Конспект урока на тему Творчество Бартоломео Карло Растрелли как основоположника светской скульптуры в России

Конспект урока на тему: «Творчество Бартоломео Карло Растрелли
как основоположника светской скульптуры в России»


Цель урока: расширить представление учащихся о русском искусстве первой половины XVIII века, показать процесс становления светской скульптуры, опираясь на творчество Б.К. Растрелли, рассмотреть основные произведения скульптора.
Задачи:
Образовательная: повторить и закрепить ранее полученные знания, познакомить с основными работами Растрелли;
Развивающая: развивать эстетическое восприятие, умение «видеть» и анализировать произведения скульптуры;
Воспитательная: формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному наследию прошлого, интерес к изучению отечественного искусства.
Оборудование: проектор, подборка репродукционного материала с видами Летнего Сада, репродукции скульптуры Венеры Таврической и произведений Растрелли – бюст Петра I, конный монумент Петра I, «Анна Иоанновна с арапчонком», гипсовая маска Петра I.


Технологическая карта урока

Тема урока и его место в целом программы: «Творчество Б.К. Растрелли» - урок для 7 класса детской художественной школы (третий год обучения, 12-13 лет) по теме «Русское искусство первой половины XVIII века» в курсе «История искусств».
План урока:
Вступление – 3 мин.
Активизация и проверка знаний – 5 мин.
Изложение нового материала – 20 мин.
Подведение итогов – 7 мин.
Последействие – 5 мин.
Возможная личностно-значимая проблема: научиться общаться с произведениями скульптуры, осознавать историческую и художественную значимость произведений, представлять атмосферу эпохи.
Ожидаемые результаты: учащиеся формируют более полное представление об искусстве первой половины XVIII века, создают личностный образ эпохи, обогащают знания о скульптуре как виде искусства.
Методы обучения: – иллюстративно-репродукционный, частично-поисковый.
Форма урока: – урок-диалог.
Основные понятия и термины: светское искусство, барокко, скульптура, бюст, монумент, скульптурная группа, имена исторических деятелей – Петр I, Анна Иоанновна, Б.К. Растрелли.


Ход урока

1. Активизация и проверка полученных знаний.

Учитель. Говоря о XVIII веке, мы вспоминаем слова Пушкина: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и громе пушек». Наступила новая эра нашей истории, отмеченная новым искусством. Чем были вызваны перемены, произошедшие в это время в искусстве?
Ученик. Перемены связаны с деятельностью императора Петра I. Стремясь превратить старую средневековую Русь в мощное европейское государство, он проводил множество реформ в разных сферах общественной жизни, в том числе, и в искусстве. Искусство стало светским.
Учитель. Чем светское искусство отличается от религиозного?
Ученик. Религиозное искусство воплощает вероучение, а светское отражает земной реальный мир и человека в нем.
Учитель. Изменилось ли представление о человеке и как это отразилось в искусстве?
Ученик. В средние века человек воспринимался «рабом божим», его судьба зависела от воли всевышнего, а человек XVIII века сам кузнец своего счастья, его судьба зависит от собственных знаний и умений. Человек стал интересен. В искусстве это выразилось в том, что появился новый жанр – портрет, и он стал главным жанром в XVIII веке.
Учитель. Как происходило знакомство русских с европейскими художественными традициями?
Ученик. Петр I приглашал иностранных мастеров работать в России и обучать русских своему искусству.
- Пенсионерство, т.е. обучение художественно одаренных русских людей в европейских странах на государственный счет.
- Император и его приближенные привозили из Европы произведения светского искусства и размещали их в своих дворцах, создавая первые коллекции.
Учитель. В чем особенность нового художественного языка?
Учитель. Появилась другая техника – стали писать на холсте, маслом, украшать произведения рамой.
- Художники освоили перспективу, объем, стали изучать анатомию.
Учитель. Согласны ли вы, что работы первых светских художников И.Никитина и А.Матвеева можно поставить вровень с произведениями европейских мастеров?
Ученик. Да, благодаря таким одаренным людям как Никитин и Матвеев, русское искусство за несколько десятилетий догнало европейское, где светские традиции развивались на протяжении 300 лет.


2. Введение в тему урока.

