Блог — технология как средство оптимизации процесса обучения АЯ.
Блог - технология как средство оптимизации
процесса обучения АЯ
Алимпиева Елена Васильевна,
учитель английского языка высшей категории,
МБОУ «Школа № 45», г. Рязань
Блог как продукт Интернета второго поколения выступает посредником между пользователями в процессе их социального взаимодействия. Т.к. блог ориентирован не на передачу информации, а на общение и сотрудничество, ценность его в преподавании иностранных языков в том, что он может служить интерактивной платформой для реализации основной цели в обучении АЯ – формировании иноязычной коммуникативной компетенции, актуализируя при этом коммуникативные аспекты образовательной деятельности, оптимизируя управление процессом совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции уч-ся через работу с аутентичным мультимедийным материалом во внеаудиторное время.
Основные дидактические принципы обучения АЯ посредством блог-технологий вытекают из общедидактических и принципов работы с использованием ИКТ:
регулярность, проблемность, системность (включение заданий на активизацию всех видов речевой деятельности), ориентация на самостоятельную работу, актуализация творческого саморазвития и учебной автономии, эффективная организация познавательной деятельности за счет обращения к другим социальным сервисам Веб 2.0., развитие коммуникативных навыков, использование диагностики, контроля и коррекции, развитие рефлексивных механизмов мышления путем постановки вопросов проблемного характера, побуждения к выражению собственного мнения по поводу других публикаций. Можно выделить следующие дидактические свойства и функции блога.
Дидактические свойства блогаДидактические функции блогаСуществование в контексте автора Мотивация познавательной деятельности;
создание благоприятной среды для индивидуального обучения; развитие учебной автономии и креативностиИнтерактивность по принципу «я»→«всем», «все»→«мне» Формирование умения вести дискуссию (приводить аргументы и контраргументы, делать выводы, выносить собственное независимое суждение); развитие эмпатии; совершенствование навыков письменной речи разных стилей
Эффективность организации информационного пространства Возможность оперативного поиска информации
Максимальная степень реализации мультимедийностиМотивация учащихся и формирование творческого мышления; совершенствование рецептивных видов речевой деятельности (аудирование, чтение); учет индивидуальных стилей обучения.
Простота использования Повышение мотивации; устранение тревожности и неуверенности в отношении навыков пользования информационно-коммуникационными технологиями
Безопасность Обеспечение свободы самовыражения
Блог «STAR» (http://star45-star.blogspot.ru) («blog» - от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») представляет из себя вэб-пространство, основное содержимое которого регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Он имеет две основные устойчивые характеристики: социальность и интерактивность, характеризующаяся особой схемой «я»→«всем», «все»→«мне», при которой авторы блога обращаются ко всем потенциальным читателям из своего личного пространства. При этом он может получить, а может и не получить обратную связь от других пользователей.
По типология блог «Стар» можно классифицировать следующим образом:
Критерий Тип блогаОсновные характеристики
По авторскому составу
Коллективный (преподаватель + ученики) Является совместным пространством преподавателя и группы уч-ся, используется для ведения обсуждений по различным темам
По типу мультимедиа Текстовый с элементами мультимедиа Основное содержание- микротексты, видеофайлы с текстовыми комментариями, графические изображения, элементы для интерактивного голосования
По форме МикроблогОграниченный объем сообщений (50 – 250 слов), носят неформальный характер
По степени интегрированности в учебный процесс Поддерживающий
учащихся Создан для выполнения проекта, проведения дискуссии по темам, выходящим за рамки учебного курса
По представлению права участвовать в дискуссиях и публиковать сообщения Открытый Открыт для широкой аудиотории Интернета, любое заинтересованное лицо может оставить комментарии о публикациях, которые модерируются администраторами ресурса. Преподаватель может участвовать в определении приоритетной аудитории в доступе к блогу. Этот выбор определяется уровнем владения языка, сложностью обсуждаемой проблемы, целями курса, временными рамками, особенностями, т.д.
