ДОКЛАД на тему: «Теория обучения техническим дисциплинам» для выступления на заседании предметно-цикловой комиссии специальности 270843 «Монтаж, наладка, эксплуатация промышленных и гражданских зданий»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЙКОНУРСКИЙ ЭЛЕКТРОРАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ИМЕНИ М. И. НЕДЕЛИНА
ДОКЛАД
на тему: «Теория обучения техническим дисциплинам»
для выступления на заседании предметно-цикловой комиссии
специальности 270843
«Монтаж, наладка, эксплуатация промышленных и гражданских зданий»
Подготовил преподаватель: И.В. Зайниловаг. Байконур
2012
Известно, что технические дисциплины в средних специальных учебных заведениях преподают выпускники инженерных вузов. И это естественно: чтобы квалифицированно обучать, например, механике, технологии металлов, электротехнике и другим специальным предметам, надо основательно знать эти дисциплины. Это первое и главное условие успешного обучения. Но владение только содержанием изучаемого предмета недостаточно. Обучение требует от преподавателя знания педагогики, психологии и частной методики. К сожалению, значительная часть преподавателей техникума знаниями в области психолого-педагогических наук не владеют, а это неизбежно отрицательно сказывается на усвоении студентами профилирующих дисциплин.
К сожалению у нас нет разработанных методик преподавания технических дисциплин. Эти методики как бы выпали из поля зрения ученых – педагогов и методистов.
Методика преподавания – наука прикладная, а это значит, что в самом процессе обучения теория и практика должны сочетаться не произвольно, а в разумных пропорциях. Если изучается сложный материал, его то в работе над ним преобладает теория: объяснение, рассуждение, беседа и другие методы изучения теории. Когда изучаемый новый материал закрепляется, формирование у учащихся соответствующих умений и навыков требует его практического освоения, упражнений.
Изучая книгу «Теория и практика обучения техническим дисциплинам в индустриальных колледжах и техникумах», ее авторы – преподаватели специальных учебных заведений, на своем опыте и исследованиях излагают краткие сведения из педагогики и психологии обучения. Прослеживается тесная связь теории и практики в преподавании. При этом авторы не «рассуждают» об учебном процессе, а четко , ясно и доступно излагают суть основных методов обучения, дают лаконичное их описание, иллюстрируют каждый метод конкретными примерами.
На основе исследований авторами формулируются методические рекомендации о том, как организовать учебный процесс, как построить преподавание специальных дисциплин, чтобы оно было максимально эффективным.
При преподавании специальных дисциплин преподаватель должен знать и изучать техническую терминологию, так как толкование «ключевых» слов приблизительно и витиевато влечет за собой снижение профессиональной подготовки студентов, по причине того, что они или избегают употреблять техническую терминологию или употребляют в неправильном понимании их значений.
Преподаватель техникума ведущий специальные дисциплины должен знать ответы на такие вопросы:
1. На какие положения педагогики, психологии следует опираться, чтобы педагогически грамотно построить обучение технической дисциплине.
2. Каких требований методики следует придерживаться, чтобы сделать уроки и другие формы обучения техническим дисциплинам максимально эффективными.
3. Как организовать и провести работу над техническими терминами.
4. Каких требований к своей речи следует придерживаться преподавателю, чтобы его объяснения, ответы на вопросы, формулировки заданий и другие были грамотны, конкретны, культурны.
Для лучшего освоения студентами технических дисциплин нужно стремится к созданию педагогических условий активизации профессионального обучения. Педагогические условия составляют образовательную среду, в которой осуществляется, развивается, совершенствуется учебно-педагогический процесс. Поэтому изучение педагогических условий реализации задач профессионального обучения связано с анализом образовательного пространства, в котором осуществляется подготовка специалистов. И если эти условия в достаточной степени обеспечивают эффективность учебного процесса, то качество подготовки специалиста будет адекватно поставленным учебным задачам.
Бесспорно, что искусство обучения в огромной мере зависит от умений правильно построить дидактический процесс, точно реализовать цели обучения, выполнить педагогические условия. Преподавательский уровень, профессионализм, мотивационная направленность на повышение качества профессионального обучения, несомненно, могут влиять на эффективность учебного процесса.
Основными педагогическими условиями, повышающими продуктивность учебного процесса, являются:
- стандартизация профессионального образовательного процесса;
- методическая оснащенность педагогического процесса, направленная на использование современных форм и методов обучения;
- информационно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности педагога;
- создание непрерывного повышения квалификации преподавателя;
- осуществление личностно-ориентировочного подхода в обучении;
- создание условий, обеспечивающих развитие научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы в образовательном процессе.
