Статья Зкологическое образование и воспитание младших школьников
Что изучает экология.
В последнее время слово «экология» стало очень популярным; наиболее часто его употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. Иногда этот термин употребляют в сочетании с такими словами, как общество, семья, культура, здоровье. Неужели экология столь обширная наука, что способна охватить большинство проблем, стоящих перед человечеством? Можно ли дать конкретный ответ на вопрос – что же изучает эта наука?
Термин экология образован от двух греческих слов (ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука), означающих дословно «наука о местообитании». Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания.
В качестве самостоятельной науки экология оформилась лишь в 20 веке, хотя факты, составляющие ее содержание, с давних времен привлекали внимание человека. Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Этому есть объяснение, которое связано с тем, что рост численности населения Земли и усиливающееся воздействие человека на природную среду поставили его перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. Для удовлетворения своих потребностей в воде, пище, чистом воздухе человеку надо знать, как устроена и как функционирует окружающая его природа. Экология как раз и изучает эти проблемы.
Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой. При этом объекты ее изучения – не только отдельные организмы, но, главным образом, их популяции, сообщества в определенных средах обитания, то есть природные экологические системы, развивающиеся и действующие по своим законам.
Экология – жизненно важная для человека наука, изучающая его непосредственное природное окружение. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонною в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды. А это в конечном итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Вот почему термин «экология» получил такое широкое распространение.
Из-за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задуматься о будущем, главное для них – получить побольше сегодня. Людей не тревожит, что рано или поздно природа предъявит им свой счет. И расплата может быть очень тяжелой. Уже сейчас в некоторых районах нашей страны жители обеспокоены даже не столько охраной природы, столько восстановлением нормальных условий жизни. Но, чтобы восстановить природную среду, необходимо знать законы, по которым она живет и развивается. У природы нет границ. Поэтому основы экологии как науки о нашем общем доме – Земле – должен знать каждый человек планеты.
Знания основ экологии помогут разумно строить свою жизнь и общему и отдельному человеку; они помогут каждому ощутить себя частью великой Природы, достичь гармонии и комфорта там, где ранее шла неразумная борьба с природными силами.
История развития экологии как науки.
С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, рыб, птиц, насекомых. Конечно, представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и были не всегда осознанными, но с течением времени именно они послужили источником накопления экологических знаний.
Уже в самых древних из известных нам письменных источников не только упоминаются различные названия животных и растений, но сообщаются некоторые сведения об их образе жизни. Видимо, авторы этих рукописей обращали внимание на представителей живой природы не только из любознательности, но и под впечатлением их значения в жизни людей: охоты на диких зверей и птиц, рыболовства, защиты посевов от вредных животных и т. д. Соприкасаясь с первичным познанием природы, люди вынуждены были учитывать значение среды обитания в жизни организмов.
Большое влияние на мировоззрение ученых современной эпохи оказали древнегреческие ученые. Так, например, Аристотель (384-322 до н.э.) в своей «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Его внимание привлекали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь. Известный английский химик Роберт Бойль (1627-1691 г.г.) оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент; он опубликовал результаты сравнительного изучения влияния низкого атмосферного давления на различных животных.
Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые, как шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778 г.г.) и французский исследователь природы Жорж Бюффон (1707-1788 г.г.), в трудах которых подчеркивалась ведущее значение климатических факторов.
Важнейшие наблюдения, оказавшие влияние на развитие экологии, были выполнены учеными Российской Академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины 18 в. Среди организаторов и участников этих экспедиций надо отметить Степана Крашенинникова (1713-1755 г.г.), Ивана Лепехина (1740-1802 г. г.), академика Петра Палласа (1741-1811 г.г.
Большое влияние на развитие экологической науки оказал французский автор первого эволюционного учения Фан Батист Ламарк (1744-1829 г.г.), считавший, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.
Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882 г.г.) основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу двадцатого столетия. Большой вклад в ее развитие в 20 в. внесли всемирно известные ученые-ботаники К. А. Тимирязев (1843-1920 г.г.), В. В. Докучаев (1846-1903 г.г.), В.Н. Сукачев (1880-1967 г.г.) и ряд других.
Во второй половине двадцатого столетия происходит своего рода «экологизация» современной науки. Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на нее негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.
Если в период своего возникновения экология изучала взаимоотношения организмов с окружающей средой и была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук, прежде всего таких, как биология, география, геология, физика, генетика, математика, медицина, агрономия, архитектура.
