями семиклассники зарабатывали условные деньги -умы - для спасения магната Деепричастия.
Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать формирование коммуникативной компетенции, заставляя школьников анализировать проблему, искать пути её решения, брать на себя ответственность за её решение и, конечно же, высказывать свои предположения, аргументируя их. Например, на уроке в 9 классе при изучении комедии Грибоедова мы решаем проблему «А судьи кто?»
Существует множество видов работ по развитию речи на уроке: написание творческих работ: сочинений и изложений. Так, например, в 6 классе на уроке экскурсии дети собирают лексический материал для описания природы. В результате реализуется их творческий потенциал: необычная обстановка подталкивает их к созданию оригинальных сочинений. Учащиеся пишут работы на темы: «Я осенний листок», «Снежинка».
Хорошо развивают речь такие виды сочинений, как сочинения, по заданному началу.
При изучении на одном из уроков в 5 классе ребятам было предложено начало текста (слайд - гиперссылка).Вот что из этого получилось.
Сочинения - миниатюры с разными вариантами исполнения: может быть дана одна тема, дети должны создать текст в произвольном направлении. Например, семиклассники с удовольствием писали миниатюру «Светофор». Кто-то писал от первого лица, а кто-то о необходимости светофора на дорогах.
Могут быть даны опорные слова - тему формулируют учащиеся; может быть дан вывод - весь текст, подводящий к данному выводу, создают самостоятельно дети. Интересны в качестве выводов пословицы. Например, мы брали с 6 классом такой вывод: «Недаром говорят «Поспешишь - людей насмешишь».
Дана спорная ситуация - нужно аргументировать свою точку зрения, что приучает ребёнка самостоятельно анализировать ситуацию и брать на себя ответственность. Я периодически использую такое задание на творческих пятиминутках, давая тему, вызывающую противоречия. Например, «Учить не надо: так обойдусь».
Нравится детям задание разукрасить текст (дан текст о природе, нужно вставить красивые прилагательные, что позволяет сделать ребятам вывод о роли прилагательных). На одном из уроков в первой четверти я дала ученикам 5 класса следующий текст (слайд - гиперссылка).Я считаю, отдельные работы заслуживают внимания.
Заставляет раскрываться творческий потенциал обучаемых , учит общаться их друг с другом такая форма работы, как создание газет определенной тематики. Например, в 7 классе при изучении темы «Междометие» ребята получили задание нарисовать комиксы и написать к ним текст с использованием междометий.
Помогает в формировании коммуникативной компетенции работа со словарём, когда ученики учатся находить дополнительные лексические значения слов, включая их в активный лексический запас или уточняя лексическое значение уже знакомых слов. Семиклассники на уроке развития речи «Создание словесного портрета» сделали открытие, обнаружив, что портретом называют только описание человека.
Лексико - семантическая работа со словарными словами. Например, одно из заданий, которое учащиеся получают при изучении новых слов: сделать карточку с толкованием слова и его изображением, возможны другие варианты: зашифровать слова виде ре
·бусов, создать кроссворд с использование словарных слов, формулирование вопросов к кроссворду тоже позволяет ввести слово в речь ребёнка и научит грамотно его использовать. Как правило, данные задания предлагаются детям на выбор, что опять-таки подразумевает необходимость выбора, принятия решения и ответственности ребёнком. А это составная часть коммуникативной компетенции.
Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы - всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности
Хорошо развивает групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе , приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов.
Последовательное конструирование предложений с опорой на заданное слово помогает не только развить речь, но и заставляет уважительно относиться к работе других, в то же время даёт возможность повторить и закрепить изученный материал. Например, при изучении темы «Деепричастие. Деепричастный оборот.» я даю детям глагол. Они должны друг за другом построить цепочку (слайд - гиперссылка) Причем каждый может добавить только по одному слову. Подобное задание помогает научить детей слушать и слышать друг друга.
Поэтапная работа с текстом: разбивка текста на части, составление плана, подбор нужного слова, элементы комплексного анализа текста. В данной работе нам очень помогают рабочие тетради с заданиями для комплексного анализа.
Речевые разминки. Например, на доске записан текст (слайд - гиперссылка). Разминка организуется по следующим вопросам:
·
·
· Прочитать выразительно, стараясь передать авторский восторг перед утренней зарёй.
·
·
· В каких словах, по-вашему, выражено отношение И.С.Тургенева к такому явлению природы, как утренняя заря?