ГОС СПО определил наиболее важные линии развития последнего, его структуру, общие требования к основным профессиональным образовательным программам и условиям их реализации, новые подходы к построению учебно-программной документации, основанные на выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по той или иной специальности.
Все это предъявляет определенные требования к подготовке будущих специалистов, таких как:
-общеинтеллектуальное развитие студентов;
- общепрофессиональная подготовка;
- увеличение объёма учебного времени на самоподготовку студентов.
Для этого необходимо осуществление деятельностного подхода в реализации ГОС. Освоение ГОС предполагает, что с первых дней пребывания в учебном заведении студент довольно четко представляет себе объем знаний, который необходимо получить на каждом этапе обучения. Это проявляется в знакомстве студентов с учебными планами подготовки, с программами изучаемых дисциплин, с содержанием каждого этапа обучения. Стандартизация образования позволяет представить студенту полную картину всего процесса и содержания обучения.
Анализируя эту информацию, будущий специалист находится в условиях, когда необходимо проявлять требуемую активность и содержание обучения.
В связи с этим необходима целенаправленная, методическая работа педагогического коллектива, которая в целом занимает особое место в учебно- педагогическом процессе. Методическая работа многогранна, и основными ее элементами являются следующее:
- непрерывная система профессиональной деятельности, которая включает в себя подготовку учебной документации и методических материалов;
- работа над совершенствованием психологического мастерства педагогического коллектива;
- создание авторских учебных программ дисциплин и предметов по выбору студентов с учетом регионального компонента;
- использование современных методов и педагогических технологий.
Поэтому в структуре учебного заведения особое место занимает методический кабинет, который может способствовать информационно-методическому обеспечению педагогического процесса.
Основными формами его работы, создающими педагогические условия повышения качества профессионального образования являются:
1. организация обучающих методических семинаров, курсов, совещаний, конференций;
2. создание информационной картотеки, сосредоточение в кабинете современной педагогической и психологической литературы;
3. издание учебно-методических материалов (выпуск методических пособий, журналов, стендов и т.д.);
4. организация презентаций методических материалов, проведение смотров-выставок творческих работ;
5. создание единой методической системы.
Два процесса, а именно, активизация педагогического коллектива в самообразовательной методической работе и активность студентов в учебной деятельности тесно связаны и значительно влияют друг на друга. Обеспечить эту связь и положительное влияние, может хорошо организованная работа методического кабинета.
Требования к личности преподавателя всегда были высокими, в настоящее время, они многократно возрастают. Требуется значительное улучшение работы по повышению квалификации педагогических кадров, и оно осуществляется по двум направлениям:
1. Повышение психолого-педагогической компетентности;
2. Повышение уровня профессионализма по специальности.
Повышение квалификации по специальности может быть периодичным, а обновление психолого-педагогических знаний должно быть постоянным, т.к. преподавателю необходимо понимать внутренний мир студента, знать закономерности развития личности, возрастные особенности, роль саморазвития в личностном и профессиональном становлении человека. Это будет вести к построению эффективного общения и сотрудничеству преподавателей и студентов.
Система повышения квалификации преподавателей включает в себя:
- самоподготовку, самосовершенствование, с помощью специальной психолого-педагогической литературы;
- приобретение новых знаний на различных семинарах, конференциях, заседаниях, методобъединениях;
- обучение на различных факультетах, отделениях повышения квалификации, кратковременных циклах и курсах;
- повышение уровня знаний с помощью дистанционного обучения;
- стажировку;
- специализацию и другие формы обучения.
Если условно квалифицировать преподавателей по уровням проявления активности в приобретении новых знаний, то высокому уровню соответствует преподаватель, у которого повышение уровня профессионализма является устойчивой внутренней потребностью. Такой преподаватель стремится к постоянному самосовершенствованию, повышая при этом уровень психолого-педагогических и специальных знаний.
Среднему уровню соответствует преподаватель, который периодически стремится к самосовершенствованию, повышая, в основном, уровень специальных знаний, через обучение на факультетах повышения квалификации.
Низкому уровню проявления активности в приобретении новых знаний соответствует преподаватель, который не испытывает потребности в саморазвитии, повышает свою квалификацию через пять и более лет.
В преподавании технических дисциплин осуществляется учет интересов и способностей личности. Уделяется много внимания созданию благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального, культурного развития личности, выработке мировоззрения. Это осуществляется через личностно-ориентировочный подход в обучении, который направляет студентов на самостоятельное принятие решения с определенной долей ответственности, а также способствует созданию условий, обеспечивающих развитие исследовательской работы студентов в образовательном процессе.