В настоящее время в экологии выделяют ряд научных отраслей и дисциплин: популяционная экология, географическая экология, химическая экология, промышленная экология, экология растений, животных, человека.
Несмотря на все многообразие, в основе всех направлений современной экологии лежат фундаментальные биологические идеи об отношении живых организмов с окружающей их средой.
Таким образом, современная экология – универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.
Экологическая направленность образования.
Россия – великая страна, 17 млн. кв. м. от Атлантики до Тихого океана.
Огромен природно-ресурсный потенциал России: 8 млн. кв. км – не нарушенных экосистем Сибири и Дальнего Востока, 21 % всех лесов мира, 15% - дикой природы планеты. Россия – экологический донор для многих национальных экосистем мира. Экос России – это тундры Заполярья и просторы средней полосы России, это боры и березовые рощи Западной Сибири, субтропики Черноморья. Это боле 100 народов, образовавших за века взаимодействия с природой и друг с другом российскую экологическую культуру.
Экологическую культуру нельзя привезти в страну как канадские чипсы или французскую косметику. Она рождается как результат взаимодействия природы и человека, культуры и ландшафта. В России сложился богатый комплекс традиций диалога человека с природой – подчеркнуто уважительное, почтительное, любовное отношение к Земле-матушке, кормилице.
В создании новой системы ценностей, культуры, адекватной природе, особая роль принадлежит учителю. Какой выбор сделает учитель: выберет ли он ответственность за себя, за природу и мир вокруг – глубинные ценности российской культуры или выберет прагматизм и безнравственность - «нравственно то, что выгодно».
Сделать правильный выбор, обеспечить творческую трансляцию ценностей экологической культуры в личности ученика, в обществе – новая, важнейшая социокультурная функция педагога, всех образовательных систем.
Учитель в ответе за жизнь на планете! Столь высоко предназначение учителя в третьем тысячелетии.
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, признанного реализовать идеи становящегося ныне эколого-информационного общества. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля. Поскольку ответственное отношение – сложное комплексное образование, сформировать его невозможно без обновления всей учебно-воспитательной работы в школах и других типах учебных заведений.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе занимают детские годы – дошкольный и в особенности младший школьный возраст. На мой взгляд, четкое понимание роли и места начальной школы в системе экологического образования школьников послужит основанием для совершенствования всей методической системы образования младших школьников в области окружающей среды.
В наши дни под влиянием новейших психолого-педагогических исследований и передовой педагогической практики идет переосмысление роли и значимости этого возрастного этапа в системе общешкольного образования, пересмотр потенциальных образовательных и воспитательных возможностей ребенка младшего школьного возраста.
Детство – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе и людям. И значимость этого возрастного этапа по сравнению с дошкольным возрастает, в связи с тем, что свойственный дошкольнику антропоморфизм – перенос отношений, существующих между людьми, на природные явления – у младших школьников постепенно заменяется стремлением самим докопаться до сути явлений. Отсюда – непременный спутник детской любознательности – вопрос «Почему?» и общепринятое утверждение о том, что этот возраст – возраст «Почемучек».
Сегодня еще не так легко уйти от традиционных представлений о младшем школьнике как «несмышленыше», слепо копирующем поведение взрослых, и о том, что в основе его обучения, воспитания и развития лежит только наглядно-образное мышление и предметно-чувственная деятельность. Исследования психологов доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. Таким образом, практика и выводы современных ученых позволяют пересмотреть прежние взгляды и установки на ребенка младшего школьного возраста – от шести до десяти лет. Традиционные представления о нем существенно отличаются от реального учащегося начальной школы, который нередко проявляет себя как деятельный субъект воспитания. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Можно сказать, что начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов прошлого столетия, когда она переживала целый ряд серьезных преобразований, в частности введения в учебный план нового предмета «Природоведения». Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса – создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нем нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением. Экологическая ориентация курса прослеживается в объяснительной записке программы, в формулировке целей и задач, перечне требований к знаниям и умениям учащихся. Эта четко выраженная экологическая направленность нового курса, который в наши дни именуется традиционным, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели. Но, как показала практика, однопредметная модель оказалась малоэффективной.
Основные причины этой малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде - сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания, в том числе и знания по биологической экологии, справиться с формированием многогранных отношений младший школьников к природной и социальной среде не может.
Уже в середине семидесятых годов прошлого века на повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования школьников. Возникла идея многопредметной или межпредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Однако заманчивость такой модели, актуальность которой сохраняется, разбивается о сложности при конструировании единого содержания и реализации его на практике: ведь каждый учебный предмет строится в логике своей науки, отличной от цели экообразования. Пока же использование межпредметного содержания и форм обучения носит в основном стихийный, фрагментарный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников.