·
·
· Какие чувства вызывает у автора заря?
·
·
· Озаглавьте отрывок словами из текста.
Различные грамматические диктанты . Например, необходимо добавить определение к словарным словам, графические диктанты. Например, в 5 классе при изучении темы «Члены предложения»на одном изуроков я предлагаю составить предложения по данным схемам. Задание разноуровневое. Дети сами выбирают то, что им по силам: либо составить отдельные предложения, либо связать их в один текст.
Записать слова по мере усиления признака (шептать - ... - ... -...;розовый - ... - ...), аукцион слов (кто больше запишет слов за определенный отрезок времени по определенному признаку. Например, 9 класс при повторении орфографической темы «Ь после шипящих» делится по вариантам. 1 вариант на протяжении 3 минут должен записать как можно больше слов с Ь, 2 вариант - без Ь.
В наше время, когда книгу для детей и взрослых, к сожалению, почти заменили телевизор и компьютер, когда в речи подростков да и их родителей много мусора, грязи, грубости, мало чистоты, полноценной правильной речи, остро ощущается необходимость развивать и коммуникативную компетенцию родителей, прививать им любовь к правильной речи и желание передать эту любовь детям. Актуальнее всего решать данную проблему через систему внеклассной работы.
Для этого я разработала и провела с родителями цикл бесед на темы: «Родители и дети: проблемы общения», «Как понимать своего ребёнка (обучение элементам активного слушания)», «Компьютерный сленг и мой ребёнок (моё отношение к нему)».
Я предложила родителям дома поиграть с детьми: «Кто хуже всех говорит».(баллы за неправильные или грубые слова). Награда по итогам месяца -книга или билет в кино. Полкласса уже играют.
В классе провели классные часы: «Кто я и кто моя семья», целью данного классного часа было познакомить учащихся с основами генеалогии, изучить лексику, относящуюся к семантическому полю «родственные связи». «Эти незнакомые знакомые слова», где ребята познакомились с интересными фактами этимологии. Например, выяснили, что подсолнечник (подсолнух) появился почти 500 лет назад в Европе. Его Родина - Южная Америка. Коренные жители Америки - индейцы - давно заметили, что цветок всегда повёрнут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его цветок солнца, сын солнца. Итальянцы, испанцы, французы называют его - повёрнутый к солнцу. И у нас, русских, он считается другом солнца, поэтому и называем мы его подсолнечник (слайд - гиперссылка).
Думаю, что благодаря этой работе, небольшие, но всё же результаты уже есть. По итогам анкетирования, которое проводилось среди родителей, на вопрос слежу ли я за своей речью? 5 родителей из 25 ответили, что стали чаще обращать внимание на то, как говорят. На вопрос Нужны ли, на Ваш взгляд, подобные мероприятия по развитию речи? 19 человек ответили утвердительно, что составило 76% от общего числа родителей. И лишь 6 из них считают, что данная работа к большим изменениям не приведёт.
С семиклассниками готовим пятиминутные сообщения для малышей «Говори правильно». Данные пятиминутки составили целый цикл и проводятся в классах начальной школы 1 раз в четверть.
Выпускаем листовки «Мусор прочь из нашей речи».
Конечно же, большие возможности для формирования коммуникативной компетенции дают факультативные курсы, которые я вела в 6 классах, а сейчас веду в 7 классе. Мной разработан и утверждён на методсовете факультатив «Развивайте дар слова» (слайд - гиперссылка).
Второе направление формирования коммуникативной компетенции - это этикет общения. Целью работы в этом направлении является обучение детей основам общения на принципах толерантности, подчинения нормам. Современное общество достаточно жёсткие нормы поведения, формулы общения между людьми. Данная работа осуществляется в нескольких направлениях:
Факультативная деятельность. Мной велся факультативный курс «Основы риторики». Задачами данного курса являлось научить ребят слышать друг друга и говорить так, чтобы быть услышанными. С фрагментом данного курса я участвовала в городском семинаре по развитию речи, показывая занятие по теме «Основы беседы».
Коммуникативно - лингвистические игры. Например, в игре «Точка зрения» дети произвольно делятся на группы. Их задача - отстоять свою точку зрения, но не путём спора с партнёром. А используя попытки склонить собеседника к своей точке зрения, применяя некоторые приёмы (не критиковать, высказывать своё мнение косвенно, уступить в каких-то вопросах в начале спора).
