«Компетентностный подход в преподавании предметов музыкального цикла реализуемый через проектно- исследовательскую деятельность»

«Компетентностный подход в преподавании предметов музыкального цикла реализуемый через проектно- исследовательскую деятельность»
«Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учит её находить»
А.Дистервег

Цель – показать методику организации учебной исследовательской работы на уроках музыкального цикла.
Главными задачами исследовательской деятельности считаю:
- Освоение и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий, обеспечивающих компетентностно-ориентированный подход в образовании.
- Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса, для развития у обучающихся способности к самообразованию, самостоятельности, самореализации .
Поставленные задачи реализую через:
- Реализацию компетентностного подхода к образованию.
- Использование проектного метода обучения.
- «Как учить детей?»
- «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению ?»
- «Каким способам деятельности обучать детей?»
Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении.
Что такое компетентностный подход?
Компетентностный подход – это готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации.
Выполнение и защита исследовательского или практико-ориентированного проекта.
Это принципиально новый подход в обучении. Однако его можно рассматривать как логическое продолжение лучших отечественных педагогических идей.
В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Так как творчество немыслимо без познавательской активности, современное качественное школьное образование не возможно без исследовательской работы учащихся.
Музыкальное воспитание строится на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей.
На эстетическом отделении нашей школы основной целью работы с учащимися является развитие творчества.
Перед собой я ставила проблему: как заинтересовать учащихся предметом? Ведь критерием успешности обучения становится не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания; приобретение личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами; стремление самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Анализируя свои уроки, наблюдая за детьми, вижу, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Поэтому исследовательская деятельность открывает учащимся возможность творческого самовыражения в различных формах исполнительской деятельности – хоровом пении, художественной импровизации, музыкально-драматической театрализации.
Сейчас в школах широко используется метод проектов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения), мышление. Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить три вида учебных проектов: краткосрочные (2-4 часа): среднесрочные (12-15 часов): долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала. Можно использовать индивидуальную и групповую формы работ. Любое исследование- это получение новых знаний.
В 3 классе перед темой «Инструменты симфонического оркестра», я предлагаю учащимся мини-проект «Мой музыкальный инструмент». Индивидуальная форма работы. Дети мастерят дома шумовые инструменты, предлагают их на уроке классу, показывают способы игры на них. Работа заключается в исследовании дома и на улице того, что может издавать необычные шумовые звуки: баночки, крышечки, пуговки, столовые принадлежности. После представления инструментов исполняем необычным шумовым оркестром ритмический аккомпанемент к любой известной детской песне. В пятом классе предлагаю проект по теме «Музыкальная сказка» Задача этого проекта - разработка и сочинение своих сказок о музыке. Сначала на уроках по этой теме ставится проблема - найти литературные жанры, где идет рассказ о музыке (на страницах книг; в стихах, рассказах, баснях); затем показываю, как тесно связаны два вида искусств литература и музыка. Для закрепления пройденного материала предлагаю два творческих задания (по желанию самих учащихся):
1. Провести исследовательскую работу. Найти стихотворение, где присутствует музыка.
2. Попробовать самим сочинить стихотворение, где музыке будет отведена главная роль.
Аналогичное задание можно использовать и по теме «Музыка в баснях», «Музыка в сказках». Главное чтобы на занятиях не было равнодушных, ведь эмоциональное состояние влияет на мотивацию учения. Большое искусство начинается с малого.
Для учащихся старших классов в преддверии празднования Дня Победы был предложен групповой проект « Песни , опаленные войной».
Исследовательская деятельность осуществлялась в области музыки и истории (песни военных лет).
На первом этапе работы ученикам было предложено приготовить
материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой Отечественной войны.
Второй этап-планирование. Ученики делились на группы. Кто-то готовил литературный материал , кто-то - музыкальные фрагменты .
Третий этап-исследовательский. Выполнялся самостоятельно, согласно принятому в группе плану. У каждого было свое задание: одни разучивали военную песню, другие искали материал про эту песню, третьи оформляли работу.
Четвертый этап - результаты и выводы.
Пятый этап-оценка результатов (за активность, качество и объем используемых источников, креативность).
Как итог этой работы накануне празднования Дня Победы, провели внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 по теме «Песни фронтовых лет».
Вывод: Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. По проведенным мною экспериментам, наблюдениям и выводам, дети с желанием посещают уроки, активны когда их что то затягивает, увлекает, а именно - творческие задания. Используя на уроках исследовательскую деятельность, решается главная задача - открыть креативные способности каждого ребенка, ведь «именно она – музыка, ни с чем несравнимое средство воспитания творческих сил разума». (В. А. Сухомлинский)
Чтобы успешно реализовать компетентностный подход, педагог должен уметь:
Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;
Закреплять знания и умения в учебной и во внеклассной практике;
Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.
Поэт, художник, музыкант-
Такими сразу не родятся.
В любом из них зарыт талант-
Лишь стоит только покопаться.
Ищите таланты в себе и в ваших учениках, развивайте их, совершенствуйте.