Современные тенденции развития экологического образования в отечественной и зарубежной практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль возьмет на себя один из альтернативных интегрированных современных курсов экологической направленности, в содержании которых в органичной связи представлены естественнонаучные и социальные компоненты содержания. Роль других учебных предметов, специфика образовательных и воспитательных целей которых многообразна, - вспомогательная. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной – к многопредметной и комбинированной, смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.
Тенденции развития содержания экологического образования: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опора на идеи комплексной экологии – биологической, глобальной, социальной и экологии человека. Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально-экологические и нравственные принципы природопользования. Поэтому содержательную сущность комплексной экологии в новых, альтернативных программах составляют экосистемы разного уровня: организм – среда; природное сообщество – среда; человек – окружающая среда; общество – окружающая среда. В основу их выделения положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания, рассматриваемых преимущественно на примерах связей живых организмов с условиями существования. На основе подобного ядра содержания экологической направленности у младшего школьника может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды.
Не будем забывать, что экосодержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя, по образному выражению психологов, сплав знаний, чувств и действий, поэтому оно должно включать в себя, кроме научно-познавательного компонента, ценностные, нормативные и практически-деятельностные компоненты. До сих пор в практике обучения и воспитания младших школьников преобладают трактовки ценности природной среды с утилитарной-практических позиций, позиций полезности, что обедняет отношения детей к окружающему, снижает их любознательность, эстетическую отзывчивость, сочувствие, сопереживание.
Нормативной аспект содержания – это правила поведения человека и его деятельность в природе и социуме. Характер их сформированности во многом зависит от сформированных ценностей тех или иных объектов природы. Вот почему именно в начальной школе, закладывающей основы экологической культуры, необходимо уделять особое внимание раскрытию как нормативного, так и практически-деятельного аспекта содержания. Как отойти от традиционных лозунгов и призывов типа: «не шуми», « не топчи», « не вреди» и т. п. Работа в этом направлении волнует сегодня и ученых и практиков
Серьезные резервы развития экологического образования представляет региональный компонент содержания. На сегодняшний день множество учебных пособий регионального характера, учитывающих особенности природы родного края и хозяйственную деятельность человека.
Бок о бок с усилением регионального экосодержания идет возрождение элементов народной культуры, приобщающих детей традициям бережного, благоговейного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью древних жителей нашей Родины, к грамотному и разумному природопользованию. Народная педагогика как одна из важнейших составляющих традиционной народной культуры изначально строилась на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, нравственность и уважение к человеку как носителю народной мудрости, заботе о его здоровье. Рядом с проблемой рационального природопользования ведения хозяйства извечно стояла и стоит проблема сохранения здоровья. В наши дни стрессовых нагрузок и резкого ухудшения состояния окружающей среды эта проблема приобрела острую актуальность. Российские народы в целом обладали большим запасом здоровья, и у них в этом плане есть чему поучиться. Опыт, направленный на возрождение народных традиций, постепенно и последовательно входит в начальную школу.
Пересмотр и обновление содержания образования в начальной школе не могли не затронуть и педагогических технологий экологического образования, отвечающих на вопросы: как учить? Как воспитывать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности? Как формировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали? Однозначных ответов на эти вопросы нет. Однако поиски современных технологий образования в области окружающей среды позволяет назвать несколько наиболее эффективных форм и методов организации этого процесса. Эпиграфом к их описанию могут быть слова В. А. Сухомлинского, с большой чуткостью относящегося к специфике детского познания и воспитания: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках»
Перечень направлений развития современных педагогических технологий – комплексные экскурсии и экспедиции, этические беседы, экологические сказки. проекты и модели, дидактические и ролевые игры, творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся – свидетельствует о том. что эти формы обучения и воспитания достаточно традиционны в практике начальной школы. Однако эти формы в современной школьной практике претерпели значительные изменения, как в целевой направленности, так и в содержании и методике их проведения. Возьмем, к примеру, такую традиционную форму обучения. как экскурсию, отличающуюся предметной направленностью. Преодолеть этот пробел традиционного подхода помогут комплексные экскурсии в природу. Комплексный подход к их организации и проведению, проявляющийся в постановке целей и задач, деятельности учащихся в природном окружении, обобщение результатов на различных уроках позволит учителю объединить по времени и целям проведения экскурсии по разным учебным предметам, т. е. в комплексе влиять на развитие экологической культуры младших школьников.
