Анализ содержания темы «Железо» с интеграцией по смежным предметам


Анализ содержания темы по химии «Железо» и её взаимосвязь с содержанием смежных дисциплин.
Общая тема: Железо
Тема урока Физика География Биология Экология
Железо Магнитное поле Полезные ископаемые.
Магнитный и бурый железняк Кровь.
Гемоглобин крови. Производство
переработки
железной руды
2.Межпредметные связи:
внутрицикловые (связь биологии с химией, физикой): Изучение железа, как химического элемента (химия); изучение железа в теме: «Магнитное поле» (физика); изучение функции железа теме «Кровь. Гемоглобин» (биология); переработка железной руды (экология).
межцикловые (связь биологии с историей, трудовым обучением): история открытия железа; применение железа в хозяйственной деятельности человека.
Функции межпредметных связей в обучении химии:Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о её целостности и развитии.Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении биологии. Учитель, опираясь на связь с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию, повышает идейно-воспитательную направленность обучения.Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Содержательно-информационные межпредметные связи
 Фактические межпредметные связи (межпредметные связи на уровне фактов) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.
 Понятийные межпредметные связи – это расширение и углубление признаков, и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных).
 Теоретические межпредметные связи – это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения целостной теории.
 Философские межпредметные связи – это обобщение общебиологических, специальных и прикладных понятий с позиций философских категорий и законов материалистической диалектики.
3. Проект межпредметного урока:
Интегрированный урок химии по теме "Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества".
Цель урока: формирование на основании положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева строения атома железа представлений о физических и химических свойствах железа.
Знать:- физический смысл: порядкового номера, номера периода, номера группы;- взаимосвязь между строением и свойствами железа.
Уметь:- характеризовать элемент по его положению в периодической системе химических элементов;- объяснять физические и химические свойства металла на основе строения атома;- составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства железа в ионном и окислительно-восстановительном виде.
Оборудование: металлическое железо, растворы серной и соляной кислот, магнит.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Средства обучения: лабораторное оборудование, коллекция «Железо», инструкционная карта, ТСО (компьютер, экран, проектор).Используемые образовательные технологии:
-Технология обучения химии на основе межпредметных связей;
-Технология на основе системы эффективных уроков;
-Технология проблемного обучения.
Цели: Обучать способам работы с информацией;
Обучать способам самостоятельной деятельности;
Развивать познавательные и творческие способности;
Учить химии = учить находить межпредметные связи + учить применять на уроках и в жизни
Особенности организации деятельности: Интегрированный урок
Виды деятельности: урочнаяПреобладающие методы: Объяснительно-иллюстративные + поисковые
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ход урока1.Огранизационный момент.
2.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация).3.Актуализация знаний (стадия вызова)
4.Постановка учебной задачи.5.Изучение нового материала.6.Самоконтроль и взаимоконтроль (работа в группах по 2).
7.Включение в систему знаний и повторения.8.Рефлексия.9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Универсальные учебные действия:
Личностные: мотивация учения, значение пройденного для личности ребенка;
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные: