Доклад Обучение письму как средству овладения английским языком





ДОКЛАД
на тему:
“Обучение письму как средству
овладения английским языком”



Лепляев Владимир
Александрович
учитель английского языка
Первосоветской СОШ
Зеленовского района









2014 г.


План:

1. Что понимается под письмом и его роль в процессе
овладения ИЯ
2. Содержание обучения письму
а) обучение графике
б) обучение орфографии
в) обучение различным формам записи
г) обучение написанию различных письменных текстов
д) нетрадиционные пути развития письменной речи
3. Контроль письменной речи
4. Заключение




































Цель доклада: Определение сущности письменной речи и специфика обучения ей как средству активизации речевой деятельности на уроках английского языка.

1. Что понимается под письмом и его роль в процессе овладения ИЯ
В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами ИЯ для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением.
Когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то речь идет о письменной речи. Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на ИЯ те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке, а любой текст, написанный автором - это выражение мыслей в графической форме.
Какие же тексты может писать человек на родном языке, а значит, что в идеале должно быть конечной целью обучения письму на ИЯ:
- заполнение анкет
- написание различного рода писем и ответов на них, включая как личные, так и
официальные
- составление автобиографии
- написание заявлений
- написание рецензий
- написаний аннотаций
- написание докладов
- написание сочинений
- написание поздравительных открыток
- написание записок и т.п.
Рассмотрим, как отличается письменная речь от устной?
Письменная речь (письменный текст - ПТ)
Устная речь (устный текст - УТ)

1. написанный текст не подлежит изменениям. К нему можно обращаться раз за разом и содержание будет неизменным
1. устный текст мимолетен. Говорящий не повторяет сказанное дословно, а слушающий должен приспособиться к его манере речи и языку

2. ПТ – более сжат, плотен информативно
2. УТ содержит повторы, паузы, отступления, вводные слова и т.п.

3. автор ПТ работает автономно, далеко не всегда знает свою аудиторию
3. автор УТ имеет непосредственный контакт, мгновенно получает обратную связь, может по ходу корректировать свой текст

4. ПТ композиционно структурирован и организован, так как автор может его редактировать
4. УТ спонтанен, попутно в него вносятся изменения, исправления, может теряться логика изложения

5. на создание ПТ требуется больше времени, но получить информацию из ПТ бывает гораздо быстрее
5. прослушивание УТ может занимать много времени

6. ПТ предполагает более жесткие требования к нормативному языку
6. УТ предполагает диалектные и региональные отступления от норм, использование разговорного стиля

7. выполнение многих заданий по формированию чисто речевых навыков устной речи невозможно без использования навыков письма