В комплексе содержательных и организационных мер особое место могут занять этические беседы по экологии, облегчающие формирование нравственной позиции ребенка в его отношениях с окружающим миром. Неоценима их роль в формировании нормативного аспекта содержания экологического образования, привычки экологически грамотного, культурного поведения в природном и социальном окружении.
Практически новым направлением совершенствования экологического образования в начальной школе становится проблема управления деятельностью младших школьников по изучению окружающей среды и формированию многогранных отношений к ней с помощью заданий, ставящих ребенка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.
Несмотря на положительные сдвиги в экологическом образовании младших школьников перед работниками начальной школы пока остается немало нерешенных проблем. Среди них – одна из первостепенных – проблема здоровья и здорового образа жизни детей, требующая кардинальных изменений в характере их обучения, состояния ближайшего социоприродного окружения.
Педагогическая модель организации экологического
образования в школе.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Принципы отбора содержания
экологического образования школьников.
1. Научность.
Принцип научности предлагает знакомство младших школьников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
2. Доступность.
Этот принцип предполагает значимость для ребенка полученных знаний, их эмоциональную окраску. В обучении младших школьников следует употреблять доступные научные термины.
3. Гуманистичность.
Содержание экологического образования должно способствовать формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.
4. Прогностичность.
В результате экологического образования у детей формируется элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.
5.Деятельность.
Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологических ориентированных видах деятельности.
6.Интеграция.
Интегрированный характер экологических знаний. Всестороннее развитие личности ребенка. Особенности организации методики всей работы школьного учреждения.
7.Целостность.
Целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.
8. Конструктивизм.
В качестве примеров для младших школьников должна использоваться только нейтральная положительная или отрицательно-положительная информация.
9.Системность.
Работа по экологическому образованию должна проводиться регулярно, систематически, а деятельность детей должна быть связана между собой.
10. Преемственность.
Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев.
Экологическое воспитание.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.
Мы знаем, что человек живет и развивается за счет природы, но тысячелетия мы покоряли её, беспощадно убивали животных, вырубали леса. Сейчас пробил тот час, когда надо остановиться, Человеку нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые овощи и фрукты. На смену нам идет новое поколение, и наша главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Ведь став взрослыми, мы часто вспоминаем детство, многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, которое мы испытали, когда подкармливали зимующих птиц, когда попали в сказочный зимний лес! Природа оставляет глубокий след в душе ребенка. Она своей яркостью воздействует на его чувства.
Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней. Для этого не обязательно детей везти за город, а можно и в саду. На участке, огороде, цветниках знакомить их с родной природой. Ребенок не должен бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления, связь между ними.
Задачи экологического воспитания требуют целенаправленной систематической работы: правильно составить цикл наблюдений, провести наблюдения так, чтобы дети сами заметили все важные особенности живого объекта.
В осенний период мы с детьми проводим очистку цветника от засохших стеблей и корней. Девочки убирают опавшие листья, а мальчики перекапывают почву с обогащением органическими удобрениями. Осенью заготавливаем землю для комнатных растений, собираем разные семена для зимней подкормки птиц. Дети вместе с родителями привлекаются к сбору сухих листьев, коряг. шишек, которые в течение всего года используются на уроках труда.
В зимний период начинается подкормка птиц. Это хороший способ для наблюдения за поведением птиц. Здесь хороший воспитательный момент: детей приучаю не выбрасывать остатки булочек, а складываем в отдельный пакет, а дежурные отдают все кусочки птицам.
В зимнее-весенний период еженедельно проводится наблюдения за набуханием почек и появлением первых листочков. Организуется посадка лука на подоконнике (1-2 класс) для наблюдения за его ростом и развитием в разных условиях: лук растет с водой, без воды, со светом, без света.
В теплое время года мы вместе с ребятами работаем на участке: проводится посев цветочных культур семенами, рассадой. В процессе этой работы дети получают и закрепляют элементарные знания об экологии растения, у них закладывается понимание связи роста и развития семян с условием окружающей среды.
Работа по экологическому воспитанию ведется за пределами школы. Экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней. Наша школа расположена на берегу реки и рядом с лесом. Это дает возможность проводить сезонные экскурсии в лес, на речку. Экскурсии стараюсь проводить в то время, когда наступает в природе наиболее яркие изменения, Например, во второй половине осени, когда идет массовое опадение листвы. Зимой – посмотреть следы зверей на снегу. Общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками. Экскурсии важны ещё и тем, что сближают учителя, детей и родителей, способствуют создании, дружеских отношений, взаимопониманию.
