КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ШКОЛА — ВУЗ
Шиленкова Юлия Васильевна,
учитель химии
МБОУ СОШ №18 им. Э.Д. Потапова
г. Мичуринска Тамбовской области
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ
ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ШКОЛА - ВУЗ
Из «Концепции модернизации российского образования» следует, что главной целевой направленностью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Школа должна создавать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть формировать ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Компетентностный подход - формирование у обучающихся ключевых компетенций в учебном процессе. Именно он предполагает освоение ребенком умений, позволяющих действовать в новых проблемных условиях, находить выход из нестандартных ситуаций, достигать требуемых результатов, применять теоретические знания для решения конкретных задач. Ощутимый результат дает совместная деятельность старшеклассников с научными сотрудниками и студентами ВУЗов. В течение нескольких лет обучающиеся МБОУ СОШ №18 старших классов проводят свои исследования на базе ГОУ ВПО «МГПИ». Ведущие преподаватели кафедры химии: Золотов М.А., Кострикин В.В., Агаркова Е. Е., Золотова О.М. оказывают профессиональную помощь детям в поиске достоверной научной информации, в проведении химического эксперимента, в обработке статистических данных. Преимущества такого сотрудничества заключаются в возможности ознакомления обучающихся с современными методами научного исследования, с первоначальным освоением современного химического оборудования, с уяснением сущности и особенностей работы современного ученого. При этом задача преподавателя института заключается в предложении темы исследования, методов проведения эксперимента, в ознакомлении с современными научными воззрениями по выбранной тематике, а задача учителя - в соотнесении выбранной темы со школьными курсами дисциплин естественнонаучного цикла, в адаптации представленных научных знаний в соответствии с возможностями восприятия школьниками.
Очевидно, для успешного проведения подобной работы необходимо творческое сотрудничество обоих руководителей, их взаимное понимание и разумное распределение функций. Компетентностный подход при проведении научно-исследовательской работы позволяет каждому ребенку испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело педагогов и ВУЗа, и школы - создать и поддерживать творческую атмосферу в этом направлении. Данный вид деятельности - мощное средство, позволяющее увлечь и направить новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования. Анализ исследовательских работ обучающихся, наблюдение за их деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению поставленных задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты своих трудов. Под руководством учителя и научного руководителя происходит самосовершенствование, самопознание и самовоспитание подростка. Создание условий для научно-исследовательской деятельности позволяет реализовать право ребенка на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в ВУЗы, реализовать их жизненные цели и задачи