Мастер-класс ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МАСТЕР-КЛАСС
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Здравствуйте, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на нашем мастер - классе «Проектная деятельность как средство развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей»
«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание,
которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием,
сделанным им самим»
Карл Роджерс
Сегодня мы с вами познаем тонкости организации проектно-исследовательской деятельности.
СЛАЙД 2
Наш мастер-класс будет проходить в несколько этапов:
Организационный этап.
Теоретический этап.
Игровой этап.
Исследовательский (практический) этап.
Заключительный этап.
СЛАЙД 3
Правила участия в мастер-классе:
быть активными и доброжелательными;
улыбаться;
быть уверенным и находчивым;
аргументировать принятые решения;
решения должны быть согласованы всей группой;
оригинальность приветствуется.
СЛАЙД 4
Организационный этап.
Чтобы перейти к более сложной части, вам предлагается небольшая разминка для активизации мозговой деятельности.
И так, наша разминка называется «Фразы – перевёртыши»
это всем известные строки из пословиц и поговорок
Уйти от новой стиральной машины – Остаться у разбитого корыта
На милиционере валенки мокнут – На воре шапка горит
Ниже пяток не опустишься – Выше головы не прыгнешь
Уговори умного к черту послать, так и нога заживет –
Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет
Безделью часы — слезам год – Делу время — потехе час
Начал развлекаться — трусливо сиди дома – Кончил дело — гуляй смело
Мужик на телеге – мерину тяжелее – Баба с возу – кобыле легче
Громче стоишь – ближе не будешь – Тише едешь, дальше будешь
С ленью не засунешь и птицу в море –
Без труда, не выловишь и рыбку из пруда
Молодцы! Клеточки вашего головного мозга активизировались и настало время перейти у следующему этапу.
Теоретический этап.
(СЛАЙД 5) Мне бы очень хотелось познакомить вас с методическими аспектами организации и сопровождения проектной деятельности. Почему в данном случае мы говорим о сопровождении, а не руководстве? Все потому, что основа проектной деятельности – это свобода творчества, фантазии, путей решения и разных взглядов, в рамках одного совместно-выбранного направления. Педагог в данном случае – партнер, коллега, собеседник, товарищ и верный друг.
Многие из вас уже знакомы с проектной деятельностью и знают, что под проектом понимается.
Что же такое «Проект»? Можно сказать, что «проект – это пять «П»: (СЛАЙД 6)
1. Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2. Проектирование (Планирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с определения вида продукта и формы презентации.
3. Поиск Информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
4. Продукт. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Презентация продукта. Подготовленный продукт должен быть представлен аудитории.
Иными словами, проект – это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат; это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного.
Классификаций проектов достаточно много, мы считаем, что основные характеристики, с которыми необходимо определиться - это какой проект: (СЛАЙД 7)
а) по составу участников;
б) по целевой установке (типу);
в) по срокам реализации.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные фазы (СЛАЙД 8):
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него на определенный отрезок времени тему.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Что ж, прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную тему. Есть разные способы выбора тем исследования. Мы вам предлагаем ознакомиться несколькими из них:
СЛАЙД 9
+ Наблюдение как способ выявления проблем
Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Например, «Как разговаривают черепахи?», но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.
Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, снежинки. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти снежинки по памяти.
+ «Тема одна — сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Отдых». У каждого свои ассоциации с понятие «отдых», у кого-то это прогулки на природе, у кого-то игры дома, поездка к бабушке и т.д.
В дальнейшем мы учим детей смотреть на мир глазами других людей или даже вещей, например: Игра «Разными глазами», задача описать аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.
+ «Рассказ от имени другого персонажа»
Задание детям формулируется так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым, телевизором, любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».
+ «Рассказ по заданной концовке»
Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать, например, Когда я заглянул под кровать, то увидел, что это был кот.
+ «Продолжи неоконченный рассказ», но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты белка, сидящая на дереве, гриб, растущий в лесу.
Для следующей работы нам необходимо 2 творческие группы. Одну творческую группу, я уже вижу, она как раз присела за большие столы, а во вторую я приглашаю всех желающих. Необходимо 5 человек.