Я стараюсь учить детей видеть не только красивое, но и отмечать следы грубого отношения людей к природе Дети обязательно заметят сломанную ветку и аккуратно её удалят. Если на ветках много снега, и они пригибаются – то стряхнут. Много радости и удивления доставляют детям показ травы, зимующей под снегом (осторожно раскопав снег, можно увидеть пожелтевшую траву и зеленые листочки).
Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей здесь очень много. Результат нашей работы – благодарность родителей и желание детей сделать свой микрорайон чистым и красивым
Формы и методы экологического образования
младших школьников.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.
Главная задача экологического образования младших школьников – формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы. включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Экологическое образование невозможно без интеграции всех учебных предметов и внеклассных мероприятий. Программы учебных курсов должны включать знакомство детей с местными экологическими и краеведческими особенностями, т. к. без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, его климате, реках, озерах, полях, лугах, невозможно усвоение полноценных экологических знаний. Изучение особенностей природы осуществляется по принципу от близкого – к далекому, от родного края – ко всей стране и другим странам и континентам.
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Только знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.
Изучение законов природы может быть начато еще в детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
-связь растительных организмов со средой обитания;
-многообразие живых организмов, их экологическое единство;
-человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
-использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Экологическое образование школьника – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе целостных ориентаций.
Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
В содержании каждого учебного предмета заложены возможности для экологического образования учащихся, это помогает при минимальных затратах учебного времени повысить емкость содержания урока, обогатить знания природоведческого и природоохранного характера.
Для решения задач экологического образования в начальных классах на межпредметном уровне необходимо:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса, а также способности к причинно-следственному анализу факторов и явлений окружающей действительности;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.
Реализация этих требований невозможна без максимальной координации изучения каждого предмета с общей системой экологического образования, мепредметных связей и межпредметных подходов.
Работа по экологическому образованию и воспитанию начинается с 1 класса. Уже в подготовительный период обучения грамоте дети знакомятся со схемой, которая наглядно показывает, почему с лица Земли исчезают многие виды растений и животных. Педагог подводит их к выводу: природа беззащитна перед человеком.
В букварный период педагоги рассказывают детям о грибах, насекомых, птицах, диких животных. Например, на уроке дети классифицируют грибы по признаку «съедобные – несъедобные». На картинках мухомор, лисички, подберезовик, поганка и боровик. Дети делят их на две группы и решают проблемные экологические задачи.
Нашел грибник боровик и разрыл вокруг него мох, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Погубил грибницу, возраст которой 300-500 лет).
Костя и Миша взяли корзинки, и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзину крепких боровиков и направился к условленному месту, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.
- Ты зачем набрал мухоморов?
-Я их собрал, чтобы другие не отравились.
Правильно ли он поступил?
После небольшого обсуждения этих задач учитель рассказывает детям о значении грибов в жизни леса.
Грибы помогают деревьям питаться. Грибами питаются и многие лесные жители: белки, полевки, барсук, еж и другие. Даже мухоморы едят сороки, белки, слизни. А лоси проглатывают эти грибы целиком: мухоморы для лосей – лекарство. Кроме того, грибы участвуют в переработке растительных и животных остатков.
Таким образом, учитель подводит детей к выводу, что люди без грибов вполне могут обойтись, а лесу они просто необходимы.
Элементы экологического образования могут быть включены в любой этап урока русского языка, например при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных. Можно предложить учащимся рассказать все, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Например: как связаны между собой гусеница, муравей и медведь? На уроках дети составляют цепочки питания, куда входят словарные слова.
Гусеница – муравей – медведь.
Комар – лягушка – аист.
Орехи – мышь – лисица.
Осина – заяц – ястреб.
Желудь – кабан – волк.
Таким образом, на уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними.
На уроках русского языка, на этапе развития речи, детям можно предложить задания экологического содержания, объяснить значение пословиц и поговорок о природе.
Много снега – много хлеба.
Много леса – береги, мало леса – посади.
Лес и вода – брат и сестра.
Дети составляют рассказы по картинкам или на заданную тему, например, «Лес – зеленый друг человека», «Мы охраняем родную природу», «Что мне рассказал весной скворец».
Тексты для диктантов, изложений и проверочного списывания можно подобрать так, чтобы они помогали ребенку понять и прочувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего живого в этом мире, пробуждая чувство красоты природы.