· В игре «Неудобная ситуация» одному из участников предлагается найти выход из заданной жизненной ситуации. Например,он находится на вокзале без денег, не имея знакомых в этом городе. Перед ним стоит задача - раздобыть денег на билет илихотя бы устроиться на ночлег.
» А также игры «Первое впечатление», «Как не ссориться», «Намёк».
Помощь в развитии речи и формировании этикетного поведения оказывают и классные часы, которые учат подростков общаться между собой согласно нормам, выставляемым современным обществом.
· Так в 6 классе мной были проведены тематические классныечасы «Знакомство с этикетом», «Чтобы радость людям дарить,надо добрым и вежливым быть». В 7 классе проведён классныйчас на тему «Культура поведения», запланированы занятия:«Особенности моего характера и общения», «Как вы прекрасновыглядите» (беседа о моде, красоте и здоровье.)
Нравятся ребятам и помогают научиться общению психологические тренинги. Я провожу цикл тренингов, где подростки учатся общаться со сверстниками и со взрослыми. Для таких занятий я взяла следующие темы;
- Как повысить коммуникабельность
- Эффективные приёмы общения
- Полное взаимопонимание
- диалог
Результатом речевого поведения выступают отношения между людьми и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением. Основа данного поведения - гуманное отношение человека к человеку. Этикетными нормами являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу.
Я провела тестирование по выявлению уровня сформированности навыков этикетного общения в двух 7 классах, один из которых (7а) является экспериментальным, так как в нём ведется данная работа уже второй год, 7в - контрольный класс, взятый мной только в этом году. Данная диагностика предложена профессором Челябинского педагогического университета А.А.Поповой, в тест вошли следующие вопросы:
Как часто я конфликтую со сверстниками?
Часто ли в споре мне удаётся отстоять свою точку зрения?
Считают ли меня воспитанным человеком?
По итогам тестирования были поучены следующие результаты (слайд), что показало положительную динамику культуры общения детей, особенно учащихся экспериментального класса, с которыми я работаю в данном направлении уже второй год.
Система работы по формированию коммуникативной компетенции требует диагностики, последовательного отслеживания результатов. Мной был проведен мониторинг творческих работ (сочинений) на протяжении 1 полугодия этого года. Отслеживались результаты (оценки за содержательную часть) сочинений по следующим темам:
Создание словесного портрета.
У природы нет плохой погоды.
Сочинение по картине «Вратарь»
сочинение по картине «Летний сад осенью»
Результаты показали, что качество работ в экспериментальном классе на протяжении всего периода диагностики выше в среднем на 19% результатов контрольного класса, что показывает целесообразность и продуктивность работы по развитию речи, проводимой мной.
Была проведена диагностика креативности мышления по Дж. Гилфорду, который предлагает для определения уровня креативности мышления использовать следующее задание. Ученик по предложенной теме должен придумать несколько сюжетов. Согласно полученным экспериментальным данным, учащиеся 7а класса придумали от 2 до 7 сюжетов, а учащиеся 7в - от 2 до 4 .
По 2 направлению формирования коммуникативной компетенции «Этикет общения» мной была проведена диагностика по Л.Тсрмену. Были взяты следующие критерии оценивания уровня культуры общения:
стремление выслушать собеседника
способность легко высказывать своё мнение, чувствуя себя при этом свободно
комфорность (склонность принимать требования, если они не отвечают интересам ребёнка)
Результаты оценивались уровневым способом:: наличие 1 критерия -низкий уровень, наличие 2 критериев - средний уровень, наличие 3 критериев - высокий уровень.
Результаты данной диагностики показывают, что дети, которые на протяжении 1.5 лет работают на формированием коммуникативной компетенции более толерантны, более приспособлены к жизни в обществе, более гибкие в плане общения.
Человеческому совершенствованию нет предела. Тем более, и я, и дети далеки от сформированности коммуникативной компетенции . работа продолжается, недостаточно решать проблему только на уроках. В моих планах создать в данном направлении среди семиклассников клубы «Мужской разговор» и «Между нами, девочками», ведь у ребят такой возраст, когда проблема общения встаёт наиболее остро.
А вообще цель моей деятельности, конечно, не только формирование коммуникативной компетенции, но и тесно связанное качественное обучение детей русскому языку и литературе. Диагностика почетвертных показателей даёт результаты, которые указывают на стабильность работы.
13PAGE 15
13PAGE 141315