2. Содержание обучения письму
а) обучение графике
В современных учебных программах определено, что ученики должны овладеть полупечатным –полупрописным шрифтом.
Чему учить на данном этапе.
1. Надо учить узнавать буквы и передаваемые ими звуки называть их и различать.
2. Надо учить писать эти буквы правильно, с учетом свойственной им конфигурации
3. Надо учить правильно соединять буквы в словах.
На уровне различения букв и их правильного написания, существует интерференции двух уровней:
Межъязыковая интерференция – схожие по написанию буквы родного и ИЯ могут путаться, особенно если они передают разные звуки: Мм - Mm, Тт - Tt, РР – Rr – Pp.
Внутриязыковая интерференция - буквы, имеющие сходные элементы в рамках одного языка, также представляют значительную трудность (b-d-p-q, t-f-l). (слайд 7)
Важно усвоить соединение. Буквы b,g,j,p,q,s,x,y,z никогда не соединяются на письме, буквы v, r, w, o имеют только верхнее соединение.
Как учить графике?
1. Прежде всего, учитель знакомит с буквой, т.е. называет ее, говорит, какие она может передавать звуки, вспоминает знакомые слова, где есть данная буква.
2. ученики знакомятся с написанием буквы: учитель медленно пишет на доске или прописи со стрелками, точками и цифрами, обозначающими, в какой последовательности писать букву. Легче научить сразу, чем переучить!
3. затем ученики пишут заглавную и строчные буквы.
Чтобы закрепить навык и снять возможные сложности, можно выполнить следующие упражнения:
определить:
– какие буквы ученики могут перепутать в родном и ИЯ и почему
- какие буквы пишутся одинаково в родном и ИЯ, какие звуки они передают
- каких букв нет в родном языке
- какие буквы имеют схожие элементы
2. написать буквы под диктовку:
- строчную и прописную
- только строчную или только прописную (ставить парами наиболее проблемные буквы, чтобы избегать интерференции)
- с указанием, помимо собственно буквы, писать только строчную, или только прописную и т.п. (здесь можно заранее прогнозировать ошибки или планировать ошибки с их последующим анализом исправлением)
- писать первую букву называемых слов (слова могут быть знакомые и нет). Суть упражнения заключается в умении слушать первый звук, соотнести его с буквой и записать ее. Можно в упражнение привнести элемент неожиданности: catastrophy, city, job, geography, system.
3. узнать буквы, написанные в воздух указкой и т.п.
4. закончить написание буквы, начатой учителем. Это задание может быть элементом игры, если из начатого учителем контура можно написать несколько букв.
5. контрольное списывание буквы и слов с доски (обращать внимание, чтобы слово списывалось целиком, а не по буквам)
6. самодиктанты (ученики списывают с доски или из учебника, а затем проверяют себя сами или друг друга (чужие ошибки замечаются быстрее)
выполнение любого вышеназванного упражнения предполагают контроль и коррекцию навыка. Можно использовать контрольный диктант для целенаправленной проверки сформированности навыка. Содержание диктанта может полностью совпадать с тремя заданиями второго упражнения.

б) обучение орфографии
Орфографические ошибки неизбежны, однако их количество можно сократить до минимума, если учесть определенные типологические группы сложности и сформировать навыки самоконтроля и коррекции у самих учеников.
Типологические группы написания слов и возможные трудности.
1. Написание на основе фонетического принципа.
Группа слов, где количество букв соответствует количеству звуков, представляет наименьшую сложность.
2. Буква пишется, но не имеет звукового эквивалента. Здесь необходимо формировать парадигматические связи слов на уровне графической формы, создавать определенный ассоциативный ряд. Опосредованно это помогает формированию лексического навыка. Например сочетания: ph, wr, hgt, wh и т. п.
3. Типичные буквосочетания и передаваемые ими звуки. Например, ee, ea, oo, ch, sh, и т.д. основная трудность данной группы состоит в том, что здесь правила чтения могут изменяться: например, head, great, heart, heat.
4. Трудные словарные слова. Это те слова, написание которых невозможно объяснить, а надо запомнить: daughter, neighbour, one, restaurant.
Упражнения и задания на формирование орфографического навыка.
1. рифмовка слов
2. группировка слов на основе фонемных соответствий (можно индивидуально, в парах, классом, можно пользоваться словариком, можно предложить список слов, из которого будут выбираться слова по заданному критерию). Например, найдите слова, которые имеют фонемы [i], [
·] и выписать их в группы (список слов прилагается).
3. группировка слов на основе графемных соответствий. Выбор слов, в которых разные звуки передаются одной и той же графемой.
4. вставить пропущенные буквы в словах. Например: ...cept (принимать), ...cept (кроме).
5. закончить начатые слова. Например, des... (dessert, desert, design, designer, desk).
6. найти ошибки в данных словах.
7. списать слова
8. зрительный диктант/ самодиктант
9. словарный диктант/контрольный диктант
в) обучение различным формам записи
Данный этап является промежуточным, подготовительным этапом перед обучением письменной речи как таковой. Именно на этом этапе письмо может выступать и средством и целью обучения одновременно.
Часто учитель дает задание подготовить доклад, сообщение и т.п. не задумываясь о том, умеет ли ученик рационально работать с источником, выделять ключевые слова, делать выписки, составлять план или тезисы, сокращать текст, расширять его, логически связывать и грамотно оформлять мысли. Нельзя рассчитывать на то, что кто-то этому уже научил учеников.
Упражнения и задания по формированию навыков записи.
1. списывание с дополнительным заданием.
(различные упражнения лексического, грамматического, иного характера, раскрытие скобок, вставление слов, замена слов, ведение словариков).
2. выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивание текста:
- ключевых слов
- ответов на вопросы
- доводов в защиту или опровержение предложенных утверждений
- основных идей
- примеров на употребление конкретных слов (грамматических структур) и т.п.
- игра-отгадка. Учитель пишет и произносит вопрос, ученики пишет ответ из одного слова. Например: Дикое или домашнее животное? В каких странах водится? Что есть? И т.п. В ходе такой работы ученики готовят план для рассказа о животном.
3. упражнения на трансформацию. Упражнения на лексические, грамматические, синтаксические трансформации шлифуют различные языковые навыки, формируют большую речевую подвижность.
4. нахождение в предложенных текстах ошибок, связанных с нарушением грамматических, лексических, стилистических норм употребления.
5. упражнения на логическое развитие замысла.
- на завершение предложения
- составление вопросов к имеющимся ответам и наоборот
- соединение разрозненных частей предложения, текста
- предвосхищение окончания текста
6. упражнение на сжатие/расширение текста (расширение –сжатие может идти по линии: прилагательные, глаголы, придаточные предложения, абзацы)
7. составление плана-конспекта (графической опоры). Составлению планов-схем предшествует работа учителя по использованию таких схем. Чем больше типов схем применяется учителем, тем больше возможностей обучить учеников составлять их.