Учебное взаимодействие в рамках блога осуществляется по нескольким направлениям:
-Команда «STAR» взаимодействует сама с собой. (Учитель – член команды «STAR».) Так как один человек из команды отвечает за разработку конкретного сообщения, то другие члены группы имеют возможность поддерживать его точку зрения или ему оппонировать.
- STAR - Читатели. STAR - автор, читатели – комментаторы.- Читатели – Читатели. Диалог завязывается уже в рамках комментариев, и посетители спорят друг с другом.
- Читатели – STAR. Гости инициируют тему нового сообщения.
Блог «STAR» тематический. STAR - аббревиатура английских слов – «Stop, Think, Act, Respond», что в переводе на русский «Остановись. Подумай. Действуй. Но действуй адекватно». Соответственно все публикации предлагают содержание, которое определяется названием блога. Это, как правило, проблемы социального характера с наличием исследовательской составляющей. Автором сообщения может выступить любой желающий, но за размещение сообщения отвечают модераторы блога, которые также дают разрешение на публикацию комментария. Они же, как хозяева блога и редакторы инициируют и руководят обсуждением актуальных тем и дискуссией, управляя ситуацией.
Дизайн - платформа блог-хостинга www.blogger.com позволяет вставлять видео и аудиозаписи из других источников, ссылки на языковые лаборатории в интернете, другие сайты по теме блога, почту в хронологическом порядке, дата и время публикации сообщения, комментарии, оставляемые читателями и т.д.
Материал, отбираемый для работы в блоге, характеризуется следующими критериями:
- критерий тематической соотнесенности с содержанием учебного курса;
- критерий дополнительности и расширения содержания учебного курса и выход за рамки предложений программы;
- критерий воспитательной ценности;
- критерий облигаторности, определяющий исследовательскую составляющую поста в блоге и языковой материал для формирования коммуникативной компетенции на английском языке;
- критерий ориентации на насущные потребности и интересы школьников;
- критерий учета возраста обучаемых.
Тематика блогаНа русском языке На английском языке
ICQ. SMS. Мобиломания. За или против
Русский язык в современном обществе
Рязань в условиях урбанизации
Граффити - страсть человека к общению. Быть или не быть
Стресс в школе и как с ним бороться
Общение детей и родителей. Причины возможных конфликтов и пути их решения
Что же правит миром? Деньги или чувства, мораль или СМИ, силовые структуры или верования?
Чтение, почему люди не читают?
Почему и для чего люди работают?
Рыцари. Какими качествами они должны обладать? Нужны ли они современному обществу?
Социальная реклама Спорт в нашей жизни
Подростки и суицид
Что такое счастье?
Проблема сменной обуви в школе
Мир танца
Субкультуры
Проблема толерантности
Проблема школьной формы
Мультики и мы
Что такое мода?
Использование решебниковСуеверия и предрассудки
Травля детей в школе
Как правильно организовать вечеринку
Что такое хороший друг
Хобби
Для контроля учебной деятельности в рамках блог – технологии выделяется два аспекта:
- достижение практических целей владения английским языком с т. зрения сформированности языковых навыков и речевых умений;
- содержание деятельности в блоге, а именно: что участник предлагает данному сетевому сообществу.
Для проверки знаний уч-ся используются следующие виды и формы контроля. Текущий контроль (традиционное выставление оценок за отдельные сообщения и комментарии) с целью проверки уровня владения пройденной частью языкового материала и степенью сформированности частных навыков и умений. Итоговый контроль (зачет) проводится в конце полугодия и ставит своей целью оценить знания и умения учащихся по всему объему работы за данный отрезок времени во всех сферах блога.
В качестве критериев оценки используются: языковая нормативность (в плане нормативности письменного типа речи); разнообразие языковых средств (структур, словаря); объем письменного высказывания (количество предложений в посте); содержательность речи (степень глубины и детализации коммуникативного исследования предмета общения в блоге, способность к правильному использованию соответствующих речевых форм); коммуникативная достаточность (способность блоггера добиться понимания, выраженного им содержания).Одним из критериев оценки является активность блоггеров, которая определяется количеством сообщений и комментариев, их объемом, как скоро и часто они публикуются в сети, как много вариантов взаимодействия предлагает участник и т.д.