На предыдущих уроках мы выяснили, что в XVIII веке большие перемены произошли во всех областях искусства и подробно рассмотрели этот вопрос на примере живописи. Сегодня речь пойдет о скульптуре.
Рассказ учителя

Рассказ сопровождается демонстрацией репродукций статуй Летнего Сада и скульптуры Венеры Таврической.

Знакомство русских с европейской скульптурой произошло задолго до Петра I. Еще в 20-е годы XVII века Спасскую башню Московского Кремля украсили четырьмя каменными обнаженными фигурами – символами сторон света. Церковь запротестовала против такой вольности, статуи сначала одели в суконные кафтаны, а затем и вовсе убрали. Первое же «узаконенное» появление круглой скульптуры в России относится к 1696 г., когда Петр I возвращался из Азовского похода. Его въезд в Москву был торжественно обставлен – в городе была сооружена Триумфальная арка, увенчанная огромными деревянными фигурами Марса и Геракла.
Со временем скульптурные изображения стали появляться во дворцах, парках и декоре церквей.
Первым русским парком, украшенным скульптурой был Летний сад - регулярный парк с фонтанами и гротами, окружающий Летний дворец Петра. Для его украшения в Европе заказывали и покупали скульптурные произведения. Их отбирали по определенной программе – просветительской и художественной.



Император рассматривал искусство как важное средство воспитания русских людей. Среди деревьев и кустарников Летнего сада были расставлены мраморные фигуры «Сатира и Вакханки», «Аполлона Бельведерского» (копия), «Вечер», «Мир и Изобилие» и др. Каждая статуя была снабжена табличкой с подробным описанием, кого она изображает, сведениями об авторе, датой создания. К примеру, Скульптурная группа «Мир и Победа», и сегодня украшающая Летний сад, была заказана в Италии, у известного мастера Баратта по случаю заключения Ништадского мира со Швецией. Две полуобнаженные женские фигуры олицетворяют Мир и Победу. У их ног лежат трофеи войны: щит, знамя, пушка и барабан. «Мир» попирает ногой поверженного льва – символ побежденной Швеции. С помощью таких образов, а также изображений античных и библейских героев и богов – Геркулеса, Самсона, Марса, Фортуны, Посейдона – прославлялись Россия, деяния Петра и его соратников.

В петровское время в Летнем саду стояла и статуя Венеры, названная позже Таврической,- выдающееся произведение античного искусства. «Венера» была найдена в Риме во время земляных работ и куплена посланником Петра I за 196 ефимков, что было огромной суммой по тем временам. Статую вывезли в Россию, несмотря на протест самого папы римского. Петр так дорожил скульптурой Венеры, что велел выставить рядом с ней караул. Теперь эта статуя – одна из главных ценностей Эрмитажа.
Летний сад можно считать первой школой скульптуры под открытым небом. Прогулка по саду превращалась в наглядный урок истории искусств.
Следуя за Петром, его приближенные также стали покупать скульптуру за границей, создавая богатые коллекции. Однако по достоинству оценить эти произведения русская публика была не готова. Появление в России круглых (часто обнаженных) мраморных статуй было ошеломляющей новинкой, шедшей вразрез со всеми прежними художественными традициями. Ведь в русской культуре православного средневековья круглой скульптуры почти не было. Церковь запрещала подобные изображения, усматривая в них проявления язычества. Поэтому светская скульптура вызывала у людей не только удивление, но часто и неприязнь. К примеру, знатный дворян Петр Алексеевич Толстой, впервые увидев за границей статуи античных богов и героев, так отозвался о них: «поганьские идолы и место им только в аду». Его современник князь Куракин, побывав в Роттердаме, описал в своем дневнике памятник Эразму Роттердамскому: «Стоит сделан мужик вылитой, медной, с книгой» Статуи Летнего сада называли «болванами», «идольскими изображениями», даже знаменитую Венеру Таврическую именовали «Белой дьяволицей».


3. Постановка проблемы.