Научно-исследовательская работа в учебном заведении является обязательным элементом обучения, главным звеном в едином процессе познания и совершенствования учебного процесса. Заинтересованность студентов, возникшая в процессе научно-исследовательской работы, безусловно, приведет к повышению качества подготовки специалиста.
Для определения степени усвояемости учебного материала специальных дисциплин применяются некоторые методы контроля.
- Блиц-опросы, включают набор вопросов, требующих краткого и четкого ответа. Данный метод хорош для текущего и рубежного контроля усвоения терминологии, основных методов решения или исследования основных параметров и законов; при завершении какого-либо раздела.
- Терминологические диктанты или оформление специальных бланков проведения испытаний, ремонта, монтажа.
- Составление и разгадывание кроссвордов, это является элементом проблемно-поискового обучения.
- Письменное тестирование исходного уровня знаний, такой вид контроля поможет выявить общий уровень подготовки каждого студента, обратить внимание на слабо усвоенные темы.
- компьютерное тестирование, используется в качестве промежуточного контроля по определенным темам, разделам, блокам.
- Ролевые игры или ситуационные задачи, возможность выполнения малыми группами или индивидуально. Повышают уровень приобретения практических навыков работы в коллективе и умения принимать правильное решение в выполнении поставленной задачи.
- Семинарские и практические занятия, дают возможность самостоятельного поиска информации и умении правильного использования полученных знаний на практике.
- Защита реферата, преподавателем четко формулируются рекомендации студентам по их подготовке. Написание реферата вырабатывает навыки работы с источниками, письменного изложения материала в логической последовательности.
- Выступление с докладом развивает культуру публичного общения.
Использование разнообразных форм и методов контроля позволяет избежать однообразия, которое снижает ценность проверки и делает занятия монотонными и малоинтересными.
Возможности проведения бинарного урока при преподавании специальных технических дисциплин дает большой познавательный интерес к учебному материалу и самостоятельному поиску решения по определенным видам поставленных задач перед студентами. Определив межпредметные связи и взаимодействие дисциплин, принимается решение о теме, разделе проведения бинарного урока. Далее принимается решение о форме проведения урока (в форме деловой игры, ситуационная задача, блиц-турнир и т.д.). Формируются группы – должны быть задействованы все студенты данной группы или курса, которые будут вести поиск информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения данного урока; составители ряда определенных вопросов имеющих неординарные или несколько вариантов решения; команда, которая непосредственно является участником данного урока (выбор могут сделать как преподаватели, так и студенты); определяются роли помощников ведущих урок преподавателей и их обязанности во время проведения урока. Определяется состав жюри из числа студентов, для более полной оценки результатов урока (последнее слово и конечная оценка дается и ставится преподавателями). Разрабатывается сценарий урока с учетом отведенного времени для его проведения. Планируется метод и форма контроля знаний и усвоений материала.
Бинарный урок способствует:
1. Развитию творческого поиска преподавателей и студентов, созданию наилучших условий для передачи студентам знаний, умений и их закрепления.
2. Постоянному взаимодействию преподавателя и студента.
3. Сочетанию групповых и индивидуальных способов организации обучения.
4. Повышению активности студентов.
5. Развитию самостоятельности обучаемых.
6. Экономии учебного времени.
7. Наглядности результатов, в соответствии с которыми студент может корректировать свои действия.
Пролог
За что отчисляются студенты? Обычно за многочисленные пропуски занятий и как следствие за академическую задолженность.
Вот основные причины непосещения дисциплин:
- неспособность освоить технические дисциплины;
- конфликт, обида, неприятие преподавателя;
- неумение жить без родителей в чужом городе;
- несложившиеся отношения со студентами в группе;
- первая влюбленность, которая затмевает все вокруг;
- трагедия в семье, что приводит к сильнейшему стрессу, который и не разглядишь;
- необходимость работать для оплаты за обучение;
- избалованность родителями.
Доктор педагогических наук, профессор УГУ М. Н. Дудина советует преподавателям: «Скажите себе: «Это наш студент, он пришел учиться, нам надо помочь ему». И тогда станет понятно, как надо действовать, раз студент наш!»
Объединение действий трех сил: классного руководителя, преподавателей-предметников и родителей обеспечивает успех студентов при получении ими знаний.
И в завершении своего доклада, хочется приложить статью из журнала «Специалист» и восхитится находчивостью, и умение проявлять теплое отношение к любому кто окажется радом, как говорил один философ: «Мы ответственны за тех кого приручаем».