Поскольку блог представляет собой идеальную платформу для развития умений и навыков по всем видам речевой деятельности школьников на продвинутом этапе практическая ценность его использования состоит в следующем.
Очевидно, что современному школьнику необходимо непрерывное, регулярное, самомотивированное общение на изучаемом языке в аутентичных условиях. Благодаря блогу создана интерактивная иноязычная коммуникативная среда и сетевое сообщество школьников для решения этой задачи.
Языковая среда блога предоставляет учащимся дополнительную практику во всех видах чтения за счет публикаций в блоге, что способствует развитию навыков просмотрового, поискового, ознакомительного, изучающего чтения.
Возможность выступить как автором, так и комментатором материалов блога совершенствует навыки письма и увеличивает объём речевой продукции, но в отличие от традиционного обучения адресатом блоггеров становится не только преподаватель, но и любой пользователь Интернета. Более того, блог может рассматриваться как вариант портфолио письменных работ участников сетевого обшения, т.к. они легко могут вернуться к прошлым работам и оценить прогресс своей продукции в письменной речи.
Формируется навык составления письменных сообщений по тематике, выходящей за рамки учебного курса, с соблюдением языковых норм и академических норм цитирования и оформления ссылок на электронные ресурсы.
Такое свойство блога как интеграция аудиообъектов (речь носителей языка, радиопередачи, художественная декламация) и видеобъектов (отрывки из художественных и документальных фильмов, видеолекции, видеоряд с наложенной художественной декламацией) совершенствует навыки аудирования аутентичного материала, над которым можно работать в свое свободное время дистанционно.
Блог увеличивает сферу автономной работы над всеми видами речевой деятельности во внеаудиторное время.
Блог стимулирует внеурочные дискуссии для развития сотрудничества в группе, которые способствуют более близким взаимоотношениям.
Совершенствуется навык поиска и анализа информации, обработки больших объёмов информации; формируются навыки критического мышления.
Блог раскрывает творческий потенциал и обеспечивает творческое саморазвития ученика через задания проблемного и развивающего характера, которые могут подкрепляться объектами мультимедиа (фотографии, видео, аудио).
Блог усиливает мотивацию к изучению иностранного языка.
При очевидной практической ценности блог-технологии, на данный момент сущуствует ряд проблемных полей, которые требуют особого внимания и дальнейшей работы, если мы хотим результативности и определенного методического эффекта от внедрения этой технологии в процесс обучения АЯ.
Оставляют желать лучшего включенность всех учащихся в работу, их активность, дисциплина и самоконтроль. На данный момент привычка использования блога у уч-ся еще не выработана.
Качество постов имеет следующие характеристики: идет выбор в пользу менее сложных лексических и грамматических средств; глубина трактовки вопроса публикации не всегда удовлетворительная; есть соблазн плагиата или вместо самостоятельной продукции пользование услугами сайтов переводчиков. Языковые нормы, предъявляемые к продуктивному высказыванию, не всегда соблюдаются, в связи с этим учителю приходится контролировать форму поста до того, как участник выставит свое сообщение в блоге.
Можно встретить неожидаемые комментарии, нежелательные с точки зрения норм этикета и уважительного отношения к потенциальному читателю и адресату.
Одним их средств решения этих проблем является поддержание интереса блоггеров через разработку вариативных способов стимуляции и поощрения их общения в сети и расширение спектра средств, контролирующих деятельность школьников в блоге.
Некоторые цифровые характеристики блога «STAR»:
Опубликовано 25 сообщений на АЯ (всего 69)
Авторов постов на АЯ – команда «STAR» 4 чел. и 16 пользователей блогаОставлено комментариев на АЯ – 165
Размещено видео и аудио материалов – 5
Ссылок для автономного изучения АЯ в интернете -18
Всего зарегистрированных участников сетевого общения на АЯ - 45
Постоянных участников – 10
Рефлексивная оценка процесса изучения АЯ с использованием блог-технологии учащимися 10а класса.
Климушкин Валерий
Однозначно, блог очень полезен. Он дает ученикам возможность проявлять себя как в плане разработчиков интернет - продукции, так и в плане его пользователей.