г) обучение написанию различных письменных текстов
Обучение собственно письменно речи становится целью обучения лишь на СРЕДНЕМ и СТАРШЕМ этапах обучения в школе, а затем развивается и совершенствуется в вузе. Хотя в национальных стандартах пока нет однозначного ответа на вопрос о том, какие тексты должен уметь составлять абитуриент, однако в концепции 12-летней школы и в современных программах по ИЯ для школ разного типа наметилась определенная унификация требований, которая позволяет выделить те типы письменных текстов, которые можно предложить написать выпускникам школ.
К таким текстам можно отнести:
- написание резюме или CV
- написание писем, писем-запросов о дополнительной информации, писем-заявлений о желании учиться или поступить на работу
- заполнение бланков
- написание писем, статей
- написание рецензии на фильм, книгу
- написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни
- написание инструкция
-написание репортажа (о выставке, митинге и т.п.)

д) нетрадиционные пути развития письменной речи
Существует следующие пути развития письменной речи:
традиционный – школа, школы дополнительного образования;
нетрадиционный – интернет-форумы, блоги, электронная почта, конкурсы, олимпиады, публикации
Я немного хочу уделить внимание именно нетрадиционным формам развития письменной речи. Известно, что дети любят общаться в Интернете. Рассматриваемые данные формы относятся к интернет-технологиям. Они позволяют:
- увеличивать количество письменных работ, выполняемых студентами;
- разнообразить их;
- накопить и проанализировать свои работы;
-дать возможность другим студентам сравнить их со своими работами и наоборот.
Я хочу немного остановиться на блогах. БЛОГ – онлайн-дневники, опубликованные в Интернете.
Для преподавателей опубликованные работы учащихся – эта возможность сделать выводы о том, как учащиеся трансформируют и присваивают смыслы и стратегии, освоенные в рамках социального опыта. Для учащегося подобная публикация – это материал для последующей рефлексии и анализа, который позволяет им еще раз обратиться к своим работам и переосмыслить их, обогатив, таким образом, свой учебный опыт. Имеющаяся в блогах возможность размещения комментариев к сообщениям способствует получению обратной связи и потенциальной поддержки новых идей, а возможность включения в текст гиперссылок на другие ресурсы помогает учащимся осознать взаимосвязи и контекст знаний, их конструирования и освоения.
Блоги обладают большим потенциалам для активного и интерактивного обучения, интенсивного взаимодействия между учениками и преподавателями, развития навыков мышления высшего порядка и большей гибкости учебного процесса.
Кроме того, блоги для ученика становятся персональной онлайн-трибуной. В отличие от форумов, на которых высказываются все участники дискуссии, блог дает возможность каждому ученику полностью контролировать публикуемое содержание. Блог становиться виртуальным пространством для апробирования новых понятий.
Хорошей альтернативой обучению письменной речи вне урока и развития языкового потенциала учеников является форумы – асинхронные дискуссии в Интернете. Эта технология позволяет:
- вести совместное обсуждение и редактирование письменных работ на стадии их написания (peer editing);
- критически анализировать свои и работы своих сверстников (найти ошибку у себя очень трудно, а такой, публичный вид работы позволяет это сделать).