Задание «Подводим к теме»
Выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.
(СЛАЙД 10)
Перед вами известный всем предмет – мыло.
На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.
Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.
Так листок каждого участника оценивается членами группы и возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную, по мнению педагогов тему. Таким образом, можно выбрать тему исследовательской работы. Работая с детьми, мы проводим опрос и сами фиксируем наиболее актуальные и интересные, по мнению детей, вопросы.
Игровой этап
Что ж, и теоретический этап нами пройден. Давайте оправимся дальше. Следующий наш этап, пожалуй, один из любимейших воспитанниками дошкольных учреждений – игровой. (СЛАЙД 11)
Существует несколько позиций воспитательского отношения к детям во время проектной деятельности, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми из них, но для этого мне нужна ваша помощь (под стульями у некоторых попадаются изображения сказочных героев) педагог готовит атрибуты. Участники перевоплощаются и презентуют себя залу, задача зала угадать позицию педагога – персонаж. Карабас-Барабас, Мальвина, Спящая красавица, Наседка, Мери Поппинс.
Спасибо участники, разоблачайтесь и присаживайтесь. Конечно, самая адекватная позиция Мэри Поппинс и надо к ней стремится.
(СЛАЙД 12) Музыкальная пауза
Исследовательский (практический) этап
Следующий, на наш взгляд, самый основной этап с точки зрения развития познавательной активности – исследовательский. (СЛАЙД 13)
Наша жизнь полно наполнена проблемами и ситуациями, требующими решения. Чтобы научить детей решать проблемные ситуации, находить разнообразные пути решения и добывать информацию из различных источников, мы должны уметь это делать сами.
Вот в этом и будет заключаться наше исследование. Но для того, чтобы начать, нам нужна тема, и что же это может быть…..? Ну, конечно, все мы с вами женщины, такие прекрасные, умные, талантливые. Вот и сегодня вам предстоит проявить один из ваших талантов. У вас на столах конверты. Откройте их и сложите картинку – это и будет тема вашего проекта (в конверте для 1 команды – ШУБА, в конверте 2 команды – КУРОРТ / МОРЕ). Что ж, тема нам ясна. А вот в чем же заключается проблема?
Наша проблемная ситуация будет заключаться в следующем:
1-ая команда: «У вас очень бережливый муж, который четко планирует семейный бюджет и подсчитывает все расходы. А на дворе уже осень, впереди долгая, суровая, камчатская зима и нам очень, ну очень хочется шубу. Ваш проблемный вопрос: «КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ БЕРЕЖЛИВЫЙ МУЖ СОГЛАСИЛСЯ НА ПОКУПКУ ШУБЫ?»
2-ая команда: «У вас ситуация немного другая. Ваш чудесный и замечательный муж, распланировал ваш совместный отпуск, который ограничивается поездкой на соседнюю реку на рыбалку и регулярными выездами на дачу. А вы, уставшая, изнеможденная работой, безумно мечтаете о поездке на море. Ваш проблемный вопрос: «КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ МУЖ СОГЛАСИЛСЯ НА ПОЕЗДКУ НА МОРЕ?»
ВАША ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА: СОСТАВИТЬ ЧЕТКИЙ ПЛАН ПРОЕКТА ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА!
(1/2 ватмана – 2 шт, маркеры)
Предлагаю вам погружаться в проект по технологии «Трех И» (СЛАЙД 14)
Первое «И» - Известно (Что мы знаем о ….?)
Первый этап выявления известных фактов и сведений. Под надписью «Известно» фиксируем высказывания каждого участника команды, подписываем под ним имя автора высказывания.
Второе «И» - Интересно узнать (Что мы хотим узнать о ….?)
Второй этап - записываем идеи и факты, о которых было бы интересно узнать. Из полученной информации создают карту проекта, где показана взаимосвязь дополняющих друг друга тем – схему развития будущего проекта.
Третье «И» - Изучили (Что мы узнали о ….?)