Блог – дополнительная возможность попрактиковаться в АЯ. Оставляя комментарии, мы предварительно должны проработать посты на английском языке, выстроить свое мнение и продумать его правильную форму. Желательно, конечно, с минимумом ошибок.
Блоги сейчас очень популярны. Наш «STAR» ценен тем, что он образовательного плана. Это значит, что человек будет не просто тратить время в интернете, а развиваться в определенной области. Учеба в интернете - современный подход.
Бученков Дмитрий
Мне нравится, что каждый пользователь этого блога имеет право стать его автором и примерить на себя роль «писателя», тем самым открыть в себе скрытые таланты. Но это накладывает ответственность за содержание, которое ты выкладываешь в сеть. А если оно еще и на английском, нужно постараться, чтобы тебя правильно поняли.
Наш учитель часто говорит, что шаблон «Blogspot» примитивный и простой. Но минимальные возможности не делают его хуже. Я считаю, что обложка блога не столь важна, она не должна отвлекать пользователей. Ведь куда более важно наполнение блога.
Да, блог «STAR» не отражает мировые события, но его публикации и посты заслуживают внимания, т.к. идет обсуждение общечеловеческих социальных проблем, которые нас очень волнуют. Это делает блог не обычным сетевым дневником, которых тысячи, а уникальным проектом.
Алехашкина Мария
Я никогда раньше не читала англоязычные блоги. «STAR» мой первый опыт. Сначала было непривычно, да и желания было мало. Это ведь дополнительное время и труд. Много новых слов, объем сообщения не маленький… Я писала первые комментарии, если честно, по принципу «написать и забыть». Но тематика, предлагаемая к обсуждению, сделала свое дело, и сейчас я с интересом слежу за публикациями. Такое общение помогает мне лучше воспринимать, понимать английскую речь. Ее письменный вариант в блоге, который изначально пугал, дает определенные преимущества. Есть время подумать над высказыванием, проверить, поправить… Самое интересное, что сообщения и комментарии в блоге пишут наши друзья. Я с удовольствием читаю их мнение, переводя незнакомые слова, выражаю свое и даже спорю, если наши взгляды не совпадают. Там есть и мое сообщение про азартные игры, и я несколько раз перечитывала комменты моих друзей. =)Константинова Ольга
Таких блогов должно быть больше, ведь в них обсуждаются серьезные проблемы общества, о которых нельзя не говорить. Хорошо, что мы пишем комментарии на английском языке, это позволяет нам повысить наш языковой уровень.
Махляева Дарья
Общение в блоге дает нам возможность узнать друг друга с неожиданной стороны.
Храновская Диана
Я - автор одной из публикаций. Мне приятно, что весь мир может ее прочитать, ведь текст на АЯ, а на нем говорят все. Мне нравится, что наши сообщения, не просто предлагают текст, а сопровождаются предварительным анкетированием сверстников и просто знакомых. Полученные проценты всегда дают информацию к размышлению.
Гинц Александр
Блог принимает участие в серьезных конкурсах, и я горжусь тем, что внес в эту работу маленький вклад. Наши блоггеры - молодцы!
Крюченкова Татьяна
Блог развивает нас не только в плане языка, но и в плане нравственности. Он помогает нам почувствовать чужие проблемы и, возможно, помочь советом.
Моя активность зависит от тематики поста. Иногда трудно остановиться, а иногда мучаешься и не знаешь, что написать.
На начальном этапе было очень трудно. С чтением все в порядке, а вот добавление комментария напрягало. Я не очень сильна в английском. Каюсь, пыталась пользоваться on-line переводчиком… К моему огромному удивлению он делает столько ошибок! Пришлось самой трудиться. И вроде все неплохо получается.
Сергеева Ю.
Есть одна трудность: не всегда можно отправить пост из-за проблем с интернетом вовремя. =( Данелия А.
Хотелось бы пожелать проекту «STAR» расти и развиваться: чаще публиковать сообщения, добавить в посты больше видео, музыки. Попробовать размещать там слайд-презентации, пользователям сети было бы интересно увидеть творческие работы школьников на английском языке.