Большую роль в осуществлении экологического образования на уроках русого языка играет работа с текстом и заданиями учебников, которые дают возможность повторить и систематизировать знания учащихся об объектах природы, их признаках, свойствах. В процессе работы на уроке с текстовым материалом учитель проводит беседу о значении леса, о правилах поведении в лесу, о значении диких и домашних животных, рассказывает учащимся о том, что, например, кувшинка в некоторых регионах становится редким видом, о причинах сокращения и исчезания этого растения. Работая с текстом упражнения, учащиеся задумаются, о чем этот текст, отвечают на вопросы, рассказывают о каждой из прилетавших к кормушке птиц: синичке, воробье, снегире, свиристели. После этой беседы учитель делает обобщение.
Большие возможности для экологического образования заложены в уроках литературного чтения и учебниках по чтению, в частности «Родная речь» Л.Ф. Климанова. В этом учебнике представлены интересные рассказы: об объектах природы, их разнообразии, о связях между ними; по формированию эстетических потребностей в охране природы, гуманного отношения к природе; о мерах по охране природы.
В основе системы всеобщего и непрерывного экологического образования и воспитания – следующие проблемы:
- защита неживой природы, почв от загрязнения, истощения и разрушения;
- сохранение растительного и животного мира;
- охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья человека;
- преодоление потребительского подхода к природе.
Задания с экологическим содержание по учебным предметам должны разрабатываться с учетом принципов межпредметности и интеграции, вовлекать детей в самостоятельный поиск, обучать прогнозированию последствий поведения и деятельности в окружающей среде, помогать овладевать практическими умениями и навыками, развивать творческие способности школьников. Постепенно дети усваивают понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения, о важности правильного, экологически грамотного взаимодействия человека с природой.
Особое внимание на уроках чтения уделяется работе по развитию у детей мотивации охраны природы путем образного познания мира. Я рассказываю детям об увлечении природой В.Бианки, начиная с детских лет; о роли природы в творчестве А. Пушкина, С. Есенина, И. Бунина, М. Пришвина. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворение. Он развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, открывать для себя многообразие форм и «настроений» природы, эмоционально отзываться на ее красоту, высказывать свое видение окружающего мира, находить необычное в обычных предметах, формирует отношение к окружающему миру.
Основы экологического воспитания формируются и на уроках математики. Широкое применение получили межпредметные текстовые задачи. Использование их способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы.
Уже с 1 класса в уроки включаю задачи, знакомящие детей с элементами природы или рассказывающие об охране природы.
Один муравей тащит соломинку, а другой спешит к нему на помощь. Сколько всего муравьев тащат соломинку?
Прежде чем приступить к решению задачи проводится беседа «Почему нельзя разорять муравейники?»
У мамы - ежихи было 4 ежонка. 1 ежонок уполз. Сколько ежат осталось у ежихи? А можно ли брать домой из леса детенышей зверей? Почему нельзя?
Детям нравятся такие задачи. Они узнают многое из жизни природы, делятся своими впечатлениями.
Во 2 классе дети уже более активны. Они сами с удовольствием составляют задачи, используя свои знания, полученные на других уроках. Я показываю картинки, по которым дети составляют задачи, или сообщаю различные сведения: о длине отдельных рек, о длине отдельных рек, о скорости некоторых птиц, о роли леса.
При изучении чисел в пределах 100 можно предложить следующие задачи.
Сейчас в нашей стране запрещена полностью охота на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?
По какой причине запрещена охота? Назовите зверей и птиц, занесенных в Красную Книгу.
Некоторые цифровые данные можно использовать для математических диктантов. Учитель читает задачу, а дети записывают только числа.
Приведенные примеры показывают, как на уроках расширяются, углубляются, уточняются знания, полученные учащимися на уроках окружающего мира. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении растений и животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных в Красную Книгу, получают рекомендации по охране объектов природы.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
-сюжетно – ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
-практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне , а также деятельность по восстановлению предметов;
-детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
-общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действие по уходу;
-экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;
-речевая деятельность; обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
-наблюдение, обеспечивающее получение информации о природе и деятельность людей в природе;
-просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнение имеющихся представлений о природе.
Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют учителю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.
Экологи-
ческое
образова-
ние
Экологичес
-кое просвеще-
ние родителей
Элогизация деятель-
ности ребенка
Координа-
ция
работы со
специалис-
тами
Подготовка и
переподго-
товка
кадров
Экологиза-ция
развив.
среды
Оценка
окружаю-
щей среды