Третий этап, на котором происходит совместное исследование проекта тема за темой, день за днем. Ежедневно во время утренней встречи педагог спрашивает о том, что они вчера узнали. Что запомнилось, что понравилось. Однако окончательно заполнение данного блока произойдет только после завершения темы. В нашем случае вы фиксируете предполагаемые факты и знания.
Затем необходимо подготовить выступление по плану (СЛАЙД 16)
Название проекта.
Цель и задачи. Под целью понимается конечный результат. Под задачами – способы реализации и достижения результата.
Возраст аудитории, для которой предназначен. В нашем случае указывает для взрослых.
Продукт (который в нашем случае вполне реальный и желанный: для первой команды это шуба, а для второй путевки на курорт)
Серия вопросов составленных технологии «Трех И».
Возможные результаты. Ожидания. (По окончании проекта ожидается, что….)
Время исполнения: 10 мин. После чего представляется проект.
После презентаций команд проектов, педагог дает советы по работе над проектом.
Заключительный этап
А закончить нашу встречу я бы хотела словами великого человека
«В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать».
Франсуа де Ларошфуко
Несложно понять суть этого высказывания, всё в наших руках, никогда не бойтесь и не останавливайтесь на достигнутом. Учувствуйте в конкурсах, совершайте открытия! Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!
Карабас-Барабас. Ему нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Не обучает, а дрессирует.Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе, дети парализованы страхом перед ним), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.
_______________________________________________________________
Мальвина - благовоспитанная девочка. Обучает тем нормам, которые считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения. Поэтому в экстремальной ситуации оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, тем самым отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, ограничивая развитие способностей.
_______________________________________________________________
Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву).Воспитатель, занимающий такую позицию, предоставляет детей самим себе. Проводя ежедневно по 8-9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье.Воспитатель - Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.
____________________________________________________________________
Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, ухаживает. Она постоянно тревожится о своем потомстве, скликая цыплят под свое крыло.Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.
Мери Поппинс весьма образованная особа, хорошо воспитанная и точно пред-ставляющая, как следует себя вести в разных ситуациях. С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, т.е. она знает детей как бы «изнутри».Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов.
_______________________________________________________________
И так, наша разминка называется «Фразы – перевёртыши»
это всем известные строки из пословиц и поговорок
Уйти от новой стиральной машины – Остаться у разбитого корыта
На милиционере валенки мокнут – На воре шапка горит
Ниже пяток не опустишься – Выше головы не прыгнешь
Уговори умного к черту послать, так и нога заживет –
Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет
Безделью часы — слезам год – Делу время — потехе час
Начал развлекаться — трусливо сиди дома – Кончил дело — гуляй смело
Мужик на телеге – мерину тяжелее – Баба с возу – кобыле легче
Громче стоишь – ближе не будешь – Тише едешь, дальше будешь
С ленью не засунешь и птицу в море – Без труда, не выловишь и рыбку из пруда
Карабас-Барабас Мальвина
Спящая красавица Наседка Мери ПоппинсПлан выступления
Наш проект называется: « »
Цель нашего проекта (под целью понимается конечный результат):
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи проекта (под задачами подразумеваются способы реализации и достижения результата)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возрастная аудитория – для взрослых.
Продукт ____________________________________________________
Нам известно_________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интересно_________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изнали_________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. По окончании проекта ожидается, что _____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мыло
№ Вопрос Отметка
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26 27. 28. 29. 30. ПРОБЛЕМА:
«КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ БЕРЕЖЛИВЫЙ МУЖ СОГЛАСИЛСЯ НА ПОКУПКУ ШУБЫ?»
______________________________________________________________
ПРОБЛЕМА:
«КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ МУЖ СОГЛАСИЛСЯ ПОЕХАТЬ
НА МОРЕ?»
______________________________________________________________
ИЗВЕСТНО (Что мы знаем о ….?)
____________________________________________________
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ (Что мы хотим узнать о ….?)
________________________________________________
ИЗУЧИЛИ (Что мы узнали о ….?)
ИЗВЕСТНО (Что мы знаем о ….?)
____________________________________________________
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ (Что мы хотим узнать о ….?)
________________________________________________
ИЗУЧИЛИ (Что мы узнали о ….?)
___________________________________________________________________