Процесс освоения светских традиций в скульптуре проходил медленнее, чем в других видах искусства. Но, несмотря на первоначальное неоднозначное отношение, со времен Петра I начинается развитие всех направлений и жанров скульптуры. Что этому способствовало?
Приобщение к художественному опыту Европы осуществлялось во всех видах искусства путем схожих мероприятий – это приобретение произведений за границей, пенсионерские поездки, приглашение иностранных мастеров в Россию. Однако, в разных сферах творчества – архитектуре, живописи, скульптуре - каждый из перечисленных способов имел свои нюансы. Мы выяснили, что ввоз из-за границы скульптурных работ вызвал у общества противоречивую реакцию. Обучение в Европе будущих скульпторов не получило столь большого результата, в отличие от пенсионерства живописцев и архитекторов. Группа скульпторов была отправлена в Европу позже других. Пробыв в Венеции несколько лет и получив хорошую подготовку, молодые люди вернулись на родину уже после смерти Петра I. В этот период художественная жизнь России замерла и в новых, неблагоприятных для развития отечественного искусства условиях, пенсионеры-скульпторы не смогли реализоваться. На этом фоне решающую роль имела деятельность иностранных мастеров, приглашенных в Россию, и, в первую очередь, творчество Бартоломео Карло Растрелли.
Почему Б.К. Растрелли считается основоположником светской скульптуры в России? Постарайтесь к концу урока найти ответ на этот вопрос.


4. Работа с текстом.

Текст составлен по кн. Е.Ф. Петиновой «Б.К. Растрелли».

Задание: Прочитайте текст о Б.К. Растрелли. Поделитесь впечатлениями о прочитанном. Что вы узнали о Растрелли? Что повлияло на формирование Растрелли как художника? Как сложилась его творческая судьба в Европе? Какие работы скульптора упоминаются в тексте?

В 1716 году в Петербург прибыл сорокалетний итальянский скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли. Он родился в 1675 году в семье потомственного гражданина Флоренции Франческо Растрелли. В детстве получил хорошее образование. Его природные художественные склонности развивались под воздействием памятников искусства, созданных выдающимися мастерами эпохи Возрождения.
Профессиональную подготовку Растрелли прошел в одной из многих скульптурных мастерских Флоренции. Принятая здесь система воспитания художников была такова, что давала молодым людям разнообразные знания навыки. Растрелли освоил технику работы в различных материалах и особенно в бронзе, к которой в последствии часто обращался, стал хорошим рисовальщиком и ювелиром, мог выступить оформителем празднеств и театральных постановок, кроме того, получил основательные навыки в области архитектурного проектирования и гидравлики.
Однако разнообразные дарования Растрелли не нашли применения в родном городе. В этот период Флоренция, подобно многим крупным центрам Италии, испытывала иноземный гнет, что пагубно сказывалось на развитии культуры. Не имея надежды получить крупный заказ, Растрелли оставляет Флоренцию и переезжает в Рим, где его также постигает неудача. Однако недолгое пребывание в Риме обогатило скульптора знакомством с великолепными памятниками барокко. Здесь Растрелли имел возможность тщательно изучить работы выдающегося мастера барокко Лоренцо Бернини.
Из Италии скульптор отправился во Францию, где провел 16 лет. Вскоре после переезда в Париж, Растрелли получил крупный заказ на создание гробницы королевскому министру маркизу де Помпонна. Скульптор выполнил работу в лучших традициях барокко, показав себя зрелым, сложившимся мастером. Успешное выполнение заказа помогло Растрелли получить графский титул. Но, несмотря на то, что заказчики были довольны работой мастера, в художественных кругах она вызвала нарекания. Суровый приговор был вынесен не столько Растрелли, сколько стилю барокко, уже уходившему из искусства Франции, уступая место классицизму. Но Растрелли, словно не замечая этого, продолжает работать как барочный мастер, классицизм не был ему близок.
В начале XVIII века Францию постиг экономический кризис. Многие художники, находившиеся при французском дворе, оказались в затруднительном положении. Именно в это время набирающая силы молодая Россия испытывала острую потребность в квалифицированных мастерах и не упускала случая, чтобы их заполучить. В числе мастеров, нанятых на службу к Петру I, оказался и Растрелли.
Растрелли ехал в чужую и непонятную ему Россию, привлеченный открывшимися перспективами творчества. Вместе с ним отправился его сын Франческо, будущий знаменитый архитектор. Скульптор подписал контракт на 3 года, а остался в России на всю жизнь. По контракту он обязался «работать во всех художествах и ремеслах, которые он знает».
Растрелли начал работать в России как архитектор, но вскоре у него появился соперник - талантливый француз Ж.-Б. Леблон, назначенный Петром I на должность генерал-архитектора. Между Растрелли и Леблоном сразу установились сложные отношения, переросшие затем в открытую вражду. Растрелли был отстранен от архитектурных работ и занялся скульптурой.
В этот период в России не было скульпторов равных Растрелли. Он оказался плодотворным разносторонним мастером, работавшим в разных жанрах скульптуры.
По заказу императора, Растрелли работал над созданием Триумфального столпа, посвященного победам России над Швецией. Этот замечательный памятник петровской эпохи, несмотря на усилия многих талантливых людей, так и не был установлен. Сегодня можно увидеть частичную реконструкцию Триумфального столпа в Эрмитаже.
Растрелли познакомил русских людей с широко известным в Европе видом ваяния – скульптурой из воска, необычайно точно передающей облик портретируемых. В совершенстве владея этой техникой мастер выполнил бюст и «восковую персону» Петра I.
Велика его роль в создании декоративной скульптуры, особенно многофигурных композиций для фонтанов Петергофа, Стрельны, Летнего сада. В работе над скульптурой Петергофа, Растрелли проявил умение органично «вписывать» произведения искусства в природное окружение. Изваянные им фигуры людей, богов, реальных и фантастических животных живут одной жизнью с окружающим пространством сада и водными бассейнами. К сожалению, ни одно из этих произведений не дошло до наших дней. Кроме создания собственных работ, Растрелли исправлял статуи, отлитые при Петре I в Англии.
Также активно Растрелли проявил мастерство и в рельефе, декорируя интерьеры дворцов и домов вельмож. Вместе с сыном скульптор украсил лепными орнаментами, вазами и статуями амфитеатр, строившейся в Летнем саду. По его рисункам оформлялись празднества, изготавливались нарядные сани, шились маскарадные костюмы.
Известно, что у Растрелли было много учеников, некоторые из них стали его помощниками. Он пытался организовать профессиональную школу скульпторов, но отсутствие условий для систематических занятий не позволило реализовать эти планы.