3. Контроль письменной речи
При выполнении письменных заданий ученикам необходимо:
1. внимательно изучить установку и понять цель письма
- что пишу (письмо, отчет, рассказ, статью)
- кому пишу
- зачем пишу (информировать, развлечь, предостеречь и т.п.)
2. научиться правильно использовать опорные тексты, выбирая и перефразируя полезную информацию
3. использовать различные приемы логической организации и связи текста
4. варьировать использование структур и лексики (вводные структуры)
5. помнить об особенностях жанра текста
6. не выходить за рамки указанного объекта
7. следить за почерком
При проверке письменных заданий учителю необходимо быть готовым ответить на вопросы:
1. Каковы параметры оценки данной работы?
2. На что следует обратить особое внимание: на язык, содержание, композицию?
3. Как соотнести различные параметры и критерии оценки между собой при выставлении общего балла?
4. Стоит ли исправлять все ошибки?
Приведем как пример критерии оценки письменных работ из материалов казахстанских олимпиад школьников.

оценка
Точность выполнения задания
Языковая корректность

5
Письменный текст полностью соответствует заданной теме и ситуации общения; отсутствует неоправданное сужение или расширение; основная мысль высказывается четко и полностью раскрыта
ПТ демонстрирует функциональную адекватность используемых языковых средств решаемой коммуникативной задаче; его отличает грамматическая корректность, вариативность используемых лексических единиц и синтаксических структур; социокультурные стереотипы речевого поведения на родном языке переданы в иностранный корректно; форма презентации текста соответствует графическим нормам

4
ПТ в основном соответствует заданной теме и ситуации общения, однако неоправданное расширение или сужение предложенной темы свидетельствует о неполном раскрытии основной темы высказывания
ПТ демонстрирует в основном корректное употребление лингвистических средств выражения основных коммуникативных функций; в нем присутствует небольшое количество грамматических и лексических ошибок, но это не нарушает понимания текста; диапазон используемых лексико-синтаксических единиц достаточно широк

3
ПТ лишь частично соответствует заданной теме и ситуации общения; в нем имеются нерелевантные для раскрытия основной мысли включения, а необходимые отсутствуют
ПТ демонстрирует некорректное употребление некоторых лингвистических средств выражения основных коммуникативных функций; в нем много ошибок языкового плана, диапазон используемых лексико-синтаксических единиц беден; некоторые стереотипы речевого поведения на родном языке переданы в иностранный некорректно

2
ПТ не соответствует заданной теме и ситуации общения; основная мысль либо полностью отсутствует, либо совсем не раскрыта
ПТ демонстрирует некорректное употребление лингвистических средств выражения основных коммуникативных функций, а также достаточно большое количество языковых ошибок (орфографических, грамматических, лексических) и отсутствие вариативности в использовании языковых и речевых средств





















4. Заключение
Изложенное позволяет сделать вывод, что запись, осуществляемая школьниками на разных уровнях и с разными целями, выполняет обучающую функцию (лучше запоминается учебный материал); воспитывающую (школьники привыкают более сосредоточенно работать с текстом, темой); образовательную (расширяются знания об иностранном языке, его средствах выражения.)
Обучение графике, орфографии и записи в целях лучшего усвоения языкового и речевого материала позволит учащимся использовать письмо в качестве помощника в изучении иностранного языка.
















13PAGE 15





13PAGE 15


13PAGE 14915




15