5. Работа с репродукциями.

1. Бюст Петра I.
Лучшие работы Растрелли связаны с портретным творчеством. Ему принадлежит заслуга создания скульптурного портрета в России. Как многие портретисты того времени, Растрелли неоднократно обращался к образу Петра I. Его очень интересовала необыкновенная личность царя-преобразователя. Растрелли создал самый достоверный и выразительный скульптурный портрет Петра.
Стремясь максимально правдиво отразить облик императора, мастер провел тщательную подготовительную работу, раскрывающую особенности его творческого метода. Еще при жизни Петра скульптор снял с его лица восковую маску, которую затем перевел в гипс. Маска позволила Растрелли точно передать внешность императора. (Обычай снимать маски с лица человека, связанный с древнеримскими традициями почитания предков, просуществовал в Европе до .XVII века. С этого времени появилась мода на восковые портреты. Благодаря Растрелли восковую технику узнали в России. Маска, снятая Растрелли, послужила образцом не только для его работ, но и для произведений других мастеров, обращавшихся к образу Петра I – Фальконе «Медный всадник», М.Шемякин – статуя Петра в Петропавловской крепости.)
Учитель. Каким Растрелли показывает Петра I?
Ученик. Петр величественный и энергичный. Он выглядит победителем.
- Решительный и грозный. Он может быть жестким, но справедливым. Это идеал императора.
Учитель. Вы правы, Растрелли создал портрет идеального императора, полководца и творца. Каждая деталь произведения служит раскрытию образа. Петр I представлен в доспехах полководца и с атрибутами власти. Богатая горностаевая мантия прихотливыми складками драпирует фигуру царя. Грудь императора пересекает лента ордена Андрея Первозванного, первого русского ордена, учрежденного Петром. Латы императора украшены рельефными изображениями. На одной стороне сцена Полтавского сражения как напоминание о военной доблести царя, на другой сцена создания скульптуры. Здесь мы видим самого Петра, высекающего из камня женскую фигуру в доспехах, с короной, скипетром и державой – это новая Россия, создаваемая Петром.
Учитель. В портрете все наполнено движением. Как скульптор подчеркивает неукротимую энергию, целеустремленность Петра?
Ученик. Развеваются мантия и шейный платок, словно Петра обдувает ветер.
- Волосы императора как львиная грива.
- Петр изображен не прямо, а как бы разворачиваясь к нам.
Учитель. Обратите внимание, какое выразительное лицо у императора. До нас дошло несколько словесных портретов Петра. Вот один из них: «Царь был очень высокого роста, очень строен, довольно худощав, лицо круглое, большой лоб, красивые ресницы, небольшой нос, толстый на конце, довольно крупные губы, красноватый и темный цвет лица, прекрасные черные глаза, большие, живые и проницательные, красиво сидящие, взгляд величественный и милостивый, когда было угодно царю, иногда же суровый и дикий...В нем соединялось поразительное, истинно царское величие, необыкновенно деликатное, сдержанное, в высшей степени обходительно вежливое [царь] поражал своей необыкновенной любознательностью, и она неизменно была направлена на вопросы правления, торговли, просвещения и администрации».
Эти черты без труда узнаются в портрете. Не случайно вспоминаются слова Пушкина: «его глаза сияют, лик его ужасен, движенья быстры, он прекрасен. Он весь, как Божия гроза» Или: «Могуч и радостен, как бой»
Учитель. Попробуйте «оживить» скульптуру. Представьте движения Петра, его походку. Какой у императора голос, что он может говорить, где находиться?
Ученик. Возможно, Петр командует армией. Голос его звучит очень громко и низко. Он подбадривает солдат. Петр полон решимости и готов сам вступить в бой.
- А я вижу Петра на корабле. Он огромными торопливыми шагами ходит по палубе, резко останавливается и всматривается вдаль. Петр нетерпелив, чего-то ожидает.
Учитель. Представьте этот портрет, выполненным в другом материале, например, в мраморе. Влияет ли выбор материала на характер образа?
Ученик. Мраморный портрет показал бы нам Петра более сдержанным, мягким. Он потерял бы ту силу и твердость, какую придает металл.

2. Скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком».

Для портретов Растрелли характерны не только тщательная передача внешнего облика и глубина индивидуальной характеристики – в портретах воплотились целые эпохи. Это портреты времени. Так, в бюсте Петра отражен кипучий, энергичный характер эпохи перемен. А что можно сказать о периоде правления этой императрицы? Каким было ее время?
Ученик. Императрица выглядит злой и надменной. Мне кажется, что людям жилось очень тяжело в те годы, когда она правила.
- Царица неподвижна, тяжела, в ее облике нет той энергии, какую мы видели в портрете Петра. Наверное, в период ее правления в России не было преобразований.
- Я думаю, что императрица очень любила роскошь.
Учитель. Действительно, императрица Анна Иоанновна отличалась равнодушием и жестокостью. В историю десятилетие ее правления вошло как мрачный период. Анна превратила русский двор в один из самых богатых и великолепных дворов Европы, при этом была далека от просвещения и реформаторской политики. Она с удовольствием предавалась развлечения, часто жестоким. Балы, маскарады, иллюминация заботили ее больше, чем процветание государства и судьбы подданных.
Растрелли подчеркнул контрастный характер этой эпохи трактовкой лица и одежды Анны Иоанновны. Посмотрите, как он это сделал?
Ученик. Растрелли тщательно, как ювелир, передал детали наряда императрицы. Мы может понять, из какого материала он сшит, почувствовать фактуру ткани – мех мантии, тяжелая парча, тонкое кружево, вышивка, драгоценные камни. Это создает ощущение роскоши. А лицо императрицы как маска – непроницаемое, холодное.
Учитель. «Анна Иоанновна с арапчонком» – это скульптурная группа, объединяющая две фигуры. Фигура арапчонка понадобилась Растрелли для того, чтобы он нес царскую державу, но представьте, что его нет. Что изменилось? Какую еще роль выполняет фигура мальчика?
Ученик. Без арапчонка Анна Иоанновна выглядела бы по-другому – не такой большой, тяжелой, неподвижной.
Учитель. Верно, фигуры объединены по принципу контраста размеров, массы и движения. Рядом с легкой стремительной фигуркой арапчонка облик императрицы воспринимается еще более подавляющим и грозным. Кроме того, фигура арапчонка не только усиливает впечатление, но и обогащает характеристику эпохи, раскрывает конкретные особенности быта того времени. Известно, что при дворе Анны Иоанновны содержалось множество шутов, карликов и арапчат.
«Анна Иоанновна с арапчонком» - первая в русском искусстве монументальная скульптурная группа, предназначавшаяся для установки на площади перед Зимним дворцом. И хотя памятник никогда на площади не появился, именно с него начинается расцвет отечественной монументальной скульптуры.

3. Конный монумент Петра I.

Делом всей жизни Растрелли можно назвать создание монумента императора Петра I. С работой над образом Петра связаны самые значительные произведения скульптора. Растрелли создал конный памятник императору – первый в России конный монумент.
Это произведение достойно завершает творчество путь Растрелли. Как справедливо писали исследователи его творчества – это «взлет гения». Работа над скульптурой длилась не одно десятилетие. Заказ на создание монумента Растрелли получил от Петра I. вскоре по приезду в Россию, а отливка памятника в бронзе осуществлялась уже после смерти скульптора, под наблюдением его сына.
Историческая судьба монумента сложилась не просто. Императрица Елизавета Петровна планировала установить памятник на площади перед Зимним дворцом, но не успела, а ее преемнице Екатерине II скульптура не понравилась. Лишь в 1800 году творенье Растрелли по распоряжению Павла I установили перед зданием нового императорского дворца – Михайловского замка. На пьедестале монумента была сделана надпись «Прадеду правнук».
В работе над памятником, Растрелли опирался на впечатления, полученные от знакомства со знаменитыми конными статуями – античным монументом Марку Аврелию (Рим), скульптурой Людовика XIV автора Франсуа Жирардона (Париж), и монументом Фридриху-Вильгельму II, выполненному А. Шлютером (Берлин).
Растрелли представил Петра сидящим на спокойно выступающем богатырском коне, в пышном одеянии древнеримского полководца, с маршальским жезлом в руке и лавровым венком на голове. Образ императора здесь дан иначе, чем в бюсте: перед нами полководец-победитель, герой, уже совершивший свой великий подвиг, властелин, размышляющий над судьбой страны, преобразованной им. Это образ торжествующей и победоносной Великой России.
М.В. Ломоносов, увидев эту статую, посвятил ей несколько стихотворных надписей. Вот одна из них: Се образ изваян премудрого Героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рождены к скипетру, простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И словом, се есть Петр, отечества отец.


6. Подведение итогов.

Творчество Б.К. Растрелли – одно из замечательных явлений русского искусства первой половины XVIII века, Выходец из Италии, богатой разнообразными талантами, наследник традиций французской художественной культуры, Растрелли лишь в России нашел благоприятные условия для раскрытия своего таланта. В этот период Растрелли оказался единственным крупным мастером, определившим на полвека развитие русской скульптуры. Его творчество стало своеобразной школой для будущих поколений ваятелей.
Растрелли принадлежит заслуга создания скульптурного портрета, первого в русском искусстве конного монумента и первого памятника, работы в жанре декоративной скульптуры. Его произведениям присущи стремление к достоверности, глубина психологической характеристики, обобщение и, при этом, внимание к деталям, блестящее владение материалом и скульптурными техниками.
Этим не исчерпывается значение творчества Б.К. Растрелли. Важно добавить, что Растрелли убедительно и талантливо языком скульптуры рассказал о своем времени.


7. Домашнее задание.

Учащиеся получают домашнее задание творческого характера: «Если бы вы были скульптором, портрет какого политического деятеля вы бы сделали? Подумайте, каким бы вы хотели его показать, в какой момент? Поза, жесты? Как вы оденете своего героя? Будет ли портрет иметь дополнительные детали, конкретизирующие образ? Какой материал наиболее подходит для создания задуманного вами образа? Если это памятник, то где бы вы его установили?


Используемая литература:
Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб, 2001.
Ильина Т.В. Русское искусство. XVIII век: Учеб. – М.: Высшая шк., 2001.
Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX веков: Уч. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Петинова Е.Ф. Б.К. Растрелли. – Л., 1979.

Ништатский мир (Мир и Изобилие)Петр I Карло Бартоломео Растрелли 1810